Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скрябиной Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (г. Екатеринбург, ОГРН 1056604560430, ИНН 6672200900) к Правительству Свердловской области о признании не действующим нормативного правового акта в части,
заинтересованные лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании:
представителя административного истца ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" - Смольниковой В.В.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Тертышного А.Н.,
представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - Романовой Т.И.,
старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области - Забродиной Е.А., установил:
постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (далее также - Постановление N 306-ПП) утверждена прилагаемая к названному нормативному правовому акту Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее также - Программа).
Приложением к Программе являлся Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее также - Перечень).
Первоначальный текст Постановления N 306-ПП был опубликован на "Официальном и интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) (далее также - портал) 29 апреля 2014 года (N 1331).
Впоследствии в Постановление N 306-ПП неоднократно вносились изменения (постановления Правительства Свердловской области от 19 августа 2015 года N 756-ПП, от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, от 5 июля 2017 года N 493-ПП, от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП, от 10 августа 2018 года N 508-ПП, от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП, от 29 апреля 2021 года N 259-ПП, от 11 ноября 2021 года N 757-ПП, от 7 апреля 2022 года N 237-ПП, от 6 апреля 2023 года N 242-ПП, от 1 июня 2023 года N 377-ПП, от 15 февраля 2024 года N 77-ПП (далее соответственно - Постановления N 756-ПП, 905-ПП, 493-ПП, 1007-ПП, 508-ПП, 772-ПП, 632-ПП, 1-ПП, 174-ПП, 578-ПП, 259-ПП, 757-ПП, 237-ПП, 242-ПП, 377-ПП, 77-ПП)).
На дату принятия настоящего решения Постановление N 306-ПП действовало в редакции постановления Правительства Свердловской области от 4 июля 2024 года N 439-ПП (далее - Постановление N 439-ПП), опубликованного на портале 5 июля 2024 года.
Постановлением N 377-ПП указанный в наименовании Постановления N 306-ПП, Программы и Перечня год окончания периода Программы (2044 год) - изменен на 2053 год.
Помимо прочих многоквартирных домов в Перечень был включен и многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (далее также - дом N 207).
В первоначальной редакции Постановления N 306-ПП в отношении дома N 207 были предусмотрены следующие перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества, а также плановые периоды оказания таких услуг (выполнения работ): 2021 - 2023 годы - ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений; 2036 - 2038 годы - ремонт системы теплоснабжения; 2042 - 2044 - ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы горячего водоснабжения, ремонт системы водоотведения (строка 3340 Перечня).
Постановлением N 756-ПП предусмотренные Перечнем работы и услуги по капитальному ремонту общего имущества дома N 207 были дополнены разработкой проектной документации на проведение капитального ремонта и услугами строительного контроля (на 2021 - 2023, 2036 - 2038, 2042 - 2044 годы) (строка 3293 Перечня).
Постановлениями N 905-ПП, 493-ПП, 1007-ПП перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества дома N 207, а также плановые периоды оказания и выполнения таких услуг и работ не изменялись, хотя и регулировались различными строками Перечня (соответственно 23451, 23136, 23161). При этом начиная с Постановления N 1007-ПП указанные в названном перечне услуг и работ услуги строительного контроля стали именоваться строительным контролем.
Постановлением N 508-ПП были изменены плановые периоды оказания и выполнения первого и второго этапа работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207: с 2021 - 2023 годов на 2027 - 2029 годы перенесены ремонт крыши, ремонт фасада, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта и строительный контроль, а с 2036 - 2038 годов на 2042 - 2044 годы - ремонт системы теплоснабжения и относящиеся к такому ремонту строительный контроль и разработка проектной документации на проведение капитального ремонта (строка 24001 Перечня).
Постановлениями N 772-ПП, 632-ПП, 1-ПП, 174-ПП, 578-ПП, 259-ПП перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207, а также их плановые периоды, предусмотренные Перечнем в редакции Постановления N 508-ПП, не изменялись (соответственно строки 24001, 24070, 24070, 24070, 24335, 24335).
