Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2024 г. N 670
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегическое приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего социально-экономического положения Республики Саха (Якутия)
Экономика Республики Саха (Якутия) формирует 23 процента совокупного объема валового регионального продукта Дальнего Востока и сохраняет лидирующие позиции по объему ВРП, инвестиций и налоговым поступлениям в макрорегионе. Объем ВРП республики за 2023 год оценивается в 2 226 млрд рублей с реальным ростом на 2,7 процента к 2022 году.
Индекс промышленного производства в 2023 году составил 101,8 процента к 2022 году. Сохраняется стабильный объем добычи нефти, газа, угля, алмазов, и золота. По добыче нефти и газа Якутия занимает пятое место в стране, по добыче угля - третье место, по добыче золота - вышла на второе место в стране.
По итогам 2023 года Республика Саха (Якутия) занимает 15 место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году сложился в сумме 739,46 млрд рублей, что на 4,4 процента выше уровня 2022 года. Значительное влияние на динамику инвестиций оказали проекты по разработке нефтегазовых месторождений в Ленском районе (ООО "Газпром Инвест", АО "Сургутнефтегаз", ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча", АО "РНГ"), проекты угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе (ООО "Эльгауголь").
На Эльгинском угольном месторождении введены в эксплуатацию пять обогатительных фабрик общей мощностью 24,5 млн тонн угля в год, из них четыре - в 2023 году. В 2024 году планируется ввести еще две фабрики с производительностью 7 млн тонн/год каждая. Построены 350 км Тихоокеанской железной дороги и взлетно-посадочная полоса длиной 2,2 км с площадкой. Ввод в эксплуатацию железнодорожного пути запланирован на 2025 год.
Ключевые инвестиционные проекты, которые окажут значительное влияние на динамику экономического роста: ввод в работу двух новых обогатительных фабрик Эльгинского каменноугольного месторождения с увеличением добычи до 50 млн тонн угля и запуск Тихоокеанской железной дороги, выход на проектную мощность Сиваглинского железорудного месторождения до 1,25 млн тонн добычи железной руды в год, увеличение добычи на Сыллахском угольном разрезе до 2,5 млн тонн угля в год с дальнейшим выходом на мощность в 6,5 млн тонн.
Промышленный рост обеспечивает стабильность бюджетных поступлений. В 2023 году объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики достиг рекордного объема в 263 млрд рублей с ростом на 38 процентов к уровню 2022 года.
Республика сохраняет лидирующие позиции по демографическим показателям среди регионов Дальнего Востока и Российской Федерации. По уровню рождаемости республика входит в первую десятку субъектов Российской Федерации, а по показателю естественного прироста населения республика занимает седьмое место по России и сохраняет первое место среди регионов Дальнего Востока.
Ожидаемая продолжительность жизни в Якутии составляет 73,55 лет, что превышает средний уровень по всей Российской Федерации и на 3,7 года превосходит показатель Дальнего Востока.
Уровень бедности в Республике Саха (Якутия) в 2023 году по сравнению с 2022 годом сократился на 1,6 процентных пункта с 15,6 процента до 14 процентов.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2023 году возросли на 16,9 процента и составили 69 031 рубль в месяц, рост реальных располагаемых денежных доходов населения составил 109,7 процента к 2022 году.
В данных условиях повышается роль и значение государственное бюджетное учреждение "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Республики Саха (Якутия)" (далее - ГБУ "АПИПЭ РС (Я)"), являющегося ключевым институтом развития в сфере привлечения инвестиций и реализации инвестиционной политики.
ГБУ "АПИПЭ РС (Я)" оказывает комплексную информационно-консультационную и методологическую поддержку субъектам инвестиционной деятельности и осуществляет "пакетирование", сопровождение и продвижение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" для потенциальных инвесторов.
По итогам 2023 года в рамках государственного задания предоставлены услуги по разработке двух финансовых моделей, четырех бизнес-планов, двух актуализаций бизнес-планов, трех экспертиз, девяти заключений по инвестиционным проектам, одной оценки эффективности и одного маркетингового анализа.
