Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 декабря 2024 г. N 660н
Стандарт
деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации социальной адаптации граждан, ищущих работу, безработных граждан
I. Общие положения
1. Настоящий Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия по предоставлению меры государственной поддержки в сфере занятости населения по организации социальной адаптации граждан, ищущих работу, безработных граждан (далее соответственно - полномочие, мера поддержки), составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, сервисов, а также показатели исполнения настоящего Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.
2. Мера поддержки предоставляется государственными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации в целях осуществления полномочий в сфере занятости населения (далее - центр занятости населения), гражданам, ищущим работу, безработным гражданам (далее - граждане).
3. Предоставление меры поддержки включает предоставление сервисов, направленных на обучение гражданина методам и способам поиска работы, технологии поиска работы, методике проведения переговоров с работодателем по вопросам трудоустройства, включая организацию проведения собеседования, совершенствование навыков делового общения и проведения собеседований с работодателем, самопрезентации, формирование активной жизненной позиции, решение вопросов, связанных с подготовкой к выходу на новую работу, адаптацией в коллективе, закреплением на новом рабочем месте и планированием карьеры, выполнением профессиональных обязанностей:
а) сервис "Траектория адаптации на рынке труда";
б) сервис "Настрой на поиск работы";
в) сервис "Подготовка к собеседованию";
г) сервис "Самопрезентация и адаптация в коллективе".
II. Требования к порядку осуществления полномочия
4. Информирование граждан о порядке предоставления меры поддержки осуществляется:
в федеральной государственной информационной системе Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" 1 (далее - единая цифровая платформа) в разделе, посвященном порядку предоставления меры поддержки, в виде текстовой и графической информации;
непосредственно в помещениях центров занятости населения в виде текстовой и графической информации, размещенной на стендах, плакатах и баннерах, или консультаций с работниками центра занятости населения.
5. Дополнительно информирование может осуществляться с использованием официальных сайтов исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере содействия занятости населения, по телефону "горячей линии" центров занятости населения, средств массовой информации и иных каналов.
6. Мера поддержки предоставляется гражданину в случае, если она включена в индивидуальный план содействия занятости, формируемый центром занятости населения в соответствии со статьей 26 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - индивидуальный план).
Гражданин обращается за получением меры поддержки путем согласования индивидуального плана, указанного в абзаце первом настоящего пункта, или изменений индивидуального плана.
Основанием для начала предоставления меры поддержки гражданину, является согласование гражданином индивидуального плана или изменений индивидуального плана.
7. В ходе предоставления меры поддержки центр занятости населения указывает в индивидуальном плане срок, в который гражданин должен:
пройти тесты с использованием единой цифровой платформы или осуществить запись на личную явку с использованием единой цифровой платформы и явиться в центр занятости населения для прохождения тестов в рамках получения сервиса "Траектория адаптации на рынке труда";
обратиться за получением сервисов, назначенных центром занятости населения ("Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию", "Самопрезентация и адаптация в коллективе"), путем явки гражданина в центр занятости населения для прохождения мероприятия в рамках назначенного сервиса в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", или путем прохождения гражданином мероприятия в рамках назначенного сервиса в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда".
8. Для предоставления меры поддержки центр занятости населения использует сведения о гражданине, внесенные на единую цифровую платформу, представленные гражданином или полученные центром занятости населения на основании межведомственных запросов, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы, при регистрации безработного гражданина.
9. Гражданин вправе обратиться в центр занятости населения путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с предоставлением меры поддержки.
10. В центрах занятости населения гражданам обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, а также оказывается необходимое консультационное содействие.
При личном посещении центра занятости населения гражданин предъявляет паспорт или документ его заменяющий.
11. Уведомления, направляемые центрами занятости населения гражданину в соответствии с настоящим Стандартом, формируются автоматически с использованием единой цифровой платформы. Информирование гражданина о направлении ему уведомлений через единую цифровую платформу осуществляется путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты, указанный в личном деле гражданина, формируемом в электронной форме в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".
