Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" Брезчулевской Л.К. (доверенность от 17.01.2012), от Санкт-Петербургской таможни Андреевой М.В. (доверенность от 12.01.2012 N 06-21/346), Шаляпиной О.А. (доверенность от 10.01.2012 N 06-21/81),
рассмотрев 19.01.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 (судьи Шульга Л.А., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-14344/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", место нахождения: Санкт-Петербург, 3-й Рыбацкий проезд, дом 3, литера Е; основной государственный регистрационный номер 1027809192234 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: Санкт-Петербург, 9-я линия Васильевского острова, дом 10; основной государственный регистрационный номер 1037800003493 (далее - Таможня), от 16.12.2010 N 27-39/25117 об отказе в снятии с контроля в таможенных органах товаров, ввезенных Обществом до 01.07.2010, и об обязании Таможни устранить допущенные нарушения путем снятия с контроля в таможенных органах оборудования, ввезенного Обществом для увеличения уставного капитала.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2011 (судья Рыбаков С.П.) заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 решение суда первой инстанции от 10.06.2011 отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ссылаясь на неправильное толкование апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 03.10.2011 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 10.06.2011. По мнению подателя жалобы, в отношении ввезенного им на территорию Российской Федерации оборудования подлежит применению основание прекращения у декларанта обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, предусмотренное подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС). При этом Общество считает, что установленные названной нормой Кодекса пять лет, которые к моменту вступления в законную силу ТК ТС истекли, распространяются на рассматриваемые правоотношения. При этом податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что в данном случае течение пятилетнего срока начинается не со дня выпуска товаров под определенной таможенной процедурой, а с даты вступления в силу ТК ТС.
В отзыве на жалобу Таможня просит оставить без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Таможни просили отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, ООО "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" в период с сентября 1997 года по август 2003 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 03914/24097/0006315, 03914/01107/0006499, 03914/27018/0000297, 03914/14048/0001682, 03914/03088/0004002, 10210120/230503/0003305, 10210120/060603/0003587, 10210120/100703/0004276, 10210120/210703/0004468 и 10210120/250803/0005157 оборудование для увеличения своего уставного капитала, отнесенное к основным производственным фондам.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", ввезенное оборудование было условно выпущено в соответствии с таможенным режимом "выпуск для внутреннего потребления".
Общество 26.11.2010 обратилось в Таможню с письмом от 18.11.2010 N 48, в котором просит снять с контроля в таможенных органах оборудование, ввезенное по вышеназванным ГТД и выпущенное в соответствии с таможенным режимом "выпуск для свободного обращения".
Решением от 16.12.2010 N 27-39/25117, оформленным в виде письма, таможенный орган отказал Обществу в снятии с контроля в таможенных органах соответствующего оборудования (ввезенного до 01.07.2010). В данном письме Таможня указала, что подпункт 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС распространяется на товары, помещенные под таможенный режим "выпуска для внутреннего потребления" до 01.07.2010 с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом такие товары считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, начиная с 01.07.2010. Учитывая положения статьи 366 ТК ТС срок уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, определенный подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС, исчисляется с 01.07.2010. Следовательно, снять с контроля в таможенных органах указанное оборудование можно будет после 01.07.2015.
Не согласившись с решением Таможни об отказе в снятии с контроля в таможенных органах товаров, ввезенных до 01.07.2010, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что "положения Таможенного кодекса таможенного союза учитывают отношения, возникшие до вступления в силу данного Кодекса, а именно помещение товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, и не пресекают срок нахождения товаров под этим режимом датой вступления в силу ТК ТС - 01.07.2010".
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу, что исчисление предусмотренного подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС пятилетнего срока в отношении товаров, выпущенных в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу ТК ТС, начинается с 01.07.2010. Кроме того, суд апелляционной инстанции посчитал, что оспариваемое Обществом решение об отказе в снятии с контроля в таможенных органах товаров, оформленное письмом Таможни, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза, участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан.
Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов регламентируются статьей 80 ТК ТС.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за такие товары - до их выпуска.
Вместе с тем возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены в статье 211 ТК ТС.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
При этом положения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были ранее регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Общество ввезло оборудование в качестве вклада в свой уставный капитал в период с сентября 1997 года по август 2003 года. Данное оборудование было выпущено таможенным органом условно в соответствии с таможенным режимом "выпуск для внутреннего потребления".
Таким образом, суть настоящего спора сводится к разрешению вопроса о том, прекращается ли у Общества обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении спорного оборудования, ввезенного на территорию Российской Федерации до вступления в силу 01.07.2010 статьи 211 ТК ТС и находящегося на этот момент на территории Российской Федерации более пяти лет.
В силу статьи 366 ТК ТС названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
Согласно пункту 2 статьи 366 ТК ТС по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названный Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367-372 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления" в Российской Федерации, со дня вступления в силу ТК ТС считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В отношении этих товаров применяются положения ТК ТС и (или) иных актов законодательства Таможенного союза.
Между тем в силу пункта 3 статьи 174 ТК ТС выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру.
Из анализа названных положений ТК ТС следует, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации. Кроме того, положения статьи 370 ТК ТС не содержит нормы, предписывающей применение подпункта 2 пункта 2 статьи 311 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуск для внутреннего потребления и выпущенных условно до вступления в силу ТК ТС.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Таможни правовых оснований для снятия с контроля в таможенных органах товаров, ввезенных Обществом до 01.07.2010.
Довод подателя жалобы о том, что закон связывает начало течения пятилетнего срока с днем выпуска товаров под определенной таможенной процедурой, а не с датой вступления в силу ТК ТС, не противоречит вышеназванным выводам. В данном случае из пункта 1 статьи 370 ТК ТС следует, что именно с даты вступления в силу названного Кодекса товары считаются помещенными под соответствующую таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории таможенного союза. Повторного выпуска товара, который ранее был выпущен в режиме "для внутреннего потребления" на территории Российской Федерации, в данном случае не происходит.
Ссылка Общества на наличие в данном случае неустранимых сомнений, противоречий и неясности при толковании норм таможенного законодательства несостоятельна в виду отсутствия таких противоречий, сомнений и неясности таможенного законодательства.
Каких-либо иных доводов в обоснование своей позиции Общество в кассационной жалобе не приводит.
Апелляционный суд также правильно отметил, что заявитель также не доказал, каким образом таможенный орган своим отказом снять с контроля товары нарушил права и законные интересы Общества, которое вправе заявить до истечения названного пятилетнего срока иной таможенный режим в соответствии с ТК ТС в отношении ввезенного оборудования.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
При подаче кассационной жалобы Обществом уплачена государственная пошлина в размере 2000 руб. (платежное поручение от 30.11.2011 N 14).
Однако в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в пункте 15 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91, размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче кассационной жалобы по настоящему делу, составляет 1000 руб.
Поскольку заявителем излишне уплачена 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, ему необходимо возвратить из федерального бюджета 1000 руб.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А56-14344/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (место нахождения: Санкт-Петербург, 3-й Рыбацкий проезд, дом 3, литера Е; основной государственный регистрационный номер 1027809192234) из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.