Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов

ГАРАНТ:

См. основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025-2027 гг.

 

Введение

 

В 2023-2024 годах российский финансовый рынок продолжил развиваться в условиях внешних ограничений. Ключевую роль в этом сыграли выбранные подходы на сохранение рыночных принципов и открытость российской экономики, что обеспечило гибкость и адаптивность системы в меняющихся условиях. В основном завершен выход из регуляторных послаблений, введенных в 2022 году. Финансовые организации сохранили свою устойчивость в новых реалиях. Для структурных изменений в российской экономике требуются значительные ресурсы, которые на среднесрочном горизонте могут быть обеспечены в первую очередь за счет внутренних источников. И финансовый рынок должен вносить свой вклад в формирование таких ресурсов через механизмы трансформации сбережений в инвестиции.

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (ОНРФР 25-27) - основной среднесрочный документ по вопросам развития отечественного финансового рынка. Данный документ раскрывает основные цели, принципы, направления политики по развитию финансового рынка, а также ключевые задачи, которые будет решать Банк России совместно с Правительством Российской Федерации.

Основные направления развития финансового рынка готовятся на ежегодной основе. При этом ОНРФР 25-27 сохранили преемственность с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов, которые уже во многом учитывали новые реалии и вызовы, стоящие перед российской экономикой на современном этапе. При подготовке настоящего документа учитывались комментарии и предложения участников финансового рынка, делового и экспертного сообщества.

В ОНРФР 25-27 выделены пять ключевых направлений развития финансового рынка: создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора; защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса; цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры; развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов; обеспечение финансовой стабильности.

Для повышения роли финансового рынка в формировании долгосрочных ресурсов важно расширение предложения всеми его сегментами качественных продуктов и инструментов, в том числе для долгосрочных сбережений и инвестиций, отвечающих потребностям граждан и бизнеса. При этом особое значение имеет развитие рынка капитала, в первую очередь долевого финансирования, которое является наиболее долгосрочным. Важным условием для развития рынка капитала и финансового рынка в целом является укрепление доверия к нему его участников. В связи с этим значимыми направлениями работы остаются обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, в том числе миноритарных акционеров, повышение качества корпоративного управления, предоставление доступа к необходимой для принятия инвестиционных решений информации об эмитентах и инструментах. Это будет способствовать принятию потребителями финансовых услуг и инвесторами обоснованных финансовых решений, что в конечном счете будет способствовать формированию благоприятных условий для повышения благосостояния граждан и бизнеса. Кроме того, одним из значимых механизмов привлечения инвестиций в важные для нашей страны проекты могут стать инструменты финансирования устойчивого развития.

Сохраняет свою актуальность и вектор на цифровизацию финансового рынка, что требует продолжения работы по совершенствованию необходимого правового регулирования, созданию условий для безопасного внедрения цифровых и платежных технологий. При этом важно развивать и адаптировать технологии, включая оборудование и программное обеспечение, с учетом действующих ограничений на их ввоз и обслуживание в России.

Другое значимое направление работы - это выстраивание внешнеторговых и финансовых отношений со странами-партнерами, развитие необходимых для этого финансовой инфраструктуры и инструментов, а также регулирования.

При этом залогом устойчивого и бесперебойного функционирования финансового рынка является системная финансовая стабильность. Банк России будет уделять внимание развитию подходов к мониторингу и ограничению системных рисков в новых условиях, совершенствованию инструментов обеспечения финансовой стабильности. Это, наряду с поддержанием стабильно низкой инфляции, является необходимым условием для нормальной работы финансового рынка и экономики в целом.

Финансовый рынок является неотъемлемой частью экономической системы, и его развитие во многом зависит от модели развития российской экономики, подходов к решению стоящих перед ней задач. Банк России и Правительство Российской Федерации вносят вклад в развитие финансового рынка, прежде всего формируя необходимые для этого условия. Наряду с наличием широкого инструментария и выстроенной системы регулирования, для развития финансового рынка также важны защита прав собственности, эффективность судебной системы, конкурентная среда, снижение административных барьеров, предсказуемость налоговых условий. При этом особое значение имеет вклад каждого участника, готовность финансовых организаций и бизнеса адаптироваться под быстро меняющиеся условия, вырабатывать необходимые решения, выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, формировать доверительную среду, повышать качество и увеличивать ценность предоставляемых финансовых продуктов, инструментов и услуг.

Настоящий документ подготовлен исходя из следующих предпосылок:

- применение преимущественно рыночных методов и подходов, которым отдается предпочтение как наиболее эффективным в решении стоящих задач;

- приоритет интересов потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса), российской экономики в целом как конечных бенефициаров развития финансового рынка при определении целей и задач его развития;

- сохранение открытости российской экономики с перспективой расширения внешнеторговых и финансовых отношений;

- принятие мер, направленных на поддержку и развитие экономики и финансового рынка, с учетом их влияния на конкурентную среду;

- сохранение или усиление роли государства только в тех сферах и при решении тех задач, с которыми рынок не может справиться эффективно, но которые имеют большое значение для российской экономики.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Индикаторы мониторинга развития финансового рынка

 

Цели и направления развития финансового рынка, представленные в разделах 1 и 3 ОНРФР 25-27, учитывают актуальные задачи социально-экономического развития страны, текущие тенденции и вызовы на финансовом рынке. Достижению каждой из трех целей способствует работа сразу по нескольким направлениям. Схематично взаимосвязь целей и направлений показана в таблице 2. Для мониторинга движения к реализации трех целей развития финансового рынка Банк России ориентируется на набор комплексных агрегированных индикаторов, представленный в таблице 1.

