Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Блиновой Л.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 08.11.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2011 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А05-2144/2011,
установил
открытое акционерное общество "Архангельский морской торговый порт", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 52, ОГРН 1022900515516 (далее - ОАО "АМТП", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119 (далее - Фонд), от 26.11.2010 N 7/9-475 в части непринятия к зачету расходов страхователя - плательщика единого социального налога на цели обязательного социального страхования (далее - ЕСН) в суммах: 20 260 руб. 43 коп. на выплату пособия Серову С.В., 153 руб. 33 коп. на выплату пособия Калачникову К.В., 15 781 руб. 85 коп. на выплату пособия Каминской Н.И., 1364 руб. 35 коп. на выплату пособия Матвеевой Т.А., 3389 руб. 52 коп. на выплату пособия Кротовой Л.А. и 116 620 руб. 47 коп. на выплату пособий иным работникам, а также в части предложения представить в территориальный орган Федеральной налоговой службы России уточненный расчёт по авансовым платежам (декларацию) по ЕСН и перечислить ответчику не принятые к зачету расходы в сумме 157 569 руб. 95 коп.
Решением от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2011, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Фонд указывает на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, в связи с чем просит принятые по делу судебные акты отменить и отказать ОАО "АМТП" в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Фонд провел документальную выездную проверку страхователя - ОАО "АМТП" - за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 по вопросу правильности осуществления расходов на цели обязательного социального страхования страхователем-плательщиком ЕСН в счет начисленного ЕСН, подлежащего зачислению в отделение ФСС, в ходе которой выявила ряд нарушений, что было отражено в акте от 21.10.2010.
Рассмотрев материалы проверки с учетом представленных Обществом возражений, Фонд принял решение о непринятии к зачету расходов, произведенных ОАО "АМПТ" на цели обязательного социального страхования, 26.11.2010 N 7/9-475, которым в связи с нарушением требований законодательства и иных нормативно-правовых актов по обязательному социальному страхованию либо неподтверждением расходов документами в установленном порядке отказал в возмещении 254 305 руб. 72 коп.
Общество не согласилось с решением от 26.11.2010 N 7/9-475 в части отказа в принятии к зачету 157 569 руб. 95 коп. и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма ЕСН, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими, муниципальными служащими.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 этого Закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
Как видно из решения от 26.11.2010 N 7/9-475, Фонд вменяет ОАО "АМТП" нарушение пункта 3 части 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ в связи с начислением и выплатой застрахованному лицу - Серову С.В. пособия по временной нетрудоспособности в размере среднего заработка. Фонд установил, что страховой стаж Серова С.В. составил менее 5 лет (всего 20 260 руб. 43 коп.).
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ определено, что временная нетрудоспособность является одним из видов социальных страховых рисков. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Как установлено судом и следует из имеющейся в материалах дела трудовой книжки ТК N 1930856 работник Общества Серов С.В. 08.07.2004 принят на работу в общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Табак Трейдинг" (Приморский район Архангельской области) грузчиком. В этой же книжке содержится запись об увольнении по собственному желанию 01.09.2004. В трудовой книжке ТК-1 N 2578256 внесена запись о прохождении Серовым С.В. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 03.11.2004 по 09.11.2006.
Согласно положениям подпунктов 1 - 3 пункта 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
В то же время в силу статьи 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции, действовавшей в 2007 году; статья утратила силу с 01.01.2010) в случае временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учётом районного коэффициента и процентной надбавки, но не выше максимального размера пособия, установленного федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 255-ФЗ установлено, что гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 года и которые до 1 января 2007 года имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия (в процентном выражении от среднего заработка), полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.
Поскольку Серов С.В. был принят на работу до 1 января 2007 года, суды правильно указали, что Общество выплатило ему пособие по временной нетрудоспособности в надлежащем размере - в размере стопроцентного среднего заработка.
Довод кассационной жалобы Фонда о том, что положения пункта 1 статьи 17 Закона N 255-ФЗ на Серова С.В. не распространяются, поскольку в период с 2004 по 2007 год он нигде не работал, подлежит отклонению как не соответствующий материалам дела и основанный на неправильном толковании норм материального права.
Судом установлено и Фондом не опровергнуто, что Серов С.В. с ноября 2004 по ноябрь 2006 года проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ и пункта 2.1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета стажа), в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной, а также иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1).
В страховой стаж засчитываются периоды военной службы и иные периоды в том числе лиц, указанных в статье 2 Закона N 4468-1, к которым отнесены лица, проходившие военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы Фонда в этой части не имеется.
