Раздел 1. Цели, принципы и механизмы политики по развитию российского финансового рынка
Развитие финансового рынка - одна из целей деятельности Банка России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" 1. С 2013 года Банк России является мегарегулятором, то есть выполняет одновременно функции центрального банка и регулятора финансового рынка.
Разработку и реализацию политики по развитию финансового рынка осуществляют совместно Банк России и Правительство Российской Федерации. В современных условиях ключевым приоритетом остается повышение вклада финансового рынка в финансирование структурной трансформации экономики, прежде всего на основе внутренних ресурсов. Банк России и Правительство Российской Федерации продолжат создавать необходимые макроэкономические, институциональные и правовые условия для формирования внутренних долгосрочных сбережений и перетока сбережений в инвестиции. При этом необходимо также повышать привлекательность российского финансового рынка и для иностранных инвесторов.
Важным фактором развития финансового рынка является взвешенная и последовательная макроэкономическая политика, в основе которой лежит ценовая и финансовая стабильность, а также устойчивость государственных финансов. Банк России и Правительство Российской Федерации участвуют в формировании инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех случаях, когда рыночные силы с этим не справляются и когда это необходимо для создания здоровой конкурентной среды и развития инноваций или если это имеет важное значение для преодоления кризисных явлений и достижения финансового суверенитета страны. Повышенное внимание также уделяется сохранению доверия к институтам финансового рынка, защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг и формированию в обществе основ финансово грамотного поведения и в перспективе финансовой культуры.
Хотя Банк России и Правительство Российской Федерации занимают активную позицию в развитии финансового рынка, результат в значительной мере зависит от стратегий, культуры, мотивации его участников, действующих в конкурентной среде по рыночным принципам. В таких условиях участники финансового рынка во взаимодействии друг с другом сами выбирают оптимальные цепочки трансформации сбережений в инвестиции, каналы и форматы обслуживания, определяют востребованность и, следовательно, перспективы развития тех или иных продуктов, инструментов, сервисов и технологий.
С учетом этого Банк России и Правительство Российской Федерации активно вовлекают участников финансового рынка, то есть представителей финансового и реального секторов и их объединения, экспертное сообщество, в разработку и реализацию планов по развитию финансового рынка, а также обеспечивают информационную открытость в отношении целей, принципов, задач, достигнутых результатов, таким образом, создавая ориентиры для финансовых посредников, бизнеса и граждан.
Достижение целей по развитию финансового рынка будет способствовать структурной трансформации российской экономики, экономической и технологической независимости, макроэкономической стабильности, развитию финансовой инфраструктуры и инструментов. Прозрачность и транспарентность политики по развитию финансового рынка будут содействовать свободе частных инициатив в сфере финансового рынка.
Роль финансового рынка в экономическом развитии
Российская экономика и финансовый рынок функционируют в условиях широкого спектра вызовов, в первую очередь беспрецедентного санкционного давления. При этом перед нашей страной стоят масштабные задачи по структурной трансформации экономики, достижению технологической независимости и переориентации международных экономических связей. Трансформация, в свою очередь, связана со значительно возросшими потребностями в финансировании структурных изменений.
Развитие финансового рынка будет способствовать модернизации экономики, предоставляя возможность для домашних хозяйств и бизнеса использовать финансовые продукты, инструменты и услуги для решения стоящих задач, реализации деловых и личных планов. Поэтому важно обеспечить выполнение финансовым рынком его ключевых функций.
Финансовый рынок создает возможности для трансформации накопленных сбережений в источники долгового и долевого финансирования бизнеса, способствуя экономическому развитию. Для этого на финансовом рынке представлен широкий набор инструментов, способствующих перетоку накопленных сбережений в инвестиции. Финансовый рынок предлагает инструменты, отвечающие потребностям бизнеса как в краткосрочном финансировании для пополнения оборотных средств, так и в долгосрочных ресурсах для инвестиционных проектов. При этом на финансовом рынке могут развиваться инструменты финансирования для предприятий на разных стадиях жизненного цикла - от зарождения бизнеса до публичной компании. Самостоятельным участником финансового рынка также является государство, которое может выступать как эмитентом, так и кредитором, инвестором, особенно при финансировании проектов, направленных на развитие российской экономики (даже низкомаржинальных и высокорисковых на краткосрочном горизонте), что в среднесрочной перспективе делает экономическую систему более устойчивой и способствует улучшению профиля рисков экономики и финансового сектора.
Комбинированная модель финансового рынка, где полноценно представлены и банковский сектор, и рынок капитала, обеспечивает формирование на финансовом рынке наиболее широкого спектра инструментов и механизмов, способных удовлетворить потребности различных категорий потребителей, инвесторов, заемщиков и эмитентов.
При этом развитый рынок капитала играет основную роль в формировании долгосрочных финансовых ресурсов в экономике. Долевое финансирование по своей сути является бессрочным.
