Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Тамбовской области
от 27.12.2024 N 796
1. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы
Современное состояние системы образования Тамбовской области является результатом реализации государственной политики в сфере образования в соответствии с Указами и Поручениями Президента Российской Федерации и нормами действующего законодательства Российской Федерации и Тамбовской области в сфере образования.
Сфера реализации мероприятий государственной программы охватывает функционирующую в Тамбовской области систему дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования и среднего профессионального образования.
В настоящее время система дошкольного образования представлена 516 государственными, частными и муниципальными образовательными организациями (в том числе 177 юридических лиц, 99 филиалов дошкольных образовательных организаций и школ, 236 школ с дошкольными группами, 4 частных детских сада). Кроме того, получили распространение вариативные формы дошкольного образования, которые включают в себя 99 центров игровой поддержки ребенка, 28 мини-центров, 4 центра раннего развития, 1 служба ранней помощи, 4 лекотеки, 576 групп кратковременного пребывания детей, 57 семейных групп, 68 консультационных центров. Общая численность воспитанников системы дошкольного образования составляет около 38,0 тыс. человек.
Обеспечена стопроцентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Очередность (актуальный спрос) в детские сады отсутствует.
В рамках национального проекта "Демография" в 2019 - 2020 годах в области обеспечен ввод 3778 мест за счет:
строительства 12 детских садов на 1760 мест; детские сады строятся на основе специально разработанных концепций, учитывающих потребность территорий, населения, действующие экономические факторы;
перепрофилирования 46 групп на 1060 мест в действующих детских садах под группы для детей до 3 лет;
развития вариативных и иных форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, мини-центры, семейные группы), создано 942 места;
развития негосударственного сектора - за счет субсидии из федерального бюджета создано 16 мест в частном детском саду. В 2021 году построены еще 2 детских сада на 370 мест.
Система общего образования представлена 412 государственными, негосударственными и муниципальными образовательными организациями (в том числе 112 юридических лиц, 295 филиалов, 3 негосударственные образовательные организации, 2 школы на базе вузов). Общая численность обучающихся - почти 98,0 тыс. человек.
Для обеспечения доступности общего образования организованы перевозки групп детей (8761 обучающегося) по 493 регулярным маршрутам, общая протяженность которых составляет 6213 километров. Для перевозок детей используются 425 школьных автобуса.
В рамках национального проекта "Образование" в 2019 - 2024 годах:
построено 6 школ на 8100 мест (средняя общеобразовательная школа N 5 "Научно-технологический центр имени И.В. Мичурина" в г. Мичуринске на 1275 мест, средняя общеобразовательная школа N 5 "Центр современных индустриальных технологий" в г. Рассказово на 900 мест, "Школа - ЭКОТЕХ" в г. Котовске на 825 мест, "Агро-инженерная школа" на 250 мест в р.п. Умет, средняя общеобразовательная школа N 2 (инженерно-технологической направленности) в г. Тамбове на 2425 мест и средняя общеобразовательная школа N 3 - Центр профнавигации и развития карьеры" в г. Тамбове на 2425 мест);
проведены капитальные ремонты 30 школ;
продолжаются капитальные ремонты в 21 образовательной организации.
Все школы построятся по индивидуальным концепциям с применением современных архитектурно-планировочных решений. В проектах школ воплощен средовой подход, каждый модуль школьных зданий образует особую образовательно-производственную площадку, лаборатории являются центрами научной или проектной деятельности. Научно-методическое сопровождение работы школ-новостроек осуществляют ведущие университеты региона.
С целью развития современной инфраструктуры системы образования за 2019 - 2024 годы:
создано 183 Центра образования "Точка роста" на базе сельских школ (более 18,3 тысяч детей, свыше 864 программ дополнительного образования);
поставлено более 6,5 тысячи единиц современного компьютерного и презентационного оборудования в 163 образовательные организации, завершено подключение всех школ к высокоскоростному Интернету;
обновлена материально-техническая база 5 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрены современные программы профессионально-трудового обучения по востребованным на рынке труда профессиям (443 обучающихся);
открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Реализация мероприятий позволила детям обучаться в шаговой доступности рядом с местом проживания, способствовала уменьшению количества детей обучающихся во вторую смену.
Сохранен высокий уровень качества образования.