Согласно решению от 26.11.2010 N 7/9-475 Фонд не принял к зачету расходы Общества по обязательному социальному страхованию на выплату пособия по временной нетрудоспособности ряда работников заявителя в связи нарушением порядка оформления листков нетрудоспособности, в том числе:
- в размере 153 руб. 33 коп., выплаченных Калачникову К.В., поскольку в нарушение статьи 14 Закона N 255-ФЗ Обществом завышено число календарных дней, подлежащих оплате Калачникову К.В. в период временной нетрудоспособности - не исключены дни, не упомянутые в листке нетрудоспособности как дни, на период которых Калачников К.В. освобожден от работы;
- в размере 1364 руб. 35 коп., 15 781 руб. 85 коп. и 3389 руб. 52 коп., выплаченных соответственно Матвеевой Т.А., Каминской Н.И. и Кротовой Л.А., поскольку в представленных перечисленными работниками листках нетрудоспособности внесено более двух исправлений.
Изучив материалы дела и выводы судов в этой части, суд кассационной инстанции также не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда.
На основании пунктов 2.1, 2.2 Постановления ФСС Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (далее - Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования) выплата пособий по обязательному социальному страхованию производится страхователем-работодателем в соответствии с законодательством и на основании документов, подтверждающих право работника на получение пособия.
Таким документом согласно пункту 1 Приказа от 01.08.2007 N 514 Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации "О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности" (далее - Приказ N 514) является листок нетрудоспособности, выдаваемый застрахованным лицам при заболеваниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В пункте 18 Положения о ФСС Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, закреплено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Расходы, связанные с выплатой пособия по временной нетрудоспособности Калачникову К.В., произведены ОАО "АМТП" на основании листка нетрудоспособности серии ВК N 7174300, где имеются записи об освобождении застрахованного лица от работы с 30.08.2007 по 31.08.2007 года и с 03.09.2007 по 05.09.2007. При этом в листке отсутствуют сведения об освобождении Калачникова К.В. от работы в период с 01.09.2007 по 02.09.2007. По этому основанию расходы по обязательному социальному страхованию в размере 153 руб. 33 коп. Фондом приняты не были. Фонд полагает (о чем указано и в кассационной жалобе), что период в 2 дня (01.09.2007 и 02.09.2007) оплате работодателем не подлежит.
Такая позиция не может быть признана правомерной, поскольку противоречит положениям статьи 8 Закона N 255-ФЗ.
Судами установлено, что в листке нетрудоспособности серии ВК N 7174300 действительно отсутствует отметка об освобождении Калачникова К.В. от работы на спорных два дня, однако данный листок содержит отметку врача о нарушении режима 31.08.2007, 01.09.2007, 02.09.2007 в связи с неявкой указанного лица на врачебный прием.
В силу пункта 60 Приказа N 514 в строке "Отметки о нарушении режима" указываются дата нарушения, его вид (несоблюдение предписанного режима, несвоевременная явка на прием к врачу, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, отказ от направления или несвоевременная явка в учреждение МСЭ и др.) и ставится подпись лечащего врача; если нарушений режима не было, данная графа не заполняется.
В соответствии с пунктом 61 Приказа N 514, в случае, когда гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на прием не явился, а при очередном посещении был признан нетрудоспособным, то в строках граф "С какого числа" и "По какое число включительно" таблицы "Освобождение от работы" проставляется период неявки гражданина на прием к врачу и делается соответствующая отметка в строке "Отметки о нарушении режима".
Согласно объяснительной Калачникова К.В. от 11.09.2007, в связи с высокой температурой он не мог прийти на прием к врачу 31 августа, а 1 и 2 сентября 2007 года были выходными, терапевт не принимал.
При явке 03.09.2007 он признан нетрудоспособным и освобожден от работы по 05.09.2007.
Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи с учетом положений Приказа N 514, суды сделали вывод, что 1 и 2 сентября 2007 года врач фактически освободил Калачникова К.В. от работы. Оснований для переоценки такого вывода суд кассационной инстанции не имеет.
В связи с нарушением работником режима ОАО "АМТП" выплатило Калачникову К.В. пособие по временной нетрудоспособности в сниженном размере.
Согласно статье 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 255-ФЗ, а также пунктом 21 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий) основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно Закона N 255-ФЗ и пункту 22 упомянутого Положения при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи 8 и пункте 22 этого Положения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.
Из приведенных норм следует, что нарушение больничного режима работником в период его временной нетрудоспособности в больничном листе является основанием не для отказа от выплаты пособия по временной нетрудоспособности в полном размере, а для его снижения в порядке, предусмотренном статьей 8 Закона N 255-ФЗ и пунктом 21 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, что заявителем и было сделано. Суды правильно указали на отсутствие у Общества законных оснований для невыплаты работнику пособия в полном объеме.
