Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
труда и занятости населения
Томской области
от 24.12.2024 N 40
Порядок
осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Томской области
Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает порядок осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Томской области.
2. В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" специальные мероприятия по содействию занятости инвалидов включают в себя:
1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
2) стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
3) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;
4) сопровождение при содействии занятости инвалидов;
5) создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности;
6) организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей.
Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
3. Квота для приема на работу инвалидов в Томской области установлена в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" и статьей 21-1 Закона Томской области от 10 сентября 2003 года N 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области".
4. Департамент труда и занятости населения Томской области (далее - Департамент) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
5. Информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов работодатели представляют в соответствии с Правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2024 N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов", и по форме согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.04.2024 N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости".
Информацию о выполнении квоты работодатели направляют с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
6. В пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели создают специальные рабочие места, количество которых установлено постановлением Администрации Томской области от 09.06.2011 N 169а "Об утверждении количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов".
7. В целях содействия работодателям в установлении в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест органы службы занятости населения Томской области проводят:
1) консультирование работодателей, в том числе в ходе проведения встреч и семинаров, о требованиях законодательства, порядке установления квоты для приема на работу инвалидов и возможностях взаимодействия с органами службы занятости по данному вопросу;
2) информирование работодателей о требованиях законодательства.
Стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов
8. Органы службы занятости населения Томской области применяют комплексный подход к стимулированию создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных), включающий финансовые и нефинансовые меры поддержки, консультационную и информационную помощь, а также обеспечение взаимодействия с органами государственной власти, общественными объединениями инвалидов и другими заинтересованными сторонами.
9. Меры финансового стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов осуществляются в рамках государственной программы Томской области "Регулирование рынка труда в Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 348а "Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" (далее - государственная программа).
10. Стимулирование работодателей осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета Томской области юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на возмещение затрат в связи с реализацией государственной программы в порядке, установленном Департаментом.
11. Меры финансового стимулирования создания работодателями рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов включают в себя:
1) субсидирование расходов на возмещение части затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства незанятых инвалидов, которые включают закупку специализированного оборудования, обучение сотрудников, а также развитие инфраструктуры, необходимой для трудоустройства инвалидов.
Специальные рабочие места, создаваемые для трудоустройства инвалидов, должны отвечать требованиям, установленным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности ";
2) субсидирование расходов на возмещение части затрат на организацию временного трудоустройства инвалидов, которые включают расходы на заработную плату инвалидов, уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
3) субсидирование расходов на возмещение части затрат на сопровождение (наставничество) инвалидов в возрасте до 35 лет, трудоустроенных на постоянные рабочие места;
4) субсидирование расходов на возмещение части затрат на организацию стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов.
12. Меры стимулирования создания работодателями рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов без выделения финансирования включают в себя:
1) популяризацию практики заключения соглашений о трудоустройстве инвалидов с общественными организациями;
2) формирование рейтингов и публикацию информации о работодателях, достигших успеха в сфере содействия занятости инвалидов, для повышения их репутации и привлечения внимания к вопросам трудоустройства инвалидов;
3) проведение мероприятий, направленных на выявление и распространение лучших практик трудоустройства инвалидов.
Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов
13. Органы службы занятости населения Томской области в целях содействия инвалидам в трудоустройстве на вакансии в соответствии индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) осуществляют:
1) профессиональную ориентацию инвалидов, в том числе путем проведения профессиональных тестов и диагностики с использованием разнообразных методик, инструментов для оценки профессиональных интересов, способностей и склонностей инвалидов (например, тесты на определение профиля личности, оценки мотивации и предпочтений, а также диагностику профессиональных компетенций);
2) индивидуальные консультации инвалидов с назначением персональных консультантов, которые работают с инвалидами в целях разработки индивидуальных карьерных планов. Консультанты помогают определить сильные стороны, потенциальные карьерные пути и шаги для их достижения, а также дают рекомендации по повышению квалификации;
3) проведение групповых тренингов, направленных на развитие навыков самопрезентации, составления резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям (использование различных форматов тренингов, например, ролевые игры, моделирование собеседований и обратную связь по результатам тренингов);
4) ознакомление инвалидов с информационными ресурсами:
Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";
официальный сайт Департамента, в том числе раздел "Работа без границ";
иные региональные сайты и мобильные приложения, предоставляющие инвалидам информацию о доступных вакансиях, образовательных возможностях, программах социальной поддержки и правовых аспектах трудоустройства;
5) организацию тренингов по развитию гибких навыков, таких как коммуникация, управление временем, работа в команде, и специальных навыков, необходимых для конкретных профессий;
6) реализацию или участие в социальных проектах, в том числе межведомственных, направленных на интеграцию инвалидов в общественную жизнь, включая участие в волонтерских инициативах, культурных и спортивных мероприятиях.
14. Органы службы занятости населения Томской области в целях содействия работодателям в создании условий труда инвалидам в соответствии с ИПРА осуществляют:
1) консультирование работодателей, в том числе с привлечением компетентных по отдельным вопросам партнеров службы занятости (по оценке условий труда, по медицинским вопросам и т.д.), в части создания и организации процесса по адаптации рабочих мест в соответствии с потребностью инвалидов, включая установку специализированного оборудования, изменение рабочего графика, организацию безбарьерной среды;
2) индивидуальные консультации по вопросам подбора кадров из числа незанятых инвалидов;
3) разработку по запросам работодателей, принимающих на работу инвалида, индивидуального плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида при оформлении его трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формирования пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя;
4) содействие в организации программ наставничества, в рамках которых опытные сотрудники помогают инвалидам адаптироваться к новым условиям работы, освоить профессиональные задачи и интегрироваться в коллектив;
5) проведение тренингов и семинаров для работодателей по вопросам организации рабочего места для инвалидов, их адаптации и эффективного взаимодействия, в том числе в части разъяснений требований законодательства и обмена лучшими практиками;
6) формирование, ведение и публикация реестров организаций (специалистов), осуществляющих оказание инвалидам индивидуальной помощи по сопровождению при оформлении трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формировании пути передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
15. Органы службы занятости населения Томской области организуют взаимодействие работодателей с общественными организациями в части предоставления информации о потребностях инвалидов различных нозологии, участия в мониторинге условий труда, оказания поддержки в обучении работников, проведении тренингов и семинаров.
16. Работодатели создают инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с ИПРА.
Создание инвалидам условий труда осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации "ГОСТ Р 53873-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2021 N 246-ст, и включает в себя деятельность, обеспечивающую показанные инвалиду условия и режим труда в соответствии с ИПРА.
17. Рабочее место для инвалида должно соответствовать требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, санитарным правилам СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 N 40.
Сопровождение при содействии занятости инвалидов
18. Сопровождение при содействии занятости инвалида - это оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
19. Органы службы занятости населения Томской области оказывают индивидуальную помощь инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности.
20. При обращении инвалида в центр занятости населения за ним закрепляется персональный карьерный консультант, который сопровождает инвалида на всех этапах поиска подходящей работы, получения государственных мер поддержки и сервисов в сфере занятости населения, дополнительных услуг, предоставляемых центром занятости населения.
21. Помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно, а также иные мероприятия по сопровождению, при наличии такой потребности, может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими оказание инвалиду индивидуальной помощи в виде сопровождения, включая общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения инвалидов, на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости населения Томской области.
22. В целях повышения качества услуг (мероприятий) инвалидам, оказываемых в ходе их трудоустройства, органы службы занятости населения Томской области осуществляют работу по привлечению негосударственных организаций, указанных в пункте 21 настоящего Порядка, к сотрудничеству, заключению с ними соглашений и договоров, пополнению реестра указанных организаций на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
Создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности
23. Предпринимательская деятельность предоставляет инвалидам возможность самореализации, достижения финансовой независимости и активного участия в экономической жизни общества.
