Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2024 г. N 672
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегические приоритеты государственной программы
1.1. Оценка текущего состояния сферы здравоохранения Республики Саха (Якутия)
Главной и конечной целью развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) является сбережение и приумножение здоровья жителей Республики Саха (Якутия). Особое внимание уделяется вопросам здоровьесбережения ее жителей, последовательной приверженности проведению политики укрепления здоровья граждан и развития системы здравоохранения.
Вместе с тем, качественные изменения состояния здоровья населения в прогнозируемом периоде требуют новых подходов к существующим проблемам, межведомственной координации, решение которых необходимо для сохранения и усиления позитивных тенденций улучшения состояния здоровья населения республики и достижения цели национального развития страны - обеспечения повышения ожидаемой продолжительности жизни населения к 2030 году. Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия)" определены основные приоритетные направления развития здравоохранения до 2030 года: формирование ответственного отношения к своему здоровью как к норме жизни; укрепление системы здравоохранения; развитие генетики; обеспечение сферы здравоохранения квалифицированными кадрами достаточной численности; развитие науки в сфере здравоохранения; развитие цифрового здравоохранения.
Одним из важнейших результатов стало увеличение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" на 3,57 года, показатель в 2023 году составил 73,55 года. Достигнуто и перевыполнено целевое значение (73,02 года). В 2023 году ожидаемая продолжительность в республике стала самой высокой среди регионов ДФО - на 3,74 года больше, чем в среднем по округу и выше общероссийского показателя на 0,14 года.
По итогам 2023 года отмечается положительная динамика важнейших медико-демографических показателей, опережая запланированные темпы. Коэффициент смертности снизился на шесть процентов (в 2023 г. - 7,8 на 1 тыс. населения, 2022 г. - 8,3 на 1 тыс. населения). В 2023 году младенческая смертность снизилась до 3,2 на 1000 родившихся живыми, что является новым историческим минимумом (2022 г. - 4,0 на 1000 родившихся живыми).
Как и в целом по Российской Федерации, болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, внешние причины смерти по-прежнему остаются главными причинами смертности населения республики и закономерно имеют наибольший потенциальный вклад в значение показателя ожидаемой продолжительности жизни.
Важнейшим инструментом увеличения ожидаемой продолжительности жизни являются государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)" (далее - программа) и включенные в ее состав региональные проекты, входящие в состав федеральных проектов новых национальных проектов "Продолжительная и активная жизнь" и "Семья", а также ведомственные проекты по реализации стратегического Указа Главы республики от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия)".
В рамках региональной составляющей федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в республике продолжена работа по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и осложнений у пациентов, состоящих под диспансерным наблюдением. В 2023 году льготным лекарственным обеспечением охвачено свыше шести тысяч пациентов с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений - это на 58 процентов выше, чем в 2022 году, перечень лекарственных препаратов для таких пациентов расширен до 31 наименования.
С 2019 года существенно укреплена инфраструктура кардиологической службы: функционируют два региональных сосудистых центра и восемь первичных сосудистых отделений, обеспечивающих оказание медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом, острыми нарушениями мозгового кровообращения. Более 150 единиц современного медицинского оборудования в региональных сосудистых центрах и первичных сосудистых отделениях введено в эксплуатацию.
Весомый вклад в реализацию проекта вносит введенный в 2022 году при поддержке Правительства Российской Федерации один из крупнейших кардиососудистых центров Дальнего Востока - Кардиососудистый центр при государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный центр медицины им. М.Е. Николаева". Центр оказывает высокотехнологичную помощь пациентам с использованием передовых научных достижений и современных медицинских
технологий.
Благодаря региональной составляющей федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" национального проекта "Здравоохранение" в 2024 году введен современный онкоклинический центр государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер". Республиканский онкологический диспансер является ведущим медицинским центром республики, где предоставляются специализированные услуги в области онкологии, включая высокотехнологичное лечение. Онкологический диспансер оснащается современным медицинским оборудованием для оказания помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.