 

Табл. 1

 

Агрегированные индикаторы мониторинга состояния и развития финансового рынка

 

 

Индикаторы

Текущее значение

Ожидаемая динамика

1

Отношение активов финансовых организаций к ВВП, %

131,5* на 01.10.2024

Рост индикатора

2

Отношение капитализации фондового рынка к ВВП, %

25,4* на 01.12.2024

Рост индикатора

3

Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений, %

35,5* на 01.10.2024

Рост индикатора

4

Уровень цифровизации финансовых услуг для физических лиц, %

83,4 на 31.12.2023

Рост индикатора

5

Уровень цифровизации финансовых услуг для юридических лиц, %

80,2 на 31.12.2023

Рост индикатора

6

Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов**

56,6 май 2024 года

Рост индикатора

7

Оценка устойчивости финансового сектора, представленная в регулярном Обзоре финансовой стабильности Банка России

------------------------------

* С учетом данных о ВВП за II квартал 2024 года.

** Опрос будет проводиться 1 раз в 3 года, следующий замер - в мае 2027 года.

------------------------------

 

С учетом приоритетности задачи участия финансового рынка в финансировании трансформации российской экономики используется агрегированный индикатор отношения активов финансовых организаций к ВВП (индикатор 1). Подобные показатели часто применяются для отражения возможностей финансового рынка обслуживать потребности экономики, которые, в свою очередь, также зависят от масштабов его развития, глубины и охвата финансовыми услугами различных сфер экономической деятельности. При этом важно учитывать активы как кредитных организаций, так и НФО, принимая во внимание, что для развития экономики, удовлетворения жизненных потребностей граждан и бизнеса важен весь спектр основных финансовых услуг.

 

Табл. 2

 

Взаимосвязь целей (по горизонтали) и направлений развития финансового рынка (по вертикали)

 

 

Для обеспечения трансформации российской экономики необходимы в первую очередь долгосрочные ресурсы, которые формируются преимущественно на рынке капитала. При этом наиболее долгосрочный характер носит именно долевое финансирование. С расширением круга компаний, привлекательных для инвесторов, и более активным использованием предприятиями выпуска акций в свободное обращение как инструмента финансирования бизнеса будет увеличиваться капитализации фондового рынка к ВВП (индикатор 2). При этом важным условием роста долевого финансирования является увеличение числа компаний, имеющих долгосрочную устойчивую стратегию развития, качественное корпоративное управление, обеспечивающих прозрачность своей деятельности для инвесторов и рассматривающих их как равноправных партнеров.

Для формирования долгосрочных ресурсов в экономике необходимо удлинение горизонта вложений граждан (индикатор 3). С этой целью в различных сегментах финансового рынка формируется линейка инструментов для долгосрочных сбережений и инвестиций, вводятся механизмы гарантирования, проводится работа по повышению финансовой грамотности.

В условиях цифровой трансформации экономики и всех сфер жизни общества важным аспектом развития современного финансового рынка является цифровизация финансовых и платежных продуктов и услуг для граждан и бизнеса (индикаторы 4 и 5 соответственно). Цифровизация финансового рынка также имеет большое значение для внедрения инноваций в реальный сектор экономики, использования в деловом обороте новых цифровых инструментов.

Удовлетворенность населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, которая оценивается по данным опроса (индикатор 6), отражает восприятие гражданами работы финансового рынка и его институтов, уровень доверия к ним. На это в комплексе влияют защищенность прав потребителей, уровень финансовой грамотности, доступность финансовых продуктов и сервисов, в том числе через дистанционные каналы.

Для системной финансовой стабильности крайне важны устойчивость финансовых организаций, инфраструктуры, финансового рынка в целом, их способность бесперебойно выполнять свои функции, в том числе в условиях стресса. Банк России регулярно проводит оценку устойчивости финансового сектора (банковского сектора и сектора НФО) и 2 раза в год публикует результаты в Обзоре финансовой стабильности (индикатор 7).

Таким образом, Банк России использует агрегированные показатели 1-6 для мониторинга изменений на финансовом рынке с точки зрения их восприятия потребителем финансовых услуг, развития цифровых продуктов и сервисов, а также глубины финансового рынка относительно масштабов экономики. Увеличение индикаторов 1-6 будет отражать позитивные изменения. Мониторинг устойчивости финансового сектора Банк России осуществляет регулярно (индикатор 7). Банк России анализирует факторы, влияющие на динамику индикаторов, разъясняя причины происходящих изменений.

Банк России не устанавливает количественных ориентиров по индикаторам, рассматривая их как индикативные. Финансовый рынок является сложной, многогранной системой, динамично меняющейся под влиянием как действий самих участников финансового рынка, так и широкого круга экономических, технологических и иных факторов, не зависящих напрямую от Банка России и Правительства Российской Федерации. При постоянно возрастающей скорости изменений установление точных количественных значений по любым индикаторам может затруднить действие рыночных механизмов развития, снижая степень гибкости и адаптивности политики регулятора, быстроты реакции на возникающие новые вызовы, или привести к перегреву и образованию "пузырей" на рынке. В связи с этим достижение конкретных целевых значений индикаторов без учета широкого круга динамично меняющихся факторов, которые значимо влияют на тенденции развития финансового рынка, не может быть критерием эффективности политики по развитию финансового рынка.

Важно отметить, что, наряду с индикаторами 1-7, в целях мониторинга развития финансового рынка Банк России на постоянной основе анализирует широкий круг количественных и качественных показателей. В разделе 2 ОНРФР 25-27, содержащем описание текущего состояния финансового рынка, упомянута лишь часть из них. Банк России регулярно публикует материалы 1, в которых детально освещаются тенденции развития как финансового рынка в целом, так и его отдельных сегментов.

