В целях реализации положений статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации, которые вступают в силу с 01.01.2025 в соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации":
1. Утвердить согласованную с профильными структурными подразделениями ФНС России рекомендованную форму Регламента работы с жалобами, поданными в соответствии с положениями статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - рекомендованная форма Регламента), согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Обеспечить утверждение начальниками территориальных налоговых органов ФНС России Регламентов работы с жалобами, поданными в соответствии с положениями статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании рекомендованной формы Регламента.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель руководителя |
В.В. Бациев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ФНС России
от 26 декабря 2024 г. N 579@
Рекомендованная форма Регламента
работы с жалобами, поданными в соответствии с положениями статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полное наименование |
Сокращение |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
Кодекс |
Приказ ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@ "Об утверждении форм, порядков их заполнения, а также форматов и порядков представления (направления) в электронной форме документов, предусмотренных статьями 138, 139, 139.2, 140 и 140.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" |
Приказ N 693@ |
Личный кабинет налогоплательщика - физического лица |
ЛК ФЛ |
Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя |
ЛК ИП |
Подсистема Досудебное урегулирование АИС "Налог-3" |
ПП "ДСУ" |
Телекоммуникационный канал связи |
ТКС |
Налоговый орган |
Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются |
Вышестоящий налоговый орган |
ВНО |
Жалоба, рассматриваемая в упрощенном порядке |
Жалоба |
Раздел 1. Общие положения.
1.1. Согласно части 10 статьи 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.2025 вступают в силу положения статьи 140.1 Кодекса.
1.2. Статьей 140.1 Кодекса установлены условия рассмотрения Налоговым органом Жалобы:
1) указание в Жалобе налогоплательщиком на рассмотрение ее в упрощенном порядке;
2) направление Жалобы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
3) направление Жалобы в формате и в соответствии с порядком представления жалоб в электронной форме, утвержденным Приказом N 693@;
Жалоба может быть подана через раздел "Прочие ситуации - Жалоба на акты, действия (бездействие) должностных лиц" ЛК ФЛ, ЛК ИП либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием формы жалобы по КНД 1110121, утвержденной Приказом N 693@.
1.3. При несоблюдении условий, отраженных в пункте 1.2. настоящего письма, Жалоба не подлежит рассмотрению Налоговым органом и передается им для рассмотрения в ВНО в порядке и в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 139 Кодекса.
1.4. Срок рассмотрения Жалобы составляет 7 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня, следующего за днем поступления Жалобы, и не может быть продлен.
При представлении налогоплательщиком дополнительных документов по Жалобе срок ее рассмотрения не изменяется.
1.5. По истечении 7 рабочих дней, если по Жалобе в ПП "ДСУ" отсутствует зарегистрированное решение, то Жалоба направляется для рассмотрения в ВНО (в АИС "Налог-3" данный процесс осуществляется автоматически).
При этом Налоговый орган принимает меры, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 139 Кодекса.
1.6. По итогам рассмотрения Жалобы Налоговый орган принимает одно из следующих решений:
1) отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
2) отменяет решение налогового органа полностью или в части;
3) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Решение по итогам рассмотрения Жалобы подписывается начальником (руководителем) Налогового органа (его заместителем) и направляется налогоплательщику в срок, установленный статьей 140 Кодекса.
1.7. В случае, если Налоговым органом установлено, что предмет спора с налогоплательщиком (нарушенное право налогоплательщика) отсутствует на момент подачи Жалобы (нарушение устранено Налоговым органом до момента подачи Жалобы), то Налоговый орган направляет Жалобу в ВНО в порядке и в сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 139 Кодекса, для принятия решения в соответствии с главами 19, 20 Кодекса.
1.8. Жалоба не может быть оставлена Налоговым органом без удовлетворения или без рассмотрения.
Налоговый орган направляет Жалобу в ВНО в случае, если при подготовке проекта решения по Жалобе им выявлены обстоятельства, указанные в пункте 1 статьи 139.3 Кодекса, за исключением обстоятельств, свидетельствующих об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса).
С Жалобой в сопроводительном письме в ВНО направляется информация о наличии таких обстоятельств.
Жалоба и Информация направляются в ВНО тем структурным подразделением Налогового органа, на которое возложена функция по подготовке проекта решения по Жалобе.
1.9. В случае, если при подготовке проекта решения по Жалобе Налоговым органом выявлены обстоятельства, свидетельствующие об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (подпункт 5 пункта 1 статьи 139.3 Кодекса), то Налоговый орган принимает одно из решений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 3 статьи 140 Кодекса.