В целях повышения уровня ранней выявляемости онкологических заболеваний и доступности медицинской помощи по профилю "Онкология" с 2019 года открыто 18 центров амбулаторной онкологической помощи. Работа по совершенствованию в районах центров амбулаторной онкологической помощи будет продолжена.
В 2023 году по сравнению с 2019 годом доля злокачественных новообразований, выявленных на I - II стадиях, увеличилась на восемь процентов (49,8 процента и 46,1 процента соответственно). Отмечается снижение одногодичной летальности пациентов со злокачественными новообразованиями на 17,6 процента (2023 г. - 25,3 процента; 2019 г. - 30,7 процента).
Особое внимание уделяется профилактике и предупреждению в том числе неинфекционных заболеваний, продолжены мероприятия по информированию населения о возможности прохождения профилактических осмотров.
Первичная медико-санитарная помощь вносит весомый вклад в достижение национальной цели. Первичное звено здравоохранения - основа системы оказания медицинской помощи, первая линия контакта пациента с системой здравоохранения. Благодаря реализации региональных составляющих федеральных проектов в первичном звене формируется сеть медицинских организаций первичного звена республики, позволяющая обеспечить доступность населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.
В созданных 22 фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях с 2020 по 2023 годы выполнено более 79 тыс. посещений.
В сельских населенных пунктах республики 17 передвижными медицинскими комплексами, поставленными в 2019 - 2023 годах, осуществлено в 2023 году более 700 выездов, осмотрено 57 тыс. человек.
Кроме того, в 2023 году отремонтировано 55 объектов, приобретено 18 единиц медицинского оборудования и 203 единицы автомобильного транспорта.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи, оказываемой в экстренной форме, выполняются вылеты санитарной авиации, организована санитарно-авиационная эвакуация населения.
В 2023 году выполнено 1 445 вылетов санитарной авиации, в том числе за счет средств из республиканского бюджета - 1 071, за счет средств по федеральному соглашению - 374. Также организована санитарно-авиационная эвакуация 3 131 человека, из них за счет средств из республиканского бюджета - 2 424 человека, за счет средств федерального соглашения - 707 человек.
В мероприятиях по созданию и тиражированию "новой модели организации оказания медицинской помощи", основанной на управленческой концепции бережливого производства, приняли участие 80 поликлинических отделений (86,4 процента от общего количества поликлинических отделений республики, план перевыполнен на 56,8 процента).
При строительстве и реконструкции объектов заложен максимально возможный функционал. Так, кроме подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предусмотрено оснащение медицинским оборудованием с цифровыми каналами передачи данных для формирования концепции "цифрового фельдшерско-акушерского пункта", что значительно расширяет его возможности. Кроме функций диагностики, в том числе телемедицинской, и назначения лечения, в 367 таких фельдшерско-акушерских пунктах (100 процентов) обеспечена возможность отпуска медицинской продукции, что делает их по-настоящему удобными и функциональными.
С сентября 2022 года осуществляется мониторинг показателя "Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью", который по итогам 2023 года достиг 48,7 процента. За 10 месяцев 2024 года составил 61,4 процента.
По итогам 2023 года в 30 муниципальных районах и пяти организациях утверждены муниципальные и корпоративные программы по формированию приверженности к здоровому образу жизни соответственно.
Обращаемость по вопросам здорового образа жизни увеличилась в 2,4 раза (более 4 843 человек). Число лиц, которым рекомендованы индивидуальные планы по здоровому образу жизни, в 2023 году по сравнению с 2022 годом повысилось на 7,9 процента.
Разработан и утвержден комплексный межведомственный план по сокращению употребления алкоголя и никотинсодержащей продукции среди населения республики на период 2025 - 2029 годы. В рамках стратегического Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия)" в 2024 году утвержден и начата реализация межведомственного проекта "Проздоровье (Чэгиэн эйгэ)", направленного на повышение доли лиц, ведущих здоровый образ жизни.
