В целях совершенствования правового регулирования и приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в Государственную программу Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.02.2014 N 66, от 23.06.2014 N 290, от 04.12.2014 N 611, от 26.03.2015 N 141, от 27.05.2015 N 268, от 20.07.2015 N 362, от 10.12.2015 N 613, от 03.06.2016 N 239, от 21.02.2017 N 68, от 18.05.2017 N 222, от 11.10.2017 N 495, от 26.01.2018 N 37, от 11.05.2018 N 241, от 04.07.2018 N 360, от 18.12.2018 N 721, от 15.04.2019 N 190, от 04.06.2019 N 290, от 03.07.2019 N 367, от 22.07.2019 N 392, от 25.07.2019 N 403, от 03.09.2019 N 491, от 23.01.2020 N 33, от 03.04.2020 N 178, от 12.08.2020 N 475, от 25.09.2020 N 595, от 18.11.2020 N 694, от 17.12.2020 N 767, от 20.05.2021 N 232, от 28.10.2021 N 618, от 20.12.2021 N 743, от 24.12.2021 N 766, от 04.03.2022 N 92, от 15.06.2022 N 347, от 14.11.2022 N 701, от 28.04.2023 N 228, от 12.05.2023 N 253, от 04.09.2023 N 520, от 12.12.2023 N 753, от 16.01.2024 N 17):
1.1. В разделе I. "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов":
1.1.1. В подразделе 1 "Оценка текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования":
1.1.1.1. Пункт 1.1 "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия" изложить в следующей редакции:
"1.1. Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Бурятия
Республика Бурятия располагает богатой минерально-сырьевой базой черных, цветных и редких металлов, сынныритов (комплексное сырье для получения калийного удобрения и алюминия), особо чистого кварцевого сырья, каменного и бурого угля, сырья для производства строительных материалов.
В недрах республики сосредоточено:
- из металлов - 48% российских запасов цинка, 32% молибдена, 24% свинца, 20% вольфрама, 11% бериллия, 10% урана;
- из неметаллов - 90% нефрита, 16% флюорита, 15% асбеста, 13% апатита.
Высокая доля запасов цветных и редких металлов в общероссийских запасах предопределила включение минерально-сырьевого комплекса в число приоритетных направлений развития республики.
В настоящее время на территории республики осуществляется добыча рудного и россыпного золота, каменного и бурого угля, урана, нефрита, вольфрама, кварцитов, плавикового шпата и сырья для производства строительных материалов.
Индекс промышленного производства в добыче полезных ископаемых в 2023 г. составил 112,5%. Отгружено продукции на сумму 84,8 млрд. рублей, или 106,1% к 2022 г. Это составляет третью часть объема промышленного производства в республике.
Объем добычи золота в 2023 г. составил 6239 кг, угля - 10037,78 тыс. тонн, урана - 1060 тонн, нефрита - 820 тонн (нефрита-сырца) и 236,9 тонн сортового нефрита, вольфрама - 1061 тонн, плавикового шпата - 50 тыс. тонн.
Среднемесячная заработная плата работников в добыче полезных ископаемых составила в 2023 году 108,7 тыс. рублей, что в 1,9 раза превышает среднереспубликанский уровень.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия от организаций добывающей отрасли в 2023 году составили 11,7 млрд. руб.
Инвестиции в основной капитал по крупным и средним организациям отрасли составили 43,9 млрд. руб. в 2023 г., что составляет пятую часть от объема инвестиций в целом по республике.
В Республике Бурятия имеется большинство видов сырья, отнесенного к стратегическому: уран, марганец, титан, бокситы, медь, никель, свинец, молибден, вольфрам, олово, бериллий, германий, золото, серебро, особо чистое кварцевое сырье, цинк, фосфаты (апатитовые руды), плавиковый шпат, подземные воды.