1.10. При направлении Жалобы в ВНО Налоговый орган в течение 3 рабочих дней, следующих за днем направления такой Жалобы, без запроса ВНО представляет мотивированное заключение, отвечающее требованиям, установленным письмами ФНС России от 26.12.2013 N СА-4-9/23437@, от 28.02.2014 N СА-4-9/3531@, с приложением документов, подтверждающих доводы Налогового органа.
Указанные Жалоба, заключение и документы направляются в ВНО тем структурным подразделением Налогового органа, на которое возложена функция по подготовке проекта решения по Жалобе.
1.11. Вышестоящий налоговый орган принимает решение по Жалобе в соответствии с главами 19, 20 Кодекса.
Срок рассмотрения Жалобы, направленной в вышестоящий налоговый орган, исчисляется заново от входящей даты ее регистрации в ВНО.
1.12. Решение по итогам рассмотрения Жалобы принимается в соответствии с положениями статьи 140 Кодекса, если ВНО не установлены основания, предусмотренные пунктом 1 статьи 139.3 Кодекса.
1.13. Решение по Жалобе направляется ВНО налогоплательщику в срок, установленный статьей 140 Кодекса.
Раздел 2. Регистрация Налоговым органом Жалоб, поданных в соответствии с положениями статьи 140.1 Кодекса.
2.1. Регистрация Жалоб осуществляется структурным подразделением Налогового органа, ответственным за регистрацию Жалоб, в ПП "ДСУ" в режиме "Налоговое администрирование\Досудебное урегулирование\Рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб)\Журнал регистрации входящих документов".
2.2. Начальник Налогового органа вправе самостоятельно определить структурное подразделение, ответственное за регистрацию Жалоб.
Раздел 3. Работа в ПП "ДСУ". Распределение Жалоб, поступивших для рассмотрения в упрощенном порядке. Рассмотрение Жалоб в упрощенном порядке.
3.1. ПП "ДСУ" используется для осуществления следующих функций:
- прием и первичная обработка входящих документов;
- регистрация входящих и исходящих документов;
- доведение документов до исполнителей;
- согласование проектов документов;
- подписание проектов документов;
- обработка и отправка исходящих документов.
3.2. Для определения структурного подразделения Налогового органа, на которое возложена функция по подготовке проекта решения по Жалобе, используется Классификатор видов деятельности территориальных налоговых органов, используемый для формирования отчета по форме 1-ГК.
Доступ к ПП "ДСУ" предоставляется сотрудникам налогового органа, относящимся к отделам с кодами видов деятельности:
Руководство |
2020 |
Общее обеспечение |
2030 |
Досудебное урегулирование споров |
2080 |
Юридическое обеспечение |
2090 |
Урегулирование задолженности |
2110 |
Урегулирование состояния расчётов с бюджетом |
2130 |
Учёт налогоплательщиков |
2155 |
Работа с налогоплательщиками и СМИ |
2160 |
Анализ и планирование контрольной работы |
2180 |
Камеральный контроль: |
2190 |
Камеральный контроль НДФЛ |
2191 |
Камеральный контроль в сфере налогообложения имущества |
2192 |
Камеральный контроль налоговых агентов |
2193 |
Камеральный контроль налога на прибыль организации |
2194 |
Камеральный контроль ресурсных налогов и сборов |
2195 |
Камеральный контроль специальных налоговых режимов |
2196 |
Камеральный контроль НДС |
2197 |
Камеральный контроль акциза |
2198 |
Камеральный контроль НДД, НДПИ, системы налогообложения при соглашении о разделе продукции, регулярным платежам за пользование недрами |
2199 |
Выездные проверки |
2200 |
Контрольно-аналитическая работа |
2290 |
Истребование документов |
2300 |
3.3. Шаблоны доступа:
Для сотрудника отдела, осуществляющего функцию по коду 2030 (общее обеспечение, далее - сотрудник общего отдела, делопроизводитель), предусмотрен шаблон "Досудебное урегулирование.Просмотр и регистрация документов".
Начальник Налогового органа самостоятельно определяет лицо, ответственное за ведение справочника соответствия предметов обжалования отделов НО, которому открывается доступ на основании шаблона "Досудебное урегулирование. Справочник соответствия отделов".
Для исполнителя по Жалобе предусмотрены шаблоны, в том числе: "Досудебное урегулирование. Согласование и утверждение документов", "4. Досудебное урегулирование. Просмотр. (УДУНС ФНС России; УФНС и МИФНС по ФО с двухуровневой системой)", "5. Досудебное урегулирование. Просмотр. (УДУНС ФНС России; УФНС; МИ по КН и МИФНС по ФО)", "Досудебное урегулирование.ТНО.Инспектор".