Ежегодно реализуются информационно-коммуникационные кампании по мотивации населения республики к ведению здорового образа жизни.
За время реализации региональной составляющей федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" 95 процентов детских поликлинических отделений дооснащены медицинскими изделиями.
В 2023 году удалось охватить профилактическими осмотрами 99 процентов несовершеннолетних (158 тысяч детей). Результат - достижение наименьших значений детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет за последние годы (36,1 на 100 тыс. населения соответствующего возраста).
С 1 января 2023 года на территории республики проводится расширенный неонатальный скрининг более чем на 40 врожденных и наследственных заболеваний. В настоящее время обследуется 99 процентов новорожденных.
В Российской Федерации в 2021 году создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Фонд).
В перечень заболеваний Фонда включено 89 тяжелых и редких заболеваний. В перечни для закупок, утвержденные попечительским советом Фонда, включено 58 наименований дорогостоящих лекарственных препаратов и девять видов медицинских изделий, а также 39 лекарственных препаратов по программе "14 ВЗН". Кроме того, за счет средств Фонда оплачено девять видов медицинской помощи с использованием уникальных методов лечения, в том числе с 2023 года начали проводить сложные операции по исправлению сколиоза и операции по профилю "Кардиохирургия". В перечень для закупок принято первое техническое средство реабилитации, не включенное в другие государственные программы, - динамические параподиумы.
Важным приоритетным направлением для устойчивого функционирования отрасли является обеспечение медицинскими кадрами. В республике продолжена реализация региональной составляющей федерального проекта "Медицинские кадры России".
Показатель укомплектованности штатных должностей медицинских работников в 2023 году составил по врачам 90,7 процента (в 2022 г. - 94,2 процента), по средним медицинским работникам - 94,7 процента (в 2022 г. - 96,2 процента).
В образовательных организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации квоты приема на целевое обучение по программам специалитета составили в 2022 году более 271 мест, в 2023 году - более 239 мест, по программам ординатуры в 2022 году - более 150 мест, в 2023 году - более 155 мест, прирост по сравнению с 2022 годом составил 3,3 процента.
Общий объем подготовки за счет средств федерального бюджета по программам дополнительного профессионального образования по сравнению с 2019 годом увеличился на 38,1 процента.
Важным направлением в развитии кадрового потенциала остается применение широкого спектра мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе имеющих материальный характер. Отдельное место занимает реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".
Численность медицинских специалистов в 2023 году по отношению к 2019 году увеличилась по врачам-кардиологам, онкологам, эндокринологам, эпидемиологам и ряду других узких специалистов. Так, общая численность врачей по сравнению с 2019 годом увеличилась на 296 человек (на 5,6 процента): врачи-кардиологи на 22,9 процента, врачи-онкологи на 32,8 процента, стоматологи и эпидемиологи на более 5-10 процентов. В целях поддержания доходов медицинских работников, в первую очередь первичного звена здравоохранения, Правительством Российской Федерации с 1 января 2023 года установлены специальные социальные выплаты.
По результатам реализации комплекса мер по повышению укомплектованности системы здравоохранения медицинскими кадрами за 2019 - 2023 годы общие объемы контрольных цифр приема по медицинским и фармацевтическим программам высшего образования - программам специалитета увеличились на 44 процента, по программам ординатуры - на 434,5 процента.
Число специалистов, вовлеченных в систему непрерывного образования медицинских работников, в 2023 году составило 19,3 тыс. человек, что выше плана на 1,8 тыс. человек.
Приоритетным направлением является развитие телемедицинских технологий в республике. За последние годы количество проведенных консультаций с применением телемедицинских технологий увеличилось в четыре раза, количество проведенных консилиумов врачей возросло в шесть раз, что свидетельствует об их высокой востребованности и эффективности.