На сопровождении у ГБУ "АПИПЭ РС (Я)" находятся всего 32 проекта, общий объем привлекаемых инвестиций которых составляет около 75 млрд рублей, из них два проекта, реализуемых по концессионному соглашению, и 30 инвестиционных проектов.
Деятельность ГАУ "МФЦ РС (Я)" направлена на системное обеспечение качества предоставления и доступности государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в электронной форме, в Республике Саха (Якутия) согласно требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и обеспечение надлежащего уровня достигнутых целевых показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления":
1) по итогам 2023 года в соответствии с данными информационно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных услуг на базе ГАУ "МФЦ РС (Я)", составила 99,31 процента;
2) по итогам 2023 года согласно данным электронной системы управления очередью ГАУ "МФЦ РС (Я)" среднее время ожидания в очереди при обращении гражданина в многофункциональных центрах по вопросам получения государственных (муниципальных) услуг составило 8 мин. 1 сек.
В соответствии с утвержденной схемой размещения ГАУ "МФЦ РС (Я)" в Республике Саха (Якутия) охват населения составляет не менее 90 процентов. На территории республики открыты и функционируют офисы ГАУ "МФЦ РС (Я)" в каждом муниципальном образовании.
По итогам 2023 года количество услуг, предоставляемых на базе ГАУ "МФЦ РС (Я)", составило 919 ед., количество органов власти, организаций, с которыми заключены соглашения о взаимодействии по организации их услуг, составило 121 ед.
Деятельность ГАУ "МФЦ РС (Я)" в 2023 году с учетом положений стандарта "Государство для людей" направлена на внедрение принципов клиентоцентричности в процессы предоставления госуслуг. Продолжается активная работа в качестве регионального центра оптимизации госуслуг во исполнение концепции перехода к предоставлению 24 часов в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан (Концепция 24/7).
Сегодня повышение производительности труда - это один из самых эффективных путей развития, в текущих социально-экономических условиях вопросы повышения устойчивости предприятий, изыскания внутренних резервов, снижения издержек и себестоимости приобретают особую важность.
Республика Саха (Якутия) с 2020 года досрочно вступила в реализацию национального проекта "Производительность труда", направленного на формирование единой экосистемы, позволяющей предприятиям-участникам свести производственные издержки к минимуму и значительно повысить уровень производительности труда.
За период 2020 - 2024 годов участниками национального проекта стали 28 предприятий республики, в том числе 18 реализовали совместные проекты с АНО "Региональный центр компетенций в сфере производительности труда Республики Саха (Якутия)".
В 2023 году в национальном проекте "Производительность труда" приняли участие 22 предприятия республики: АО "АК "Железные дороги Якутии", АО "Авиакомпания "Полярные авиалинии", АО "Якутский хлебокомбинат", АО "РИК Автодор", АО "АК "Якутия", ООО "Якутский гормолзавод", АО "Сахафармация", АО "Аэропорт Якутск", АО "Якутская птицефабрика", ООО "Содействие развитию предпринимательства", МУП "Аптеки Якутска", ООО "Таубер и К", АО "Якутопторг", АО Агрохолдинг "Туймаада", ООО ЛПК "АЛМАС", ООО "МИП "Сахаэнергоэффект", АО "Сахатранснефтегаз", ООО "Сахаспецтранс", ООО "Инко-Трейд", ООО "ТКД", АО "Сайсары", ООО "Айгуль".
Республика Саха (Якутия) активно развивает внешнеторговую деятельность, ориентируясь на экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и диверсификацию рынков сбыта. Внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия) на современном этапе характеризуется преобладанием экспорта над импортом во внешнеторговом обороте, что объясняется налаженными экспортно ориентированными производствами и малой численностью населения.
Основными внешнеторговыми партнерами Республики Саха (Якутия) выступают Китайская Народная Республика (45,7 процента), Объединенные Арабские Эмираты (17,7 процента), Республика Индия (11,9 процента), Республика Корея (5,6 процента).
В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес традиционно занимают топливно-минеральная продукция, нефть и продукты из перегонки (53,3 процента), драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них (44 процента).