Вместе с тем внутреннее потребление отдельных из перечисленных видов сырья в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом. К ним относятся полезные ископаемые, минерально-сырьевая база которых в России характеризуется преимущественно низким качеством (уран, марганец, титан, бокситы, плавиковый шпат).
Кроме этого, в нераспределенном фонде недр имеются перспективные для освоения месторождения полиметаллов, железа, медно-никелевых руд, олова, титана, фосфоритов и целого ряда других полезных ископаемых, но требующие доразведки либо переоценки в современных экономических условиях.
В долгосрочной перспективе на фоне роста населения планеты и ухудшения экологической ситуации будет возрастать внутренняя и внешняя потребность в подземных водах.
В целях восполнения запасов полезных ископаемых действующих предприятий, выявления новых месторождений на территории Республики Бурятия проводятся работы по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы. Данные работы проводятся за счет средств недропользователей и средств федерального бюджета.
В 2023 году было выполнено и профинансировано геологоразведочных работ (далее - ГРР) на сумму 2109,1 млн. руб., из них из федерального бюджета - 292,5 млн. руб., средства недропользователей составили 1816,6 млн. руб.
В 2023 году отмечается общее снижение объемов финансирования геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователей. Объем финансирования в 2023 году составил 97,8% от уровня 2022 года (1910,5 млн. руб.). Снижение объемов финансирования обусловлено экономическим положением (рост цен на технику, комплектующие, ГСМ). Основной объем ассигнований был направлен на выполнение ГРР по отрасли "золото" - 74,4%, "неметаллы" - 25,6%.
Прирост запасов твердых полезных ископаемых осуществляется за счет средств недропользователей. По итогам 2023 года прошли государственную экспертизу и поставлены на государственный баланс запасы по следующим видам полезных ископаемых:
золото, всего - 17530,1 кг;
в том числе:
- россыпное АВС1 - 2846,7 кг, С2 - 3518,4 кг;
- золото рудное АВС1 - 2720 кг, С2 - 8445 кг;
серебро С2 - 7,7 т;
нефрит - 4317 т.
Обеспечение потребности в общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), прежде всего для строительства жилья, промышленных объектов и автомобильных дорог, имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития республики.
Законом Республики Бурятия от 29.11.2005 N 1346-III установлен порядок пользования недрами на участках недр местного значения в Республике Бурятия.
В настоящее время действуют 220 лицензий на общераспространенные полезные ископаемые и 371 лицензия на подземные воды с объемом добычи до 500 куб. м в сутки.
В настоящее время в минерально-сырьевом комплексе республики имеется ряд проблем, сдерживающих его развитие:
1. Протяженный во времени характер колебаний цен на полезные ископаемые.
2. Отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры.
3. Недостаточное воспроизводство минерально-сырьевой базы в течение десятков лет.
Однако, Минприроды России совместно с Роснедрами подготовлена программа геологического изучения недр на территории Дальневосточного федерального округа, включающая перечни перспективных объектов геологоразведочных работ на углеводородное сырье, твердые полезные ископаемые, а также региональные исследования, для включения их в новый этап федерального проекта "Геология: возрождение легенды" на период 2025 - 2030 годы.
Так, в Программу на территории Республики Бурятия в период 2025 - 2030 годы включены: 8 объектов на проведение региональных геологосъемочных работ общей стоимостью 5 млрд. руб., 7 объектов на проведение поисковых работ на твердые полезные ископаемые (уран, вольфрам, золото) стоимостью 3,9 млрд. руб.
В указанной Программе учтены все ранее направленные предложения Правительства Республики Бурятия по объектам для постановки ГРР за счет средств федерального бюджета, что позволит значительно увеличить геологическую изученность республики.
4. Экологические ограничения осуществления деятельности на Байкальской природной территории.
На Байкальской природной территории:
- запрещаются или ограничиваются виды деятельности, оказывающие негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал;
- запрещается строительство новых и реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы ПСД.
В центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещаются:
- добыча металлических руд;
- разведка и разработка новых месторождений, ранее не затронутых эксплуатационными работами;
- добыча полезных ископаемых на акватории озера Байкал, в его водоохранной зоне, в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах.
В границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.
5. Отсутствие апробированных технологий переработки и обогащения специфического сырья (сынныриты, силлиманиты и др.).
Разработка отдельных месторождений полезных ископаемых на территории Российской Федерации и Республики Бурятия, в частности, сдерживается ограничением доступа российских компаний к современным мировым технологиям добычи и переработки минерального сырья и отставанием от уровня, достигнутого ведущими зарубежными компаниями.
6. Отток квалифицированных кадров.".
1.1.1.2. В пункте 1.3 "Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий регионального значения":
1.1.1.2.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"В настоящее время ООПТ регионального значения представлены 13 государственными природными биологическими заказниками, 2 природными парками, 59 памятниками природы и 1 рекреационной местностью.".
1.1.1.2.2. Абзац пятый признать утратившим силу.
1.1.1.3. Пункт 1.4 "Контроль и надзор в сфере животного мира и природопользования" изложить в следующей редакции:
"1.4. Контроль и надзор в сфере животного мира и природопользования
Сферой реализации подпрограммы является деятельность Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (далее - Бурприроднадзор) в сфере охраны, воспроизводства и регулирования использования объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, контроля и надзора за соблюдением природоохранного законодательства в сфере животного мира и природопользования.
К компетенции Бурприроднадзора отнесены:
1) охотничьи угодья Республики Бурятия площадью 28293,122 тыс. га, из которых 17691,219 тыс. га - угодья, закрепленные за охотхозяйствами, 10601,903 тыс. га - общедоступные угодья и 737,478 тыс. га - ООПТ регионального значения (13 заказников, 2 природных парка, 1 рекреационная местность, 59 памятников природы);
2) 87 участков охотничьих угодий;
3) охотничья общественность - около 41 000 человек;
4) 85 видов охотничьих животных и более 350 видов наземных позвоночных, не относящихся к объектам охоты.
Фауна Республики Бурятия отличается значительным видовым разнообразием. Немаловажную роль в сфере природопользования играют охотничьи ресурсы - популяции диких охотничьих зверей и птиц, используемых для промысловой и любительской охоты.
К основным объектам охоты, добываемым на территории республики, относятся 23 вида млекопитающих (пушные звери, дикие копытные животные), 6 видов боровой дичи (куриных) и более 50 видов водоплавающих и водно-болотных птиц.
Охотничьи ресурсы обладают быстрой воспроизводимостью, что создает возможность их непрерывного, устойчивого и практически бесконечного использования. Вместе с тем необходимо помнить о сезонном характере использования охотничьих ресурсов, непостоянстве численности охотничьих животных в пространстве и во времени, а также об ограничениях в использовании некоторых видов охотресурсов.
Анализ численности основных видов копытных животных: лося, изюбря, косули, кабарги, дикого северного оленя в динамике последних 10 лет показывает, что популяция животных остается на стабильном уровне, может варьироваться в пределах биологических норм и особенностей природно-климатических условий и уровня снега конкретного года в горно-таежном ландшафте республики.
Не вызывает опасения также состояние популяции пушных видов, прослеживается тенденция роста численности соболя, рыси, барсука, белки, зайца. По некоторым видам наблюдается колебание численности по годам в пределах нормы, что напрямую связано с состоянием кормовой базы и климатическими условиями года.
Республика обладает значительными ресурсами пернатой дичи. Численность боровой дичи составила: глухаря - более 70 тысяч особей, тетерева - около 100 тысяч особей. Наиболее многочисленной в Бурятии является рябчик. Его численность составила более 250 тысяч особей.
Тенденция роста численности характерна для медведя, что требует систематического мониторинга за состоянием популяции и оперативных мер по предотвращению угрозы жизни людей и домашних животных. В 2024 году наблюдается небольшое снижение численности волка до 2 250 особей. Вместе с тем миграции волков из соседних регионов и Монголии постоянно пополняют ряды хищника на территории республики и требуют систематической целенаправленной работы по регулированию его численности.