 

Табл. 3

 

Методика расчета индикаторов

 

 

Наименование индикатора, единицы измерения

Краткая методика расчета

1

Отношение активов финансовых организаций к ВВП, %

Показатель рассчитывается как отношение суммы активов банковского сектора, активов страховщиков, инвестиционных портфелей НПФ и СФР, стоимости чистых активов ПИФ, собственных активов профучастников - НФО, активов на брокерском обслуживании, активов в доверительном управлении, профильных активов МФО, портфелей займов ломбардов, КПК и СКПК к годовому объему ВВП

2

Отношение капитализации фондового рынка к ВВП, %

Показатель рассчитывается как отношение рыночной капитализации ценных бумаг по итогам торгов на фондовом рынке ПАО Московская Биржа к годовому объему ВВП

3

Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений, %

Показатель рассчитывается как отношение суммы инвестиционных, страховых и пенсионных услуг, предоставленных физическим лицам, к общему объему сбережений граждан (включая вклады и текущие счета)

4

Уровень цифровизации финансовых услуг для физических лиц, %

Показатель определяется путем анкетирования кредитных организаций, страховых организаций, МФО, НПФ, управляющих компаний, доверительных управляющих и брокеров с учетом данных отчетности. В целях расчета показателя установлен перечень наиболее востребованных клиентами - физическими лицами услуг по каждому типу организаций

5

Уровень цифровизации финансовых услуг для юридических лиц, %

Показатель определяется путем анкетирования кредитных организаций, страховых организаций, МФО, НПФ, управляющих компаний, доверительных управляющих и брокеров с учетом данных отчетности. Для расчета показателя установлен перечень наиболее востребованных клиентами - юридическими лицами услуг по каждому типу организаций

6

Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов

Показатель рассчитывается на основе данных опроса, проводимого по заказу Банка России с использованием статистических методов анализа данных. Диапазон значений индекса составляет от 0 до 100 баллов, где 100 - наилучшее значение

7

Оценка устойчивости финансового сектора, представленная в регулярном Обзоре финансовой стабильности Банка России

------------------------------

1 Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов, О развитии банковского сектора Российской Федерации, Обзор ключевых показателей управляющих компаний, Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов, Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков, Обзор ключевых показателей брокеров, Обзор ключевых показателей микрофинансовых институтов, Обзор рисков финансовых рынков, Мониторинг отраслевых финансовых потоков, Индикаторы финансовой доступности, Противодействие недобросовестным практикам участников рынка.

------------------------------

 

Приложение 2

 

О реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации в 2024 году

 

Ключевые мероприятия, запланированные в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на период 2024-2026 годов, исполняются в намеченные сроки. Ниже отмечены наиболее значимые меры, реализованные Банком России совместно с Правительством Российской Федерации, а также при активном взаимодействии с участниками рынка.

 

Направление 1. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора

 

- Продолжена работа по совершенствованию механизма ведения ИИС. В частности, установлена возможность вывода с ИИС типа III средств в связи с особыми обстоятельствами (дорогостоящее лечение) 2, утвержден перечень видов дорогостоящего лечения 3 и установлен запрет на приобретение на ИИС ценных бумаг иностранных эмитентов 4.

- Установлен 5 налоговый вычет на долгосрочные сбережения граждан, который распространяется на договоры негосударственного пенсионного обеспечения, договоры долгосрочных сбережений, а также на ИИС типа III. Данная мера направлена на повышение привлекательности инструментов рынка капитала для граждан.

- Срок софинансирования накоплений граждан по программе долгосрочных сбережений увеличен до 10 лет 6.

- Уточнен порядок налогообложение долгосрочных вкладов. В частности, по долгосрочным вкладам, открытым на срок от 15 месяцев, при условии выплаты процентов в конце срока действия вклада можно будет уменьшать доходы в виде процентов на сумму неиспользованного "необлагаемого минимума" прошлых лет 7.

- С 01.01.2025 доходы от доверительного управления имуществом, составляющим паевый инвестиционный фонд, признаются доходами от операций с ценными бумагами 8. Данная новация позволит снизить налоговую нагрузку на физических лиц.

- Расширены возможности по инвестированию пенсионных накоплений 9 и резервов 10 НПФ в акции российских компаний в рамках IPO. Участие институциональных инвесторов будет стимулировать новые публичные размещения акций. Кроме того, перечень инструментов, доступных для размещения пенсионных резервов, дополнен внебиржевыми СПФИ (процентными деривативами).

- Разработана концепция дифференциации лимита страхового возмещения и ставок отчислений в ФОСВ в зависимости от вида, срока и валюты вклада в целях снижения разрывов срочности банковских активов и пассивов, дезинфляционного эффекта долгосрочных сбережений и притока длинных денег в экономику. По итогам обсуждения концепции будут разработаны изменения в регулирование, направленные на стимулирование притока рублевых долгосрочных банковских вкладов, в том числе безотзывных сберегательных сертификатов.

- При активном участии Банка России принят закон 11 о переходе на кредитный рейтинг как единый критерий отбора банков для размещения в них публичных средств (вместо перечня требований, в том числе к размеру капитала). Закон призван повысить прозрачность и объективность процедуры отбора банков, а также расширить конкурентные возможности для небольших кредитных организаций.

- В рамках совершенствования регулирования кредитных организаций:

- в докладе для обсуждения Банк России представил предложения по снижению рисков кредитной концентрации, реализация которых позволит снизить соответствующие риски с сохранением необходимого потенциала кредитования крупнейших компаний и будет способствовать более справедливому ценообразованию на рынке кредитов и облигаций для всех участников рынка;

- проведена настройка лимитов ОВП 12 с целью балансировки валютной структуры активов и обязательств банков и исключения занижения валютного риска. С 1 июля 2024 года введены новые лимиты балансовых ОВП, которые позволят уменьшить избыточную зависимость банков от срочных сделок как инструментов снижения валютного риска (в ситуации стресса они могут быть недоступными или дорогими). Более гибкие сроки урегулирования ОВП позволят смягчить влияние операций банков на валютный рынок;

- внесены изменения в расчет рыночного риска 13 для снижения нагрузки на капитал банков и содействия развитию практик хеджирования рисков. С 1 июля 2024 года из расчета рыночного риска исключены производные финансовые инструменты, предназначенные для покрытия рисков банковского баланса, например риска убытка от изменения процентных ставок;

- уточнен порядок расчета СЗКО действующего норматива краткосрочной ликвидности 14. В частности, СЗКО предоставлена возможность применения национальных рейтингов для определения высоколиквидных активов.

- Снижен минимальный размер удерживаемого оригинатором риска 15 при сделках неипотечной секьюритизации.