Выполняя функцию по трансформации сбережений в инвестиции на рыночных условиях, финансовый рынок способствует эффективному распределению и использованию ресурсов в экономике. В свою очередь, решения финансовых организаций, институциональных и частных инвесторов о предоставлении долгового и долевого финансирования, о горизонте вложений принимаются на основе комплекса факторов. Необходимо наличие широкой линейки финансовых инструментов для удовлетворения потребностей субъектов экономики в финансовых услугах и сервисах, а также выстроенная система регулирования на финансовом рынке. При этом как финансовые институты, так и нефинансовые организации должны обеспечивать свою устойчивость, прозрачность деятельности, четкость стратегии развития бизнеса, а также должны быть нацелены на выстраивание долгосрочных доверительных отношений с потребителями финансовых продуктов и услуг и инвесторами. Все это способствует формированию доверия на финансовом рынке. Вместе с тем, наряду с указанными факторами, устойчивость развития финансового рынка, доверие всех субъектов экономики, возможность планировать на перспективу во многом зависят от общих экономических и институциональных условий в стране, в том числе таких как ценовая и финансовая стабильность, устойчивость государственных финансов, уровень доходов участников экономических отношений и наличие у них средств для формирования сбережений, предсказуемость налоговых условий, конкурентная среда, снижение административных барьеров, защита прав собственности, эффективность судебной системы.
Несмотря на санкционные ограничения, российский финансовый рынок остается частью международной финансовой системы. Поэтому через финансовый рынок может происходить финансирование инвестиций не только за счет внутренних ресурсов, но и путем привлечения иностранного капитала из стран-партнеров в российскую экономику. Для этого необходимо создавать благоприятные условия. На ближайшем горизонте объем таких инвестиций будет небольшим, но в перспективе иностранные инвестиции могут быть одним из источников финансирования российской экономики в дополнение к внутренним ресурсам.
Финансовый рынок дает возможность потребителям финансовых услуг эффективно удовлетворять свои жизненные потребности, в том числе за счет перераспределения доходов во времени, управления своими сбережениями, инвестициями, расходами и рисками, в соответствии с поставленными целями. При помощи инструментов сбережения, инвестирования и заимствования и при их грамотном использовании граждане могут эффективно решать вопросы приобретения жилья и товаров длительного пользования, поддерживать определенный уровень потребления в случае колебаний доходов и после выхода на пенсию, а также откладывать средства для совершения крупных расходов в непредвиденных ситуациях. При этом в зависимости от предпочтений и потребностей граждане могут выбрать инструменты с разным горизонтом инвестирования, профилем риска, доходностью и ликвидностью.
Традиционные, относительно простые инструменты для сбережений (прежде всего банковские депозиты, защищенные системой страхования вкладов) характеризуются низким уровнем риска и, как правило, приносят умеренный доход, обеспечивающий в основном сохранность покупательной способности вложений. Они отличаются относительной простотой использования и не требуют специальной квалификации. Такие инструменты в том числе подходят для формирования так называемой подушки безопасности, то есть сбережений, для которых ликвидность и высокая сохранность вложений более важны, чем доходность.
Инструменты рынка капитала могут принести более высокий доход по сравнению с инструментами сбережений, позволяя приумножить вложения, но они сопряжены и с более высоким риском неполучения дохода или потери инвестированных средств. Использование таких инструментов, как правило, экономически более оправдано на длинном горизонте. Долгосрочные стратегии вложения денежных средств на рынке капитала имеют свою специфику, принося положительную реальную доходность именно на продолжительных периодах времени при возможных колебаниях результатов инвестирования на краткосрочном горизонте.
Для эффективного использования инструментов рынка капитала необходимо получение специальных знаний и навыков, что помогает сориентироваться в существующих инвестиционных инструментах и выбрать оптимальные продукты с учетом соотношения риска и доходности, а также целей инвестирования. Поэтому для неквалифицированного инвестора, который не желает или не имеет возможности погружаться в специфику и контекст операций на финансовом рынке, предпочтительны пассивные инвестиционные стратегии, или передача средств в доверительное управление профессиональным участникам финансового рынка, или использование услуг инвестиционных советников.
Наряду с осуществлением сбережений и инвестиций граждане также могут обращаться за кредитами и займами для удовлетворения своих текущих потребностей в товарах и услугах в счет будущих доходов, а также раньше начинать реализацию таких крупных личных и семейных планов, как , например, покупка жилья или финансирование образования. При этом инструменты заимствования способствуют благополучию граждан только в случае соблюдения финансовой дисциплины и недопущения чрезмерного роста задолженности относительно получаемых доходов.
Финансовый рынок предоставляет участникам экономических отношений инструменты управления рисками. К таким финансовым инструментам в первую очередь относятся различные виды страхования, а также производные финансовые инструменты. Они позволяют предприятиям и предпринимателям снизить неопределенность в их деятельности, а гражданам - воспользоваться услугами страхования рисков в различных жизненных ситуациях. Для того чтобы инструменты страхования (хеджирования) рисков служили поставленным целям и задачам по минимизации возможных потерь, необходимо, чтобы пользователи понимали специфику их применения. Кроме того, важно, чтобы финансовые посредники предлагали своим клиентам продукты с учетом клиентских предпочтений и профиля риска.
Важные факторы эффективной работы финансового рынка - доверие и конкурентное взаимодействие между участниками. Это снижает риски нерыночного ценообразования, ограничивающего эффективность работы финансового рынка, способствует сокращению издержек потребителей и поставщиков, повышению доступности и качества финансовых продуктов и услуг.