Выпускники Тамбовской области конкурентоспособны, что подтверждается результатами рейтинга поступления в образовательные организации высшего образования - область вошла в десятку лидирующих субъектов с индексом поступления - 68%.
Сеть организаций дополнительного образования представлена 99 учреждениями дополнительного образования (в том числе 63 организации сферы образования, 36 - сферы культуры).
Кроме того, дополнительное образование детей организовано на базе 357 школ, 225 детских садов, 20 частных организаций. Общая численность обучающихся в системе дополнительного образования составляет почти 60,0 тыс. человек.
На текущий момент дополнительным образованием охвачено 89,02% от числа детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В рамках национального проекта "Образование" в 2019 - 2024 годах в области созданы:
2 научно-учебные лаборатории "Агрокубы" на базе общеобразовательных организаций (обучается более 500 человек);
1 стационарный технопарк "Кванториум", 1 мобильный технопарк "Кванториум", 4 школьных "Кванториума" (обучаются более 5600 человек);
3 Центра цифрового образования "IT-куб" в г. Тамбове, г. Мичуринске, г. Котовске (более 1000 обучающихся);
3490 новых мест дополнительного образования (на базе 89 образовательных организаций, обучается 7993 чел.);
современные условия для занятий физкультурой и спортом в 33 сельских школах (более 13 тыс. чел.).
Реализация мероприятий позволила обеспечить положительную динамику охвата детей области дополнительным образованием (2019 г. - 78,4%, 2024 г. - 89,02%), повысить доступность и качество образовательных услуг в сфере научно-технического творчества на основе сетевого взаимодействия.
Система среднего профессионального образования представлена 25 образовательными организациями (в том числе, 20 государственными, 5 негосударственными) с контингентом обучающихся более 19,0 тыс. человек.
В системе среднего профессионального образования выстроена новая модель управления на основе кластерного подхода. Действуют 6 образовательно-производственных кластеров - в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, IT-технологий, в социальной сфере, наиболее значимый по составу и объемам подготовки - кластер в сфере АПК.
В рамках реализации национального проекта "Образование" в 2019 - 2024 годах:
создано 18 современных мастерских по направлениям "Сельское хозяйство" "Социальная сфера", "Строительство", "Искусство, дизайн и сфера услуг". Новые мастерские активно используются в формате сетевого взаимодействия колледжами при реализации основных и дополнительных программ, школами - в рамках профориентационных мероприятий;
создан Центр опережающей профессиональной подготовки, который обеспечит централизованное взаимодействие с реальным сектором экономики по вопросам кадровой политики и опережающей подготовки;
действуют 7 специализированных центров компетенций Ворлдскиллс.
Участие в реализации национальных и федеральных проектов позволило:
войти в ТОП-10 регионов по результатам участия в проекте Агентства стратегических инициатив по внедрению Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, получить статус региона - наставника (сопровождается работа 8 территорий из 3 федеральных округов);
войти в первую двадцатку субъектов Российской Федерации, демонстрирующих наиболее высокий уровень синхронизации системы образования с кадровыми потребностями экономики, по итогам мотивирующего мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации;
открыть 10 новых востребованных профессий и специальностей под крупные инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства, промышленности, строительства;
создать учебные мастерские и лаборатории на общую сумму более 8 млн. руб. за счет средств работодателей.
Потенциал развития анализируемой сферы заключается в создании условий для предоставления возможности максимальному количеству граждан получать услуги, оказываемые системой образования региона, а также в повышении качества оказываемых региональной системой образования услуг и приведении формата их оказания в соответствие с запросами получателей.
К финансовым проблемам и ограничениям реализации государственной программы относятся риски, связанные с возможной недостаточностью необходимого финансирования мероприятий. Указанный фактор для большинства мероприятий не имеет приоритетного значения, но вместе с тем может отразиться на реализации отдельных значимых, ресурсоемких мероприятий государственной программы, в частности, связанных с осуществлением строительства объектов и проведением ремонтных работ на объектах областных государственных и муниципальных образовательных организаций.
К правовым ограничениям реализации государственной программы можно отнести проблемы, связанные с изменениями законодательства (на федеральном и региональном уровне). Регулирование осуществляется посредством нормотворческой деятельности на областном уровне.