- В рамках совершенствования регулирования ПУРЦБ:

- установлен 16 порядок передачи информации о клиентах и их расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, между ПУРЦБ, в том числе с использованием системы электронного документооборота;

- расширен 17 периметр дилерской деятельности и деятельности форекс-дилеров, в частности распространены ограничения размера обеспечения, требуемого для открытия позиций, на квалифицированных инвесторов. Кроме того, предусмотрено поэтапное снижение отношения размера обеспечения к размеру обязательств, установленного для закрытия позиций неквалифицированных инвесторов, до 1 к 30;

- актуализирован 18 перечень раскрываемой информации, а также установлены ограничения на включение в раскрываемую информацию гарантий или обещаний в будущем эффективности деятельности или доходности инвестиций;

- установлено 19 новое определение понятия индивидуальной инвестиционной рекомендации, а также скорректирован перечень информации, которая не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

- Установлен запрет 20 на передачу клиентам по ИСЖ и НСЖ риска санкций инфраструктуры. По новым договорам страховщики не смогут отказывать своим клиентам в выплате из-за блокировки платежей по иностранным активам в результате санкционных ограничений.

- С февраля 2025 года будет введена 21 новая модель допуска КПК на финансовый рынок и установлены требования к деловой репутации и (или) квалификации лиц входящих в состав их органов управления. Данные меры помогут повысить прозрачность отрасли и эффективность защиты прав потребителей.

- Принят федеральный закон 22, направленный на создание условий для развития национальной системы финансовых и товарных индикаторов, а также их администрирование.

 

Направление 2. Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса

 

- Принят закон 23, изменяющий требования к квалификации инвестора.

- Предусмотрена необходимость 24 учета брокером клиентских позиций по опционным договорам в расчете норматива покрытия риска при совершении маржинальных сделок. Введена также новая категория клиентов брокеров - с начальным уровнем риска, к которой относятся начинающие инвесторы без опыта торговли ценными бумагами и производными финансовыми инструментами. Для таких инвесторов установлены более жесткие лимиты на риск, а брокеры должны будут заранее предупреждать, когда их поручение может привести к сделке с плечом.

- Принят закон 25, предоставляющий возможность применения с 1 марта 2025 года механизма установления гражданином в своей кредитной истории самозапрета.

- Обеспечено 26 межведомственное взаимодействие в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения.

- Предусмотрено 27, что оказывать услуги по публичному привлечению инвестиций от граждан могут только компании, поднадзорные Банку России, а также другие посредники лиц, легально привлекающих инвестиции. Новация позволит оградить граждан от псевдоинвестиционных схем и финансовых пирамид.

- Разработана 28 новая линейка банковских продуктов для граждан с невысокими доходами, которые получают социальную поддержку от государства. Социальный банковский вклад предусматривает гарантированное начисление дохода с процентной ставкой, привязанной к максимальному размеру процентной ставки по вкладам физических лиц сроком до 1 года включительно, привлекаемым кредитной организацией. Социальный банковский счет предполагает начисление на остаток процентов не менее половины ключевой ставки Банка России, а также совершение операций без комиссии в установленном законом размере.

- В целях ограничения рисков переменных ставок по кредитам и займам при участии Банка России приняты законодательные изменения 29, регулирующие особенности потребительских кредитов (займов) и кредитов (займов) микропредприятий с переменной ставкой. В частности, устанавливаются правила информирования заемщика о рисках использования переменной процентной ставки и право заемщика обратиться к кредитору с требованием об увеличении срока возврата кредита (займа) в случаях, предусмотренных законом.

- С 1 февраля 2024 года банки обязаны бесплатно информировать физических лиц об истечении срока вклада, открытого на определенный срок, не позднее чем за 5 календарных дней до даты истечения срока вклада, чтобы клиент мог заранее перераспределить свои средства в том числе из-за меняющихся предложений на рынке от других финансовых организаций, а по вкладам, внесенным на условиях выдачи по наступлении предусмотренных договорами обстоятельств, - в течение 5 календарных дней после дня наступления таких обстоятельств 30.

 

Направление 3. Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры

 

- Обеспечены 31 условия для дальнейшего расширения продуктовой линейки и повышения качества клиентского сервиса на финансовых платформах. В частности, предусмотрено предложение договоров долгосрочных сбережений, а также использование механизма делегированной идентификации, доступного для всех финансовых организаций, присоединившихся к правилам финансовой платформы.

- Определены правовые основы для использования цифровых прав в качестве встречного предоставления при осуществлении внешнеторговой деятельности 32. Разработка альтернативных механизмов будет содействовать расширению возможностей осуществления международных расчетов.

- Предусмотрена возможность 33 использования цифровых валют при трансграничных расчетах по внешнеторговым договорам. Воспользоваться ею российские экспортеры и импортеры смогут в рамках экспериментального правового режима, в отношении которого будет предусмотрен особый порядок расчетов с использованием цифровых валют, а также ограничены круг участников и срок действия.

- Созданы законодательные условия 34 для обращения иностранных цифровых прав в России, а российских цифровых прав - за рубежом. Это в том числе позволит расширить механизмы использования цифровых прав в расчетах в ходе внешнеторговой деятельности.

- Установлены 35 основания для обезличивания персональных данных участниками рынка и созданы механизмы предоставления наборов данных для обучения моделей ИИ.

- Обеспечен доступ к витрине платформы ЗСК на официальном сайте Банка России и создан правовой механизм 36, предоставляющий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отнесенным к группе высокого уровня риска, право обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре уровня риска.

 

Направление 4. Развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов

 

- Принят Федеральный закон 37, регулирующий открытие филиалов иностранных банков на территории Российской Федерации, который будет способствовать созданию условий для развития системы международных расчетов, а также привлечению иностранных инвестиций для финансирования экономики. Такие филиалы смогут открывать и вести банковские счета юридических лиц, осуществлять переводы по их поручению, обеспечивать кассовое обслуживание и иные услуги.