Постановлением N 757-ПП из состава предусмотренных Перечнем работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207 был исключен ремонт фундамента (строка 24278 Перечня).
Постановлениями N 237-ПП, 242-ПП, 377-ПП перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207, а также их плановые периоды, предусмотренные Перечнем в редакции Постановления N 757-ПП, не изменялись и регулировались строкой 24278.
Постановлением N 77-ПП, опубликованным на портале 16 февраля 2024 года, были изменены перечень и плановые периоды оказания и выполнения работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207 путем их изложения в следующей редакции: 2030 - 2032 годы - ремонт крыши, ремонт фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт подвальных помещений, разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, строительный контроль; 2051 - 2053 годы - ремонт фасада, строительный контроль, ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения (строка 17194 Перечня).
Предусмотренная Постановлением N 439-ПП редакция Перечня не внесла изменений в перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества дома N 207, а также их плановые периоды, предусмотренные Перечнем в редакции Постановления N 77-ПП (строка 17194 Перечня).
На основании решения, принятого путем проведения с 7 по 12 марта 2006 года собственниками помещений дома N 207, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" (далее также - общество) избрано управляющей организацией, управляющей общим имуществом названного дома.
Общество обратилось в Свердловский областной суд (далее также - суд) с административным иском к Правительству Свердловской области (далее также - Правительство), в котором с учетом принятых судом уточнений оспорило строку 17194 Перечня в редакции Постановления N 439-ПП, в части установления плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в доме N 207: на 2030 - 2032 годы в отношении ремонта крыши, ремонта фундамента, ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонта подвальных помещений, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта, строительного контроля; на 2051 - 2053 годы - в отношении ремонта фасада, строительного контроля, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем водоотведения.
Мотивируя предъявленные требования, общество ссылалось на то, что перенос на более позднее время первоначально установленных Перечнем плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в доме N 207 без принятия собственниками помещений в данном доме соответствующего решения противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Правительство, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) и Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд) возражали против удовлетворения заявленных обществом требований, ссылаясь на принятие оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом, с соблюдением установленного порядка, его надлежащее опубликование, на то, что перенос первоначальных плановых периодов капитального ремонта общего имущества в доме N 207 был обусловлен неполной уплатой собственниками названного имущества взносов на капитальный ремонт, необходимостью обеспечения финансовой устойчивости Фонда как регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, на то, что жилищное законодательство предусматривает перенос на более поздний срок установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в отсутствие решения общего собрания собственников такого имущества, притом что первоначально установленный срок капитального ремонта является ориентировочным и при его определении не может быть учтен фактор фактической финансовой обеспеченности запланированных видов работ в конкретный период. Кроме того, Фонд обратил внимание на наличие правовой коллизии между положениями части 4 статьи 168 и части 2 статьи 185 ЖК РФ и на то, что само по себе установление Перечнем срока проведения капитального ремонта не означает невозможности проведения такого ремонта ранее наступления данного срока, тогда как Министерство доказывало отсутствие у общества права на оспаривание Постановления N 306-ПП, поскольку оно не является представителем собственников помещений в доме N 207, а равно субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В судебном заседании, назначенном для разбирательства административного дела, приняли участие представители общества, Правительства и Министерства, а также прокурор.
В связи с надлежащим извещением всех лиц, участвующих в деле, о времени, месте и повестке судебного заседания разбирательство административного дела проведено в отсутствие тех заинтересованных лиц, которые не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание (часть 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, тогда как представители административного ответчика и заинтересованного лица просили в удовлетворении административного иска отказать.
Прокурор в своем заключении признал административный иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы дела, доводы и возражения названных лиц, а также заключение прокурора, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 15, 19 Постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50) разъяснил то, что производство по делу подлежит прекращению, в случае, если из сведений, содержащихся в заявлении и (или) приложенных к нему документах, с очевидностью следует, что административный истец не может выступать субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, либо следует, что оспариваемый акт не может нарушать или иным образом затрагивать права, свободы, законные интересы административного истца.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Поскольку общее имущество в доме N 207 находится под управлением общества как управляющей организации, в обязанности которой входит надлежащее содержание и ремонт указанного имущества, включая обеспечение готовности инженерных систем в названном доме, постольку вопреки доводам Фонда административный истец наряду с собственниками помещений, расположенных в доме N 207, является одним из субъектов отношений, регулируемых Перечнем, в том числе с учетом способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества дома N 207.