Для формирования доверия на финансовом рынке важное значение имеют следующие факторы:
- доверие к национальной валюте, которое обеспечивается поддержанием ценовой, финансовой и макроэкономической стабильности в целом;
- устойчивость финансовых организаций и оказание ими финансовых услуг высокого качества;
- соблюдение прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, включая миноритарных акционеров, которыми могут выступать как частные, так и институциональные инвесторы, защита прав собственности добросовестных приобретателей;
- высокий уровень корпоративного управления и корпоративных отношений в компаниях- эмитентах;
- высокий уровень защиты от недобросовестных практик и мошенничества;
- наличие доступной, качественной, заслуживающей доверия информации на финансовом рынке - как о его участниках и общерыночных индикаторах, так и о макроэкономических данных по финансовому сектору и экономике в целом, которые используются для анализа и принятия решений;
- бесперебойное функционирование инфраструктуры;
- осведомленность об инструментах финансового рынка, понимание возможностей их использования и связанных с ними рисков.
Внедрение новых технологий и поддержка инноваций на финансовом рынке способствуют повышению доступности различных видов финансовых и платежных инструментов для граждан и бизнеса, развитию конкуренции и появлению новых бизнес-моделей, повышению производительности труда и в конечном счете вносят вклад в структурную трансформацию и развитие российской экономики. Хотя внедрение инноваций часто требует инвестиций, небольшие формы бизнеса на финансовом рынке могут развиваться, активно используя аутсорсинг и предлагая интересные для клиентов продукты и сервисы.
Выполняя вышеперечисленные функции и предоставляя участникам экономических отношений инструменты, чтобы сберечь и приумножить накопления, занять средства и застраховать риски, финансовый рынок становится значимым сектором экономики, внося вклад в экономический рост, создавая новые рабочие места, увеличивая налоговые поступления, формируя спрос на инновации, способствуя диверсификации экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов. При этом выполнение финансовым рынком всех своих функций, а также финансовая стабильность и устойчивость финансовых организаций сохраняют свою актуальность вне зависимости от внешнеполитической и внешнеэкономической конъюнктуры.
Роль макроэкономической стабильности в развитии финансового рынка
Банк России и Правительство Российской Федерации, проводя последовательную и взвешенную политику в рамках своих функций, формируют предсказуемые макроэкономические условия посредством достижения системной финансовой, ценовой стабильности и устойчивости государственных финансов. Такая стабильность внутренних условий особенно важна для развития как финансового рынка, так и экономики в целом.
Банк России сохраняет приверженность режиму таргетирования инфляции, цель денежно-кредитной политики остается неизменной - поддержание годовой инфляции вблизи 4% 2. Низкая и стабильная инфляция делает экономические условия в целом более предсказуемыми, обеспечивает уверенность компаний и граждан при осуществлении финансового и инвестиционного планирования, влияя на решения домашних хозяйств о размере текущего и будущего потребления и на решения бизнеса о расширении производства и об инвестициях. Ценовая стабильность также способствует доступности долгового и долевого финансирования за счет формирования долгосрочных процентных ставок финансового рынка на стабильно более низких уровнях путем снижения премии за риск, связанный с колебаниями инфляции. В свою очередь, развитый финансовый рынок, являясь частью трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, способствует более быстрому воздействию ключевой ставки центрального банка на структуру процентных ставок в экономике и совокупный спрос. Таким образом, развитый финансовый рынок способствует повышению действенности денежно-кредитной политики.
Финансовая стабильность, устойчивость реального и финансового секторов, участников финансового рынка необходимы для бесперебойного функционирования финансового рынка и экономики в целом. Ограничение накопления системных рисков позволяет снизить вероятность возникновения финансовых кризисов, повысить определенность для участников финансового рынка и обеспечить бесперебойное проведение платежей и трансформацию сбережений в инвестиции. В случае неблагоприятного развития ситуации на финансовом рынке, в том числе под влиянием внешних факторов, меры по поддержанию финансовой стабильности позволяют финансовому сектору продолжать выполнять свои основные функции, а также снижают негативные эффекты для реального сектора. Все это способствует повышению доверия к финансовому рынку, его привлекательности для всех групп участников. Системная финансовая стабильность обеспечивается прежде всего мерами макропруденциальной политики, а также микропруденциального регулирования Банка России.
При этом ограничения на движение капитала, которые сыграли определенную роль в поддержании финансовой стабильности в острую фазу введения санкций в 2022 году, были в значительной мере сняты, учитывая издержки для граждан и бизнеса, сложности для внешнеторговых и финансовых расчетов, которые они создают. Сохранение отдельных ограничений может быть оправдано как контрсанкционная мера в ответ на недружественные действия отдельных стран. Вместе с тем необходима всесторонняя оценка издержек для бизнеса и развития экономики в целом, доверия национальных и иностранных инвесторов и масштаба реального контрсанкционного эффекта таких ограничений. В целом ограничения на движение капитала должны иметь ограниченный во времени характер, а в перспективе, по мере адаптации экономики, - отменены, чтобы не создавать препятствий для внешнеэкономической деятельности.