12. Предоставление меры поддержки прекращается в случаях:
непрохождения гражданином тестов с использованием единой цифровой платформы в течение 3 календарных дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта, или неосуществление гражданином с использованием единой цифровой платформы записи на личную явку в центр занятости населения для прохождения тестов или неявки гражданина в центр занятости населения для прохождения тестов в выбранную дату и время в срок не позднее 5 рабочих дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта;
необращения гражданина в центр занятости населения в срок, предусмотренный индивидуальным планом для получения сервисов, назначенных центром занятости населения ("Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию", "Самопрезентация и адаптация в коллективе");
неявки гражданина в центр занятости населения для прохождения мероприятия в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", или непрохождения гражданином мероприятия в срок, предусмотренный заключением о результатах предоставления сервиса "Траектория адаптации на рынке труда";
снятия с регистрационного учета гражданина в целях поиска подходящей работы в соответствии с порядком регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, устанавливаемым Правительством Российской Федерации 2;
отсутствия взаимодействия гражданина с центром занятости населения более одного месяца с даты, указанной в уведомлении центра занятости населения, начиная с которой гражданин обязан осуществить взаимодействие с центром занятости населения указанным в уведомлении способом.
13. Результатами предоставления меры поддержки являются результаты предоставления сервисов, предусмотренные пунктами 23 и 28 настоящего Стандарта.
14. Центр занятости населения фиксирует на единой цифровой платформе невыполнение гражданином индивидуального плана по получению меры поддержки в соответствии с установленными критериями 3 в следующих случаях:
а) необращение гражданина в центр занятости населения в срок, предусмотренный индивидуальным планом для получения сервисов, назначенных центром занятости населения ("Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию", "Самопрезентация и адаптация в коллективе");
б) невыполнение гражданином обязанностей, предусмотренных настоящим Стандартом, в том числе:
пройти тесты с использованием единой цифровой платформы в течение 3 календарных дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта, или осуществить с использованием единой цифровой платформы запись на личную явку в центр занятости населения для прохождения тестов и лично явиться в центр занятости населения для прохождения тестов в выбранную дату и время в срок не позднее 5 рабочих дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта;
явиться в центр занятости населения для прохождения мероприятия в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", или пройти мероприятия в срок, предусмотренный заключением о результатах предоставления сервиса "Траектория адаптации на рынке труда";
в) неполучение гражданином результатов сервисов, предусмотренных пунктами 23 и 28 настоящего Стандарта, в связи с невыполнением гражданином обязанностей, предусмотренных настоящим Стандартом.
III. Требования к составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении сервисов
15. Основанием для начала предоставления гражданину сервиса "Траектория адаптации на рынке труда" является согласование гражданином индивидуального плана или изменений индивидуального плана.
16. Центр занятости населения в срок не позднее 5 рабочих дней со дня согласования гражданином индивидуального плана или изменений индивидуального плана:
а) проводит анализ сведений о гражданине, внесенных на единую цифровую платформу на основании документов и сведений, представленных им или полученных центром занятости населения на основании межведомственного запроса, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, при регистрации указанного гражданина в целях поиска подходящей работы, при регистрации безработного гражданина;
б) в случае необходимости проводит с гражданином беседу по номеру телефона, указанному в личном деле гражданина, формируемом в электронной форме в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", для уточнения сведений о гражданине, необходимых для предоставления меры поддержки;
в) принимает на основании анализа сведений о гражданине, содержащихся на единой цифровой платформе, решение о необходимости или об отсутствии необходимости прохождения гражданином тестирования и фиксирует указанное решение на единой цифровой платформе.
Целью тестирования является выявление основных проблем, препятствующих трудоустройству, профессиональной самореализации и карьерному росту гражданина.
17. В случае принятия решения о необходимости прохождения гражданином тестирования центр занятости населения в день принятия указанного решения с использованием единой цифровой платформы:
а) осуществляет подбор и назначение тестов гражданину;
б) назначает с использованием единой цифровой платформы срок прохождения тестирования.
В случае если тесты, назначенные центром занятости населения гражданину, содержатся на единой цифровой платформе, гражданин должен пройти тесты с использованием единой цифровой платформы в течение 3 календарных дней со дня направления центром занятости населения уведомления, указанного в подпункте "в" настоящего пункта.