Управленческие ограничения связаны с изменением стратегических и тактических задач в работе по управлению системой образования, перераспределением полномочий между публично-правовыми образованиями, принятием управленческих решений, влияющих на реализацию государственной программы.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных результатов и показателей государственной программы.
В целях повышения эффективности финансового и организационного обеспечения мероприятий, направленных на повышение качества жизни сельских жителей, сформирована единая государственная политика социально-экономического развития Российской Федерации, основные положения которой отражены в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
Концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 года (утверждена постановлением администрации области;
Концепция развития региональной системы дошкольного образования в Тамбовской области;
Концепция создания социального кластера "Региональная инновационная система защиты детства Тамбовской области".
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования Тамбовской области, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, станут:
обеспечение доступности дошкольного образования;
обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование), использование в этих целях общепризнанных процедур и инструментов контроля качества образования;
создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
создание нормативно-правовых и организационных условий для устройства в семью каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
обеспечение всеобщего доступа к образовательным ресурсам глобальной сети Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения;
рост эффективности использования имеющейся материально-технической базы организаций образования;
обеспечение организаций образования квалифицированными педагогическими кадрами, способными работать в условиях постоянного повышения качества своей профессиональной деятельности;
создание системы непрерывного профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
разработка и реализация комплекса мер по функционированию новых моделей учреждений (организаций) профессионального образования;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семей, работодателей и местных сообществ через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.
Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам.
Целями государственной программы являются:
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям до 63,3 процентов в 2030 году;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году;
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми.
Показателями достижения цели государственной программы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" являются:
доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием;
уровень образования.
Показателем достижения цели государственной программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям до 63,3 процентов в 2030 году" является доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям.
Показателем достижения цели государственной программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году" является доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства.
Показателями достижения цели государственной программы "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" являются:
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Достижение целей программы обеспечивается путем решения следующих задач:
развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования;
модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество учебных результатов;
развитие системы воспитания и дополнительного образования детей, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитания здорового образа жизни;
формирование условий и создание механизмов, обеспечивающих эффективное развитие системы профессионального образования;
создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования;
обеспечение доступности всех видов образования для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие институтов, обеспечивающих эффективное управление в системе образования.
Задачи Программы определены в соответствии с национальными целями.
Программой поставлены следующие задачи для достижения национальной цели "реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности":
обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка;
обеспечение возможности для педагогических работников профессионального развития на протяжении всей профессиональной деятельности;
организация комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;
создание и внедрение в общеобразовательных организациях цифровой образовательной среды;
создание и функционирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры, развития и поддержки добровольчества (волонтерства);
обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, продвижение русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации.
Программа реализуется в 2013 - 2030 годах в два этапа (в т.ч. I этап - 2013 - 2022 гг., II этап - 2023 - 2030 гг.).
В результате реализации I этапа достигнуты следующие промежуточные результаты, характеризующие развитие сферы (отрасли): получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов и видов образовательных организаций в новых социально-экономических условиях.
Предстоит продолжить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории Тамбовской области. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам государственной программы развития образования на следующий период.
На II этапе планируется создание предпосылок для более эффективного и качественного оказания услуг системой образования региона.
Цели государственной программы взаимосвязаны с национальной целью развития Российской Федерации "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотической и социально ответственной личности", а также со стратегическими приоритетами, целями и показателями Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Цели и задачи государственной программы взаимосвязаны с целями и задачами ряда государственных программ Тамбовской области, в первую очередь:
государственной программы Тамбовской области "Доступная среда" - в части формирования условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам образования для инвалидов;
государственной программы Тамбовской области "Развитие физической культуры и спорта" - в части формирования здорового образа жизни обучающихся в образовательных организациях;
государственной программы Тамбовской области "Социальная поддержка граждан" - в части снижения семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства; обеспечения отдыха и оздоровления детей;
государственной программы Тамбовской области "Развитие институтов гражданского общества" - в части создания благоприятных условий для проявления и развития инновационного потенциала, возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодых людей в интересах социально-экономического развития области.
Планируемые мероприятия, направленные на достижение задач государственной программы, и ожидаемые результаты реализации государственной программы с учетом сферы ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и имеющихся финансовых и иных ресурсов приведены в приложении N 2 к государственной программе.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Тамбовской области от 27 декабря 2024 г. N 796 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.