Во исполнение пункта 5 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2024 году, утвержденного приказом ФАС России от 01.02.2024 N 59/24, ФАС России на основании пункта 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, направляет территориальным органам ФАС России для использования в работе разъяснения положений законодательства в сфере электроэнергетики.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила) Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
1. По вопросу определения заявителем величины максимальной мощности в заявке на технологическое присоединение.
Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 7 Правил заявка подается юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 Правил.
Пунктом 14 Правил установлены особенности технологического присоединения для следующей категории заявителей: физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7(1) любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)").
Согласно данным типовым формам заявитель самостоятельно указывает максимальную мощность энергопринимающих устройств и уровень напряжения, на котором необходимо осуществить технологическое присоединение, а также мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств и уровень напряжения, на котором данные энергопринимающие устройства подключены.
Действия сетевой организации при отказе в рассмотрении заявки на технологическое присоединение с параметрами мощности, самостоятельно указанными потребителем, могут иметь признаки нарушения Правил.
2. По вопросу переоформления документов о технологическом присоединении при опосредованном технологическом присоединении.
Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении производится в соответствии с разделом VIII Правил.
Согласно пункту 59 Правил заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 61 Правил лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, указывает документы о технологическом присоединении, которые необходимо восстановить (переоформить), и их реквизиты (при наличии). При поступлении в сетевую организацию заявления о переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) сторон и (или) актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон сетевая организация подготавливает и выдает обратившемуся лицу акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к Правилам, при этом действие ранее составленных документов о технологическом присоединении (за исключением технических условий) прекращается.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.
Таким образом, в случае технологического присоединения через иные объекты электросетевого хозяйства иной владелец объектов электросетевого хозяйства обязан предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение.
Данная процедура реализовывается аналогично процедуре, установленной разделом VIII Правил.
Спор по вопросу отказа владельца объектов электросетевого хозяйства, посредством которых объекты электросетевого хозяйства заявителя подключены опосредованно, от составления документов о технологическом присоединении носит гражданско-правовой характер, который может быть урегулирован в судебном порядке.
3. По вопросу смены собственника энергопринимающего устройства в период осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно пункту 59 Правил заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным технологическим присоединением энергопринимающих устройств.
Согласно пункту 67 Правил сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, в том числе по причине перехода права собственности на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо перехода права собственности или иного предусмотренного законом права на энергопринимающие устройства, выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий или технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) объекта капитального строительства (земельного участка, энергопринимающего устройства), с обязательным направлением копий в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Таким образом, в рамках пункта 59 Правил собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении только после осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке заявителя.
В случае отсутствия технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке заявителя, заявитель обращается в сетевую организацию с заявлением о выдаче дубликатов ранее выданных технических условий или технических условий, оформленных на нового собственника (законного владельца) объекта капитального строительства (земельного участка, энергопринимающего устройства), в рамках пункта 67 Правил.
Согласно пункту 15 Правил технические условия являются неотъемлемым приложением к договору на технологическое присоединение.
В соответствии с приложениями N 8-12 Правил регламентирована типовая форма договора на технологическое присоединение (далее - Типовая форма).
Условия изменения, расторжения договора и ответственность сторон по договору о технологическом присоединении предусмотрена разделом V Типовых форм.
Пункт 14 Типовых форм предусматривает возможность изменения договора о технологическом присоединении по соглашению сторон или в судебном порядке. Возможность изменения договора также предусмотрена гражданским законодательством.
Внесение изменений в договор на технологическое присоединение возможно с учетом положений действующего законодательства в сфере электроэнергетики в гражданско-правовом порядке.
Таким образом, договор на технологическое присоединение также подлежит переоформлению в случае отсутствия технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке заявителя, в рамках пункта 67 Правил.
В случае если сетевая организация отказывает в переоформлении договора об осуществлении технологического присоединения и навязывает заключение нового договора, в том числе с новым расчетом платы за технологическое присоединение, в указанных действиях сетевой организации могут содержатся признаки нарушения статьи 9.21 КоАП.
4. По вопросу осуществления технологического присоединения сетевой организацией, не имеющей статус территориальной сетевой организации на территории субъекта Российской Федерации, где осуществляется технологическое присоединение.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.09.2009 N 6057/09 определил, что услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил.