 

Направление 5. Обеспечение финансовой стабильности

 

- Расширен 38 охват мониторинга валютных активов и обязательств крупнейших нефинансовых компаний, что позволит получать и анализировать информацию на консолидированной основе, в том числе в разрезе валют. Это позволит улучшить качество оценки валютных рисков и своевременно разрабатывать необходимые меры регулирования.

- С 1 ноября 2024 года усовершенствован модельный подход к оценке дохода заемщика 39 - в частности, уточнены требования к построению моделей и предусмотрена возможность использования подхода для необеспеченных кредитов на сумму до 2 млн рублей.

- Банк России наделен полномочиями по установлению макропруденциальных лимитов по ипотеке и автокредитам 40.

 

Динамика индикаторов

 

Отношение активов финансовых организаций к ВВП

 

- По итогам III квартала 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года отношение активов финансовых организаций к ВВП увеличилось с 128,3 до 131,5%. По состоянию на 1 октября 2024 года активы кредитных организаций выросли на 17,5% за год, главным образом за счет увеличения кредитования, поддержанного оживлением деловой активности и достаточно высоким потребительским спросом. Активы некредитных финансовых организаций по итогам III квартала также увеличились на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост был обусловлен в основном положительной переоценкой акций в портфелях, а также притоком средств клиентов на фоне роста доходов населения. Наибольший приток средств был зафиксирован в закрытых ПИФ для квалифицированных инвесторов. Кроме того, росла популярность биржевых ПИФ денежного рынка и программы долгосрочных сбережений НПФ. Высокие темпы роста также показали продукты некредитного страхования жизни: накопительное и инвестиционное страхование жизни. Сдерживающее влияние на активы финансового сектора оказывали высокие процентные ставки, которые привели к отрицательной переоценке облигаций в портфелях.

 

Отношение капитализации фондового рынка к ВВП

 

- По итогам 11 месяцев 2024 года капитализация фондового рынка составила 47 трлн рублей. С учетом значительных темпов роста экономики отношение капитализации рынка акций к ВВП на 1 декабря 2024 года составило 25,4%. При этом показатель пока еще находится ниже уровня начала 2022 года как в абсолютном, так и относительном значении, когда она составляла 62,6 трлн рублей, или 46,1% ВВП.

- Происходит возобновление интереса к публичным размещениям акций со стороны как эмитентов, так и инвесторов. С начала 2024 года состоялось 19 размещений, что больше, чем за 2023 год (12 размещений).

 

Доля долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений

 

- Продолжался рост вложений граждан в долгосрочные инструменты, в частности в инвестиционные, страховые и пенсионные. Увеличилось число граждан, вовлеченных в рынок капитала: по данным Московской Биржи, число физических лиц, имеющих брокерские счета, с уникальными паспортными данными по итогам ноября достигло 34,7 млн человек (19% за год). В то же время в условиях повышенных процентных ставок при сохраняющейся привычности вкладов как инструмента сбережений для большинства граждан, объем средств населения в банках растет опережающими темпами. Суммарные вложения населения в инвестиционные, страховые и пенсионные услуги выросли на 19,7% за год, до 28,6 трлн рублей, а средства на вкладах и счетах в банках, составляющих большую часть сбережений граждан, - на 27,2%, до 52,0 трлн рублей.

- В результате по состоянию на 1 октября 2024 года показатель долгосрочных сбережений граждан в общем объеме их сбережений несколько снизился - до 35,5% (годом ранее - 36,0%).

 

Уровень цифровизации финансовых услуг для физических и юридических лиц

 

- За период с 2022 по 2023 год 41 наблюдался общий рост показателя уровня цифровизации финансовых услуг по исследуемым сегментам. Так, показатель уровня цифровизации финансовых услуг для физических лиц вырос с 78,7 до 83,4%, для юридических лиц - с 72,1 до 80,2%.

- В банковском секторе отмечается повышение уровня цифровизации неплатежных услуг. Наибольшую динамику показали услуги по открытию текущего счета (вклада) для физических лиц, а также услуги по открытию расчетного счета (депозита) для юридических лиц. Цифровизация платежных услуг остается на стабильно высоком уровне.

- Наблюдается увеличение цифровизации в небанковском секторе. Так, наиболее значительный рост зафиксирован в части услуг, оказываемых физическим лицам микрофинансовыми организациями и брокерами, а также услуг, оказываемых юридическим лицам микрофинансовыми организациями и управляющими компаниями.

 

Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг

 

- Результаты проведенного в мае 2024 года опроса показывают, что после снижения показателя в 2021 году по сравнению с 2019 годом композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг не только восстановился, но и достиг максимального значения за весь период наблюдений.

- Удовлетворенность работой финансовых организаций возросла как среди населения (83,1% опрошенных положительно оценили работу хотя бы одного типа финансовых организаций, что на 8,1 п.п., выше, чем в мае 2021 года), так и среди субъектов МСП (89,9% опрошенных МСП в 2023 году, +7,6 п.п.).

- Повышение удовлетворенности населения дистанционными каналами обслуживания продолжает быть главным фактором удовлетворенности потребителей финансовыми продуктами (услугами), при этом удовлетворенность населения дистанционными каналами обслуживания выросла (в среднем на 5 п.п.), а стационарными точками - снизилась.

- Удовлетворенность является комплексным показателем субъективной оценки потребителей многих параметров, связанных с финансовыми продуктами и услугами, - уровня физической и ассортиментной доступности, ценовых факторов, понятности и качества финансовых услуг, а также иных параметров. Таким образом, вся совокупность мер, реализуемых в целях развития финансового рынка и обеспечения его финансовой стабильности, в указанный трехлетний период положительно повлияла на удовлетворенность потребителей работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг.

 

Рис. 1

 

Динамика композитного индекса удовлетворенности населения работой финансовых организаций (%)

 

 

Оценка устойчивости финансового сектора, представленная в регулярном Обзоре финансовой стабильности Банка России

 

Финансовый сектор сохраняет свою устойчивость - в части как банковских, так и небанковских финансовых организаций. Основные показатели финансовой устойчивости оставались на высоком уровне или демонстрировали рост.

