Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 1. Цели и задачи повышения доступности финансовых услуг в России

Раздел 1. Цели и задачи повышения доступности финансовых услуг в России

 

Развитие финансового рынка Российской Федерации является одной из целей деятельности Банка России 9. В 2020 году законодательные изменения закрепили за Банком России функции разработки и проведения политики по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов МСП в Российской Федерации (во взаимодействии с Правительством Российской Федерации) 10.

Банк России на период 2025-2027 годов считает приоритетной следующую цель: создание благоприятных условий для обеспечения потребителей качественными финансовыми услугами с особым фокусом на уязвимые группы населения и приоритетные направления бизнеса, с учетом процессов цифровой трансформации финансового рынка и структурной адаптации экономики.

Для реализации указанной цели выделяются следующие ключевые задачи по повышению доступности финансовых услуг, определенные в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов и раскрываемые в настоящем документе:

1. Повышение физической и ассортиментной доступности финансовых услуг для населения и бизнеса через развитие онлайн-каналов обслуживания при снижении рисков цифрового неравенства и усилении кибербезопасности.

2. Обеспечение инклюзивности финансового рынка, с безусловным приоритетом интересов уязвимых групп населения и лиц, испытывающих трудности в получении доступа к финансовым услугам.

3. Создание условий для предложения рынком потребителю качественных финансовых услуг, улучшения финансового самочувствия как результата финансовой доступности, содействие осознанному выбору потребителя.

4. Расширение возможностей привлечения долгового и долевого финансирования бизнесом.

Приоритеты Банка России отвечают основной международной повестке по вопросам повышения доступности финансовых услуг.

Глобальное партнерство за финансовую доступность "Группы двадцати" определило приоритетами Плана по развитию финансовой доступности "Группы двадцати" на 2024-2026 годы и ранее на 2021-2023 годы (G20 Financial Inclusion Action Plan, FIAP) цифровую финансовую доступность и финансирование МСП. Важное место в Плане занимают кросс-функциональные вопросы (для всех приоритетов и задач) расширения доступности финансовых услуг среди уязвимых групп населения и лиц, испытывающих трудности в получении доступа к финансовым услугам, дальнейшего развития системы защиты прав потребителей финансовых услуг в целях повышения финансовой доступности, продвижения целевых инициатив в области цифрового и финансового образования для расширения цифровых и финансовых возможностей.

Банк России видит возможности для дальнейшего роста использования населением и бизнесом дистанционных каналов обслуживания, в том числе для перехода значительной части потребителей к преимущественному использованию этих каналов вместо обращения к физическим точкам доступа к финансовым услугам. Следует отметить, что реализация этой задачи напрямую зависит от состояния инфраструктуры связи, следовательно, задача обеспечения полного охвата населения и малого бизнеса дистанционными финансовыми услугами является долгосрочной.

Способствовать постепенному переходу потребителей к активному использованию онлайн-каналов доступа к финансовым услугам будет также развитие цифровых финансовых сервисов, в том числе на основе платформенных решений и экосистем. В свою очередь, Банк России реализует комплекс мер по созданию необходимых условий для развития инфраструктуры финансового рынка, настройке регулирования, повышению финансовой грамотности, обеспечению защиты прав потребителей и кибербезопасности, а также выполняет комплекс организационных, правовых и технических мероприятий по противодействию социальной инженерии на финансовом рынке.

Для обеспечения инклюзивности финансового рынка Банк России сохранит фокус внимания на группах потребителей, которые исторически не только чаще всего испытывали трудности в получении доступа к финансовым услугам, но и в условиях цифровой трансформации могут оказаться в зоне риска цифрового неравенства. Это жители ОМТ, ЛСИ, пожилые и маломобильные группы населения.

В настоящее время также необходимо сосредоточиться на финансовом самочувствии как результате финансовой доступности, при этом ключевым приоритетом будет ориентация на потребителя: предложение ему только качественных услуг и содействие его осознанному выбору на финансовом рынке.

На этапе структурной адаптации экономики важно обеспечить устойчивость ее реального сектора, поддержать субъекты МСП, продолжив реализацию мер по совершенствованию риск- ориентированного банковского регулирования и повышению доступности программ льготного кредитования для данного сегмента. В то же время в фокусе внимания Банка России остается развитие небанковских инструментов финансирования малого и среднего бизнеса, особенно привлечение долевого финансирования.