Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2024 г. N 671
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Арктической зоны и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
1.1.1. Социально-экономическое положение Арктической зоны Республики Саха (Якутия)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории следующих муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус, Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район).
Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством транспортного и энергетического каркаса, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.
Районы, расположенные на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия), отличаются экстремальными климатическими условиями, которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека; существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны; повышенной ресурсоемкостью и внешнеэкономическим северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории; крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства.
Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития арктических районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей.
По предварительной оценке численность населения 13 арктических районов республики на 1 января 2024 г. составила 64 154 человека. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 6,4 процента, в то время как по занимаемой площади - 52,2 процента. Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе и составляет 10,0 тыс. чел. (15,6 процента от населения Арктической зоны), наименьшая численность - в Аллаиховском районе, 2,4 тыс. чел. (3,7 процента).
Структура размещения населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) обладает высокой дисперсностью (за исключением Жиганского района, все населенные пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лены) и большим количеством малых сельских поселений (всего 29), труднодоступных населенных пунктов (всего 86) (наибольшее количество сосредоточено в Верхоянском и Среднеколымском районах). В 13 районных центрах и трех населенных пунктах с населением свыше 1 000 человек (с. Юрюнг-Хая, с. Казачье, с. Кюсюр) сосредоточено 59,7 процента населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия). Почти четверть населения проживает в 64 поселениях с численностью менее 500 человек, 17,4 процента населения - в 17 поселениях с численностью от 500 до 1 000 человек.
Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения (кроме п. Черский) на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость киловатт-часов (далее - кВТ*ч) электроэнергии, не позволяет рационально использовать структуру энергетического хозяйства и повысить надежность энергоснабжения. Более 60 процентов себестоимости вырабатываемой электроэнергии в арктических районах приходится на топливную составляющую. Функционируют 84 дизельных и восемь солнечных электростанций. Современное состояние энергетического хозяйства характеризуется наличием большой доли физически и морально устаревшего оборудования.
В рамках соглашения о намерениях, порядке организации взаимодействия и сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и ГК "Росатом" от 11 сентября 2019 г. рассматривается возможность строительства атомной электрической станции малой мощности (далее - АСММ) в районе п. Усть-Куйга Усть-Янского района, со сроком ввода в промышленную эксплуатацию в 2028 году и генерацией электроэнергии для промышленности и населенных пунктов района. Выбор площадки АСММ обусловлен необходимостью электроснабжения проекта освоения золоторудного месторождения "Кючус", п. Усть-Куйга, также прорабатывается возможность обеспечения электроэнергией других населенных пунктов района, месторождения олова "Тирехтях".
Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются: реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лены до устьев арктических рек; морской порт Тикси, три речных порта (ООО "Зеленомысский речной порт", Белогорский судоходный участок, речной порт в п. Нижнеянск) и причалы на малых арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов, входящих в состав ФКП "Аэропорты Севера" (Саскылах, Оленек, Жиганск, Тикси, Усть-Куйга, Саккырыр, Батагай, Депутатский, Мома, Белая Гора, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Зырянка); 68 посадочных площадок.
Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, так и во внутрирайонном сообщении осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта - автозимники и внутренние водные пути.
Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходит до 40-70 процентов, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80 процентов. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около двух месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказывается на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в чрезвычайном порядке.
Ежегодно одним из самых важных государственных мероприятий по обеспечению гарантированного завоза грузов в арктические районы Республики Саха (Якутия) является северный завоз.
Северный завоз - комплекс ежегодных мероприятий по гарантированному обеспечению районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов обязательной номенклатурой товаров (продукции), необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов. Специфика северного завоза в Республику Саха (Якутия) обусловлена экстремальными природно-климатическими и географическими условиями, низкой транспортной обеспеченностью и трудной доступностью, что определяет большие пробеги завозимых грузов и отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами.
Хозяйствующие субъекты, занимающиеся розничной торговлей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеют в достаточном объеме собственных оборотных средств. Вследствие низкой оборачиваемости социально значимых продовольственных товаров, включенных в минимальный набор продуктов питания основных социально-демографических групп населения, субъекты малого предпринимательства не имеют финансовой заинтересованности в их завозе.
Ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства недоступна, площадь покрытия GSM сосредоточена вблизи населенных пунктов, при этом потребителям предлагается лишь голосовая связь, смс и интернет по технологии 2G. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги по мобильной связи.