Взвешенный и предсказуемый подход к управлению государственными финансами, внутренним и внешним государственным долгом имеет важное значение как для стабильности финансового рынка и макроэкономических условий в целом, так и непосредственно для формирования краткосрочных и долгосрочных процентных ставок в экономике, а также страновой премии за риск. Одним из ключевых элементов сбалансированной бюджетной политики Российской Федерации является подход на основе бюджетных правил. Наличие бюджетного правила, которое увязывает расходы бюджета с объемом базовых нефтегазовых доходов, снижает неопределенность в экономике, обеспечивает предсказуемость бюджетных расходов и создает бльшую макроэкономическую стабильность, в том числе вносит вклад в поддержание ценовой и финансовой стабильности. При формировании подходов к государственным заимствованиям необходимо учитывать риски вытеснения государственным долгом частных заимствований, что, в свою очередь, может влиять на доступность привлечения бизнесом финансирования на рынке капитала. Отдельные меры бюджетной политики могут быть задействованы для создания дополнительных стимулов для развития тех или иных инструментов или сегментов финансового рынка, в том числе на этапах их становления. При этом важно не допускать, чтобы такие меры из инструментов временной поддержки превращались в определяющий фактор долгосрочного развития финансового рынка.
Возможности и ограничения финансового рынка
Содействуя экономическому росту и развитию, сам финансовый рынок, его состояние, структура, масштаб и разнообразие выполняемых функций, в свою очередь, являются отражением развитости экономики страны, инвестиционного климата и качества ее институтов.
Показатели финансового рынка в целом и его сегментов, востребованность тех или иных финансовых продуктов и услуг также значимо зависят от ряда факторов, влияющих на развитие финансового рынка, но лежащих за его периметром. К числу таких факторов относятся уровень благосостояния и динамика доходов граждан и бизнеса, доверие к государственным и частным институтам, постоянство регулирования, в том числе налогового, защита прав собственности, прав инвесторов и акционеров, качество судебной защиты, обеспеченность квалифицированными кадрами и иные структурные и институциональные аспекты.
Финансовый рынок создает возможности для долгосрочных сбережений и их трансформации в инвестиции, формирует предпосылки для экономического роста и повышения благосостояния граждан, но не может быть основным или единственным драйвером этих процессов. Позитивный вклад финансового рынка в развитие экономики проявляется прежде всего в совокупности с преодолением структурных барьеров для экономического роста, в том числе с увеличением производительности труда и капитала, ростом доступности современных технологий и оборудования, повышением эффективности экономики и потенциала ее развития в целом, настройкой правовых и иных институтов, созданием предсказуемых условий экономической деятельности.
Использование инструментов финансового рынка для развития бизнеса и решения жизненных задач домашними хозяйствами может быть устойчивым, только если заемные средства подкреплены вложением собственных ресурсов, а формируемая сегодня задолженность может быть покрыта будущими доходами. Для инвестиционно ориентированного экономического роста необходимы не только длинные ресурсы, но и наличие привлекательных для инвесторов направлений вложения этих средств, компаний с прозрачной долгосрочной стратегией, эффективной деятельностью, качественным корпоративным управлением, которые рассматривают инвестора как полноправного партнера.
Стимулирование экономического роста исключительно при помощи инструментов финансового рынка и с опорой на заемное финансирование без учета структурных ограничений, а также избыточное кредитование низкорентабельных, убыточных проектов могут, напротив, привести к негативным последствиям для граждан, бизнеса, экономики в целом. В частности, стимулирование чрезмерного относительно динамики доходов роста кредитования может иметь лишь краткосрочное позитивное влияние на экономическую динамику, но затем оборачивается долговыми проблемами, которые могут угрожать стабильности реального и финансового секторов и даже стать причиной экономического кризиса и социальной напряженности. Быстрое увеличение кредитования, не подкрепленное расширением производственных возможностей страны, приводит к отрыву стоимости товаров и активов от фундаментальных факторов, появлению "пузырей" на рынках, разгону инфляции и в конечном счете к падению темпов экономического роста и реальных доходов граждан.
Поэтому потенциал финансового рынка как одного из факторов развития должен использоваться сбалансированно, с учетом скорости и характера развития экономической системы в целом.
Цели политики по развитию финансового рынка
Для обеспечения вклада в экономическое развитие России, содействия структурной трансформации экономики Банк России выделяет следующие среднесрочные цели политики по развитию финансового рынка, которые сохраняют преемственность с целями, представленными в ОНРФР 24-26.
1. Развитие современного финансового рынка для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях для структурной трансформации и эффективных платежных механизмах.
С учетом происходящих изменений в экономике в первую очередь усиливается потребность в долгосрочном финансировании трансформационных проектов, содействующих модернизации экономики и достижению технологической независимости. И здесь необходимо максимально вовлечь внутренние ресурсы - как частных, так и институциональных инвесторов. Кроме того, сохраняет важность вопрос переориентации международных экономических связей, чему будут содействовать развитие альтернативных механизмов расчетов, создание необходимой инфраструктуры, а также адаптация правового поля.