Ежегодно объем изъятия охотничьих ресурсов определяется для республики исходя из биологической численности видов, уровня их воспроизводства, наличия эпизоотии в популяциях диких животных и других абиотических и антропогенных факторов конкретного года. Ограничения в использовании какого-либо вида охотничьих животных устанавливаются в исключительных случаях с целью сохранения и воспроизводства популяции. Они могут иметь локальный (в границах одного охотничьего участка) характер, районный или региональный уровень.
В целом охотхозяйства республики небольшие по численности и имеют различный опыт работы в данной сфере. В современных условиях осуществляется преимущественно спортивная любительская охота, где ежегодно принимает участие до 27 тысяч охотников. Учитывая социальную ориентированность охотничьих хозяйств республики и, соответственно, низкую рентабельность, только 15% охотхозяйств сохранили штат охотников и осуществляют промысловую охоту. В связи с этим, а также с учетом климатических и антропогенных факторов каждого конкретного года освоение лимита добычи охотресурсов составляет 60 - 80%.
В сложившихся условиях важным инструментом сохранения биоразнообразия и рационального использования охотничьих ресурсов является система мер по охране, воспроизводству и регулированию использования объектов животного мира, в том числе отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере природопользования.
В целом Республика Бурятия является одним из наиболее экологически чистых регионов Российской Федерации. Основные виды негативных техногенных воздействий связаны с небольшой частью территории республики, относящейся к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам (Северо-Байкальский, Улан-Удэнский, Кяхтинский, Закаменский, Нижнеселенгинский промышленные узлы).
Основными проблемами в области охраны окружающей среды в Республике Бурятия являются:
- негативное воздействие загрязняющих веществ на воздушный бассейн п. Селенгинск стационарными и передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- изменение состояния отдельных водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности;
- рост образования отходов и их несанкционированного размещения;
- наличие экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью прошлых лет;
- низкая экологическая культура населения.
Роль Бурприроднадзора как органа государственной власти Республики Бурятия необходима при реализации мер по обеспечению требований природоохранного законодательства.
Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливает материальную базу развития будущих поколений. Наряду с такими сферами деятельности как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по охране окружающей среды относится к ключевым функциям государства как регулирующей структуры в системе общественных отношений.
Сфера реализации подпрограммы:
- субъекты предпринимательской деятельности, не отнесенные к федеральному государственному экологическому контролю;
- муниципальные образования в Республике Бурятия (21 административный район, 274 городских и сельских поселения);
- население Республики Бурятия (985,4 тыс. человек).".
1.1.1.4. Пункт 1.5 "Охрана окружающей среды в Республике Бурятия" изложить в следующей редакции:
"1.5. Охрана окружающей среды в Республике Бурятия
Качество окружающей среды, являясь важнейшим из показателей качества жизни и уровня социально-экономического развития территорий, одновременно является критерием оценки деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Основными экологическими проблемами республики являются ухудшенное состояние воздушного бассейна г. Улан-Удэ и п. Селенгинск; изменение состояния отдельных водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности; рост образования отходов, их несанкционированное размещение; наличие экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью прошлых лет; низкая экологическая культура населения.
Общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух Республики Бурятия в 2023 году составило 146,75 тыс. тонн.
Общее количество выбросов от стационарных источников по Республике Бурятия в 2023 году составило 108,1 тыс. тонн. Относительно 2022 года наблюдается увеличение выбросов загрязняющих веществ на 0,899 тыс. тонн, или на 0,8%. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в целом по Республике Бурятия обусловлено увеличением выбросов от объектов теплоэнергетики в 2023 году, на 3,6% по сравнению с 2022 годом.