В районах Арктической зоны отмечается сохранение наиболее критической наполняемости обучающихся (два, три ученика), а также наибольшее количество малокомплектных школ (свыше 50 процентов). Ресурсное обеспечение общеобразовательных школ Арктической зоны Республики Саха (Якутия) наиболее низкое по всей республике: обеспеченность благоустроенными школами Арктической зоны в среднем составляет 32 процента, в капитальном ремонте нуждаются большинство школ макрорайона, в аварийном состоянии 12 процентов школ. Отсутствие конкуренции среди учеников, необустроенность образовательных учреждений напрямую коррелируют с низкими показателями успеваемости.
Республика несет дополнительную нагрузку на содержание сверхнормативной сети медицинских организаций и их структурных подразделений (круглосуточные койки, штаты врачей и среднего медицинского персонала) в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. При этом выполнение полного объема проведения предварительных и периодических осмотров, медицинских освидетельствований невозможно вследствие отсутствия в маломощных центральных районных и участковых больницах "узких" специалистов, не предусмотренных по методикам расчета штатов нормативных документов. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы центральных районных больниц обусловлено большим физическим износом зданий и сооружений, построенных в период 1960 - 1990 гг., по типу исполнения 83 процента зданий являются деревянными.
Доля аварийного жилищного фонда в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) составляет 12 процентов (или 195,3 тыс. кв. м), особенно высока доля аварийного жилья в Верхнеколымском (30,9 процента), Аллаиховском (28,3 процента), Жиганском (22 процента) районах.
Во всех районах имеются проблемы в коммунальном комплексе: требуют решения проблемы утечки фекальных вод, высокого износа объектов коммунального комплекса, неразвитой инженерной инфраструктуры, высокого удельного веса потерь теплоэнергии, дефицита рабочих кадров в сфере ЖКХ и т.д. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется низким КПД энергетических мощностей и большими потерями энергоносителей. Средний КПД котельных находится на довольно низком уровне (менее 60 процентов), что приводит к значительному перерасходу топлива.
Более 60 процентов населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) сельские жители. Основой экономики сельских территорий являются традиционные формы природопользования: оленеводство, охота и рыболовство. Доля сельского хозяйства в валовом муниципальном продукте Арктической зоны республики составляет 3,6 процента. Среди районов наибольший вклад в отрасль вносят Верхоянский район, Булунский, Усть-Янский, Анабарский и Эвено-Бытантайский районы, которые преимущественно занимаются оленеводством, рыболовством, разведением крупного рогатого скота и мясных табунных лошадей.
По итогам 2023 года в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) содержится 127,79 тыс. голов оленей или 74,5 процента от общего поголовья оленей республики. Основная доля поголовья оленей (88,71 процента) содержится в хозяйствах Усть-Янского (25,63 процента), Анабарского (18,69 процента), Булунского (13,01 процента), Момского (11,13 процента), Нижнеколымского (10,22 процента), Эвено-Бытантайского (10,02 процента) районов.
В целях обеспечения собственной потребности в мясе населением Арктической зоны осуществляется отстрел диких северных оленей Лено-Оленекской и Сундрунской популяций. Существенное влияние на ресурсы диких копытных животных и урон для сельского хозяйства (преимущественно табунного коневодства) оказывает растущая популяция волка, более 42 процентов популяции обитают на территории Оленекского района.
Рыболовство является одной из базовых отраслей арктических районов, где по итогам 2023 года сконцентрировано 86,75 процента промышленного улова республики. Основная масса рыбы (72,95 процента улова по республике) добывается в 4 приморских районах бассейнов рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы: Булунском (24,3 процента республиканского улова), Усть-Янском (23,04 процента), Аллаиховском (13,57 процента) и Нижнеколымском (12,05 процента) районах.
В структуре занятости преобладает бюджетный сектор. В отрасли образования занято более 25 процентов, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 16 процентов, государственном управлении - 14 процентов населения.
Арктическая зона характеризуется непростой социальной ситуацией: по итогам 2023 года зафиксирован уровень смертности выше среднереспубликанского уровня (9,9 процента против 7,7 процента), коэффициент миграционной убыли населения составил (-) 6,2 на 1 тыс. человек населения, тогда как среднереспубликанский показатель (+) 0,8 процента, среднемесячная заработная плата без учета субъектов малого предпринимательства ниже среднего по республике (110,19 тыс. рублей против 114,5 тыс. рублей).