В рамках федерального проекта "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация" в 2023 году введены в эксплуатацию 83 единицы медицинских изделий, медицинская помощь по профилю "Медицинская реабилитация" в стационарных условиях оказана 2 331 пациенту.
В республике высокотехнологичная медицинская помощь представлена по 13 профилям (65 процентов) из видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС и 18 профилям (90 процентов), включенной в базовую программу ОМС.
В 2023 году высокотехнологичная медицинская помощь оказана 6 329 пациентам, при этом 62 процента пациентов получили ее в республиканских медицинских организациях.
В части развития службы крови количество доноров крови и (или) ее компонентов составило 9 902 человека, заготовки цельной донорской крови увеличены почти на 1,3 процента.
Продолжается работа по обновлению парка автомобилей скорой медицинской помощи. За шесть лет поставлено более 92 машин класса А, B, С, из них в 2023 году - 20 машин, что позволило обеспечить 20-минутный доезд в 93 процентах случаев, что на пять процента выше, чем в 2022 году.
Проводятся мероприятия, направленные на повышение качества жизни пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, доступности медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами, содержащими наркотические средства и психотропные вещества, медицинскими изделиями, в том числе предоставляемыми для использования на дому, а также на обеспечение автомобилями и автомашинами.
В 2023 году функционировали три отделения паллиативной медицинской помощи (в 2022 г. - два). Организована работа двух отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи, из них для детей - одно. Паллиативную медицинскую помощь получил 5 871 пациент, в том числе 224 ребенка (в 2022 г. - 4 815 пациентов, в том числе 213 детей).
В условиях санкционного давления продолжена работа по совершенствованию и повышению доступности лекарственного обеспечения граждан. Финансирование на льготное лекарственное обеспечение в 2023 году увеличено на 1,8 млрд рублей - 3,8 млрд рублей (2019 г. - 2,017 млрд рублей), своевременно выполнены все обязательства по льготному лекарственному обеспечению граждан в полном объеме.
С 2012 года в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента" ведется региональный сегмент Федерального регистра по учету больных редкими (орфанными) заболеваниями (далее - Федеральный регистр). Всего в 2023 году в республике обеспечено 192 пациента с орфанными заболеваниями, зарегистрированных в региональном сегменте Федерального регистра.
В связи с сохраняющейся угрозой распространения инфекционных заболеваний большое внимание уделяется мерам их профилактики и лечения.
В целях подготовки к эпидемическому сезону гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в 2023 - 2024 годах реализованы мероприятия по профилактике заболеваний и подготовке к оказанию необходимой медицинской помощи. Одним из ключевых мероприятий является вакцинация. В 2023 году от гриппа привито более 470 тысяч человек, в том числе более 150 тысяч детей, что составило 48 процентов общей численности населения и позволило предупредить развитие осложнений, в том числе среди групп риска.
Что касается социально значимых заболеваний, то в 2023 году продолжился рост охвата профилактическими медицинскими осмотрами в целях выявления туберкулеза, он составил 85 процентов. Смертность от туберкулеза в 2023 году составила 2,9 на 100 тыс. населения (в 2022 г. - 2,8 на 100 тыс. населения).
В борьбе с распространением ВИЧ-инфекции удалось сохранить тренд на снижение показателя числа новых случаев на 18,2 процента с учетом увеличения на 1,2 процента обследованных на ВИЧ-инфекцию.
Для борьбы с хроническим вирусным гепатитом C в 2023 году Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден план мероприятий до 2030 года, направленный на улучшение системы профилактики, выявления и лечения данного заболевания. В соответствии с указанным планом продолжаются работа по скринингу населения, противовирусная терапия больных за счет средств обязательного медицинского страхования и иных источников финансирования.
В рамках программы обеспечивается лечение детей с хроническим гепатитом C лекарственными препаратами за счет средств Фонда "Круг Добра". В 2023 году противовирусное лечение проведено одному ребенку с хроническим гепатитом С.