Вклад автотранспорта в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2023 году составил 38,65 тыс. тонн. Доля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспорта в общей массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух имеет тенденцию к спаду в сравнении с 2022 годом (39,3 тыс. тонн).
Уровни загрязнения атмосферного воздуха в г. Улан-Удэ и п. Селенгинск, испытывающих наибольшую техногенную нагрузку, характеризуются как очень высокие, в г. Гусиноозерск - как высокий. Данные населенные пункты периодически попадают в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха по результатам мониторинга атмосферного воздуха Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Уровень загрязнения атмосферы в остальных населенных пунктах является низким.
Формирование высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха происходит вследствие выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, основной вклад в загрязнение вносят предприятия по производству, передаче и распределению электроэнергии, пара и горячей воды, котельные промышленных предприятий, автотранспорт, а также естественная запыленность. Климатические и топографические условия (горно-котловинный рельеф) очень неблагоприятные для рассеивания примесей, способствуют накоплению примесей в приземном слое воздуха.
Для включения в федеральный проект "Чистый воздух" были проведены сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха г. Улан-Удэ, п. Селенгинск и п. Каменск Кабанского района, г. Гусиноозерск Селенгинского района. В результате работ сформированы компьютерные банки данных о параметрах выбросов загрязняющих веществ от промышленных объектов, автотранспортных потоков на городских дорогах (и их участках), источников автономного теплоснабжения и иных объектов. На основе анализа полученных результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха разработаны предложения по сокращению выбросов с целью достижения нормативных концентраций загрязнения воздуха. Проведенные работы одобрены межведомственной комиссией по вопросам загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.05.2020 N 243.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.07.2022 N 1852-р г. Гусиноозерск, п. Селенгинск, г. Улан-Удэ с 1 сентября 2023 г. включены в перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, дополнительно относящихся к территориям эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Для включения в комплексный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в указанных населенных пунктах предполагается следующее: перевод частного сектора на электрическое отопление в г. Улан-Удэ и в п. Селенгинск, на централизованное теплоснабжение в г. Гусиноозерск, производство бездымного топлива, реконструкция муниципальных котельных, оснащение котельных устройством очистки дымовых газов.
На республиканском уровне в целях решения проблем охраны атмосферного воздуха принят Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 N 993-IV "Об охране атмосферного воздуха". Постановлением Правительства Республики Бурятия от 01.05.2020 N 243 создана межведомственная комиссия по вопросам загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Бурятия.
В рамках федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" реализованы природоохранные мероприятия некапитального характера по ликвидации негативных воздействий на экосистему г. Закаменск, вызванных результатом производственной деятельности бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, проводились работы по ликвидации подпочвенного скопления нефтепродуктов, загрязняющих воды р. Селенга в районе п. Стеклозавод г. Улан-Удэ, реализованы мероприятия по ликвидации последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Хольбоджинского угольного разреза.
Реализуется план природоохранных мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Республики Бурятия в части целевого использования "окрашенных платежей", которые в первую очередь направляются на выявление и ликвидацию объектов накопленного вреда.
Так, закончена рекультивация следующих объектов накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда:
- свалка коммунальных отходов, расположенная в г. Кяхта Кяхтинского района, местность "Ильмовая падь" (Республика Бурятия);
- свалка твердых коммунальных отходов, расположенная в г. Закаменск Закаменского района Республики Бурятия на земельном участке с кадастровым номером 03:07:000000:2689 (Республика Бурятия);
- территория нарушенных земель в квартале 46, выделы 12, 14 Горячинского участкового лесничества Прибайкальского района Республики Бурятия в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия).
Также велась рекультивация объекта накопленного вреда "Свалка в г. Северобайкальск в центральной экологической зоне Байкальской природной территории". Завершение рекультивации планируется в 2024 году.
Ведется работа по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде. В 2023 году по результатам направленных заявлений в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде включен 161 объект.