При этом указанная обязанность возникает в случае наличия статуса территориальной сетевой организации на территории субъекта Российской Федерации, где расположено энергопринимающее устройство заявителя.
5. По вопросу отсутствия технической возможности технологического присоединения к электрическим сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 N 594 внесены изменения в Правила, которые вступили в силу 01.07.2024.
Абзацем четвертым пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Абзацем шестым пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике установлено, что с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. При этом абзацем седьмым пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что с 1 июля 2024 года положения абзаца шестого настоящего пункта не применяются при определении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций.
Пунктом 28 Правил установлены критерии наличия технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 29 Правил в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 28 Правил.
Согласно абзацу двадцать седьмому пункта 17 Правил включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается, за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Положения абзаца двадцать седьмого пункта 17 Правил в части недопустимости включения в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, не применяются в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт, осуществляемого на основании заявок, поданных после 1 июля 2024 года.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых составляет свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), при отсутствии технической возможности технологического присоединения в соответствии с пунктом 29 Правил в состав платы за технологическое присоединение допускается включение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, в объеме, предусмотренном пунктом 17 Правил.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Таким образом, если присоединение энергопринимающих устройств требует реконструкции объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту.
6. По вопросу переоформления документов о технологическом присоединении между смежными сетевыми организациями.
Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении производится в соответствии с разделом VIII Правил.
В соответствии с пунктом 58 Правил в случае, когда в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов обращается смежная сетевая организация или собственник (иной законный владелец) объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, права и обязанности сторон, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, собственников (иных законных владельцев), а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон (далее - соглашения).
Пунктом 62 Правил установлено, что к заявлению о переоформлении документов прилагаются копия документа, подтверждающего право собственности, доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии); копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, копии разделов проектной документации, а также копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Согласно пункту 63 Правил копии документов, предусмотренных пунктом 62 Правил, представляются в сетевую организацию лицом, обратившимся с заявлением о переоформлении документов, с предъявлением оригиналов, которыми располагает соответствующее лицо.
При отсутствии документов у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, предусмотренных подпунктами "в" - "е" пункта 62 Правил, в заявлении о переоформлении документов делается отметка об отсутствии документа (документов).
Отношения между смежными сетевыми организациями в части заключения соглашения регулируются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами.
Правила не устанавливают обязательность заключения соглашений и не предусматривают возможность отказа от переоформления документов в случае отсутствия указанных соглашений. При этом нормы Правил, обязывающие сетевую организацию выдать переоформленные документы заявителю, носят императивный характер и каких-либо исключений не содержат.
Указанная позиция поддерживается постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.04.2022 по делу N А56-58196/2021, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А42-8474/2023, постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2024 N А51-13577/2023, решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.06.2024 N А14-5560/2024, решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 11.11.2022 по делу N А61-1196/2022.
Статьей 9.21 КоАП установлена административная ответственность за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
7. По вопросу отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закон об электроэнергетике и пунктом 29 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) договоры энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые гарантирующим поставщиком с потребителями (покупателями), являются публичными.
Согласно пункту 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике в случае если покупателем по договору купли-продажи выступает энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик при неисполнении или ненадлежащем исполнении такой энергосбытовой организацией обязательств по оплате имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью.
В целях реализации указанных положений Закона об электроэнергетике в пункте 53 Основных положений предусматривается возможность гарантирующего поставщика в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью.
В соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 N ВАС-1600/13 право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) выступает юридическое лицо, при существенном нарушении этим лицом договора предусмотрено пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в силу прямого указания названной статьи нарушение договора абонентом предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения в одностороннем порядке по основаниям, не предусмотренным Законом об электроэнергетике и Основными положениями, может иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства в случае ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
|
Г.Г. Магазинов |
ФАС дала разъяснения по вопросам технологического присоединения к электросетям (далее - ТП). В частности, они касаются:
- определения заявителем величины максимальной мощности в заявке на ТП;
- переоформления документов о ТП при опосредованном ТП;
- смены собственника энергопринимающего устройства в период проведения ТП;
- отсутствия технической возможности ТП;
- переоформления документов о ТП между смежными сетевыми организациями.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 19 декабря 2024 г. N ГМ/117591/24 "О направлении методических рекомендаций"
Опубликование:
-