 

Банковский сектор

 

Благодаря росту основных доходов годовая рентабельность активов банковского сектора в отчетный период оставалась высокой - около 1,9% 42 по состоянию на 1 октября 2024 года.

При этом достаточность капитала банков 43 снизилась с 13,2 до 12,1% за период с 1 апреля по 1 октября 2024 года. Это было обусловлено опережающим ростом кредитования в сравнении с ростом капитала с учетом выплаты дивидендов. Буфер капитала, сформированный за счет макропруденциальных надбавок, увеличился на 48%, до 1,1 трлн рублей, на 1 октября 2024 года. В августе Банк России объявил о решении с 1 июля 2025 года впервые установить антициклическую надбавку (АЦН) к нормативам достаточности капитала в размере 0,25% от активов, взвешенных по риску. В ноябре на фоне ускоренного роста корпоративного кредитования это решение было скорректировано: АЦН составит 0,25% уже с 1 февраля 2025 года и 0,5% с 1 июля 2025 года. Формирование банками буфера капитала будет способствовать повышению устойчивости банковского сектора и более сбалансированному росту кредитования экономики.

 

Некредитные финансовые организации

 

Показатели некредитных финансовых организаций: страховщиков и НПФ - оставались устойчивыми. При этом как страховщики, так и НПФ меняли структуру своих портфелей, чтобы ограничить потери от переоценки активов и снижения доходности и таким образом сократить уменьшение чистой прибыли. Страховщики увеличили долю краткосрочных депозитов, а НПФ уменьшили долю подлежащего переоценке торгового портфеля. Аналогичная тенденция наблюдалась в отношении портфелей лизинговых компаний, которые в целях ограничения подверженности процентному риску повысили долю лизинговых договоров с плавающими платежами.

------------------------------

2Указание Банка России от 08.04.2024 N 6713-У.

3Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.01.2024 N 76-р.

4Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.01.2024 N 104-р.

5Федеральный закон от 23.03.2024 N 58-ФЗ "О внесении изменений в статьи 102 и 126-2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

6Федеральный закон от 13.07.2024 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

7Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

8Федеральный закон от 29.10.2024 N 362-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

9Указание Банка России от 22.05.2024 N 6732-У

10Указание Банка России от 18.06.2024 N 6759-У

11Федеральный закон от 13.12.2024 N 475-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

12Инструкция Банка России от 10.01.2024 N 213-И.

13Указание Банка России от 01.02.2024 N 6676-У.

14Указание Банка России от 10.01.2024 N 6667-У

15Федеральный закон от 26.10.2024 N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

16Федеральный закон от 29.05.2024 N 120-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".

17Федеральный закон от 23.03.2024 N 50-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

18Указание Банка России от 02.08.2023 N 6496-У вступило в силу 01.04.2024.

19Базовый стандарт совершения инвестиционным советником операций на финансовом рынке" (утвержден Банком России, протокол от 16.11.2023 N КФНП-37).

20Указание Банка России от 15.01.2024 N 6671-У

21Федеральный закон от 08.08.2024 N 254-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

22Федеральный закон от 13.12.2024 N 452-ФЗ "Об администраторах финансовых и товарных индикаторов".

23Федеральный закон от 23.11.2024 N 390-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

24Указание Банка России от 12.02.2024 N 6681-У

25Федеральный закон от 26.02.2024 N 31-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)".

26Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 N 162 образована Межведомственная координационная комиссия по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года.

27Федеральный закон от 08.08.2024 N 278-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и "Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

28Федеральный закон от 22.07.2024 N 202-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".

29Федеральный закон от 22.06.2024 N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

30Федеральный закон от 04.08.2023 N 482-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

31Федеральный закон от 11.03.2024 N 45-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

32 См. там же.

33Федеральный закон от 08.08.2024 N 223-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

34Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

35Федеральный закон от 08.08.2024 N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" и Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных".

36Федеральный закон от 22.07.2024 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

37Федеральный закон от 08.08.2024 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

38 Указания Банка России от 05.02.2024 N 6677-У и N 6678-У

39Указание Банка России от 15.07.2024 N 6806-У

40Федеральный закон от 23.11.2024 N 414-ФЗ "О внесении изменения в статью 45.6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

41 Показатель рассчитывается на годовой основе, наиболее актуальные данные - за 2023 год.

42 С учетом корректировки на дивиденды, полученные от дочерних банков - резидентов.

43 В целом по всем банкам, кроме Банка непрофильных активов (БНА).

------------------------------

 

Приложение 3

 

Документы по вопросам развития финансового рынка

 

1. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (2023 44)

2. Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (2023)

3. Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023-2025 годов (2023)

4. Основные направления развития финансовых технологий на период 2025-2027 годов (2024)

5. Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025-2027 годов (проект, 2024)

6. Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи (2024)

7. Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025-2027 годы (2024)

8. Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (2023)

9. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2022-2024 годы (2023)

10. План мероприятий "дорожная карта" по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (2023)

11. Программа развития статистической деятельности Банка России в области макроэкономической статистики на 2021-2025 годы (2020)

12. Концепция развития аудиторской деятельности до 2024 года (2020)

13. Климатические риски в меняющихся экономических условиях (доклад для общественных консультаций, 2022)

14. Управление рисками аутсорсинга на финансовом рынке (доклад для общественных консультаций, 2022)

15. Децентрализованные финансы (аналитический доклад, 2022)

16. Развитие рынка цифровых активов в Российской Федерации (доклад для общественных консультаций, 2022)

17. Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях (документ для общественного обсуждения, 2022)

18. Применение искусственного интеллекта на финансовом рынке (доклад для общественных консультаций, 2023)

19. Аналитический доклад "Токенизированные безналичные деньги на счетах в банках" (2023)

20. Аналитический доклад "Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке" (2024)

21. Аналитический доклад "Стейблкойны: опыт использования и регулирования" (2024)

22. Аналитический доклад "Опыт стран БРИКС+ в области развития финансовой грамотности" (2024)

23. Доклад об антикризисных мерах Банка России (2024)

24. Доклад для общественных консультаций "Универсализация или специализация? Роли участников на фондовом рынке" (2024)

25. Аналитический доклад о ходе реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы за 2023 год (2024)

26. Основные принципы и этапы внедрения Открытых API на финансовом рынке (2024)

------------------------------

44 Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 4355-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 N 3753-р).