Для ликвидации ОНВОС "Территория, загрязненная в результате деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината в Закаменском районе Республики Бурятия" и предотвращения негативных воздействий на экосистему г. Закаменск необходимо проведение мероприятий капитального характера, направленных на предотвращение загрязнения поверхностного стока рек Модонкуль, Мыргэн-шено, предотвращение попадания загрязненных поверхностных вод в подземные воды и рекультивацию земель.
Радиационная обстановка. Ежедневные наблюдения в районах Республики позволяют прослеживать изменения гамма-фона как по времени, так и по величине.
В 2023 году величина МЭД (мощность экспозиционной дозы) гамма-излучения в населенных пунктах Бурятии изменялись от 0,05 мкЗв/ч (с. Горячинск) до 0,17 мкЗв/ч (с. Сосново-Озерск). Среднегодовой радиационный фон составил 0,11 мкЗв/ч. В г. Улан-Удэ среднемесячный радиационный фон изменялся от 0,10 мкЗв/ч до 0,11 мкЗв/ч, среднегодовой - 0,10 мкЗв/ч (2022 г. - 0,15 мкЗв/ч).
Систематические ежедневные измерения суммарной бета-активности выпадений из атмосферы проводились на 8 станциях, в том числе и г. Улан-Удэ. Среднее за год значение суммарной бета-активности атмосферных выпадений на территории Республики Бурятия составило 1,0 Бк/м2 сутки (2022 г. - 1,0 Бк/м2 сутки).
Наибольшая величина максимального значения радиоактивных выпадений за год отмечена на метеостанции Романовка и Монды в сентябре - 8 Бк /м2 сутки.
Таким образом, районы Республики Бурятия, где производятся режимные наблюдения, являются благополучными как по гамма-фону, так и по суммарной бета-активности.
Оценка радиационной обстановки на территории Республики Бурятия осуществляется по результатам социально-гигиенического мониторинга и отражается в радиационно-гигиеническом паспорте территории Республики Бурятия.
Реализация государственной экологической политики во многом зависит от ее восприятия и поддержки населением республики, что в свою очередь обусловлено уровнем экологической культуры, нравственным отношением человека к природе. Основным направлением формирования экологической культуры являются всеобщность и комплексность экологического образования.
Для развития системы непрерывного экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры принят Закон Республики Бурятия от 26.12.2022 N 2448-VI "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Бурятия и признании утратившими силу некоторых положений Закона Республики Бурятия "Об охране окружающей среды в Республике Бурятия".
С целью популяризации бережного отношения к природе ежегодно на территории Республики Бурятия проводятся мероприятия экопросветительского и образовательного характера. В 2023 году проведены экологические уроки, мастер-классы, экологические игры и акции, всего более 300 мероприятий.
Например, в рамках Всероссийской акции по очистке от мусора берегов водных объектов "Вода России" ("Берег добрых дел"), которая является частью федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология", ежегодно в регионе проводятся уборки береговой линии озера Байкал, озер Гусиное и Щучье, а также рек и ручьев. Ведется работа по взаимодействию с администрациями районов, общественными организациями и волонтерами. Минприроды РБ направляет в районы мешки и перчатки для проведения акции. За 2023 год в Бурятии проведено 145 мероприятий в рамках акции. Участие приняло 5339 человек. Общая протяженность очищенных берегов составила 256 км. Бурятия заняла 31 место в рейтинге регионов (в 2022 году - 34, в 2021 - 65). 21 апреля при поддержке Минприроды РБ и ТРЦ "Пионер" проведена акция по уборке набережной г. Улан-Удэ. Волонтерам были выданы сертификаты для бесплатного посещения кинотеатра. 4 августа под руководством заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Альхеева И.А. состоялся выезд на побережье озера Байкал в рамках Всероссийской акции "Вода России". Сотрудники пяти министерств и подведомственных учреждений совместно очистили от мусора берег, а также территорию, прилегающую к контейнерным площадкам вблизи берега. Собрано порядка 700 мешков. 16 сентября состоялось ключевое событие всероссийской акции "Вода России" в Прибайкальском районе Бурятии. На акции в Байкальской гавани собралось более 500 человек для сохранения озера Байкал. Для участников акции прошли мастер-классы, экопросветительские лекции, были награждены медалями к 100-летию Республики Бурятия за многолетний вклад в дело природоохраны.