В Арктической зоне расположены крупные и уникальные месторождения алмазов, золота, цветных и редкоземельных металлов, угля, ископаемой мамонтовой кости, территория отличается высоким углеводородным потенциалом. Добывающая промышленность и соответствующие промышленные фонды локализованы в сырьевых центрах Анабарского, Оленекского, Булунского, Верхоянского, Усть-Янского, Верхнеколымского районов. Для дальнейшего развития природно-ресурсного потенциала Арктической зоны Якутии необходимо комплексное проведение геолого-разведочных работ. Регион отличает недостаточная геологическая изученность в силу малоосвоенности и труднодоступности территории.
Реализация крупных инвестиционных проектов окажет существенное влияние на развитие территорий, где ведут традиционный образ жизни коренные малочисленные народы Севера. Республика Саха (Якутия) является лидером среди российских регионов в области защиты прав и интересов коренного населения, действует республиканский закон об этнологической экспертизе.
Особое внимание в регионе уделяется обеспечению экологической безопасности. В промышленных районах сосредоточены места нанесенного в прошлые годы экологического ущерба, в том числе от гидротехнических сооружений хвостохранилищ ликвидированных горнодобывающих предприятий (Депутатский и Батагайский ГОК, Куларская ЗИФ), накопления лома цветного и черного металла. В рамках регионального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология" на территории Усть-Янского района ведется работа по ликвидации хвостохранилища Куларской ЗИФ.
Проблемы социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) характеризуются:
очаговым характером расселения, дисперсностью, значительной удаленностью и низкой транспортной связностью ряда населенных пунктов с малым количеством жителей с районным центром, наличием поселений с невыраженной специализацией и отсутствием перспектив развития;
сложившейся нерациональной планировкой населенных пунктов, низкой эффективностью и неоправданно большой протяженностью коммунальной, транспортной и энергетической инфраструктуры в пределах поселений;
повышенной ресурсоемкостью и северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории;
крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства;
высокой уязвимостью природных комплексов к антропогенному воздействию и длительностью их восстановления;
отсутствием комплексного обеспечения комфортных условий для проживания, работы и отдыха населения, слабой доступностью и дефицитом качества основных социальных услуг (образования, здравоохранения, культурно-досуговых учреждений и т.д.);
низким уровнем благоустройства, ветхостью и аварийностью большей части жилого фонда, износом объектов энергетики и ЖКХ;
возрастанием рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с износом жизнеобеспечивающей инфраструктуры и климатическим фактором;
абсолютной зависимостью объектов жизнеобеспечения и условий жизнедеятельности и населения от северного завоза;
продолжающимся миграционным оттоком населения (в основном, отток молодого, трудоспособного населения в возрасте от 16 до 35 лет), сокращением численности трудоспособного населения.
1.1.2. Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
Самобытный образ жизни коренных малочисленных народов Севера - одна из приоритетных ценностей Республики Саха (Якутия).
В условиях расширения промышленного освоения арктических территорий в республике остро стоят вопросы сохранения и защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Якутии, экологической безопасности.
Права коренных малочисленных народов Севера гарантируются Конституцией Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) проживают 16 процентов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Доля Республики Саха (Якутия) является одной из самых высоких среди субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают малочисленные народы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов входят 70 населенных пунктов 21 района Республики Саха (Якутия), в том числе 49 населенных пункта 13 районов Арктической зоны Республики Саха (Якутия).
По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года численность коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) составила 41 933 человека, в том числе 24 334 (18 232 <*>) эвенка, 14 233 (11 657 <*>) эвена, 1510 (1 097 <*>) юкагиров, 2147 (1 272 <*>) долган, 709 (602 <*>) чукчей (<*> - данные Всероссийской переписи населения 2002 года). По сравнению с 2002 годом в республике наблюдается рост на пять процентов граждан, относящих себя к коренным малочисленным народам Севера. В наибольшей степени возросла численность долган (на 68 процентов), юкагиров (на 37 процентов), эвенков (на 33 процента), эвенов (на 22 процента) и чукчей (на 17 процентов).
Родным языком по итогам переписи 2020 года владеют 13,3 процента (8,6 процента <*>) эвенков, 25,5 процента (32,4 процента <*>) эвенов, 21,1 процента (3,7 процента <*>) долган, 20,7 процента (32,4 процента <*>) юкагиров, 35,4 процента (56,1 процента <*>) чукчей (<*> - данные Всероссийской переписи населения 2002 года).
По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации на ноябрь 2024 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрирована 241 кочевая родовая община коренных малочисленных народов Севера (увеличение на 18 процентов по сравнению с 2022 годом).