В товарной структуре импорта основное место занимают машины, оборудование и транспортные средства, металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, другие товары.
С целью создания комфортных условий для ведения бизнеса на территории Республики Саха (Якутия) созданы две территории опережающего развития (далее - ТОР), в рамках которых применимы ряд преференций, льгот и налоговых послаблений для инвесторов.
Действующие ТОР - разные по мощности и специализации:
ТОР "Якутия" расположена на территории городского округа "город Якутск", городского округа "Жатай", п. Нижний Бестях и представляет собой промышленную площадку для создания производств несырьевого сектора для удовлетворения внутреннего спроса, поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, формирование транспортно-логистического узла, развитие грузоперевозок водным транспортом;
ТОР "Южная Якутия" расположена на территории Нерюнгринского, Олекминского районов и специализируется в горнодобывающей и транспортно-логистической отраслях, является своеобразной промышленной группой компаний (кластером) по добыче угля, где вокруг двух якорных резидентов - двух ГОКов угледобывающей компании "Колмар" созданы и действуют предприятия, обеспечивающие их деятельность.
Общее количество резидентов ТОР достигло 69 ("Якутия" - 51, "Южная Якутия" - 18). Создано более девяти тыс. рабочих мест. Общий объем заявленных инвестиций резидентов - 203,3 млрд рублей, осуществлены инвестиции в размере 113,9 млрд рублей.
ТОР "Якутия" - заключено 51 соглашение об осуществлении деятельности. Общий объем инвестиций по соглашениям - 85,5 млрд рублей, запланировано создание 2 258 рабочих мест. Резидентами ТОР "Якутия" осуществлены инвестиции в объеме 11,2 млрд рублей и создано 872 рабочих места.
ТОР "Южная Якутия" - заключено 18 соглашений об осуществлении деятельности. Общий объем инвестиций по заключенным соглашениям с резидентами - 117,8 млрд рублей, запланировано создание 9 319 рабочих мест. Резидентами ТОР "Южная Якутия" осуществлены инвестиции в объеме 102,7 млрд рублей и создано 8 633 рабочих места.
Благоприятные условия ТОР создают новые возможности для реализации проектов несырьевого сектора экономики. ТОР "Якутия" расширена на территорию реализации проекта: комплексная застройка микрорайона "Ленские высоты". Прирост заявленных инвестиций за счет нового проекта составил 53,06 млрд рублей, прирост новых рабочих мест - 49 единиц.
В целях привлечения новых резидентов на ТОР "Якутия" в 2024 году введены в эксплуатацию два объекта инфраструктуры: "Универсальные производственные здания ТОСЭР" в с. Капитоновка, общей площадью 1 638,94 кв. м, разделенные на шесть производственных помещений для размещения субъектов среднего бизнеса, и "Подготовка инвестиционной площадки "Участок Промышленная" в мкр. Кангалассы, общей площадью участка 4,27 га для размещения новых резидентов с проектами в сфере промышленного производства.
В целях насыщения внутреннего рынка товарами и услугами, поддержки предпринимательской инициативы граждан разработаны инструменты государственного стимулирования на территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 г. 2647-З N 1205-VI "О территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия)" устанавливается особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности для ускоренного социально-экономического развития поселений.
Предпринимательская деятельность на территориях развития местного производства осуществляется с установлением определенных преференций по налогам, а также мер государственной поддержки предпринимателям, получившим статус резидента, в виде возмещения части страховых вносов, части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) и по капитальным вложениям на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры в рамках реализации новых инвестиционных проектов.
С целью формирования благоприятных условий в соответствии со статьей 5.1 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" резидентам территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия) установлены налоговые льготы в части уплаты транспортного налога в течение пяти налоговых периодов, с момента получения статуса резидента, понижены налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения: на первые пять лет с момента получения статуса резидента - до трех процентов, на следующие пять лет - до 7,5 процента, понижены ставки по единому сельскохозяйственному налогу: на первые пять лет с момента получения статуса - до ноля процентов, на следующие пять лет - до трех процентов.
