Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А.,
при участии от государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" Толмосова С.В. (доверенность от 28.11.2011 N 135), Романычевой И.А. (доверенность от 31.12.2010 N 17-1/6416), от товарищества собственников жилья "Ленинградская 109-б" Грибова Д.А. (доверенность от 20.02.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного энергетического, энергоснабжающего и электрораспределительного предприятия Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2011 (судья Степанова Т.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 (Моисеева И.Н., Елагина О.К., Рогатенко Л.Н.) по делу N А13-290/2011,
установил
Государственное энергетическое, энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие Вологодской области "Вологдаоблкоммунэнерго" (ОГРН 1023500870546, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к товариществу собственников жилья "Ленинградская 109-б" (ОГРН 1073500000386, далее - Товарищество) о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 277 259 руб. 68 коп. задолженности за электроэнергию.
Решением от 22.06.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2011 решение от 22.06.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 22.06.2011 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2011.
В отзыве на кассационную жалобу Товарищество просит оставить решение от 22.06.2011 и постановление апелляционной инстанции от 31.08.2011 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представители Предприятия подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Товарищества - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Товариществом (абонентом) заключен договор от 26.03.2007 N 1826 энергоснабжения, по условиям которого Предприятие как энергоснабжающая организация обязуется поставить на границу эксплуатационной ответственности с абонентом электрическую энергию надлежащего качества, а абонент обязуется принять электрическую энергию и оплатить ее в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Согласно разделу 4 названного договора объем фактически полученной Абонентом за расчетный период электрической энергии определяется на основании прибора учета, проверенного в установленном порядке и внесенного в государственный реестр средств измерений. В случае отсутствия общедомового прибора учета объем электрической энергии определяется как сумма величин электроэнергии, поставленной собственникам и (или) нанимателям соответствующих жилых помещений, увеличенная на величину потерь во внутридомовых сетях. Величина потерь во внутридомовых сетях определяется путем умножения количества электрической энергии, поставленной собственникам и (или) нанимателям соответствующих жилых помещений, умноженной на К-0,03%. Отдельно абонентом обеспечивается учет потребления электроэнергии на общедомовые нужды и отдельно потребление электроэнергии владельцами нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 2.8 договора при отсутствии общедомового прибора учета энергоснабжающая организация получает плату за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений.
Согласно приложению N 2 к договору от 26.03.2007 N 1826 расчет за отпущенную электроэнергию производится по индивидуальным приборам учета и по установленным в определенных местах электросчетчикам ЦЭ 6803В N 54412 и ЦЭ 6803В N 2Д 6803В, учитывающим объем потребления энергии в местах общего пользования и гаражах.
Согласно акту от 09.11.2009 Предприятие без согласования с представителем Товарищества установило счетчик ПСЧ-4А N 100277225, осуществляющий общий учет электроэнергии. Предприятие предложило изменить пункт 2.8 договора и приложение N 2 к нему, указав в качестве электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, общедомовой прибор учета ПСЧ-3А N 100277225 и счетчик ЦЭ6803ВМ, учитывающий потребление электроэнергии гаражами. Предлагаемые изменения включены в проект дополнительного соглашения от 01.09.2010. Соглашение Товариществом не подписано.
Неоплата Товариществом потребленной в период с сентября 2010 года по февраль 2011 года поставленной электроэнергии, объем которой определен по показаниям общедомового прибора учета, послужила основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из недоказанности наличия у Товарищества 277 259 руб. 68 коп. задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию в связи с тем, что расчет произведен в соответствии с измерениями, произведенными общедомовым прибором учета, установка которого не согласована с Товариществом.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии в соответствии со статьей 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Как видно из условий договора от 26.03.2007 N 1826 его предметом является снабжение жилого дома электрической энергией для коммунального освещения и технических целей.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. По смыслу пунктов 3 и 49 Правил N 307 Товарищество является исполнителем коммунальных услуг и на него с момента вступления в силу Правил N 307 распространяются императивные положения названных Правил, касающиеся расчетов за потребленную электроэнергию. Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Пунктом 19 Правил N 307 предусматривается, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за электроснабжение производится с использованием норматива потребления электрической энергии. Поскольку расчет задолженности Товарищества за поставленную электрическую энергию произведен Предприятием по показаниям установленного истцом общедомового прибора учета без согласования данного обстоятельства с Товариществом, размер платы за энергоснабжение в соответствии с приведенными документами должен быть произведен исходя из существующих нормативов потребления электрической энергии. Вместе с тем суд не учел этого обстоятельства и не предложил сторонам представить сведения об утверждении нормативов потребления электрической энергии и произвести расчет по формуле, предусмотренной подпунктом 3 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307, фактически освободив ответчика от уплаты за потребленную при пользовании жилыми помещениями электрическую энергию, что противоречит действующему законодательству.
Таким образом, произведенная по показаниям установленных по согласованию с Товариществом и указанных в приложении N 2 к договору от 26.03.2007 N 1826 приборов учета оплата за потребление электроэнергии только при освещении мест общего пользования и гаражей без учета потребления электрической энергии при пользовании жилыми помещениями не может быть расценена в качестве доказательства отсутствия у ответчика задолженности по оплате за поставленную ему электроэнергию.
При таком положении в связи с неправильным применением норм права и несоответствием вывода суда фактическим обстоятельствам дела кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить обоснованность заявленного иска и в соответствии с установленным разрешить спор.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.06.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А13-290/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.