Коллегиально-совещательными органами по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) являются Совет представителей коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия), Совет по развитию языков в Республике Саха (Якутия) при Главе Республики Саха (Якутия), Ассамблея депутатов - представителей коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Координационный Совет Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), Экспертная комиссия этнологической экспертизы.
Основным механизмом защиты прав коренных малочисленных народов в республике является Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2021 г. N 250-р, цели и задачи которой соответствуют основным направлениям Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Нормативная правовая база Республики Саха (Якутия) в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера содержит более 60 правовых актов, регулирующих соответствующую сферу отношений.
Активную общественную работу ведут более 20 некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), объединяющая этнические союзы, ассоциации, общины и другие общественные объединения, представляет интересы коренных народов Севера на всех уровнях государственного управления, активно участвует в разработке федеральных и республиканских законопроектов. Работа этнических ассоциаций отличается разнообразием форм и внутренней динамикой содержания.
Республика Саха (Якутия) - единственный субъект Российской Федерации, где в целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) реализуется региональный закон "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
По состоянию на 1 декабря 2024 г. в Республике Саха (Якутия) проведено 66 этнологических экспертиз, положительные заключения которых утверждены в виде распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия): 2012 г. - 1; 2015 г. - 4; 2016 г. - 3; 2017 г. - 2; 2018 г. - 1; 2019 г. - 3; 2020 - 9, 2021 - 13, 2022 - 12, 2023 - 8, 2024 - 9. Общая стоимость оцененных убытков - 1 млрд 366 млн рублей. Количество получателей по результатам проведенных этнологических экспертиз - 163 субъекта, среди них муниципальные образования, кочевые родовые общины, предприятия и иные организации.
В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) решениями органов местного самоуправления образованы 63 территории традиционного природопользования (далее - ТТП) местного значения, в том числе девять ТТП образованы в границах муниципальных районов, 50 ТТП - в границах муниципальных образований, две ТТП - в границах кочевой родовой общины "Олом" Мирнинского района, "Олень" Кобяйского района, две ТТП - в границах муниципальных образований "Ламынхинский национальный наслег" Кобяйского улуса, "Чыбагалахский национальный наслег" Момского района.
Общая площадь ТТП составляет примерно 165 491,8 га или 53,7 процента от общей площади Республики Саха (Якутия).
Наличие в Республике Саха (Якутия) территорий традиционного природопользования наряду с Законом Республики Саха (Якутия) "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" позволяет регулировать отношения хозяйствующих субъектов коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) с компаниями-недропользователями и максимально эффективно защищает их интересы.
Активное промышленное освоение в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), уязвимость традиционного образа жизни каждого из малочисленных народов Севера обуславливают необходимость формирования системных мер по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания малочисленных народов Севера.
Острыми проблемами коренных малочисленных народов Севера являются проблемы социальной сферы (трудоустройство, жилье, образование детей, здоровье населения и др.). Низкий уровень жизни в местах традиционного проживания, низкий уровень заработной платы в традиционных отраслях, недостаточность экономических стимулов по развитию традиционных отраслей Севера приводят к утрате традиционных видов хозяйствования, культуры и языков коренных малочисленных народов Севера.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Государственная программа направлена на реализацию двух приоритетных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия): социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Цели государственной программы:
Цель 1. Повышение качества жизни и благосостояния населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия).
Цель 2. Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
С 2020 года приоритеты и цели государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) определены в:
основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года (Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 164);
Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года (Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645);
Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. N 1377);
основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года (Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103);
стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия), входящих в состав Арктической зоны Республики Саха (Якутия).
В Республике Саха (Якутия) стратегической целью развития Арктической зоны на период до 2035 года является повышение уровня и качества жизни человека в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на основе инновационного и гармоничного с окружающей средой раскрытия экономического потенциала арктических районов.
Достижение поставленной цели обеспечивается реализацией следующих стратегических приоритетов:
1) развитие человеческого капитала;
2) сбалансированное пространственное развитие;
3) развитие экономики возобновляемых природных ресурсов;
4) реализация крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов;
5) рациональное природопользование и экологические проекты;
6) проект "Научно-образовательный центр "Север: территория устойчивого развития";
7) межрегиональное и международное сотрудничество.
Решение задач по организации сбалансированного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) будет способствовать организации оптимальной гражданской инфраструктуры, повышению ресурсоэффективности и экологичности, росту качества жизни, раскрытию экономического потенциала региона.