При изложенных обстоятельствах суд признал наличие у общества права на подачу рассматриваемого административного иска, обусловливающего необходимость разрешения заявленных требований по существу.
При разрешении заявленных требований применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 4 июня 2024 года по делу N 66OS0000-01-2024-000321-64) установлено то, что Постановление N 306-ПП в предшествующей действующей на дату разрешения настоящего дела редакции (в редакции Постановления N 77-ПП) было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Постановление N 439-ПП, которым Постановление N 306-ПП, Программа и Перечень, были изложены в действующей на данный момент редакции, также было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия названного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования, что признано судом подтвержденным представленными Правительством документами (выписка от 5 июля 2024 года N 23 из протокола заседания Правительства 4 июля 2024 года со списком участников данного заседания, подтвержденные аппаратом Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области письменные сведения об опубликовании Постановления N 439-ПП на портале 5 июля 2023 года).
При этом Постановлением N 439-ПП в оспариваемую административным истцом строку Перечня изменения не вносились.
Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки, равно как и право сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, решение о переносе на более поздние периоды первоначально установленных Постановлением N 306-ПП сроков проведения капитального ремонта общего имущества дома N 207 общим собранием собственников названного дома не принималось.
Доказательства обратного суду предоставлены не были.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 ЖК РФ, которые бы могли являться основанием для переноса первоначально установленных сроков капитального ремонта общего имущества в доме N 207 на более поздние периоды в отсутствие соответствующих решений общего собрания собственников названного дома, при рассмотрении дела судом установлено не было.
Приведенные административным ответчиком и заинтересованными лицами возражения, включая возражения относительно недостаточности источников финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в доме N 207, в том числе с учетом размера внесенных названными собственниками взносов на капитальный ремонт, и относительно предусмотренного статьей 185 ЖК РФ ограничения объема ежегодного расходования средств соответствующего фонда, подлежащих направлению на капитальный ремонт, оценены судом и отклонены как не исключающие необходимости соблюдения императивных положений части 4 статьи 168 ЖК РФ, а равно как не наделяющие Правительство безусловным правом на внесение в Перечень оспариваемых изменений.
При изложенных обстоятельствах суд признал Постановление N 306 в части строки N 17194 Перечня не соответствующим положениям части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать не действующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления N 50, является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В связи с удовлетворением административного иска и на основании части 1 статьи 111 КАС РФ с Правительства Свердловской области в пользу общества подлежат взысканию расходы, понесенные ею при уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" удовлетворить.
Признать не действующей с момента вступления настоящего решения в законную силу строку 17194 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 4 июля 2024 года N 439-ПП), в части установления планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, на 2030 - 2032 годы - в отношении ремонта крыши, ремонта фундамента, ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонта подвальных помещений, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта, строительного контроля, а также на 2051 - 2053 годы - в отношении ремонта фасада, строительного контроля, ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения, ремонта внутридомовых инженерных систем водоотведения.
Взыскать с Правительства Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" судебные расходы в размере 4 500 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Мотивированный текст решения составлен 11 ноября 2024 года
Судья |
М.С. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил административный иск о признании не действующей строки Перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в части переноса сроков ремонта. Установлено, что перенос сроков без решения общего собрания собственников противоречит Жилищному кодексу. Суд также взыскал судебные расходы с ответчика в пользу истца. Решение вступает в силу после его опубликования.
Решение Свердловского областного суда от 28 октября 2024 г. N 3а-905/2024 "О признании не действующей с момента вступления настоящего решения в законную силу строку 17194 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2053 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2053 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП"
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 24 декабря 2024 г.