Высокую роль продолжает играть создание условий для внедрения инноваций в финансовом секторе, цифровизации экономических отношений, в том числе введения цифровой формы национальной валюты (цифрового рубля). При этом важно учитывать текущие тенденции на финансовом рынке, такие как появление экосистем, размывание границ между финансовым и иными секторами экономики, развитие искусственного интеллекта и аутсорсинга, которые в том числе способствуют снижению издержек в деятельности организаций - участников финансового рынка. Кроме того, сохраняется значимость повестки устойчивого развития и климатических рисков для российского бизнеса, что ставит новые задачи в сфере развития российского финансового рынка и экономики в целом, в том числе связанные с разработкой необходимых инструментов, инфраструктуры, правовых условий для финансирования перехода к низкоуглеродной экономике.
2. Укрепление доверия розничного потребителя и розничного инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса, удовлетворение их потребностей в финансовых услугах.
Эта цель остается особенно актуальной в условиях повышения роли внутренних источников финансирования развития экономики, в том числе средств розничных инвесторов. Укрепление доверия граждан к рынку капитала, защита прав инвесторов и потребителей финансовых продуктов и услуг имеют критическое значение для выполнения финансовым рынком функции по трансформации сбережений в инвестиции. При этом важно, чтобы потребителям финансовых продуктов и услуг был доступен весь спектр необходимых инструментов для сбережений и инвестиций на разных горизонтах с учетом их целей и потребностей.
Кроме того, данная цель обретает свою специфику в контексте долгосрочного тренда на цифровизацию, который сопровождается изменением характера взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых продуктов и услуг, сокращением клиентского пути и возможностью быстрого доступа розничных инвесторов в сегменты финансового рынка с повышенным уровнем риска, где инвестирование требует специальной квалификации. С внедрением новых технологий возрастают требования к уровню навыков потребителей финансовых услуг по использованию современных устройств и дистанционных каналов, а также повышаются риски цифрового неравенства. Особую важность приобретают вопросы безопасности предлагаемого потребителю (инвестору) продукта и качества его продвижения на рынке. Одновременно появляются новые виды мошенничества и недобросовестных практик, что требует совершенствования методов противодействия им. В этих условиях необходимы дополнительная настройка механизмов защиты прав розничных инвесторов и потребителей финансовых продуктов и услуг, в том числе с учетом применения искусственного интеллекта и роботизации отношений потребителя и финансовых организаций (М2М finance), а также повышение инвестиционной, цифровой и финансовой грамотности. Осведомленность и понимание специфики инструментов финансового рынка, включая их возможности и сопряженные с ними риски, являются важными факторами их правильного использования и повышения доступности для граждан и бизнеса.
3. Обеспечение финансовой стабильности - бесперебойного функционирования финансового рынка, в том числе в условиях стресса.
Важно сохранять устойчивость финансового сектора и в условиях новых вызовов для финансовой стабильности, связанных с геополитическими рисками, тенденцией к фрагментации мировой финансово-экономической системы, снижения доверия к исторически сложившимся механизмам ее функционирования. Внимания также требуют системные риски, связанные с устойчивостью мировой экономики и финансовых рынков в условиях возможного сохранения инфляции на повышенном уровне, длительными сроками снижения ставок основными центральными банками до нейтральных уровней. Необходимы также мониторинг и изучение рисков, которые могут нести ускоренное внедрение новых технологий на финансовом рынке и в экономике в целом. В этих условиях могут потребоваться уточнение подходов к политике по поддержанию финансовой стабильности, совершенствование ее инструментария.
Данные цели учитывают реалии и ключевые вызовы, связанные со вступлением экономики в фазу масштабной структурной трансформации, а также актуальные тенденции в экономической, технологической, социальной и иных сферах жизни общества как в России, так и в мире.
Решение задач, направленных на достижение указанных среднесрочных целей развития финансового рынка, в свою очередь, будет способствовать достижению поставленных национальных целей развития, в том числе повышению благополучия российских граждан, развитию экономики, ее технологической, цифровой и экологической трансформации, появлению инновационных инструментов финансирования инвестиций и предпринимательской деятельности, созданию комфортной и безопасной среды для жизни. Будучи одним из секторов российской экономики, финансовый рынок вносит вклад в рост ВВП, создает новые рабочие места, предъявляет спрос на инновации, является значимым источником пополнения государственного бюджета.
Принципы политики по развитию финансового рынка
При планировании деятельности и реализации мер по развитию финансового рынка Банк России опирается на ряд принципов, которые важны для обеспечения последовательности и предсказуемости проводимой политики, понимания участниками рынка логики принимаемых решений.
1. Приоритет интересов потребителей финансовых услуг (граждан и бизнеса) как конечных бенефициаров развития финансового рынка при определении целей и задач его развития.
Развитие финансового рынка не является самоцелью, в первую очередь оно должно способствовать повышению благосостояния граждан, расширению возможностей для развития бизнеса, российской экономики в целом. С учетом этого Банк России определяет цели, направления и задачи развития финансового рынка, приоритетность принимаемых мер, оценивая планируемые и полученные результаты с точки зрения их ценности для конечного потребителя.
2. Развитие финансового рынка на основе свободной рыночной среды, конкуренции и доверия.