Для лиц, подписывающих решение по итогам рассмотрения Жалобы (начальник Налогового органа, его заместитель) предусмотрен шаблон "Досудебное урегулирование.Согласование и утверждение документов", "4. Досудебное урегулирование. Просмотр. (УДУНС ФНС России; УФНС и МИФНС по ФО с двухуровневой системой)", "5. Досудебное урегулирование. Просмотр. (УДУНС ФНС России; УФНС; МИ по КН и МИФНС по ФО)".
По распоряжению начальника Налогового органа доступ к ПП "ДСУ" может быть предоставлен иным сотрудникам Налогового органа.
На сотрудников Налогового органа, которым открыт доступ к ПП "ДСУ" на основании указанных шаблонов, возлагается функция по ежедневному мониторингу ПП "ДСУ".
Начальник Налогового органа вправе дополнительно назначить лицо, ответственное за мониторинг поступления и отправки документов в ПП "ДСУ".
Подробнее со списком доступных для подключения шаблонов доступа по работе с Жалобами в ПП "ДСУ" можно ознакомиться в Инструкциях на рабочие места (ИРМ) в Глоссарии ФНС России.
3.4. Приложением N 2 к Приказу 693@ утверждена форма жалобы (апелляционной жалобы), содержащая следующие тематики:
01 - требование налогового органа о представлении документов (информации);
02 - требование налогового органа о представлении пояснений;
03 - вызов лица на допрос в качестве свидетеля;
04 - отказ налогового органа в принятии налоговой декларации (расчета);
05 - приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей;
06 - сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета (возврата) суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента;
07 - бездействие налогового органа по зачету (возврату) денежных средств;
08 - требование налогового органа об уплате задолженности;
09 - решение налогового органа о взыскании задолженности;
10 - отказ налогового органа в предоставлении отсрочки или рассрочки;
11 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента) налоговой декларации (расчета) (уточненной налоговой декларации (расчета);
12 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) судебного акта при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента);
13 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа;
14 - иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц;
15 - нарушение срока вынесения решения по жалобе (апелляционной жалобе);
16 - решение налогового органа о принятии обеспечительных мер (пункт 10 статьи 101 Кодекса);
17 - решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 101 Кодекса);
18 - решение налогового органа о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (статья 101.4 Кодекса).
Выбор тематики осуществляется лицом, подающим Жалобу. Тематика спора не может быть изменена должностным лицом Налогового органа.
3.5. Жалобы с тематикой с 01 по 14 могут быть рассмотрены как в упрощенном, так и в обычном порядке в зависимости от волеизъявления налогоплательщика.
Жалобы с тематиками 15, 16, 17,18 не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке.
3.6. В текущей реализации программного продукта установлены следующие соответствия между тематиками и кодами видов деятельности налоговых органов:
Тематика спора |
Код вида деятельности |
01 - требование налогового органа о представлении документов (информации) |
Распределяется вручную |
02 - требование налогового органа о представлении пояснений |
Распределяется вручную |
03 - вызов лица на допрос в качестве свидетеля |
Распределяется вручную |
04 - отказ налогового органа в принятии налоговой декларации (расчета) |
Распределяется вручную |
05 - приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей |
Распределяется вручную |
06 - сообщение об отказе в исполнении заявления о распоряжении путем зачета (возврата) суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента |
2110 (по урегулированию задолженности) |
07 - бездействие налогового органа по зачету (возврату) денежных средств |
2110 (по урегулированию задолженности) |
08 - требование налогового органа об уплате задолженности |
2110 (по урегулированию задолженности) |
09 - решение налогового органа о взыскании задолженности |
2110 (по урегулированию задолженности) |
10 - отказ налогового органа в предоставлении отсрочки или рассрочки |
2110 (по урегулированию задолженности) |
11 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента) налоговой декларации (расчета) (уточненной налоговой декларации (расчета) |
2190 (по камеральному контролю) |
12 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) судебного акта при формировании совокупной обязанности налогоплательщика (налогового агента) |
2090 (по юридическому обеспечению) |
13 - сальдо единого налогового счета в связи с неучетом (неверным учетом) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа |
2110 (по урегулированию задолженности) |
14 - иные акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц |
2090 (по юридическому обеспечению, для нижестоящего налогового органа), 2080 (по досудебному урегулированию, для вышестоящего налогового органа) |
Указанные соответствия тематик и кодов видов деятельности могут быть изменены по распоряжению начальника (руководителя) налогового органа путем назначения соответствия кодов видов деятельности и тематик в справочнике соответствия ПП "ДСУ" конкретного налогового органа.
3.7. Начальник (руководитель) Налогового органа определяет сотрудника, ответственного за распределение Жалоб, поступивших для рассмотрения в упрощенном порядке по тематикам 01-05.
