Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел 5. Ожидаемые результаты и индикаторы мониторинга эффективности реализации основных направлений

Раздел 5. Ожидаемые результаты и индикаторы мониторинга эффективности реализации основных направлений

 

Для мониторинга реализации Основных направлений устанавливаются следующие ключевые показатели:

 

Ожидаемые результаты и индикаторы мониторинга эффективности реализации основных направлений

Табл. 2

 

Ожидаемый результат

Индикатор мониторинга эффективности реализации

Текущее значение

Целевое значение

- Повышение уровня физической, ассортиментной и ценовой доступности, понятности и качества финансовых услуг и иных параметров, влияющих на удовлетворенность потребителя как комплексный показатель его субъективной оценки различных параметров, связанных с использованием финансовых продуктов и услуг

- Повышение удовлетворенности населения онлайн-каналами обслуживания, являющееся в настоящее время главным фактором удовлетворенности потребителей финансовыми продуктами и услугами [2]

Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов (опросный показатель; индикатор мониторинга эффективности Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов)

56,6 [1]

Рост значения индикатора

 

Жители ОМТ

 

- Рост использования дистанционных каналов доступа в сельских населенных пунктах и малых городах, на сопоставимом с общероссийским уровне

Доля опрошенных жителей сельских населенных пунктов и малых городов, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % (опросный показатель)

75,9

(на 0,7 процентного пункта ниже среднего по России)

Для мониторинга [3]

- Повышение инфраструктурной доступности финансовых услуг в сельской местности

Доля населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг, % (расчетный показатель)

14,2 [4]

10

 

ЛСИ, пожилые и маломобильные группы населения

 

- Кредитные организации адаптировали каналы доступа к финансовым услугам, особенно дистанционные, под нужды ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения

- Повышение защищенности ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения в ходе использования этих каналов

Доля кредитных организаций, исполнивших полностью или частично рекомендации Банка России по созданию безбарьерной среды, % (показатель на основе данных обследования Банка России)

2024 - 79,0 [5]

Рост значения индикатора

- Рост использования дистанционных каналов доступа к финансовым услугам среди ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения

Доля опрошенных ЛСИ, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, % (опросный показатель)

2024 - 67,5 [5]

70 (может быть уточнен при получении новых данных в октябре 2024 года)

 

Финансовое самочувствие

 

- Уровень финансового самочувствия в России в 2021-2024 годах, баллов (опрос)

Уровень финансового самочувствия, баллов (опросный показатель)

54 [1]

Для мониторинга [7]

 

Субъекты МСП

 

- Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам посредством выпуска облигаций, в том числе с использованием мер поддержки

Объем размещенных субъектами МСП выпусков облигаций, млрд рублей (показатель на основе данных биржевых площадок)

13,4 с начала 2024 года (по состоянию на 30.11.2024)

40 за период 2025-2027 годов [8]

- Расширение доступа субъектов МСП и МТК к финансовым ресурсам посредством выпуска акций, в том числе с использованием мер поддержки

Количество IPO субъектов МСП и МТК, единиц (показатель на основе данных биржевых площадок)

6 с начала 2024 года (по состоянию на 30.11.2024)

37 за период 2025-2027 годов (31 IPO МСП и 6 IPO МТК) [8]

- Расширение доступа субъектов МСП к финансированию на краудфандинговых платформах (долгового и долевого), в том числе с использованием мер поддержки

Объем привлечения финансирования субъектами МСП на краудфандинговых платформах, млрд рублей (показатель на основе данных отчетности операторов инвестиционных платформ)

33,1 за 9 месяцев 2024 года

165,3 за период 2025-2027 годов [8]

 

Примечания:

[1] По итогам опроса взрослого населения, проведенного по заказу Банка России в рамках расчета индикаторов финансовой доступности в мае 2024 года. Достижение целевых значений таких опросных показателей будет оцениваться по результатам аналогичного опроса в 2027 году (проводится один раз в три года).

[2] Об этом свидетельствуют результаты анализа состава факторов композитного индекса удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг по итогам опросов населения в мае 2016-2019 годов (опубликованы на сайте Банка России), а также в мае 2021 и 2024 годов.

[3] Опросные данные мая 2021 и 2024 годов показывают, что доля использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев среди сельских жителей возросла с 70,1 до 75,4%, тогда как в целом по России наблюдался умеренный рост - всего на 1,2 процентного пункта, до 76,6%, что может быть сигналом достижения некоторого предельного (потенциального) уровня.

[4] Расчетный показатель по состоянию на 01.01.2024 на основе оценки уровня развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в населенном пункте, проводимой ежегодно Банком России. Доля населения, проживающего в таких населенных пунктах сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг, составляет 3,2%.