Создавая необходимые условия для развития финансового рынка, Банк России стремится минимизировать свое вмешательство в работу рыночных механизмов и справедливой конкуренции, которые, как правило, обеспечивают более эффективное распределение ресурсов, создают стимулы для внедрения инноваций, повышения качества финансовых продуктов и услуг. Банк России в первую очередь фокусируется на решении системных вопросов, с которыми рынок не всегда может справиться самостоятельно.
Принципиально важным является укрепление доверия. При этом доверие является результатом влияния таких факторов, как устойчивость финансовых институтов и нефинансовых организаций, прозрачность их деятельности, защита прав потребителей и инвестора, развитие культуры взаимодействия, основанной прежде всего на этических принципах и добросовестном поведении его участников, так и макроэкономические и институциональные факторы, такие как ценовая и финансовая стабильность, защита прав собственности, эффективная судебная система.
3. Проактивный подход к развитию финансового рынка с учетом ключевых внутренних и внешних трендов и факторов. Приоритетность стратегического вектора развития над тактическими решениями.
Планируя деятельность по развитию финансового рынка, особое внимание Банк России уделяет своевременности принимаемых мер с учетом текущего состояния рынка, а также формирующихся трендов и драйверов его будущего развития в условиях быстро меняющейся среды. Такой проактивный подход позволяет вовремя отвечать на зарождающиеся вызовы, в том числе создавая необходимые правовые и технологические условия, устраняя барьеры для динамичного развития финансового рынка.
Учитывая возрастающую скорость происходящих перемен, а также высокую неопределенность действия внешних факторов, Банк России ежегодно уточняет Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации, охватывающие период в 3 года.
Происходящие структурные изменения российской экономики формируют новые реалии, в которых будет развиваться финансовый рынок, что должно учитываться при планировании среднесрочных задач и реализации стратегических целей политики по развитию финансового рынка. При этом Банк России, придерживаясь последовательности в своих действиях, не допускает, чтобы краткосрочные тактические шаги вступали в значимое противоречие с решением поставленных долгосрочных задач.
4. Транспарентность политики по развитию финансового рынка. Вовлечение участников финансового рынка со стороны финансового и реального секторов в разработку и реализацию планов по развитию рынка.
Банк России регулярно информирует участников рынка и общество в целом о подходах, целях и планах по развитию финансового рынка, видении архитектуры финансового рынка, принимаемых мерах и их причинах, а также достигнутых результатах. Такая коммуникация способствует прозрачности и предсказуемости действий мегарегулятора, что является основой для доверия общества к проводимой политике. Транспарентность деятельности Банка России дает возможность участникам рынка учитывать заявленные мегарегулятором планы развития при выработке своих бизнес-стратегий.
Признавая, что ключевую роль в развитии финансового рынка играют прежде всего его профессиональные участники, Банк России придает большое значение деятельности их объединений и саморегулируемых организаций (СРО). Не менее важным фактором развития финансового рынка также являются потребности реального сектора, предъявляющего спрос на услуги и сервисы. С учетом этого Банк России находится в тесном взаимодействии с объединениями представителей как финансового, так и реального сектора экономики при разработке и реализации своих мер, в том числе через проведение общественных консультаций, конференций и использование иных форматов обсуждения с экспертным и профессиональным сообществом, сбор и обсуждение инициатив участников рынка.
5. Согласованность и преемственность целей, подходов, задач, мер по развитию финансового рынка на разных уровнях по тематическим и секторальным направлениям.
При разработке и реализации Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации Банк России учитывает национальные цели развития Российской Федерации 3, а также положения документов стратегического планирования Правительства Российской Федерации с поправкой на возможные изменения внутренней и внешней среды, происходящие с момента их утверждения. В частности, при подготовке Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации учитываются положения Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, подготовленной совместно Правительством Российской Федерации и Банком России 4. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации являются среднесрочным документом верхнего уровня, который задает цели и приоритетные направления развития и, таким образом, расставляет ключевые акценты для секторальных и тематических среднесрочных документов Банка России в области развития финансового рынка, где соответствующие направления раскрыты более подробно. Обеспечивается также преемственность с аналогичными документами предыдущих лет, что важно для последовательности проводимой политики.
Банк России и Правительство Российской Федерации находятся в постоянном тесном взаимодействии по стратегическим и актуальным вопросам развития финансового рынка, что обеспечивает взаимную согласованность как планируемых, так и реализуемых мер.
Хотя с цифровизацией экономических, в том числе финансовых, отношений все больше задач развития финансового рынка приобретают экстерриториальный характер, на среднесрочном горизонте требуют внимания региональные аспекты развития финансового рынка с учетом разнообразия территориальных и географических особенностей России. Для этого необходимо тесное взаимодействие - прежде всего в области финансовой грамотности, финансовой доступности, конкуренции и в целом по задачам развития финансового рынка на региональном уровне - с региональными органами власти, представителями реального и финансового секторов, экспертного сообщества в регионах, в том числе при активном участии территориальных учреждений Банка России. Отдельного внимания требует обеспечение функционирования финансового сектора в регионах, принятых в состав Российской Федерации в 2022 году.