Для достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года, направленных на сбережение народа и непрерывное улучшение качества жизни людей, обязательным условием является совершенствование деятельности органов государственной власти и всего государственного сектора Республики Саха (Якутия).
По состоянию на 1 января 2024 года в 38 органах государственной власти Республики Саха (Якутия) утвержденная численность работников составила 2404 единицы, фактическая численность - 2308 единиц (96 процентов), в 34 муниципальных образованиях и двух городских округах Республики Саха (Якутия) утвержденная численность работников составила 4898 единиц, фактическая численность - 4691 единица (95,8 процента), что составляет 1,4 процента от численности всех занятых в экономике Республики Саха (Якутия). С 2018 года сокращение работников органов публичной власти составило 18,2 процента.
Деятельность ГАУ ДПО "Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)", как одного из ключевых институтов развития государственного управления, направлена на обеспечение стратегического лидерства региона через развитие системы публичной власти, раскрытие человеческого и командного потенциала государственных и муниципальных служащих, формирования высокой управленческой культуры в государственном секторе. За 2023 год на базе ГАУ ДПО "ВШИМ при Главе РС (Я)" прошло обучение 6226 человек, в том числе 79 человек - по программам профессиональной переподготовки, 1984 человека - по программам повышения квалификации. Наиболее востребованными являются программы обучения по управлению проектами, внедрению клиентоцентричного подхода, управлению данными, профилактике коррупционных правонарушений, развитию управленческих навыков. В рамках 42 тематических семинаров прошли обучение 1353 человека, проведено 26 стратегических сессий с общим охватом около 800 человек, на портале дистанционного обучения ГАУ ДПО "ВШИМ при Главе РС (Я)" прошли обучение 2810 человек. В 2023 году проведена оценка профессиональных, личностных и управленческих навыков и умений 1042 государственных гражданских служащих и иных граждан по заявкам органов государственной власти РС (Я), проведено тестирование 276 государственных служащих на классный чин и для прохождения аттестации. В рамках деятельности по внедрению бережливого управления в государственном секторе Республики Саха (Якутия) за 2020 - 2023 годы реализовано около 100 проектов по улучшению процессов, в которые вовлечено 30 исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), 207 подведомственных учреждений, обучено бережливым технологиям более шести тыс. человек, в том числе 755 человек на фабрике процессов.
Во исполнение Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2023 г. N 2824 "О единой системе кадровых резервов в Республике Саха (Якутия)" в 2023 году проведен республиканский кадровый конкурс "Якутия, вперед!". На участие в конкурсе было подано более 500 заявок, в финальном очном этапе проведена оценка 104 участников, из которых 25 победителей были включены в резерв управленческих кадров Республики Саха (Якутия), из числа финалистов восемь человек назначены на управленческие должности.
Санкционная политика и действия недружественных стран создают как угрозы и вызовы, так и возможности для усиления и развития собственного производства, привлечения инвестиций в местные проекты, углубления партнерских отношений бизнеса и государства, технологических решений для создания конкурентоспособной продукции и услуг. Государственная программа представляет собой комплекс системных мер, формирующих задел для модели долгосрочного экономического роста.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Реализация государственной программы осуществляется в соответствии с целями и задачами, определенными:
Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2023 г. N 812 "Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
национальными проектами "Производительность труда" и "Международная кооперация и экспорт";
Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)";
Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";
Законом Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2023 г. 2647-З N 1205-VI "О территориях развития местного производства в Республике Саха (Якутия)";
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)";
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 г. N 269 "О развитии местного производства и туризма";
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2024 г. N 410 "О государственном управлении в Республике Саха (Якутия)".
Целью государственной программы является эффективная и гибкая система управления для достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Целевыми показателями, отражающими конечный эффект реализации государственной программы, являются:
"Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году" с целевым значением 101,9 процента к 2027 году;
"Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ "МФЦ РС (Я)" не менее 90 процентов в 2027 году.