------------------------------

 

Глоссарий

 

Единая биометрическая система

 

Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку (включая сбор и хранение биометрических персональных данных), проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица в целях идентификации и аутентификации физического лица.

 

Климатические риски

 

Риски, связанные с влиянием климатических изменений, а также мер, направленных на предотвращение негативного воздействия человека на климат (принимаемых правительствами и органами регулирования стран, подписавших Парижское соглашение по климату), которые могут оказать негативное влияние на деятельность общества. Включают физические и переходные климатические риски.

 

Корпоративное управление

 

Понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон.

 

Краудфандинг

 

Вид альтернативного инвестирования, при котором инвесторы предоставляют небольшие суммы финансирования проектам, находящимся на начальных этапах деятельности, посредством инвестиционных платформ.

 

Макропруденциальная политика

 

Экономическая политика центрального банка (в ряде стран - макропруденциального регулятора), направленная на обеспечение финансовой стабильности.

 

Мисселинг (Misselling)

 

Подмена продукта. Предложение и продажа одного финансового продукта/услуги под видом другого финансового продукта/услуги.

 

Открытая платформа (Маркетплейс)

 

Торговая онлайн-площадка, допуск участников на которую осуществляется в соответствии с публичными критериями, устанавливаемыми платформой.

 

Открытые данные (Open data)

 

Модель взаимодействия, в рамках которой поставщики услуг с согласия клиента с использованием Открытых API получают данные о клиенте от финансовых и иных организаций - например, из сферы телекоммуникаций, электронной коммерции и других, а также из государственных информационных систем, в которых хранятся и обрабатываются клиентские данные.

 

Открытые финансы (Open finance)

 

Модель взаимодействия, в рамках которой поставщики услуг с согласия клиента с использованием Открытых API получают как банковские и платежные данные о клиенте, так и данные об иных финансовых услугах: страховых, инвестиционных и других, тем самым повышая качество клиентского обслуживания и увеличивая ассортимент продуктов и сервисов для граждан и бизнеса.

 

Открытые API

 

Общедоступные интерфейсы прикладного программирования (API), которые предоставляют разработчикам программный доступ к данным организаций об их продуктах и клиентах.

 

Парижское соглашение по климату

 

Международное соглашение, принятое 12 декабря 2015 года, основной целью которого является удержание прироста глобальной средней температуры, что предполагает экономическую и социальную трансформацию стран - участников соглашения.

 

Пассивная инвестиционная стратегия

 

Стратегия инвестирования, при которой портфель ценных бумаг и иных объектов инвестирования формируется на основании индекса.

 

Переходные климатические риски

 

Риски, связанные с переходом к низкоуглеродной экономике, в том числе с мерами, принимаемыми правительствами и органами регулирования стран, подписавших Парижское соглашение по климату, направленными на предотвращение климатических изменений. Переходные климатические риски разделяются на политические, правовые, технологические, рыночные и репутационные.

 

Платформа (Цифровая платформа)

 

Информационная система, работающая через сеть Интернет, которая обеспечивает взаимодействие участников платформы, позволяя им создавать продукты и обмениваться ими, а также услугами и информацией.

 

Поведенческий надзор

 

Деятельность Банка России, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав потребителей финансовых услуг.

Периметр поведенческого надзора - сфера контроля соблюдения норм, которые регулируют взаимоотношения финансовой организации со своими клиентами или устанавливают требования к параметрам финансовых продуктов. Он формируется с учетом ключевых вопросов, поднимаемых потребителями финансовых услуг в поступающих в Банк России обращениях, и постоянно расширяется по мере появления новых проблем на финансовом рынке, которые влекут возникновение рисков нарушения прав потребителей финансовых услуг, в том числе с учетом передового зарубежного опыта в данной сфере.

Цели поведенческого надзора Банка России:

- обеспечение соблюдения прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

- повышение доступности и качества финансовых услуг;

- повышение доверия потребителей финансовых услуг к участникам финансового рынка, финансовым продуктам и услугам, предоставляемым ими;

- минимизация рисков нарушения прав потребителей финансовых услуг, эффективное управление рисками, в том числе с помощью усиления превентивного компонента надзора.

 

Показатель долговой нагрузки

 

Отношение суммы среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика (в том числе по кредиту (займу), заявление о предоставлении которого рассматривается кредитором) к величине его среднемесячного дохода, рассчитываемое в соответствии с нормативными актами Банка России.

 

Система быстрых платежей

 

Сервис Банка России, позволяющий в режиме 24/7/365 совершать мгновенные переводы с использованием простых и удобных идентификаторов получателя (например, номера телефона при переводе физическому лицу).

 

Социальная инженерия

 

Введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием для получения несанкционированного доступа к информации, электронным средствам платежа или побуждения владельцев самостоятельно совершить перевод денежных средств с целью их хищения.

 

Стресс-тестирование

 

Исследование изменений свойств системы или объекта в нестандартных (стрессовых) условиях. В приложении к финансовой организации или институту стресс-тест - это испытание на прочность ее финансового положения в условиях "серьезного, но вместе с тем вероятного шока".

 

"Умный контракт" (Смарт-контракт)

 

Цифровой контракт, предусматривающий автоматизацию исполнения сделок и платежей, контроля и учета юридически значимых действий и событий.

 

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

 

Подпись, сертификат ключа проверки которой создан и применяется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

 

Устойчивое развитие

 

Развитие, отвечающее потребностям настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Концептуальная трехмерная модель развития, которая обеспечивает одновременное развитие мировой системы по трем ключевым направлениям: экономическому, социальному и экологическому.

