Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Сбербанк России" Котановой О.А. (доверенность от 28.05.2010 б/н),
рассмотрев 15.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.09.2011 (судья Шестакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу А13-5488/2011,
установил
открытое акционерное общество "Сбербанк России" (место нахождения: 162600, Вологодская область, г. Череповец, ул. Б. Доменщиков, д. 29, ОГРН 1027700132195, далее - ОАО "Сбербанк России", Банк) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 22.03.2011 N 05/27-Ю/Л о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области (далее - Управление) от 23.05.2011 N 14-09/005929@ (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 20.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2011, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты. По мнению подателя жалобы, несвоевременность получения налоговым органом сообщения об открытии счета возникла по вине Банка, так как никаких технических ошибок и сбоев в программе не происходило.
В судебном заседании представитель Банка возражал против доводов кассационной жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Череповецкое отделение N 1950 филиала ОАО "Сбербанк России" 24.03.2010 открыло бюджетный счет Отделению по Бабаевскому району Управления Федерального казначейства по Вологодской области.
Сообщение об открытии счета сформировано и отправлено Банком в электронном виде 25.03.2010. Согласно квитанции от 26.03.2010 сообщение не принято налоговым органом в связи с тем, что файл не расшифрован по причине ошибки "ключ не найден (или искажен)".
Банк 05.04.2010 повторно направил электронное сообщение об открытии счета, которое принято Инспекцией без ошибок, что подтверждается распечаткой мониторинга обмена сообщениями.
Посчитав, что филиал ОАО "Сбербанк России" нарушил установленный пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) пятидневный срок для направления сообщения об открытии счета клиента, Инспекция оформила акт от 31.08.2010 N 05/27-Ю/Л об обнаружении налогового правонарушения и вынесла решение от 22.03.2011 N 05/27-Ю/Л о привлечении Банка к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 НК РФ, в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
В порядке главы 19 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Сбербанк России" обратилось с жалобой в Управление, которое решением от 23.05.2011 N 14-09/005929@ сумму штрафа снизило до 20 000 руб. с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств.
Не согласившись с указанным решением Инспекции, Банк обратился в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
На основании пункта 1 статьи 86 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2010 году), банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня закрытия такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 13.12.2006 N САЭ-3-09/861@ утверждены формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета, а Центральным банком Российской Федерации 07.09.2007 за N 311-П - Положение о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета (далее - Положение N 311-П).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 311-П банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета клиента по установленной форме, которое снабжается кодом аутентификации банка, используемым для установления подлинности и целостности электронного сообщения и идентификации его отправителя в процессе передачи.
При каждом открытии (закрытии) или изменении реквизитов счета клиента банк формирует отдельное электронное сообщение (пункт 1.3 названного Положения).
Из пунктов 1.4 и 1.5 Положения N 311-П следует, что из электронных сообщений, сформированных в течение рабочего дня, с помощью программы архиватора ARJ32 банк формирует транспортный файл. Структура наименования и размер транспортного файла банка приведены в приложении 2 к Положению. Транспортный файл банка снабжается кодом аутентификации банка и направляется в тот же рабочий день, когда он сформирован, по каналам связи или на магнитном носителе в территориальное учреждение для последующей доставки электронных сообщений, включенных в транспортный файл банка, через Главный Центр информатизации Банка России в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных. Транспортные файлы банков, принятые в течение рабочего дня, распаковываются территориальным учреждением с помощью программы архиватора ARJ32. Из всех электронных сообщений, полученных в результате распаковывания транспортных файлов банков, территориальное учреждение формирует сводный архивный файл, который впоследствии передается территориальным учреждением в Главный Центр информатизации Банка России по каналам связи, используемым в Банке России для передачи статистической информации. Полученные от территориального учреждения сводные архивные файлы Главный Центр информатизации Банка России направляет в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных не позднее 18.00 по московскому времени рабочего дня, следующего за днем их получения от территориального учреждения.
В пунктах 3.1 и 3.2 Положения N 311-П предусмотрено направление уполномоченным налоговым органом банку квитанции, содержащей подтверждение о принятии (непринятии) электронного сообщения, сформированной в электронном виде и снабженной кодом аутентификации (КА) уполномоченного налогового органа. Квитанция о непринятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения направляется в случае невозможности расшифровки электронного сообщения, несоответствия структуры и форматов электронного сообщения требованиям, установленным в приложении 5 к Положению N 311-П, полного или частичного отсутствия в электронном сообщении сведений, наличие которых предусмотрено установленными формами.
В случае получения банком квитанции о непринятии Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы России по централизованной обработке данных электронного сообщения банк устраняет причину непринятия, вновь формирует электронное сообщение и направляет его в порядке, установленном Положением N 311-П (пункты 3.4 и 3.6 данного Положения).
Пунктом 1.6 Положения N 311-П предусмотрено, что датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 132 НК РФ несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание штрафа в размере 40 000 руб.
Из материалов дела следует, что сообщение об открытии счета сформировано и отправлено ОАО "Сбербанк России" в налоговый орган в электронном виде 25.03.2010, но не принят Инспекцией вследствие того, что файл не расшифрован по причине ошибки "ключ не найден (или искажен)".
В данном случае первоначальное сообщение было направлено Банком в установленный пунктом 1 статьи 86 НК РФ срок.
Доказательств того, что ошибка при расшифровывании файла произошла по вине сотрудников Банка, налоговым органом не приведено.
Инспекцией при привлечении ОАО "Сбербанк России" к налоговой ответственности не установлены причины указанной ошибки, а именно: на какой стадии формирования, передачи, приема электронного сообщения возникла ошибка, послужившая причиной того, что файл с информацией об открытии счета, программным обеспечением налогового органа не расшифровался, обстоятельства, связанные с наличием вины Банка в совершении правонарушения, не выяснялись, а оспариваемое решение принято в отсутствие соответствующих доказательств.
Согласно пункту 6 статьи 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, лежит на налоговых органах.
Статья 109 названного Кодекса предусматривает обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, в числе которых - отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по правильному формированию файла исполнена Банком ненадлежащим образом, что привело к несвоевременному сообщению об открытии счета.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии вины ОАО "Сбербанк России" в допущенном правонарушении.
Довод подателя жалобы о нарушении Обществом пункта 3.6 Положения N 311-П, согласно которому в случае получения извещения об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения Банком извещения об ошибках, в порядке, установленном указанным Положением, судебные инстанции правомерно не приняли во внимание, поскольку в оспариваемом решении Инспекция вменяет Банку нарушение именно срока представления сведений об открытии счета, а не срока предусмотренного вышеназванным пунктом.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требования Общества.
Кассационная коллегия считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу А13-5488/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.