Важную роль в улучшении качества оказываемой медицинской помощи играет цифровизация в здравоохранении. Однако цифровизация - только первый шаг на пути к цифровой трансформации здравоохранения.
В 2023 году около 270 тысяч граждан воспользовались сервисами в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Самыми востребованными сервисами остаются запись к врачу (332 тыс. граждан за 2023 год) и доступ к медицинским документам (264 тыс. граждан, по которым зарегистрированы медицинские документы в единой государственной информационной системе здравоохранения).
Активное развитие получают клинические сервисы на основе вертикально интегрированных медицинских информационных систем по профилям "Онкология", "Сердечно-сосудистые заболевания", "Акушерство и гинекология" и "Неонатология", в структуре вертикально-интегрированных информационных систем "Профилактическая медицина" выделен компонент "Профилактика инфекционных болезней".
В многопрофильных медицинских организациях создаются кабинеты медико-психологического консультирования и помощи.
Важным инструментом повышения доступности медицинской помощи и финансовой устойчивости системы здравоохранения в 2023 году стала система обязательного медицинского страхования, за счет ее средств финансовое обеспечение территориальных программ государственных гарантий увеличилось на 16,5 процента по сравнению с 2022 годом и составило 52 719,1 млн рублей. На 17 процентов вырос установленный программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи подушевой норматив финансирования базовой программы обязательного медицинского страхования на застрахованное лицо и составил 55 356,93 рубля.
Приоритетное значение с учетом новых экономических вызовов имеет государственный контроль в сфере здравоохранения.
В 2023 году в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности проведено 245 проверок, из них плановых - четыре, внеплановых - 241. Проведены профилактические мероприятия, в том числе выдано 66 предписаний об устранении выявленных нарушений требований в части обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере охраны здоровья граждан Республики Саха (Якутия)
Приоритеты государственной политики в сфере реализации программы соответствуют указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 6 июня 2019 г. N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 3468-р, единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, а также Закону Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года", Указу Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ) одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года определено сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи. Указом установлен целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели, - увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году и до 81 года к 2036 году, в том числе опережающий рост показателей ожидаемой продолжительности здоровой жизни.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации целями государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала являются устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан.
Стратегией-2032 определена стратегическая цель: "Республика Саха (Якутия) - лидер международного уровня по конкурентоспособности человеческого капитала". В республике будет обеспечиваться высокий уровень жизни человека, в том числе выстроена эффективная пациентоориентированная система здравоохранения.
Исходя из указанных приоритетов сформулированы следующие основные цели программы:
цель 1 - повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78,43 лет к 2028 году;
цель 2 - снижение смертности населения от всех причин до 7,1 случая на 1000 населения к 2028 году;
цель 3 - повышение удовлетворенности населения медицинской помощью до 75 процентов к 2028 году.
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) участвует в реализации Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия)". Данным Указом определена стратегическая цель - сбережение и приумножение жителей Республики Саха (Якутия) путем осуществления прорывного развития здравоохранения, устойчивого естественного роста численности населения и укрепления здоровья граждан, с повышением ожидаемой продолжительности жизни до 78,73 к 2028 году.
Ключевой процессной характеристикой Стратегии является сбалансированное здоровьесбережение. Здоровьесбережение затрагивает широкий круг видов деятельности, которые оказывают влияние на состояние здоровья населения и при этом могут выступать объектами регулирования в сфере здравоохранения. Сбалансированность направлена на изменения в структуре и содержании видов деятельности, осуществляемых в здравоохранении, как постоянное эволюционное развитие.