24. Органы службы занятости населения Томской области с целью создания условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности осуществляют следующие мероприятия:
1) проведение специализированных семинаров и тренингов, в том числе с привлечением партнеров - организаций и учреждений, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - организации "Мой бизнес"), направленных на обучение инвалидов основам предпринимательской деятельности, финансовому менеджменту, маркетингу и правовым аспектам ведения бизнеса;
2) проведение специализированных семинаров и тренингов, в том числе с привлечением организаций "Мой бизнес", для действующих предпринимателей в целях адаптации к изменениям на рынке и закрепления статуса занятости;
3) предоставление инвалидам консультационных услуг по вопросам регистрации бизнеса, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга и других аспектов предпринимательской деятельности, в том числе с привлечением организаций "Мой бизнес" и других партнеров органов службы занятости населения Томской области;
4) развитие менторских программ, в рамках которых опытные предприниматели будут наставниками для инвалидов. Менторы могут предоставить советы, поделиться опытом и помочь избежать распространенных ошибок в сфере ведения собственного дела;
5) предоставление информационной поддержки при осуществлении инвалидами предпринимательской деятельности, в том числе в части создания отдельных информационных ресурсов или размещения соответствующей информации на имеющихся Интернет-ресурсах, проведения информационных кампаний, направленных на повышение осведомленности инвалидов о возможностях предпринимательской деятельности и доступных ресурсах;
6) осуществляют регулярный сбор обратной связи от инвалидов, занимающихся предпринимательской деятельностью, которая поможет выявить успешные практики и проблемы, требующие решения. Обратная связь от участников программ и мероприятий должна использоваться для постоянного улучшения и адаптации к фактическим потребностям инвалидов.
25. Органы службы занятости населения Томской области оказывают инвалидам, занимающимся предпринимательской деятельностью, психологическую поддержку и мотивацию в части:
1) предоставления психологической помощи и консультаций в целях преодоления стресса и эмоциональных трудностей, связанных с ведением бизнеса, привлечения профессиональных коучей на волонтерских, социальных началах в целях повышения уверенности и мотивации инвалидов;
2) организации мотивационных программ и мероприятий, направленных на повышение уверенности в своих силах и мотивации к ведению предпринимательской деятельности (например, конкурсы, конференции и форумы, где инвалиды смогут обмениваться опытом и вдохновляться успехами других).
Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей
26. Основной целью профессионального обучения инвалидов является повышение их конкурентоспособности на рынке труда, реализация экономической независимости и интеграции в общество.
27. Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии нормативными правовыми актами, регулирующими организацию мероприятий по профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования отдельными категориями граждан.
28. Органы службы занятости населения Томской области осуществляют дополнительные мероприятия в части организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидов:
1) проведение регулярного анализа рынка труда для выявления наиболее востребованных профессий и навыков в целях составления регионального перечня наиболее востребованных профессий;
2) выделение отдельного перечня наиболее востребованных профессий с удаленным режимом работы;
3) проведение анкетирования, интервью и консультаций с инвалидами для определения их профессиональных интересов и потребностей в обучении;
4) создание планов обучения инвалидов с учетом рекомендаций ИПРА (как долгосрочных, так и краткосрочных);
5) содействие в оформлении документов и направлении их в образовательные учреждения;
6) разработка совместно с партнерами - образовательными организациями специализированных учебных программ с учетом специфических потребностей инвалидов;
7) организация оплачиваемых стажировок инвалидов в организациях-партнерах для получения практического опыта и повышения шансов на трудоустройство;
8) создание системы регулярного мониторинга и оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению инвалидов в части их дальнейшего трудоустройства по полученной профессии и закрепляемости на рабочем месте.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента труда и занятости населения Томской области от 24 декабря 2024 г. N 40 "Об установлении Порядка осуществления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.