В случае если тесты, назначенные центром занятости населения гражданину, не содержатся на единой цифровой платформе, гражданин должен осуществить с использованием единой цифровой платформы запись на личную явку в центр занятости населения для прохождения тестов и лично явиться в центр занятости населения для прохождения тестов в выбранную дату и время в срок не позднее 5 рабочих дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта;
в) направляет гражданину уведомление, содержащее информацию о назначенных тестах, о порядке и сроках их прохождения гражданином. В случае если назначенные тесты не содержатся на единой цифровой платформе, указанное уведомление также содержит информацию об обязанности гражданина осуществить с использованием единой цифровой платформы запись на личную явку в центр занятости населения для прохождения тестов и лично явиться в центр занятости населения для прохождения тестов в выбранную дату и время в срок не позднее 5 рабочих дней со дня направления центром занятости населения уведомления.
18. Центр занятости населения обеспечивает гражданину функциональные возможности прохождения тестов, содержащихся на единой цифровой платформе, и ознакомление с результатами тестов в онлайн-режиме. Результаты указанных тестов автоматически формируются на единой цифровой платформе в день прохождения тестов. Центр занятости населения анализирует результаты тестов в день их прохождения гражданином. При невозможности проведения анализа результатов тестов в день прохождения гражданином тестирования, такой анализ проводится центром занятости населения не позднее 2 рабочих дней (включая взаимодействие с привлеченным специалистом) со дня прохождения гражданином тестирования.
19. В случае если назначенные гражданину тесты не содержатся на единой цифровой платформе, центр занятости населения (или специалист, привлеченный на договорной основе) проводит тестирование гражданина при личной явке гражданина в центр занятости населения.
Центр занятости населения вносит на единую цифровую платформу сведения о привлечении специалиста или организации для проведения тестирования гражданина на договорной основе, включая сведения о реквизитах указанного договора.
20. Центр занятости населения в день прохождения гражданином тестирования при личной явке фиксирует на единой цифровой платформе результаты прохождения гражданином тестов и анализирует их. При невозможности зафиксировать результаты тестов и провести их анализ в день прохождения гражданином тестирования, указанные процедуры проводятся центром занятости населения не позднее 2 рабочих дней (включая взаимодействие с привлеченным специалистом) со дня прохождения гражданином тестирования.
21. В случае непрохождения гражданином тестов с использованием единой цифровой платформы в течение 3 календарных дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта, или неосуществление гражданином с использованием единой цифровой платформы записи на личную явку в центр занятости населения для прохождения тестов или неявки гражданина в центр занятости населения для прохождения тестов в выбранную дату и время в срок не позднее 5 рабочих дней со дня направления центром занятости населения уведомления, предусмотренного подпунктом "в" пункта 17 настоящего Стандарта, предоставление меры поддержки прекращается, о чем центр занятости населения направляет гражданину соответствующее уведомление с использованием единой цифровой платформы.
22. Центр занятости населения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия центром занятости населения решения об отсутствии необходимости прохождения гражданином тестирования или не позднее 1 рабочего дня со дня анализа центром занятости населения результатов тестов в соответствии с пунктами 18 и 20 настоящего Стандарта с использованием единой цифровой платформы:
а) назначает гражданину сервисы из числа сервисов, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" пункта 3 настоящего Стандарта, а также мероприятия в рамках сервисов;
б) вносит в индивидуальный план гражданина информацию о сроках предоставления гражданину назначенных сервисов;
в) формирует и направляет гражданину заключение о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", содержащее информацию о:
сервисах, назначенных гражданину, по которым центр занятости населения внес информацию в индивидуальный план о сроках их предоставления;
мероприятиях, назначенных гражданину в рамках сервисов, форме проведения каждого мероприятия (очная или дистанционная, индивидуальная или групповая), дате и времени проведения каждого мероприятия, месте проведения очных мероприятий, адресе интернет-ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором будет проводиться дистанционное мероприятие. Центр занятости населения не позднее чем за 1 календарный день до даты проведения соответствующего мероприятия, назначенного гражданину, направляет гражданину уведомление о проведении мероприятия с использованием единой цифровой платформы.