Основными индикаторами социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года в соответствии с региональной Стратегией установлены повышение естественного прироста населения и снижение миграционного оттока населения арктических районов.
Приоритеты и цели государственной политики в области устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) определены в:
Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р);
Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года (распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2021 г. N 250-р).
Основной целью государственной политики в области поддержки коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) является создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов в Республике Саха (Якутия) на основе жизнестойкости малочисленных народов к внешним воздействиям, основанном на их образе жизни и солидарной ответственности, культуре и традиционных знаниях малочисленных народов Республики Саха (Якутия).
Приоритетными направлениями реализации государственной политики в данной области является реализация комплекса первоочередных мер, предусматривающих совершенствование нормативной правовой базы в области защиты прав малочисленных народов, совершенствования разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, создания системы мониторинга (реестра, социальной карты) малочисленных народов.
Задача сохранения и поддержки традиционного образа жизни малочисленных народов также является одной из приоритетных при реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в сфере социально-экономического развития Арктической зоны и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
Первоочередными задачами пространственного развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) являются:
обеспечение повышения качества жизни и благосостояния населения;
устранение сложившихся диспропорций в размещении населенных пунктов: ликвидация нежилых населенных пунктов, сокращение населенных пунктов, расположенных на подверженных негативному воздействию вод территориях;
развитие Северного морского пути;
повышение транспортной доступности: обустройство транспортной инфраструктуры (аэропортов, авиаплощадок, причалов, дорог и автозимников);
развитие стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях обеспечения ускорения экономического роста;
оптимизация архитектурно-градостроительных планировок в пределах населенных пунктов;
модернизация коммунальных и энергетических систем с целью обеспечения предоставления нормативных услуг населению и сокращения расходов и непроизводительных потерь;
разработка местных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и угля в целях снижения затрат на завоз строительных материалов и топливных ресурсов;
диверсификация топливных ресурсов;
строительство торгово-логистических центров, способствующих оптимальной организации северного завоза, развитию традиционных отраслей Севера;
совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы;
восстановление экологического баланса в пределах поселений за счет строительства современных эффективных водозаборных, канализационных и очистных сооружений, ликвидации свалок твердых бытовых отходов;
снижение административных барьеров и создание привлекательных условий, в том числе на муниципальном уровне, по реализации промышленных проектов и геологоразведочных работ;
повышение информированности населения о реализуемых промышленных, инфраструктурных проектах.
Первоочередными задачами по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) являются:
сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, развитие хозяйственно-экономической инфраструктуры в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности при сохранении экологического баланса;
формирование многовариативности саморазвития, предполагающей сохранение и развитие многоукладной аборигенной экономики, основывающейся на оленеводстве, охотничьем и рыболовном промыслах, собирательстве дикоросов, и повышение эффективности использования природных ресурсов;
повышение экономической эффективности деятельности общин малочисленных народов и других организаций, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
активизация предпринимательской и инвестиционной деятельности малочисленных народов, развитие торговых, финансовых и хозяйственных связей, интеграция в региональную экономику;
повышение качества жизни, улучшение здоровья, повышение уровня образования и профессиональной подготовки малочисленных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, способствующих удовлетворению жизненно важных потребностей малочисленных народов;
сохранение традиционных выражений культуры как национально-культурного развития и духовной самобытности малочисленных народов Республики Саха (Якутия);
развитие традиционных знаний, полученных на протяжении многих поколений малочисленных народов, способствующих защите биологического разнообразия и адаптации к современным социально-экономическим, климатическим условиям.
Для решения первоочередных задач в государственной программе предусмотрена реализация мероприятий, направленных на создание условий для безопасного и комфортного проживания населения, включая улучшение транспортной доступности, повышение доступности социальной инфраструктуры, улучшение качества образования, повышение качества услуг здравоохранения, совершенствование логистической системы завоза продовольственных товаров, обеспечение гарантированного завоза продовольственных товаров в районы с ограниченными сроками завоза грузов, обеспечение этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера, защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Для улучшения транспортного обслуживания, осуществления социально значимых пассажирских перевозок труднодоступных и отдаленных населенных пунктов распределяются иные межбюджетные трансферты на приобретение транспортных средств повышенной проходимости и судов для труднодоступных и отдаленных населенных пунктов.
С 2020 года реализуется программа "Учитель Арктики", целью которой является повышение качества общего образования путем привлечения педагогических кадров в образовательные организации Арктической зоны Республики Саха (Якутия), а также содействие в профессиональном развитии педагогов арктических улусов.