К основным приоритетам реализации программы относятся:
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики путем оказания квалифицированной помощи предприятиям-участникам национального проекта по устранению потерь производственного процесса и обучения сотрудников предприятий методам повышения производительности труда;
создания благоприятной регуляторной среды, снижения административной нагрузки и совершенствования механизмов стимулирования экспортной деятельности;
совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного сектора республики;
совершенствование деятельности органов государственной власти и всего государственного сектора Республики Саха (Якутия), в том числе реализация проектов по развитию кадрового потенциала, внедрение единой системы карьерных траекторий сотрудников государственного сектора с механизмами отбора, оценки и стимулирования на основе показателей достигнутого уровня производительности труда;
повышение качества и эффективности административно-управленческих процессов на основе совершенствования и цифровизации стратегического планирования;
обеспечение качества и доступности государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ "МФЦ РС (Я);
совершенствование системы международного и межрегионального сотрудничества и внешнеэкономических связей Республики Саха (Якутия);
обеспечение благоприятных условий привлечения инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия);
оказание мер государственной поддержки резидентам территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия) в реализации новых инвестиционных проектов;
разработка регионального стандарта питания и модернизация Региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) в целях увеличения доли местных продуктов питания в государственных и муниципальных закупках;
формирование устойчивости Республики Саха (Якутия) к климатическим изменениям;
рост производительности системы государственного сектора для обеспечения потребностей жителей республики в общественных благах.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)
В целях достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия)" планируется реализация следующих задач и направлений со способами их достижения:
1) реализация регионального проекта, направленного на поддержку повышения производительности труда на предприятиях путем оказания квалифицированной помощи предприятиям-участникам по устранению неэффективности производственного процесса и обучения сотрудников предприятий методам повышения производительности труда;
2) реализация регионального проекта, направленного на меры развития международной кооперации и экспорта в Республике Саха (Якутия) с внедрением инструментов регионального экспортного стандарта 2.0, запуском программы экспортной акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, оказанием услуг по участию экспортно ориентированных предприятий в форматах электронной торговли, проведением мероприятий по популяризации экспортной деятельности;
3) оказание мер государственной поддержки резидентам территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия) в реализации новых инвестиционных проектов, включающих субсидирование части затрат на капитальные затраты, по уплате страховых взносов, возникающих у резидентов на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам);
4) внедрение методов бережливого производства на предприятиях и в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
5) развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) путем повышения качества подготовки управленческих кадров для новой экономики, расширения гибко адаптирующихся и опережающих изменений современных требований профессиональных компетенций государственных и муниципальных служащих;
6) совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного сектора республики, в том числе обеспечение республиканских специализированных наблюдений, не предусмотренных федеральным планом статистических работ;
7) совершенствование деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" посредством оптимизации предоставления услуг, основываясь на клиентском опыте, формализации и оцифровки внутренних процессов, системной актуализации перечня предоставляемых на базе ГАУ "МФЦ РС (Я)" услуг, автоматизации процедур их предоставления, проведения обучения сотрудников и постоянного информирования населения, а также проведения мероприятий, направленных на оценку качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
8) развитие международного сотрудничества, межрегиональных связей и внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия), в том числе развитие делового и гуманитарного сотрудничества с субъектами Российской Федерации, координация внешнеэкономических связей и конгрессно-выставочной деятельности;
9) развитие инвестиционной инфраструктуры путем формирования и развития в Республике Саха (Якутия) территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, содействия реализации инвестиционных проектов, в том числе их инфраструктурная поддержка;
10) реализации климатической политики посредством совершенствования нормативно-правовой базы и организации государственного регулирования в области климата;
11) внедрение механизма контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетных контрактов) в Республике Саха (Якутия);
12) разработка регионального стандарта питания и модернизация Региональной информационной системы в сфере закупок Республики Саха (Якутия) в целях увеличения доли местных продуктов питания в государственных и муниципальных закупках;
13) реализация новых подходов для реализации и мониторинга стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия) с модернизацией подсистемы стратегического планирования ИАС "Ситуационный центр Главы РС (Я)";
14) обеспечение деятельности Министерства экономики Республики Саха (Якутия) и подведомственных организаций;
15) обеспечение деятельности Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) и подведомственных организаций;
16) подготовка кадров для гражданской и муниципальной службы Республики Саха (Якутия) через обеспечение деятельности ГАУ ДПО "Высшая школа инновационного менеджмента при Главе РС (Я)";
17) формирование и внедрение единой системы ценностей и принципов деятельности в государственном секторе Республики Саха (Якутия);
18) утверждение модели производительности участников государственного сектора на основе соотношения компонентов количественных, качественных и ресурсных затрат с динамикой уровня качества жизни якутян и достижения стратегических задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года;
19) разработка и развитие региональной информационной системы развития кадрового потенциала государственного сектора Республики Саха (Якутия);
20) внедрение единой системы карьерных траекторий сотрудников государственного сектора с механизмами отбора, оценки и стимулирования на основе показателей достигнутого уровня производительности труда;
21) организация на базе кафедры государственного и муниципального управления ГАУ ДПО "Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)" Школы культуры управления и определение ее оператором развития кадров для государственного сектора;
22) создание единого открытого пространства развития компетенций исполнительных органов государственной власти для обеспечения оперативного и эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти, бизнес-сообществом и их применения на практике в интересах личности, общества и государства на базе ГАУ ДПО "Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)".