6. Выработка регуляторных решений с учетом общих издержек участников рынка, применение пропорционального и риск-ориентированного подходов.
При разработке и внедрении регуляторных и надзорных требований Банк России учитывает не только непосредственные цели и ожидаемые эффекты их введения, но и издержки участников рынка на их выполнение. При этом расширяется использование данных и аналитического инструментария при принятии регулятивных и надзорных решений. Банк России активно расширяет использование современных цифровых технологий во взаимодействии с поднадзорными финансовыми организациями (технологии SupTech 5 и RegTech 6), что в том числе позволяет сократить издержки участников рынка.
Банк России применяет релизный подход, предполагающий введение в действие новых мер, как правило, не ранее чем через 6 месяцев после публикации соответствующих нормативных документов при отсутствии специальных обстоятельств 7, требующих незамедлительной реакции. Такой подход позволяет финансовым организациям заблаговременно подготовиться к изменениям и встроить регуляторные новации в свои бизнес-процессы.
Банк России формирует регуляторные требования пропорционально масштабу и сложности деятельности участников рынка. При этом приоритет отдается выявлению и предупреждению реализации рисков в деятельности финансовых организаций на ранних этапах, что позволяет не допустить накопления проблем, которые могут привести к значимым потерям как потребителей, так и поставщиков финансовых услуг. В условиях существенного изменения ситуации значительное внимание уделялось регуляторным послаблениям, на первом этапе - для адаптации участников рынка к усиливавшейся в 2022 году волатильности финансового рынка и повышенной неопределенности в процессе принятия бизнес-решений, а затем - к своевременному выходу из них. По мере адаптации к новым реалиям на первый план выходят регулятивные изменения, направленные на учет в регулировании опыта прохождения финансовым рынком 2022 года и создание условий для устойчивого развития финансового сектора 8.
7. Обеспечение устойчивости и независимости финансовой инфраструктуры российской экономики с учетом геополитических рисков.
Обеспечение независимости российской экономики с точки зрения функционирования финансового рынка касается прежде всего развития необходимой независимой, но не изолированной от внешнего мира инфраструктуры, в том числе в сфере платежей и расчетов, а также критически важных технологий.
При решении стратегических задач развития финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации также минимизируют риски, связанные с геополитическими факторами, что необходимо для обеспечения экономической безопасности страны.
8. Развитие международных отношений и интеграционных процессов.
Российский финансовый рынок продолжает оставаться частью мирового финансового рынка. Сохраняют актуальность масштабные задачи по переориентации и усилению международных экономических связей.
Решая стратегические задачи развития финансового рынка, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации проводит активную работу с зарубежными регуляторами и участниками рынка, направленную на преодоление существующих ограничений и создание условий для развития системы международных расчетов, инфраструктуры, инструментов, правовых условий, полноценно отвечающей вызовам и потребностям нового времени.
При планировании и практической реализации мер по развитию финансового рынка Банк России также учитывает интеграционные процессы (в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Союзного государства, Содружества Независимых Государств) и выполняет международные обязательства, принятые Российской Федерацией.
При этом Банк России считает необходимыми учет и имплементацию лучших международных стандартов в регулировании 9, что в том числе способствует выстраиванию взаимоотношений со странами-партнерами, для которых такие практики являются понятными и зарекомендовавшими себя подходами.
Банк России применяет международные стандарты, адаптируя их с учетом российского опыта и специфики.
Механизмы политики по развитию финансового рынка
Для развития российского финансового рынка и обеспечения его устойчивости, в том числе его участия в структурной трансформации российской экономики, внедрения инноваций, расширения набора инструментов, продуктов и сервисов, повышения их доступности, защиты прав потребителей и инвесторов, формирования среды доверия, используется широкий набор механизмов, которые применяются в зависимости от специфики решаемых задач.
Выделяются следующие основные механизмы воздействия на финансовый рынок, создания условий и стимулов для его развития:
- нормативно-правовое регулирование и надзор;
- мягкое регулирование - этические кодексы, стандарты СРО, рекомендации;
- создание и развитие элементов цифровой инфраструктуры финансового рынка, обеспечение равного доступа к ней;
- создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан как в банковском секторе, так и на рынке страхования и в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);
- налоговое стимулирование и субсидирование;
- повышение финансовой грамотности и просветительская деятельность;
- подготовка кадров для финансовой отрасли;
- информационная политика и взаимодействие с участниками рынка;
- регулирование потоков капитала.
Банк России и Правительство Российской Федерации, как правило, используют комбинацию механизмов, что позволяет повысить эффективность принимаемых мер. Указанные механизмы в целом остаются неизменными, могут уточняться их специфика и подходы к их применению.
Механизмы развития финансового рынка применяются на основе комплексного анализа ожидаемых результатов, учитывающего как выгоды, так и возможные издержки, а также опыт других стран. Банк России взаимодействует с иностранными партнерами для выработки и применения общих взаимовыгодных механизмов для сотрудничества в сфере финансового рынка и экономических отношений в целом.
Банк России вносит вклад в развитие финансового рынка, способствуя формированию предсказуемых макроэкономических условий через обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, и макропруденциальная политика, нацеленная на поддержание финансовой стабильности, влияют на развитие финансового рынка. В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка и экономики в целом.