На повышение доступности медицинской помощи населению направлено мероприятие по укреплению материально-технической базы объектов здравоохранения арктических районов.
Для совершенствования продовольственного обеспечения реализуется проект по созданию сети торгово-логистических центров в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
Создание торгово-логистических центров является одной из приоритетных задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, основных направлений государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года.
В целях совершенствования логистической системы завоза продовольственных товаров в арктические районы планируется создать 13 торгово-логистических центров во всех 13 арктических районах Республики Саха (Якутия).
При торгово-логистических центрах будут учтены функции не только по хранению и реализации завозимого продовольствия, но и закупа, хранения и сбыта местной промысловой продукции.
Одним из экономических эффектов проекта является поддержка традиционных отраслей Севера, повышение уровня жизни населения арктических районов.
Для реализации проекта по созданию торгово-логистических центров в арктических районах Республики Саха (Якутия) предоставляется адресная субсидия АО "Арктическая торгово-логистическая компания".
В период с 2021 по 2023 годы введены восемь торгово-логистических центров в п. Белая Гора Абыйского улуса (района), п. Усть-Куйга Усть-Янского улуса (района), с. Саскылах Анабарского национального (долгано-эфенкийского) улуса (района), п. Черский Нижнеколымского района, п. Зырянка Верхнеколымского улуса (района), г. Среднеколымск Среднеколымского улуса (района), с. Жиганск Жиганского национального эвенкийского района, п. Тикси Булунского улуса.
С 2022 года проект реализуется при участии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в рамках плана мероприятий по реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 978-р.
В целях реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации между Правительством Республики Саха (Якутия) и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики ежегодно заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
До конца 2025 года современная инфраструктура оптово-розничной торговли появится во всех арктических районах Якутии.
В рамках соглашения запланировано создание торгово-логистических центров в следующих населенных пунктах:
N |
Муниципальный район |
Населенный пункт |
1 |
Абыйский улус (район) |
п. Белая Гора |
2 |
Аллаиховский улус (район) |
п. Чокурдах |
3 |
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район) |
с. Саскылах |
4 |
Булунский улус |
п. Тикси |
5 |
Верхнеколымский улус (район) |
п. Зырянка |
6 |
Верхоянский район |
п. Батагай |
7 |
Жиганский национальный эвенкийский район |
с. Жиганск |
8 |
Момский район |
с. Хонуу |
9 |
Нижнеколымский район |
п. Черский |
10 |
Оленекский эвенкийский национальный район |
с. Оленек |
11 |
Среднеколымский улус (район) |
г. Среднеколымск |
12 |
Усть-Янский улус (район) |
п. Усть-Куйга |
13 |
Эвено-Бытантайский национальный улус (район) |
с. Батагай-Алыта |
Для обеспечения гарантированного завоза в районы с ограниченными сроками завоза грузов в объемах потребности населения продовольственных товаров осуществляется государственная поддержка в виде предоставления:
субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат по внеулусной перевозке сельскохозяйственной и промысловой продукции, сырья, кормов, семенного материала;
субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат на доставку социально значимых продовольственных товаров и расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров авиационным и (или) автомобильным, и (или) навигационным (водным) транспортом;
субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам (займам), привлеченным в кредитных и иных организациях предприятиями, осуществляющими завоз социально значимых продовольственных товаров.
28 ноября 2023 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 3377-р "Об утверждении перечня опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации" агломерация "Тикси - Найба" вошла в перечень опорных населенных пунктов (муниципальных образований) Арктической зоны Российской Федерации, в том числе выполняющих функции по обеспечению национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике.
В состав агломерации входят два муниципальных образования: поселок Тикси и Хара-Улахский национальный (эвенский) наслег. На начало 2024 года в них проживало 4 878 человек, что составляет 61 процент населения Булунского района.
Текущее состояние агломерации характерно для арктических населенных пунктов. Жилищный фонд п. Тикси изношен на 65 процентов, в с. Найба отсутствует водоснабжение и канализация, преобладает частный сектор 70-х годов постройки прошлого столетия. В населенных пунктах отсутствуют общественные пространства, износ инженерных сетей составляет более 70 процентов.
По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина для улучшения условий проживания граждан и повышения доступности социальных услуг разрабатывается мастер-план и комплексный план долгосрочного социально-экономического развития на период до 2035 года агломерации "Тикси-Найба".