В рамках предоставления сервисов могут проводиться тренинги, индивидуальные и групповые консультации, вебинары, лекции и другие мероприятия. Рекомендуемый перечень мероприятий и рекомендации по их реализации устанавливаются в технологической карте исполнения настоящего Стандарта (далее - технологическая карта).
23. Результатом сервиса "Траектория адаптации на рынке труда" является заключение о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда" (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Стандарту), сформированное и направленное центром занятости населения гражданину в соответствии с подпунктом "в" пункта 22 настоящего Стандарта.
24. Основанием для начала предоставления сервисов "Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию", "Самопрезентация и адаптация в коллективе" является наступление срока предоставления сервиса, указанного в индивидуальном плане.
Гражданин обращается в центр занятости населения для получения сервиса в срок, указанный в индивидуальном плане, путем явки гражданина в центр занятости населения для прохождения мероприятия в рамках назначенного сервиса в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", или путем прохождения гражданином мероприятия в рамках назначенного сервиса в срок, предусмотренный заключением о результатах предоставления сервиса "Траектория адаптации на рынке труда".
25. В случае если для предоставления сервиса (мероприятия) центр занятости населения привлекает специалиста или организацию на договорной основе, информация об этом, включая сведения о реквизитах договора, центр занятости населения вносит на единую цифровую платформу.
26. Центр занятости населения в рамках предоставления сервиса не позднее 1 рабочего дня со дня проведения мероприятия:
а) анализирует результаты проведения мероприятия;
б) оформляет и вносит на единую цифровую платформу результаты реализации мероприятия;
в) вносит рекомендации для гражданина на единую цифровую платформу (при их наличии).
27. В случае неявки гражданина в центр занятости населения на мероприятие в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", или непрохождения гражданином мероприятия в дату и время, указанные в заключении о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда", центр занятости населения в срок не позднее 1 рабочего дня со дня назначенной даты явки гражданина (прохождения гражданином мероприятия) фиксирует на единой цифровой платформе сведения о неявке гражданина на мероприятие (непрохождение гражданином мероприятия). В указанном случае предоставление меры поддержки прекращается, о чем центр занятости населения направляет гражданину соответствующее уведомление с использованием единой цифровой платформы.
28. Результатом предоставления сервисов "Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию", "Самопрезентация и адаптация в коллективе" является заключение о предоставлении соответствующего сервиса (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Стандарту), содержащее следующую информацию:
а) рекомендации по поиску работы и формированию активной жизненной позиции, совершенствованию навыков делового общения и проведения переговоров с работодателем, совершенствованию навыков самопрезентации и адаптации в коллективе (при наличии);
б) результаты сервиса с указанием перечня мероприятий в рамках каждого сервиса (при наличии).
Центр занятости населения формирует с использованием единой цифровой платформы заключение о предоставлении сервиса в срок не позднее 3 рабочих дней со дня завершения последнего мероприятия (в рамках сервиса), предусмотренного заключением о предоставлении сервиса "Траектория адаптации на рынке труда".
Заключение о предоставлении сервиса направляется гражданину автоматически с использованием единой цифровой платформы в день его формирования.
IV. Показатели исполнения Стандарта
29. Показатели исполнения настоящего Стандарта, сведения, необходимые для расчета показателей, методика оценки (расчета) показателей предусмотрены в приложении N 3 к настоящему Стандарту.
30. Расчет показателей осуществляется на единой цифровой платформе, на основании сведений, вносимых центром занятости населения при выполнении процедур (действий), предусмотренных настоящим Стандартом.
------------------------------
1Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О занятости населения в Российской Федерации").
2Часть 4 статьи 22 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации".
3Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2024 г. N 406н "Об утверждении порядка формирования индивидуального плана содействия занятости и согласования его с гражданином, в том числе в случае внесения в этот план изменений в соответствии с частью 12 статьи 26 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", требований к его структуре и содержанию, а также порядка и критериев его выполнения гражданином, перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки гражданина в орган службы занятости, в том числе для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости и документов, подтверждающих наличие уважительных причин невыполнения безработным гражданином индивидуального плана содействия занятости" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2024 г., регистрационный N 79335).
------------------------------