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - устойчивая и динамичная экономика, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Реализация государственной программы направлена на достижение следующих целевых показателей и задач национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика":
увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата;
создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них;
утверждение и реализация программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях.
Достижению указанных задач будет способствовать реализация следующих направлений программы:
а) реализация регионального проекта, направленного на поддержку повышения производительности труда на предприятиях;
б) реализация регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта в Республике Саха (Якутия)";
в) внедрение методов бережливого производства на предприятиях и в исполнительных органах государственной власти Республики Саха (Якутия);
г) развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия);
д) разработка программ адаптации к изменениям климата на региональном уровне и их реализация;
е) международное сотрудничество, межрегиональные связи и внешнеэкономическая деятельность Республики Саха (Якутия);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
з) развитие инвестиционной инфраструктуры;
и) оказание мер государственной поддержки резидентам территорий развития местного производства в Республике Саха (Якутия) в реализации новых инвестиционных проектов.
Также реализация государственной программы направлена на достижение следующих целевых показателей и задач национальной цели "Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы":
формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита;
формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы;
обеспечение к 2030 году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50 процентов.
Достижению указанных задач будет способствовать реализация следующих направлений программы
а) совершенствование информационно-аналитического обеспечения;
б) формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы;
в) обеспечение к 2030 году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50 процентов;
г) совершенствование деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)".
1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", с указанием наименования каждой налоговой льготы, вида налога, по которому предоставлена налоговая льгота, цели (целей) введения и периоде действия налоговой льготы, фактических и оценочных объемов выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на весь период действия налоговой льготы, целевом показателе (индикаторе) налогового расхода, оказывающем влияние на решение задач и достижение целей государственной программы
С целью формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций установлены следующие налоговые льготы:
1. В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), в отношении прибыли, получаемой от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на ТОР, в следующих размерах:
1) в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, - в размере 0 процентов;
2) в течение следующих пяти налоговых периодов - в размере 10 процентов.
2. В соответствии с пунктом 17 части 5 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" по налогу на имущество организаций для резидентов ТОР:
1) на 100 процентов исчисленной суммы налога в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором такой налогоплательщик был включен в реестр резидентов ТОР;
2) на 50 процентов исчисленной суммы налога в течение следующих пяти налоговых периодов.
3. В соответствии с пунктом 20 части 5 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" управляющие компании, определенные Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и их дочерние хозяйственные общества, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций до 31 декабря 2030 года.
4. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" для организаций, признаваемых в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25.9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и соответствующими законами Республики Саха (Якутия) участниками региональных инвестиционных проектов, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), устанавливается в следующих размерах:
1) в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, - в размере 10 процентов;
2) в течение следующих пяти налоговых периодов - в размере 13,5 процента.