В рамках государственной программы осуществляется реализация Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года.
В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 820-З N 537-IV "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" необходимо проведение этнологического мониторинга, осуществление которого является одной из задач этнологической экспертизы.
Комплексная система изучения и анализа изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности, оценка и прогноз влияния этих изменений на развитие этноса направлены на обеспечение прав малочисленных народов.
В целях сохранения традиционных отраслей Севера, стимулирования закрепления молодежи в сфере оленеводства с 2020 года реализуется программа "Молодой оленевод", которая предполагает предоставление социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Порядок предоставления социальных выплат молодым оленеводам на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2020 г. N 151.
Оказание поддержки отрасли северного оленеводства позволит сделать ее одной из важных составляющих роста качества жизни и благосостояния в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Для развития международного сотрудничества в Арктике Республика Саха (Якутия) активно участвует в работе Арктического Совета и Северного Форума.
Инициативы республики по проектам "Дети Арктики" и "Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики" поддержаны в 2019 и 2020 годах соответственно. Проекты приобрели статус проектов Арктического Совета - ведущего межправительственного форума, содействующего сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами.
Поддержка и реализация данных проектов позволит обеспечить активные позиции Республики Саха (Якутия) в институтах международного сотрудничества в арктическом регионе.
В рамках научного сопровождения арктических проектов востребована разработка научно-исследовательских работ, научно обоснованных аналитических, нормативно-правовых, технических документов и рекомендаций, направленных на развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия).
Для создания условий для обучения, отдыха и оздоровления детей реализуется мероприятие по обеспечению отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Республике Саха (Якутия).
В соответствии с Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2452, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642, Правительством Республики Саха (Якутия) заключаются соглашения с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.
Для оценки качества жизни коренных малочисленных народов Севера, продвижения проектов на федеральном и международном уровне требуется проведение мониторинга и анализа качества жизни коренных малочисленных народов Севера, формирование базы статистических данных.
Необходимо продолжить совершенствование нормативной правовой базы, направленной на устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, создание стимулирующих механизмов для повышения экономической привлекательности традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
В целях совершенствования взаимоотношений между малочисленными народами и компаниями-недропользователями планируется использование программно-информационных комплексов по осуществлению мониторинга количественных и качественных характеристик мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и территорий традиционного природопользования, проведение комплекса земельно-хозяйственных работ по ресурсно-экономической оценке и зонированию территорий традиционного природопользования.
В результате реализации данных мероприятий будут созданы нормативные правовые и экономические условия для развития традиционного природопользования, роста качества жизни и улучшения демографической ситуации среди малочисленных народов, сформированы системы информационного и методического обеспечения.
1) создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей" в рамках национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности";
2) улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 процентов к 2030 году и на 60 процентов к 2036 году в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни".
1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия)
Цели государственной программы соответствуют следующим налоговым расходам Республики Саха (Якутия):
N |
Наименования налоговых льгот, обуславливающих налоговые расходы |
Вид налогов, по которым предусмотрены налоговые льготы |
Дата начала действия права на налоговые льготы |
Дата прекращения действия налоговых льгот |
1 |
Пониженная налоговая ставка (0% - с 1 по 5 гг.; 10% - с 6 по 10 гг.) для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны Российской Федерации, в отношении прибыли, получаемой от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации |
Налог на прибыль организаций |
01.01.2021 |
Дата снятия статуса резидента Арктической зоны Российской Федерации |
2 |
Пониженная налоговая ставка (0 процентов) для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны Российской Федерации |
Налог на имущество организаций |
01.01.2021 |
01.01.2026 |
Налоговые льготы по налогам на прибыль и имущество организаций действуют в соответствии с частью 5 статьи 1 и пунктом 23 части 5 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)".
Налоговые льготы установлены для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Целью введения налоговых льгот является стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.
Льгота оказывает влияние на достижение целей государственной программы и индикатора "Уровень зарегистрированной безработицы в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) (численность официально зарегистрированных безработных к численности рабочей силы), процента".
В соответствии с пунктом 10 части 8 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" физические лица, зарегистрированные по месту жительства на территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия), указанных в разделе 6 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации", начиная с налогового периода 2018 года освобождены от уплаты транспортного налога без заявления указанных физических лиц.
В соответствии с пунктом 15 части 8 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" физические лица, зарегистрированные по месту жительства в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации", начиная с налогового периода 2021 года, освобождены от уплаты транспортного налога без заявления указанных физических лиц.