В соответствии с основными направлениями Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103 "Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" региональная политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение доступности медицинской помощи путем укрепления первичной медико-санитарной помощи и дальнейшего развития новых форм оказания медицинской помощи, а также расширения профилактики и раннего выявления заболеваний. Таким образом, будет выстроена новая модель оказания медицинской помощи в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
К основным приоритетам реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия)" относятся:
обеспечение доступности и качества медицинской помощи, эффективности предоставления медицинских услуг, включая профилактические мероприятия, и формирование здорового образа жизни;
повышение эффективности системы организации медицинской помощи;
совершенствование лекарственного обеспечения граждан;
развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; развитие медицинской реабилитации, санаторно-курортного лечения и паллиативной медицины;
развитие кадровых ресурсов, повышение престижа медицинских специальностей в целях обеспечения сферы здравоохранения высококвалифицированными кадрами с внедрением системы непрерывного медицинского образования;
экспертиза и контрольные функции в сфере охраны здоровья;
цифровая трансформация здравоохранения и управление развитием отрасли;
выравнивание финансовой обеспеченности территориальной программы обязательного медицинского страхования республики;
совершенствование системы территориального планирования Республики Саха (Якутия).
В состав показателей программы также включены все показатели паспорта портфеля по реализации стратегических направлений укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176, относящиеся к программе и ее структурным элементам.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)
Для достижения позитивных демографических трендов планируется реализация комплекса мер по снижению смертности населения, росту ожидаемой продолжительности жизни.
В рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" планируется:
развитие региональной медицинской инфраструктуры, в том числе в малонаселенных пунктах, развитие сети медицинских организаций первичного звена в малонаселенных пунктах, приобретение передвижных медицинских комплексов, организация санитарно-авиационной эвакуации в труднодоступных населенных пунктах;
совершенствование системы оказания медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом, инфекционными заболеваниями, включая ВИЧ-инфекцию и гепатит C, а также детям;
ликвидация дефицита медицинских работников;
реализация мероприятий, направленных на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни;
повышение качества и доступности медицинской помощи для лиц старше трудоспособного возраста;
реализация стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения;
продолжение внедрения пациент-ориентированных подходов в организации и оказании медицинской помощи;
медицинская помощь ветеранам боевых действий, принимавшим участие (содействовавшим выполнению задач) в специальной военной операции.
Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, установленных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивается путем решения следующих задач:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактика заболеваний;
повышение качества и доступности медицинской помощи, включая вакцинацию и лекарственное обеспечение;
обеспечение устойчивости региональной системы здравоохранения, ее адаптации к новым вызовам и угрозам, в том числе связанным с распространением инфекционных заболеваний, создание резервов лекарственных препаратов и медицинских изделий;
повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом, а также к регулярному прохождению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 9 октября 2019 г. N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" будет продолжена реализация региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года реализуются проекты (инициативы) социально-экономического развития Российской Федерации по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения населения.
Во исполнение реализации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 254, реализуются приоритетные направления по решению основных задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи, совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
дальнейшее развитие высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации Стратегии лекарственного обеспечения населения на период до 2025 года будет продолжена реализация мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения.
Реализация указанных задач будет осуществляться путем выполнения мероприятий региональных проектов национальных проектов "Продолжительная и активная жизнь", "Семья" и "Эффективная и конкурентная экономика" и региональных проектов, не включенных в национальные проекты, а также ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий программы.
Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий программы к 2028 году в республике будут снижение младенческой смертности до 3,2 случая на 1 000 человек, родившихся живыми, снижение смертности от новообразований, в том числе злокачественных, - до 123,7 случая на 100 тыс. человек населения, от болезней системы кровообращения - до 321,6 случая на 100 тыс. человек населения, что в совокупности позволит достичь снижения к 2028 году смертности населения от всех причин до 7,1 случая на 1 000 человек населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни до 78,43 года к 2028 году.
Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью будет достигнуто путем реализации мероприятий, направленных, в частности, на увеличение доли лиц с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением и получивших в текущем году медицинские услуги в рамках диспансерного наблюдения, в общем числе пациентов с болезнями системы кровообращения, состоящих под диспансерным наблюдением, доли лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и (или) лечение в текущем году, в общем числе состоящих под диспансерным наблюдением, и других.