В острую фазу введения масштабных антироссийских санкций в 2022 году ограничения на движение капитала временно использовались как один из механизмов поддержания финансовой стабильности. По мере нормализации ситуации на финансовом рынке и снижения рисков для финансовой стабильности ограничения такого характера в значительной степени были сняты. Отдельные сохраняющиеся до настоящего времени ограничения на движение капитала имеют в первую очередь контрсанкционный эффект и компенсируют воздействие введенных внешних санкций, направленных на стимулирование вывода капитала зарубежных инвесторов из России и запрет на потенциальный приток капитала в будущем.
Указанные временные механизмы позволили реагировать на изменяющиеся внешние обстоятельства и ограничили негативный эффект санкционных мер. Банк России на постоянной основе проводит предметный анализ действующих специальных экономических мер, направленных на ограничение проведения валютных операций. При необходимости Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают шаги по изменению требований валютного контроля. Вместе с тем ограничения на движение капитала создают издержки для бизнеса, развития внешнеэкономической деятельности, инвестиционного климата и с учетом этого должны иметь точечный, ограниченный во времени характер. В дальнейшем необходимо двигаться в направлении их отмены по мере адаптации экономики к новым условиям.
Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе по созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий. Особое значение имеют инвентаризация и упорядочение накопившихся норм регулирования с устранением избыточных, устаревших и дублирующих друг друга правил.
Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются. При этом важен системный подход, мониторинг эффективности использования и периодическая актуализация таких стимулов для обеспечения фокуса на наиболее востребованных с точки зрения российской экономики механизмах и инструментах долгосрочного финансирования с учетом ограниченности ресурсов. Значимость этих механизмов особенно возрастает в контексте усиления роли финансового рынка в финансировании трансформационных проектов, необходимых для структурных изменений в российской экономике.
В части развития национальной цифровой инфраструктуры Банк России и Правительство Российской Федерации руководствуются тремя ключевыми принципами. Основной фокус внимания направлен на реализацию тех проектов, на которые существует спрос со стороны граждан и бизнеса при одновременном отсутствии возможности их самостоятельной реализации у большинства участников рынка. При этом реализация указанных проектов должна способствовать обеспечению финансового суверенитета и развитию конкуренции на финансовом рынке. Все большее значение для развития финансовых продуктов и сервисов имеет доступ к данным государственных информационных систем.
Банк России в целях обеспечения независимости финансовой инфраструктуры России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" (НСПК) и "Российская национальная перестраховочная компания" (РНПК).
Банк России использует в первую очередь превентивный подход, направленный на выявление и устранение рисков на ранних стадиях. Для обеспечения финансовой стабильности при необходимости Банк России применяет инструменты финансового оздоровления финансовых организаций.
Все большую актуальность на финансовом рынке приобретает вопрос уровня квалификации кадров и их доступности. Вызовы, которые могут возникнуть в этой области, особенно в сфере высокотехнологичных отраслей, ИТ и информационной безопасности, необходимо учитывать в том числе при рассмотрении вопросов стратегического развития и функционирования финансового рынка в новых реалиях.
Большое значение для динамичного развития финансового рынка, включая процессы цифровизации и устойчивого развития, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации. Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребностей рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов.
Банк России уделяет большое внимание повышению уровня квалификации кадров финансового рынка путем разработки и реализации механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и системой образования, запускает и реализует учебно-просветительские программы для специалистов финансового рынка, представителей органов законодательной и исполнительной власти, а также иных лиц, заинтересованных в повышении квалификации по вопросам, относящимся к компетенции Банка России.
Информационная политика и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка.
Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых продуктов и услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер. Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию.
Постоянная коммуникация с участниками рынка, обществом, разъяснение сути происходящих экономических изменений и принимаемых мер Банка России и Правительства Российской Федерации способствуют снижению неопределенности, вносят вклад в стабилизацию ситуации, влияя на поведение и ожидания граждан, бизнеса и профессиональных участников рынка. Банк России применяет широкий набор каналов коммуникации, сопровождая все предпринимаемые шаги оперативными разъяснениями и комментариями, поддерживая при этом оперативную связь и взаимодействие с участниками рынка.
------------------------------
1Статья 3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
2 Подробнее о денежно-кредитной политике см. в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (ОНЕГДКП 2025-2027).
3Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
4 Одобрена решением Совета директоров Банка России от 28.11.2022, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 4355-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 N 3753-р).
5 SupTech - Supervisory Technology (технологии, используемые регуляторами для повышения эффективности контроля и надзора за деятельностью участников финансового рынка).
6 RegTech - Regulatory Technology (технологии, используемые финансовыми организациями для повышения эффективности выполнения требований регулятора).
7 В рамках релизного подхода нормы вводятся в действие 1 октября или 1 апреля, но не ранее чем через 6 месяцев после публикации соответствующих нормативных документов.
8 Подробнее данные вопросы изложены в разделе 3 "Направления развития российского финансового рынка", направлении 1 "Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора", задаче 7 "Обеспечение устойчивости и развитие регулирования финансовых организаций".
9 В том числе в сфере устойчивого развития.
------------------------------