[5] По данным обследования кредитных организаций, проведенного Банком России в сентябре-ноябре 2023 года, за исключением тех, кто прямо сообщил, что не обслуживает физических лиц. Достижение целевого значения будет оцениваться по результатам аналогичных обследований в 2025-2027 годах (проводится ежегодно, оценивается наибольшее значение за период).

[6] По итогам опроса ЛСИ, проведенного по заказу Банка России в сентябре-октябре 2024 года. Достижение целевых значений таких опросных показателей будет оцениваться по результатам аналогичного опроса в 2027 году.

[7] Для каждого отдельного человека, с изменением возраста, материального положения, состояния здоровья, состава семьи и иных факторов, финансовое самочувствие будет тоже заметно изменяться. При этом в среднем для всего населения финансовое самочувствие в целом не является высоковолатильным показателем. Для этого показателя обычно важен длительный накопительный эффект. В то же время структурные и геополитические изменения, которые затрагивают почти все группы населения сразу, могут привести к одномоментному значительному росту или снижению показателя.

[8] Целевые значения планируется установить в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика". Проработка возможности интеграции мероприятий по развитию привлечения финансирования субъектами МСП с фондового рынка и краудфандинговых платформ в разрабатываемый национальный проект "Эффективная и конкурентная экономика" до 2030 года в составе федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и федерального проекта "Развитие технологического предпринимательства". В настоящее время мероприятия реализуются в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", который действует до конца 2024 года.

 

Методика расчета количественных индикаторов для мониторинга эффективности

Табл. 3

 

Название показателя

Описание методики расчета

Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг, баллов

Рассчитывается на основе данных опроса, проводимого по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности (периодичность - один раз в три года) с использованием статистических методов анализа данных. Диапазон значений индекса составляет от 0 до 100 баллов, где 100 - наилучшее значение. При построении композитного индекса для оценки отбираются переменные, характеризующие уровень удовлетворенности работой/сервисом различных типов финансовых организаций, уровень доверия к ним, уровень удовлетворенности предоставляемыми ими различными продуктами (услугами), оценку различных онлайн- и офлайн-каналов предоставления финансовых услуг по таким характеристикам, как "легкость доступа, есть везде", "приемлемая стоимость", "хороший уровень защиты, безопасность", "быстрый доступ, приемлемое время ожидания".

Доля населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше с недостаточным и ниже среднего уровнем развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг

Рассчитывается как доля в общем количестве населенных пунктов сельской местности с численностью населения 50 человек и выше. Уровень развития инфраструктуры предоставления финансовых услуг в населенном пункте рассчитывается как комплексный показатель, учитывающий наличие офисов, банкоматов, других точек присутствия кредитных и некредитных финансовых организаций, включая облегченные форматы обслуживания (точки оказания отдельных банковских услуг в ОПС и точки сервиса "Наличные на кассе"), качество сети Интернет, транспортной доступности до подразделения или банкомата кредитной организации с функцией выдачи наличных.

Доля опрошенных жителей сельских населенных пунктов и малых городов, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, %

Рассчитывается на основе данных опроса, проводимого:

- в части жителей сельских населенных пунктов и малых городов - среди взрослого населения по заказу Банка России в рамках замера индикаторов финансовой доступности (периодичность - один раз в три года); учитываются жители села, деревни, поселков городского типа, малых городов (до 50 тыс. человек);

Доля опрошенных ЛСИ, использующих дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев, %

- в части ЛСИ - в рамках специального опроса среди данной группы населения по заказу Банка России.

Респондентов просят оценить использование дистанционного доступа к банковским счетам для перевода денежных средств за последние 12 месяцев до даты опроса: через интернет-банк (с мобильного телефона или компьютера), мобильный банк (путем отправки СМС на короткий номер или из мобильного приложения).

Доля кредитных организаций, исполнивших полностью или частично рекомендации Банка России по созданию безбарьерной среды, %

Рассчитывается на основе данных сплошного обследования кредитных организаций в отношении исполнения положений:

- информационных писем и методических рекомендаций Банка России по созданию безбарьерной среды для ЛСИ, пожилых и маломобильных групп населения 90;

- национального стандарта ГОСТ Р 52872-2019 91.

Уровень финансового самочувствия в России в 2021-2024 годы, баллов

Уровень финансового самочувствия рассчитан в баллах от 0 до 100 опросным методом на основе методики Бюро по финансовой защите потребителей.

Объем размещенных субъектами МСП выпусков облигаций (за год), млрд рублей

Количество IPO субъектов МСП и МТК, единиц

Рассчитываются на основе данных ПАО Московская Биржа, ПАО "СПБ Биржа", АО СПВБ и иных биржевых площадок.

Объем привлечения финансирования субъектами МСП на краудфандинговых платформах, млрд рублей

Показатель рассчитывается на основе данных отчетности операторов инвестиционных платформ.