Спорные расходы на сумму 1364 руб. 35 коп. по выплате Матвеевой Т.А. пособия по временной нетрудоспособности произведены заявителем на основании листка нетрудоспособности N 2006345, в котором, как установил Фонд в ходе проверки, имелось более двух исправлений.
Пунктом 58 Приказа N 514 предусмотрено, что в листок нетрудоспособности может быть внесено не более двух исправлений. Исправленный или зачеркнутый текст подтверждается записью "исправленному верить", подписью лечащего врача и печатью медицинской организации. При наличии более двух исправлений листок нетрудоспособности считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "АМТП" взамен ненадлежащим образом оформленного листка нетрудоспособности N 2006345 представило новый листок нетрудоспособности серии ВЮ N 7217330, оформленный надлежащим образом и содержащий указание на то, что выдан взамен испорченного листка нетрудоспособности N 2006345.
Такой порядок в полной мере соответствует положениям пункта 58 Приказа N 514. Следует отметить, что действующие законодательство не устанавливает период внесения исправлений в листки нетрудоспособности либо получения новых листков взамен испорченных. Факт наступления страхового случая Фонд не оспаривает.
В листке нетрудоспособности N 5607114, выданном Каминской Н.И. (расходы в сумме 15 781 руб. 85 коп.), имеется два исправления, заверенных подписью и печатью врача, а также, как посчитал Фонд, третье исправление - зачеркнута запись "ОАО "АМТП" и рядом проставлена запись "Архангельский морской торговый порт". В листке нетрудоспособности N 8390567, выданном Кротовой Л.А. (расходы в сумме 3389 руб. 52 коп.), помимо двух заверенных подписью и печатью врача исправлений также имеется третье - в виде зачеркнутой черты под словом "первичный", поскольку подчеркнуты слова "продолжение листка". Фонд пришел к выводу, что данные листки оформлены с нарушением пункта 58 Приказа N 514 и отказал в принятии расходов.
Признавая решение Фонда от 26.11.2010 N 7/9-475 в этой части недействительным, суды исходили из того, что спорные исправления таковыми не являются.
Суды установили, что в листке нетрудоспособности N 5607114 указаны два официальных наименования заявителя - полное ("Архангельский морской торговый порт") и сокращенное (ОАО "АМТП"), соответствующие указанным в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Наличие в листке нетрудоспособности N 8390567 зачеркнутой черты под словом "первичный", как установили суды, обусловлено тем, что данный листок является продолжением первичного листка нетрудоспособности, что подтверждается материалами дела; в листке N 8390567 проставлен номер первичного листка нетрудоспособности.
Пунктом 59 Приказа N 514 установлено, что при заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности в строке "место работы" указывается полное или сокращенное наименование организации.
Согласно пункту 60 приказа N 514 в верхней части бланка листка нетрудоспособности и в корешке бланка в зависимости от того, выдан документ впервые или является продолжением ранее выписанного, подчеркивается соответствующая запись. Если листок пролонгируется, то в строке "Первичный - Продолжение листка N" делают соответствующую отметку и указывают номер первичного листка нетрудоспособности.
Дав оценку представленным доказательствам, суды пришли к выводу, что при заполнении листков трудоспособности N 5607114 и 8390567 положения Приказа N 514 не нарушены и оснований для отказа в выплате застрахованному лицу пособия по данным листкам нет.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обоснованными.
Возмещение средств из Фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя (работодателя). В рассматриваемом случае действительное наступление страховых случаев, подтвержденных спорными листками нетрудоспособности, и выплату ОАО "АМТП" пособий по временной нетрудоспособности Матвеевой Т.А., Каминской Н.И. и Кротовой Л.А., Фонд не оспаривает. Листки нетрудоспособности N 5607114 и 8390567 содержат все необходимые реквизиты в соответствии с положениями Приказа N 514, сведения, обозначенные Фондом как исправления, фактически каких-либо изменений в их содержание не вносят и не искажают его; листок нетрудоспособности N 2006345 заменен надлежащим образом оформленным.
При таких обстоятельствах решение Фонда от 26.11.2010 N 7/9-475 в части отказа Обществу в возмещении расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности Матвеевой Т.А. в размере 1364 руб. 35 коп., Каминской Н.И. в размере 15 781 руб. 85 коп. и Кротовой Л.А. в размере 3389 руб. 52 коп. правильно признано судами не соответствующим закону.