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, комфортная и безопасная среда для жизни, цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Указанные цели декомпозированы в программе на мероприятия и показатели, характеризующие их достижение.
Достижению этих целей будет способствовать решение задач по увеличению ожидаемой продолжительности жизни, снижению смертности населения, росту экспорта медицинских услуг, а также по цифровизации отрасли здравоохранения.
Мероприятия для решения задач программы будут реализовываться в рамках направлений по:
совершенствованию оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
развитию медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
развитию кадровых ресурсов в здравоохранении;
информационным технологиям и управлению развитием отрасли.
В частности, в структуру программы включены мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной, специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, лекарственного обеспечения граждан, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, развитию информационных технологий в здравоохранении и другие.
Решение указанных задач будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации к 2030 году.
1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия), обусловленных налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"
Согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2021 г. N 482-р "Об утверждении перечня налоговых расходов Республики Саха (Якутия)" в рамках программы не предусмотрены налоговые расходы Республики Саха (Якутия), обусловленные налоговыми льготами, установленными Законом Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)".
Раздел 2. Информация о направлениях и параметрах реализации стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия)
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2023 г. N 176 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения Республики Саха (Якутия)" определены основные цели развития отрасли здравоохранения до 2029 года по увеличению продолжительности жизни, снижению смертности и уровня инвалидизации населения, профилактике заболеваний. Достижению этих целей будет способствовать решение задач развития системы здравоохранения, предусматривающие в том числе:
реализацию комплекса мер, направленных на создание условий и формирование мотивации к здоровому образу жизни у населения республики;
совершенствование оказания медицинской помощи, включая укрепление первичной медико-санитарной помощи, развитие новых форм оказания медицинской помощи, обеспечение профилактики и ранней диагностики заболеваний, особенно в труднодоступных территориях, развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, внедрение современных технологий и подходов к управлению здравоохранением;
развитие генетики через развитие национального биобанка, внедрение современных методов диагностики наследственных заболеваний, обеспечение массового скрининга новорожденных и генетического репродуктивного скрининга, а также сохранение генофонда населения Республики Саха (Якутия);
реализацию мер по обеспечению сферы здравоохранения квалифицированными кадрами через повышение эффективности управления, развитие непрерывного образования, привлечение и закрепление высококвалифицированных специалистов;
развитие науки в сфере здравоохранения путем формирования государственного заказа на исследования, развития трансляционных медицинских исследований и внедрения новых технологий, включая биомедицинские клеточные технологии;
цифровую трансформацию здравоохранения с формированием цифровой экосистемы для улучшения качества медицинской помощи, а также в обеспечении высокого уровня информационной безопасности;
дальнейшую модернизацию с созданием современной инфраструктуры оказания медицинской помощи.
В рамках Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2020 г. N 1103 "Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года" в Арктической зоне республики будет продолжена региональная политика, направленная на увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и уровня инвалидизации населения, профилактику заболеваний, которая обеспечивается путем решения следующих задач:
формирование системы ответственного отношения населения к своему здоровью, в основе которой лежит повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом, а также к регулярному прохождению профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;
обеспечение оптимальной доступности для граждан (включая граждан, проживающих в труднодоступных местностях) первичной медико-санитарной помощи;
совершенствование санитарно-авиационной эвакуации;
реализация мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности населения доступностью лекарственного обеспечения;
ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
развитие цифрового здравоохранения, в том числе доступность цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов;
строительство и реконструкция объектов здравоохранения.
Раздел 3. Общая информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела
Здоровье населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) (далее - Арктическая зона) определяется особенностями климато-географических, экологических факторов и социально-экономическими условиями проживания в северных регионах. Совокупность неблагоприятных внешних факторов в Арктической зоне негативно влияет на состояние здоровья как коренного, так и пришлого населения, снижая среднюю продолжительность жизни. Уровень здоровья населения, особенно детского, и адаптационные возможности организма являются важными индикаторами жизнедеятельности популяции в целом.