 

Утвержденный капитал

 

Часть уставного капитала института развития, которая формируется за счет субсидий из федерального бюджета и последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации при достижении институтом развития триггерных значений обязательных нормативов (показателей) финансовой устойчивости.

 

Утилитарные цифровые права

 

Приобретаемые, отчуждаемые и осуществляемые на инвестиционной платформе цифровые права требовать передачи вещей, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг.

 

Фидуциарная ответственность

 

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности финансовой организации действовать в интересах клиента разумно и добросовестно, принимая необходимые и достаточные меры для исполнения обязанностей перед клиентом наилучшим доступным образом.

 

Физические климатические риски

 

Риски, связанные с природными явлениями, возникающими вследствие изменения климата. Физические климатические риски делятся на экстренные (связаны с внезапными событиями) и систематические (формируются вследствие долгосрочных изменений климатических характеристик и условий).

 

Финансовая платформа

 

Информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг посредством сети Интернет в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы.

 

Финансовый рынок

 

Система экономических и правовых отношений, связанных с использованием денег в качестве средства накопления и платежа, обращением финансовых инструментов, а также культурно-деловая среда, в которой действуют участники финансового рынка.

 

Цели устойчивого развития

 

Перечень целей, установленных в документе "Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года", принятом резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 года.

 

Цифровой профиль

 

Государственная инфраструктура, созданная на базе Единой системы идентификации и аутентификации и предназначенная для получения физическим лицом сведений о себе из государственных информационных систем и предоставления такой информации с его согласия организациям с целью получения финансовых услуг.

 

Цифровой рубль

 

Цифровая форма российской национальной валюты, которую Банк России планирует выпускать в дополнение к существующим формам денег.

 

Цифровые финансовые активы

 

Цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

 

Экосистема (Цифровая экосистема)

 

Совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, одной группы компаний или компании и партнеров, позволяющих пользователям получать широкий круг продуктов и услуг в рамках единого бесшовного интегрированного процесса. Экосистема может включать в себя закрытые и открытые платформы. Предлагаемая экосистемой линейка сервисов удовлетворяет большинство ежедневных потребностей клиента или выстроена вокруг одной или нескольких его базовых потребностей (экосистемы на начальном этапе своего формирования или нишевые экосистемы).

 

Экспериментальные правовые режимы

 

Применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.

 

Список сокращений

 

ББЛ - банки с базовой лицензией

ВПОДК - внутренние процедуры оценки достаточности капитала

ВЭД - внешнеэкономическая деятельность

ЕАЭС - Евразийский экономический союз

ЕБС - Единая биометрическая система

ЕСИА - Единая система идентификации и аутентификации

ЗСК - платформа Банка России "Знай своего клиента"

ИИС - индивидуальный инвестиционный счет

ИНН - индивидуальный номер налогоплательщика

ИСЖ - инвестиционное страхование жизни

ИТ - информационные технологии

КПК - кредитный потребительский кооператив

МПЛ - макропруденциальные лимиты

МСП - малое и среднее предпринимательство

МФО - микрофинансовая организация

НДФЛ - налог на доходы физических лиц

ННКЛ - национальный норматив краткосрочной ликвидности

НПО - негосударственное пенсионное обеспечение

НПФ - негосударственный пенсионный фонд

НСЖ - накопительное страхование жизни

НСПК - Национальная система платежных карт

НСТ - надзорное стресс-тестирование

НФО - некредитная финансовая организация

ОВП - открытая валютная позиция

ОИС - оператор информационной системы

ОНЕГДКП - Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики

ОНРФР - Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации

ОУИО - оператор услуг информационного обмена

ПВР - подход на основе внутренних рейтингов

ПВФУ - план восстановления финансовой устойчивости

ПДН - показатель долговой нагрузки заемщика

ПДС - программа долгосрочных сбережений

ПИФ - паевой инвестиционный фонд

ПКС - Платформа коммерческих согласий

ПОД/ФТ - противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

ПУРЦБ - профессиональный участник рынка ценных бумаг

ПФИ - производные финансовые инструменты

РНПК - Российская национальная перестраховочная компания

СБП - Система быстрых платежей

СЗКО - системно значимая кредитная организация

СКПК - сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив

СПФС - Система передачи финансовых сообщений

СРО - саморегулируемая организация

СФР - Социальный фонд Российской Федерации

ТС и САЭ - технологический суверенитет и структурная адаптация экономики

ТСП - торгово-сервисные предприятия

УКЭП - усиленная квалифицированная электронная подпись

УЦП - утилитарные цифровые права

ФГИС - федеральная государственная информационная система

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт

ФИБ - филиал иностранного банка

ФОСВ - Фонд обязательного страхования вкладов

ЦФА - цифровые финансовые активы

API - Application Programming Interface (программный интерфейс приложения)

C2G - Consumer-to-Government (платежи физических лиц в пользу государственных органов)

E-com - электронная коммерция

ESG - Environmental, Social and Governance (экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления)

IPO - Initial Public Offering (первичное публичное размещение акций компании)

ISO - International Organization for Standardization (Международная организация по стандартизации)

ITU - International Telecommunication Union (Международный союз электросвязи)

RegTech - Regulatory Technology (технологии, используемые финансовыми организациями для повышения эффективности выполнения требований регулятора)

SupTech - Supervisory Technology (технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка)

 

Приоритетная задача - развитие инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций для граждан.

Планируется усовершенствовать механизм индивидуального инвестсчета и программы долгосрочных сбережений, а также развивать каналы продаж гражданам стандартных инструментов рынка ценных бумаг с невысоким уровнем риска.

Банк России намерен задействовать инструмент макропруденциальных надбавок по валютным кредитам. Надбавки могут быть установлены в том числе по валютным кредитам экспортеров.

Предусмотрены развитие рынка капитала, повышение финансовой доступности, внедрение новых цифровых и платежных технологий, развитие международных платежей и расчетов.

 

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов

 

Опубликование:

сайт Банка России (cbr.ru), 23 декабря 2024 г.