Отдел (структурное подразделение), осуществляющий подготовку проекта решения по Жалобе с тематиками 01- 05, определяется указанным сотрудником в день их поступления.
Если Жалоба поступила после 17.00 рабочего дня, то ее распределение осуществляется до 10.00 рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
3.8. В отношении Жалоб с тематиками 01, 02 определяется отдел (структурное подразделение), выставивший соответствующее требование.
Возможные коды видов деятельности отдела:
- 2191 (по камеральному контролю НДФЛ),
- 2192 (по камеральному контролю в сфере налогообложения имущества),
- 2193 (по камеральному контролю налоговых агентов), 2194 (по камеральному контролю налога на прибыль организации),
- 2195 (по камеральному контролю ресурсных налогов и сборов),
- 2196 (по камеральному контролю специальных налоговых режимов),
- 2197 (по камеральному контролю НДС),
- 2198 (по камеральному контролю акциза),
- 2199 (по камеральному контролю НДД, НДПИ, системы налогообложения при соглашении о разделе продукции, регулярным платежам за пользование недрами),
- 2200 (выездные проверки),
- 2290 (контрольно-аналитическая деятельность.
3.9. В отношении Жалоб с тематикой 03 определяется отдел (структурное подразделение), направивший в адрес налогоплательщика уведомление о вызове на допрос.
3.10. В отношении Жалоб с тематикой 04 определяется отдел (структурное подразделение), сформировавший соответствующий отказ в приеме декларации.
3.11. В отношении Жалоб с тематикой 05 определяется отдел (структурное подразделение), принявший соответствующее решение.
3.12. Начальник отдела (структурного подразделения), осуществляющего подготовку проекта решения по Жалобе, определяет исполнителя по Жалобе, который приступает к такой подготовке незамедлительно.
3.13. В случае, если при ознакомлении с материалами Жалобы исполнитель установит, что Жалоба не относится к компетенции соответствующего отдела (структурного подразделения), то Жалоба в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления, но не позднее 3 рабочих дней до окончания предельного срока рассмотрения Жалобы, передается в отдел (структурное подразделение), в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующего спора. Материалы Жалобы передаются по компетенции в соответствующий отдел (структурное подразделение) после согласования его в качестве ответственного исполнителя.
3.14. В случае, если при ознакомлении с материалами Жалобы исполнитель установит, что Жалоба не относится к компетенции соответствующего Налогового органа, то Жалоба в течение 1 рабочего дня с момента ее поступления, но не позднее 3 рабочих дней до окончания предельного срока рассмотрения Жалобы, передается в Налоговый орган, в компетенцию которого входит рассмотрение соответствующего спора.
3.15. При подготовке проекта решения отдел (структурное подразделение) вправе запрашивать заключение (информацию) у других отделов (структурных подразделений).
Запрошенная информация представляется отделом (структурным подразделением), которому адресован запрос на представление заключения, не позднее 2-х рабочих дней со дня получения такого запроса.
3.16. При подготовке проекта решения отдел (структурное подразделение) вправе запрашивать заключение (информацию) у других Налоговых органов.
Запрошенная информация представляется Налоговым органом, которому адресован запрос на представление заключения, не позднее 2-х рабочих дней со дня получения такого запроса.
3.17. Подписание соответствующих проектов решений по Жалобам осуществляется начальником (руководителем) или заместителем начальника (руководителя) Налогового органа, курирующим работу соответствующего отдела (структурное подразделение).
3.18. Направление налогоплательщикам решений по Жалобам осуществляется в порядке и в сроки, установленные статьей 140 Кодекса.
3.19. При необходимости осуществления в АИС "Налог-3" операций по изменению сумм налоговых начислений по результатам рассмотрения Жалобы передача соответствующих сумм в смежные подсистемы АИС "Налог-3" осуществляется по согласованию с правовым отделом либо отделом, в чьи обязанности входит администрирование соответствующей начисляющей подсистемы.
При этом изменение вышеуказанных сумм по результатам рассмотрения Жалобы производится в порядке, установленном Кодексом, через ПП "ДСУ" в исключительных случаях (при отсутствии штатного режима корректировки).
С 1 января 2025 г. действуют нормы НК РФ о рассмотрении в упрощенном порядке жалоб налогоплательщиков, направленных в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.
ФНС рекомендовала форму регламента работы с такими жалобами. Они рассматриваются в течение 7 дней.
Распоряжение Федеральной налоговой службы от 26 декабря 2024 г. N 579@ "Об утверждении рекомендованной формы Регламента работы с жалобами, поданными в соответствии с положениями статьи 140.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
-