5. В соответствии с частью 3.1 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" для организаций, признаваемых в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 25.9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, участниками региональных инвестиционных проектов, для которых в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 25.9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части сумм налога, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), устанавливается в следующих размерах:
1) в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с пунктом 2 статьи 284.3-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации начинается применение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 1.5-1 статьи 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, - в размере 10 процентов;
2) в течение следующих пяти налоговых периодов - в размере 13,5 процента.
Объем фактических и оценочных объемов выпадающих доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за период реализации государственной программы составит 42 245,7 тыс. рублей.
В рамках государственной программы предусмотрены следующие налоговые расходы:
тыс. рублей
Наименование налоговой льготы |
Вид налога |
Период действия льготы |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
Пониженная налоговая ставка (до 31.12.2020: 0% - с 1 по 5 г.г.; 10% - с 6 по 10 г.г., с 01.01.2021: 10% - с 1 по 5 г.г.; 13,5% - с 6 по 10 г.г.) для организаций, признаваемых участниками региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр участников региональных инвестиционных проектов |
Налог на прибыль организаций |
С 01.01.2014 до 01.01.2031 |
4 143,4 |
6 319,1 |
6 332,3 |
6 939,1 |
Пониженная налоговая ставка (до 31.12.2020: 0% - с 1 по 5 г.г.; 10% - с 6 по 10 г.г., с 01.01.2021: 10% - с 1 по 5 г.г.; 13,5% - с 6 по 10 г.г.) для организаций, признаваемых участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов |
Налог на прибыль организаций |
С 01.01.2017 до 01.01.2031 |
135,2 |
185,3 |
136,3 |
115,7 |
Пониженная налоговая ставка (0% - с 1 по 5 г.г.; 10% - с 6 по 10 г.г.) для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития, - в отношении прибыли, получаемой от деятельности при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего развития |
Налог на прибыль организаций |
С 01.01.2016 (срок окончания не установлен) |
2 415,5 |
1 551,6 |
2 586,5 |
204,9 |
Пониженная налоговая ставка (0%) для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития, - в отношении имущества расположенного на территории опережающего развития |
Налог на имущество организаций |
С 01.01.2016 до снятия статуса резидента ТОСЭР |
813,9 |
807,7 |
741,0 |
124,0 |
Пониженная налоговая ставка (0%) для управляющих компаний, определенных Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территориями опережающего развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и их дочерних хозяйственных обществ |
Налог на имущество организаций |
С 01.01.2025 до 31.12.2029 |
4,9 |
4,6 |
4,2 |
3,9 |
Раздел 2. Информация о направлениях и параметрах реализации стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия)
В рамках программы будут реализованы ведомственные проекты, направленные на решение следующих задач стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия):
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2024 г. N 269 "О развитии местного производства и туризма":
создание не менее 15 территорий развития местного производства для насыщения внутреннего рынка местными товарами и услугами;
заключение не менее пяти контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты);
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)":
углеродное регулирование и адаптация отраслей экономики к изменениям климата;
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2024 г. N 410 "О государственном управлении в Республике Саха (Якутия):
формирование единой системы ценностей и принципов деятельности для внедрения в секторе Республики Саха (Якутия);
организация на базе кафедры государственной и муниципальной службы ГАУ ДПО "ВШИМ при Главе РС (Я)" Школы культуры управления и определения ее оператором развития кадров для государственного сектора;
определение единым фронт-офисом государственного сектора при взаимодействии с населением ГАУ РС (Я) "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия)" и определение единым фронт-офисом государственного сектора при взаимодействии с бизнесом ГАУ РС (Я) "Центр "Мой бизнес".
Раздел 3. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы прогноз общей потребности в кадровом обеспечении представлен в таблице 1.
Таблица 1
Прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия
(человек)
N |
|
Всего на 2025 - 2029 |
в том числе: |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|||
1 |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении госпрограммы, всего |
2955 |
591 |
591 |
591 |
591 |
591 |
1.1. |
в том числе, замещающая кадровая потребность |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2 |
Восполнение потребности в кадрах - всего: |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2.1. |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
6 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
2.2. |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы РС (Я): |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3=1.1-2 |
Дополнительная потребность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Источники восполнения дополнительной потребности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2024 г. N 670 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.