Объем налоговых льгот по налогу на прибыль организаций на 2021 - 2027 годы составляет (тыс. рублей):
Целевая категория плательщиков налогов |
Фактические данные |
Оценка объемов налоговых льгот |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|
Резиденты АЗ РФ |
0 |
0 |
2 043 |
2 860 |
4 862 |
5 154 |
5 360 |
Объем налоговых льгот по налогу на имущество организаций на 2021 - 2025 годы составляет (тыс. рублей):
Целевая категория плательщиков налогов |
Фактические данные |
Оценка объемов налоговых льгот |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
|
Резиденты АЗ РФ |
0 |
0 |
636 |
680 |
728 |
- |
- |
Раздел 2. Информация о направлениях и параметрах реализации стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия)
В рамках реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103 "Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" в целях повышения качества жизни и достижения значений показателей социального развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) не ниже средних значений по Российской Федерации к 2030 году поставлена задача по внедрению системы организационного закупа, заготовки местной промысловой продукции и дикоросов, в том числе на базе торгово-логистических центров, начиная с 2025 года.
В рамках государственной программы предусмотрена реализация ведомственного проекта по организации заготовки, вывоза и реализации промысловой продукции народов Арктики. Целью проекта выступает развитие системы заготовительной, транспортной и торговой деятельности АО "Арктическая торгово-логистическая компания", обеспечивающей процесс первичной заготовки, вывоза и последующей реализации местной промысловой продукции из арктических районов Республики Саха (Якутия) с достижением до 15 тонн товарооборота к 2029 году.
Раздел 3. Аналитическая информация о реализации мероприятий иных государственных программ Республики Саха (Якутия), направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)
В государственных программах Республики Саха (Якутия), мероприятия которых реализуются непосредственно на территориях арктических муниципальных образований Республики Саха (Якутия) или влияют на ускоренное развитие данных территорий, разрабатываются арктические разделы.
Арктические разделы содержат мероприятия и индикаторы, направленные на реализацию Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года.
Арктические разделы выделены в составе 20 государственных программ Республики Саха (Якутия) по курируемым направлениям 16 отраслевых министерств и ведомств Республики Саха (Якутия).
Перечень
государственных программ с арктическими разделами
N |
Наименование государственной программы |
Ответственный исполнитель |
1 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия)" |
Министерство по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) |
2 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие энергетики Республики Саха (Якутия)" |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) |
3 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение экологической безопасности, рационального природопользования и развитие лесного хозяйства Республики Саха (Якутия)" |
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) |
4 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)" |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
5 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие культуры" |
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
6 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия)" |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
7 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия)" |
Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) |
8 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) |
9 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия)" |
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) |
10 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)" |
Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
11 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Обеспечение качественным жильем" |
Министерство строительства Республики Саха (Якутия) |
12 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия)" |
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по занятости населения |
13 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Управление собственностью Республики Саха (Якутия)" |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) |
14 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия)" |
Министерство предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) |
15 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия)" |
Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) |
16 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Научно-технологическое развитие Республики Саха (Якутия)" |
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) |
17 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий" |
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) |
18 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия)" |
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) |
19 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Сохранение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)" |
Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) |
20 |
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие информационного общества Республики Саха (Якутия)" |
Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) |
Меры организационного характера, регулирующие вопросы контроля, мониторинга и взаимодействия закреплены в Положении о системе управления государственными программами Республики Саха (Якутия), утвержденном постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2022 г. N 240.
Одним из механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) является государственная программа "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)", в рамках которой предусмотрена реализация ведомственного проекта "Поддержка коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)".
Наличие отдельной региональной государственной программы в сфере межнациональных отношений позволяет республике ежегодно получать из федерального бюджета софинансирование на реализацию мероприятий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений с Федеральным агентством по делам национальностей.
Раздел 4. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
В рамках государственной программы предусмотрено создание 13 торгово-логистических центров во всех 13 арктических районах Республики Саха (Якутия). Потребность в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, отсутствует.
Прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия
(человек)
N |
|
Всего на 2025 - 2029 |
в том числе: |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|||
1 |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении отрасли, всего |
х |
78 |
78 |
78 |
78 |
78 |
1.1. |
в том числе, замещающая кадровая потребность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Восполнение потребности в кадрах - всего: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1. |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы РС (Я): |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
Дополнительная потребность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Источники восполнения дополнительной потребности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2024 г. N 671 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.