Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Матлиной Е.О. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии помощника прокурора Санкт-Петербурга Кузнецовой Я.В. (удостоверение ТО N 120931 от 05.12.2011), от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Шаховой М.В. (доверенность от 16.11.2011), от Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Атарщиковой Т.М. (доверенность от 11.11.2010 N 11-01/5), Ропотихиной О.О. (доверенность от 11.01.2011 N ОР-4/28),
рассмотрев 21.12.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.09.2011 по делу N А26-2392/2011 (судьи Александрович Е.О., Подкопаев А.В., Цыба И.С.),
установил
Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Государственного комитету Республики Карелия по ценам и тарифам, место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, д. 8 а, ОГРН 1021000541781 (далее - Комитет), от 24.11.2010 N 210 в части, устанавливающей и вводящей тариф на горячую воду для открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" в Петрозаводском городском округе с 01 января по 31 мая 2011 года, как не соответствующего частям 2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Определением суда от 12.04.2011 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне Комитета привлечено открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (далее - Общество).
Определением суда от 05.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Петрозаводский городской Совет (далее - Петросовет).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2011 в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Карелия отказано.
В кассационной жалобе заместитель прокурора Республики Карелия просит отменить решение от 20.09.2011 и вынести новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы утверждает, что оспариваемый нормативный акт нарушает экономические интересы потребителей горячей воды, поставляемой Обществом.
В обосновании своих требований податель жалобы ссылается на статью 29, пункт 6 статьи 194, статьи 195, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), подпункт 7 пункта 1 статьи 3, пункт 2 статьи 13, пункт 9 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании помощник прокурора Санкт-Петербурга подтвердила доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Комитета и Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Петросовет о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Комитета от 24.11.2010 N 210 (далее - Постановление) установлены тарифы на горячую воду для Общества, осуществляющего непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения в Петрозаводском городском округе, Прионежском и Пряжинском муниципальных районах. Срок действия тарифов - с 01.01.2011 по 31.12.2011. Постановление опубликовано в газете "Карелия" за 30.11.2010 N 131.
Заместитель прокурора Республики Карелия, ссылаясь на несоответствие пункта 1 Постановления (в части установления и введения тарифа на горячую воду в Петрозаводском городском округе на период с 01 января по 31 мая 2011 года) пунктам 2 и 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение от 20.09.2011, суд первой инстанции исходил из положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4, 65, 192, 194 АПК РФ, статей 11, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закона N 210-ФЗ.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела судебного акта и обоснованность доводов, приведенных в заявлении, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.
Федеральным законом от 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из полномочий органов местного самоуправления исключены вопросы установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса (статья 5). В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу подпункта "з" пункта 1 постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" (в редакции постановления от 17.09.2010 N 186-П) образован Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам путем преобразования Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 Указа главы Республики Карелия от 04.09.2010 N 103 "О структуре органов исполнительной власти Республики Карелия" Комитет входит в структуру органов исполнительной власти Республики Карелия. Согласно Положению о Комитете, утвержденному постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 N 232-П, Комитет является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на услуги водоснабжения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое Постановление принято Комитетом в пределах его компетенции.
В части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ определено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним) и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ним).
В пункте 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса закреплено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество оказывает услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в Петрозаводском городском округе. Непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием системы централизованного горячего водоснабжения осуществляется Обществом в отношении пятидесяти пяти домов, список которых приведен в приложении к протоколу N 193 заседания Правления Комитета от 24.11.2010. При осуществлении горячего водоснабжения в указанных случаях Общество изготавливает горячую воду с использованием системы централизованного горячего водоснабжения на принадлежащих ему на праве собственности и аренды насосных подкачивающих станциях и центральных тепловых пунктах. Данное обстоятельство подтверждено Комитетом, Обществом и не оспаривается заявителем.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что Общество является организацией коммунального комплекса, которая на момент установления спорного тарифа непосредственно осуществляла производство горячей воды, оказывала услуги по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения в отношении пятидесяти пяти домов.
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 Комитет утвердил тарифы на горячую воду для Общества при осуществлении последним непосредственного производства горячей воды и оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В утвержденную Комитетом производственную программу Общества по горячему водоснабжению в качестве составляющих показателей производственной деятельности включены объемы производства горячей воды и покупки подпиточной горячей воды, определен полезный отпуск горячей воды в размере 216,7 тыс. куб.м. Исходя из предложенных экспертной группой финансовых потребностей Общества, необходимых для реализации производственной программы, Обществу установлен тариф за услугу горячего водоснабжения в размере 71,53 руб./куб.м. Экономическая обоснованность установленного Комитетом тарифа заявителем не оспаривается.
Довод заявителя о том, что в период с января по май 2011 года действовали одновременно два тарифа на один и тот же вид коммунальных услуг, не нашел подтверждения при рассмотрении спора. Данный довод правомерно отклонен судом. Основания для переоценки выводов суда по указанному доводу у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Таким образом, при рассмотрении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что Постановление принято уполномоченным органом, соответствует требованиям Закона N 210-ФЗ и не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.09.2011 по делу N А26-2392/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.