Фонд обжалует принятые по делу судебные акты в части признания недействительным решения от 26.11.2010 N 7/9-475 по эпизоду непринятия расходов заявителя в общей сумме 116 620 руб. 57 коп. по мотиву непредставления документов, подтверждающих страховой стаж для установления размера пособия по временной нетрудоспособности. Фонд указывает, что поскольку статья 7 Закона N 255-ФЗ устанавливает размер пособия по временной трудоспособности, подлежащих выплате застрахованному лицу при наступлении страхового случая, в зависимости от его страхового стажа, ОАО "АМТП" обязано было хранить и представить к проверке документы, подтверждающие размер такого стажа, в том числе и в отношении уволенных сотрудников. Такими документами являются копии трудовых книжек.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 17 Закона N 165-ФЗ на страхователей возложена обязанность предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 5 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ
Согласно пункту 3.1 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, отделения ФСС Российской Федерации осуществляют расходование средств обязательного социального страхования.
Согласно части 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ необходимые для выплаты страхового обеспечения средства выделяются страхователю в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем в территориальный орган Фонда социального страхования необходимых документов. Перечень таких документов определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 3.3 названной Инструкции выделение средств страхователям-работодателям, в том числе применяющим специальные налоговые режимы, осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании следующих документов:
- письменного заявления работодателя;
- расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации формы 4-ФСС РФ;
- копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;
- заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию. Копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, предоставляются при обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию страхователями, имеющими льготы по уплате ЕСН, страхователями, применяющими специальные налоговые режимы, а также по усмотрению отделения (филиала отделения) Фонда иными категориями страхователей.
При выделении средств страхователям-работодателям, являющимся плательщиками ЕСН, в случае необходимости, отделение (филиал отделения) Фонда проводит документальную камеральную или выездную проверку.
Судами установлено, что сведения о продолжительности страхового стажа, указанные в листках нетрудоспособности застрахованных лиц, перечисленных в решении от 26.11.2010 N 7/9-475 по рассматриваемому эпизоду, определены заявителем на момент назначения пособий на основании трудовых книжек работников. При проверке Фонду были представлены листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий. Трудовые книжки работников представлены не были, поскольку на момент проведения проверки эти лица уволены, и трудовые книжки либо их копии отсутствуют.
Суды посчитали, что листки нетрудоспособности и документы о расходах на выплату пособий являются достаточными документами для подтверждения наличия у ОАО "АМТП" права на возмещения 116 620 руб. 57 коп. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований не согласиться с таким выводом судов.
Суды пришли к правильному заключению, что в рассматриваемой ситуации Общество представило документы согласно приведенному перечню, и каких-либо доводов об их ненадлежащем оформлении либо наличии в них недостоверных сведений, Фонд не заявил. Не ссылается на такие нарушения он и в кассационной жалобе.
В соответствии с пунктом 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 (далее - Правила подсчета стажа), основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Пунктом 20 Правил подсчета стажа определено, что документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации), за исключением случаев, указанных в пункте 5 данных Правил.
Согласно частям 1 и 3 статьи 66, статье 309 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Согласно части 2 этой статьи форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 40 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила), работодатель с целью учета трудовых книжек обязан вести книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, в которой регистрируются все трудовые книжки работников. При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
Пунктом 43 Правил установлено, что трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся до востребования у работодателя (в организации или у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем) в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Приведенными нормами законодательства о труде и об обязательном страховании не установлена обязанность работодателя изготавливать и сохранять копии трудовых книжек уволенных работников. Фонд не привел ссылки на какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие для работодателя (страхователя) такую обязанность. В связи этим довод Фонда, приводимый в обоснование позиции по делу о необходимости страхователя представить копии трудовых книжек уволенных работников, подлежит отклонению как не основанный на положениях действующего законодательства. Суды сделали правильный вывод о том, что Фонд, при отсутствии иных причин, не вправе отказать страхователю в возмещении расходов по этому основанию.
Кроме того, ОАО "АМТП" представило в материалы настоящего дела копии трудовых книжек трех его бывших работников (Ляшко Е.С., Клевакина Д.А., Доронина А.О.) из спорного перечня, которые были им получены от этих лиц в 2011 году в связи с рассмотрением спора в суде. Каких-либо нарушений в порядке подсчета страхового стажа данных работников Фонд не установил. Податель жалобы не ссылается и на наличие у него оснований полагать, что при подсчете стажа остальным работникам согласно перечню ОАО "АМТП" были допущены нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
Поскольку Фонд не доказал наличие оснований для отказа ОАО "АМТП" в возмещение 116 620 руб. 57 коп. расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, решение от 26.11.2010 N 7/9-475 по изложенному эпизоду обоснованно признано судами недействительным.
При разрешении спора судами были проверены все доводы и аргументы Фонда, на основании которых были не приняты к зачету расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные ОАО "АМТП" по больничным листкам. Выводы судов соответствуют материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, в связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А05-2144/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.