Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев 01.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Фировского района Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 12.08.2011 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Тарасова О.А., Чельцова Н.С.) по делу N А66-4127/2011,
установил
Администрация Фировского района Тверской области, место нахождения: 172721, Тверская обл., пос. Фирово, Советская ул., д. 21, ОГРН 1026901601726 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тверской области, место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1026900526080 (далее - Учреждение), от 16.03.2011 N 6900/301/11-13963 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка площадью 3000 кв.м, образованного в результате раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 69:36:0110201:29, расположенного по адресу: Тверская обл., дер. Заречье, д. 7, и о возложении на Учреждение обязанности провести государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости.
Решением от 12.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.10.2011, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, при выделении земельного участка из ранее учтенного закон не требует обязательного уточнения описаний местоположения этого земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его слушания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 278 312 кв.м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Тверская обл., Фировский район, дер. Заречье, 27.10.2005 поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 69:36:0110201:29. Участок находится в государственной собственности. Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Администрация на основании заявления гражданина о приобретении в собственность земельного участка площадью 3000 кв.м, расположенного по названному адресу и входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 69:36:0110201:29, провела кадастровые работы по межеванию испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Администрации от 08.11.2010 N 405-1 утверждена схема расположения испрашиваемого гражданином земельного участка на кадастровом плане (карте) территории в кадастровом квартале 69:36:0110201.
Администрация обратилась в Учреждение с заявлением от 15.02.2011 N 6936/111/10-863 о постановке выделенного земельного участка на кадастровый учет.
Решением от 16.03.2011 N 6900/301/11-13963 Учреждение, сославшись на пункт 3 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), отказало в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, образованного в результате раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 69:36:0110201:29.
Полагая, что отказ Учреждения не соответствует Закону N 221-ФЗ, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о правомерности оспариваемого отказа.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости осуществляется, если иное не установлено этим Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов. Кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 Закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (часть 3 статьи 16 Закона).
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона N 221-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Как установлено судами, основанием для отказа Администрации в постановке на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка послужило то обстоятельство, что объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости, раздел или выдел доли в натуре из которого не допускается в соответствии с установленными законом требованиями.
На основании системного толкования норм действующего законодательства, в частности части 3 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, пункта 18 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу о том, что преобразование земельного участка путем его раздела или выдела из него нового участка возможно только в установленных границах исходного земельного участка.
Кассационная инстанция, учитывая ситуацию, при которой в случае постановки вновь образуемого участка на кадастровый учет, а исходный участок при этом останется без определенных границ и неучтенным в кадастре недвижимости, и принимая во внимание требования статьи 4 Закона N 221-ФЗ об обеспечении общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в государственном кадастре недвижимости сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, считает выводы судов правильными.
Из схемы расположения вновь образуемого земельного участка, приложенной к распоряжению Администрации от 08.11.2010 N 405-1, усматривается также, что данный участок находится внутри земельного участка 69:36:0110201:29. В связи с этим проверить соответствие выделения спорного участка требованиям пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации при отсутствии сведений о границах преобразуемого (исходного) участка не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о правомерности отказа Учреждения в осуществлении кадастрового учета образуемого земельного участка.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании статей 7, 38, 45 Закона N 221-ФЗ.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 12.08.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу N А66-4127/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Фировского района Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.