В целях развития экологического образования, экологической культуры и просвещения дошкольные образовательные организации Республики Бурятия принимают участие в ежегодном Всероссийском проекте "День Эколят". Проект является одним из мероприятий Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов "Эколята-Дошколята", "Эколята", "Молодые защитники Природы" и Всероссийской акции "Россия - территория Эколят - Молодых защитников Природы". В 2023 году в проекте приняли участие более 5000 дошкольников. Организатором в регионе выступает ГБУ ДО "Ресурсный эколого-биологический центр Республики Бурятия".
В условиях увеличения темпов роста производства экономики и количества предприятий среднего и малого бизнеса влияние негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды и здоровье населения возрастает. В связи с этим государственные функции, исполняемые Минприроды РБ в сфере охраны окружающей среды, становятся одними из общественно значимых.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" предотвращение дальнейшего загрязнения и уменьшение уровня загрязнения атмосферного воздуха в городах и иных населенных пунктах относятся к основным задачам в сфере экологической безопасности.".
1.1.1.5. В пункте 1.6 "Совершенствование государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов":
1.1.1.5.1. Абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Так, в 2023 году на информационное освещение деятельности Минприроды РБ направлено 454,5 тыс. руб., на вовлечение населения в проведение мероприятий, направленных на реализацию национальных проектов, - 1327,5 тыс. руб. В 2024 году на вышеперечисленные мероприятия предусмотрено финансирование в таком же объеме.".
1.1.1.5.2. Абзацы десятый - тринадцатый изложить в следующей редакции:
"Так, за 2021 - 2023 годы Минприроды РБ было подготовлено 17 законопроектов, принятых Народным Хуралом Республики Бурятия, разработан ряд правотворческих документов в установленной сфере деятельности:
- 18 нормативных правовых актов Главы Республики Бурятия;
- 156 нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия;
- 27 актов Минприроды РБ, прошедших государственную регистрацию.".
1.1.1.5.3. Абзацы пятнадцатый - двадцатый изложить в следующей редакции:
"В целях обеспечения потребности в высококвалифицированных кадрах для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Бурятия в Минприроды РБ на конкурсной основе сформирован кадровый резерв, в настоящее время состоящий из 144 человек.
В 2023 - 2024 годах из кадрового резерва Минприроды РБ на должности государственной гражданской службы назначены 18 служащих.
По образовательным программам дополнительного профессионального образования:
- в 2023 - 2024 годах прошли обучение 48 госслужащих, в том числе 2 - профессиональную переподготовку, 48 - повышение квалификации;
- в 2023 году повысили квалификацию 21 госслужащий, в 2024 году повысили квалификацию 25 госслужащих.
В 2025 году и в последующие годы планируется обучение по образовательным программам гражданских служащих Минприроды РБ в размере 20% от общего количества гражданских служащих Минприроды РБ в год.".
1.1.1.6. Абзац девятый пункта 1.7 "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" изложить в следующей редакции:
"- постановление Правительства Республики Бурятия от 19.09.2024 N 531 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия".".
1.1.2. В подразделе 2 "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы":
1.1.2.1. Абзац третий изложить в следующей редакции:
"- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";".
1.1.2.2. Абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"- Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2024 N 1838-р;".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
В. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 декабря 2024 г. N 769 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 30.05.2013 N 261 "О Государственной программе Республики Бурятия "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"
Вступает в силу с 26 декабря 2024 г.
Опубликование:
официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 26 декабря 2024 г.
сетевое издание "Информационное агентство "Буряад унэн" от 26 декабря 2024 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2024 г. N 0300202412260021