Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Михайловской Е.А., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от администрации муниципального образования "Обозерское" Зайковой А.Н. (доверенность от 08.12.2011),
рассмотрев 14.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Обозерское" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А05-1658/2011 (судьи Рогатенко Л.Н., Моисеева И.Н., Смирнов В.И.),
установил
Открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания", место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1082901006165 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Обозерское", место нахождения: 164254, Архангельская обл., Плесецкий район, рабочий поселок Обозерский, ул. Советской Армии, д. 4а, ОГРН 1052920021110 (далее - Администрация), о взыскании 730 099 руб. 43 коп. долга за бездоговорное потребление электрической энергии (с учетом уточнения размера иска).
Решением суда от 17.06.2011 (судья Сметанин К.А.) с Администрации в пользу Компании взыскано 209 216 руб. 39 коп. долга. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Администрации в доход федерального бюджета взыскано 5044 руб. 01 коп. государственной пошлины, а с Компании 8557 руб. 97 коп.
Постановлением апелляционного суда от 06.09.2011 решение суда от 17.06.2011 изменено в части размера взысканной суммы долга и распределения судебных расходов. С Администрации в пользу Компании взыскано 611 189 руб. 27 коп. долга и 4000 руб. судебных расходов. С компании в доход федерального бюджета взыскано 2866 руб. 80 коп. госпошлины. Абзац третий резолютивной части решения исключен. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, имеющиеся в материалах дела акты бездоговорного потребления электрической энергии не являются надлежащими доказательствами по делу, поскольку составлены с нарушением пункта 152 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (в редакции на момент составления актов; далее - Правила N 530). Администрация ссылается на наличие договорных отношений с гарантирующим поставщиком, а также на отсутствие у нее на балансе объектов уличного освещения. Кроме того, ответчик указывает на неправильное определение истцом стоимости потребленной электроэнергии в отсутствие договора энергоснабжения (неправильно определен способ и период расчета).
В отзыве Компания, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
Компания о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, представителем Компании (сетевая организация) в ходе проверок, проведенных 31.03.2010 в п. Обозерский (трансформаторные подстанции N 1 и 3), 21.05.2010 в п. Сосновка, п. Летнеозерский, п. Малиновка, 08.06.2010 в п. Швакино, выявлены факты бездоговорного потребления электроэнергии на нужды уличного освещения указанных поселков, а также нарушения установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств. По факту бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составлены акты от 31.03.2010 N 16-23/37 и 16-23/38, от 21.05.2010 N 16-23/49, 16-23/50, 16-23/51 и от 08.06.2010 N 16-23/55.
На основании названных актов Компанией произведен расчет объема бездоговорного потребления энергии по объектам:
- п. Обозерский за период с 01.04.2008 по 31.03.2010;
- п. Сосновка, п. Летнеозерский и п. Малиновка за период с 01.04.2008 по 21.05.2010;
- п. Швакино за период с 01.04.2008 по 08.06.2010.
Администрации для оплаты направлены счета-фактуры за общую сумму 730 099 руб. 43 коп.
Поскольку Администрация не перечислила названную сумму, Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Компании частично, суд первой инстанции исходил из положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктов 152, 153, 155, 156 Правил N 530, подпункта 21 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и соответствия актов о бездоговорном потреблении электроэнергии от 21.05.2010 (поселки Сосновка, Летнеозерский, Малиновка) пункту 152 Правил N 530. Остальные акты (от 31.03.2010 и от 08.06.2010) суд посчитал составленными с нарушением названного пункта, поскольку в них отсутствовали подписи представителя потребителя. В связи с этим суд отказал в удовлетворении требований, основанных на таких актах.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами Арбитражного суда Архангельской области в части отказа в удовлетворении требований. При этом апелляционный суд посчитал, что акты от 31.03.2010 и от 08.06.2010 по своей форме и содержанию соответствуют требованиям пункта 152 Правил N 530, содержат объяснения главы Администрации, под которыми стоит его подпись. Ссылку ответчика на составление указанных актов в одностороннем порядке суд признал несостоятельной.
Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции правильным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 Кодекса применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В соответствии со статьей 21 этого Закона Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 530.
Указанными Правилами установлены последствия потребления электрической энергии без заключения потребителем договора энергоснабжения. Так, в силу пункта 151 Правил N 530 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 156 Правил N 530 сетевая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, вправе взыскать с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электроэнергии. Основанием для взыскания является акт о неучтенном потреблении электроэнергии. Стоимость электроэнергии определяется по действующему на дату взыскания тарифу на электроэнергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Количество электроэнергии, подлежащей оплате при бездоговорном потреблении, определяется в порядке, установленном в пункте 155 Правил N 530.
Согласно пункту 152 Правил N 530 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электроэнергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию. В акте указываются данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электроэнергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электроэнергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
В соответствии с подпунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится в числе прочих организация освещения улиц.
Ссылка подателя жалобы на наличие в спорный период между ним и гарантирующим поставщиком (ОАО "Архангельская сбытовая компания") договора энергоснабжения в отношении точек поставки, по которым истцом составлены акты о бездоговорном потреблении, не соответствует материалам дела (том 1; листы 88 - 93). Согласно приложению N 1 к договору энергоснабжения от 01.01.2007 N 85 (том дела 1; листы 132 - 133) спорные точки поставки включены в указанный договор лишь 30.08.2010.
Довод Администрации об отсутствии на ее балансе объектов уличного освещения указанных поселков кассационной инстанцией также не принимается. Судами обеих инстанций правомерно указано, что организация освещения улиц в пределах муниципального образования относится к полномочиям ответчика в силу закона.
Противоречит доказательствам, имеющимся в деле, утверждение ответчика о том, что акты от 31.03.2010 составлены истцом в одностороннем порядке, без выезда на место и в них нет подписи представителя потребителя. Апелляционный суд обоснованно указал, что в указанных актах имеется подпись главы Администрации под его объяснениями. Ссылка подателя жалобы на неизвещение истцом ответчика о предстоящих проверках отклоняется, поскольку Правилами N 530 у сетевой организации отсутствует обязанность по уведомлению потребителя о дате предстоящей проверки.
В жалобе ответчик указывает на неправильный расчет истцом стоимости потребленной электроэнергии.
Между тем объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами N 530, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств (пункт 155).
Довод подателя жалобы о том, что объем бездоговорного потребления электроэнергии должен производиться исходя из показаний приборов учета, противоречит пункту 155 названных Правил.
Ссылка подателя жалобы на пункты 145 и 147 Правил N 530 несостоятельна, поскольку ими не регулируется порядок определения объемов электрической энергии при бездоговорном потреблении электроэнергии.
Фактически доводы сводятся к переоценке тех доказательств, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Однако в силу положений статьи 286 АПК РФ кассационной инстанции такие полномочия не предоставлены.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что основания для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения жалобы Администрации отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 по делу N А05-1658/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Обозерское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.