По итогам 2023 года уровень смертности в арктических районах Республики Саха (Якутия) превышает средний региональный показатель на 1,3 раза (10,0 против 7,8 на 1 тыс. населения). Структура причин смертности здесь отличается от общероссийской и региональной: в 2023 году основными причинами смерти в Арктической зоне стали заболевания сердечно-сосудистой системы, затем следуют внешние факторы и новообразования.
Динамика показателя смертности от болезней органов кровообращения за последние годы демонстрирует снижение на 30 процентов (с 567,8 в 2022 году до 397,6 на 100 тыс. населения в 2023 году).
Согласно статистическим данным за последние пять лет 59,5 процента случаев поздних стадий онкологических заболеваний выявлены у пациентов с труднодоступных территорий. В 2023 году уровень смертности от новообразований в арктических районах составил 138,8, что на 7,8 процента превышает среднереспубликанский показатель (127,8).
Низкая плотность расселения и ограниченная транспортная доступность большей части населенных пунктов республики оказывают влияние на функционирование сети медицинских организаций в Арктической зоне.
Для улучшения доступности медицинской помощи населению труднодоступных районов в Республике Саха (Якутия) проделана значительная организационная работа. Так, в 2023 году внедрена новая модель оказания специализированной первичной медико-санитарной помощи, включающая организацию регулярных выездов мобильных бригад с участием специалистов узкого профиля.
Кроме того, активно внедряются телемедицинские консультации (врач-врач, врач-пациент), используются современные мобильные устройства (включая трекеры) для мониторинга состояния здоровья и передачи данных в облачные хранилища. Проводится работа по расширению централизованной передачи медицинских изображений и результатов лабораторных исследований.
Организовано пять баз санитарной авиации (ранее функционировало 15 малых аэропортов).
Также имеется успешный опыт взаимодействия с кочевыми семьями, включая обучение санпомощников и обеспечение их средствами первой помощи.
Среди наиболее острых проблем остаются вопросы строительства новых фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах республики, включая ее Арктическую зону, а также необходимость проведения ремонтных работ или реконструкции зданий, где расположены организации первичной медико-санитарной помощи. Износ медицинского оборудования составляет 45 процентов, а в ряде районных больниц отсутствуют маммографы ввиду низкой плотности населения.
Актуальным также остается вопрос доступности аптечных организаций в Арктической зоне, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
На 21 октября 2024 года фармацевтическая деятельность в районных центрах Арктической зоны осуществляется 20 аптечными организациями (одно АО, семь МУП, шесть ООО, пять ИП, включая одного индивидуального предпринимателя, работающего в двух районах).
Для достижения стопроцентного уровня лекарственного обеспечения населения Арктической зоны все 13 центральных районных больниц арктических районов имеют лицензию на ведение фармацевтической деятельности в 74 территориально обособленных подразделениях (ТОП). В этих подразделениях производится отпуск лекарственных средств для льготных категорий граждан, а также розничная продажа медикаментов населению в 70 ТОП.
С целью улучшения качества жизни и достижения целевых показателей социально-экономического развития Арктической зоны планируется поэтапное открытие пунктов розничной продажи лекарств для населения в указанных территориально обособленных подразделениях. Ведутся работы по приобретению необходимого программного обеспечения, планшетов и закупке лекарственных препаратов.
Реализация этого проекта позволит обеспечить полное лекарственное обеспечение населения Арктической зоны к 2030 году.
В связи с этим, в рамках реализации программы на территории Арктической зоны предусмотрено проведение следующих мероприятий:
формирование политики здорового образа жизни, в том числе межведомственное взаимодействие по снижению модифицируемых факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;
реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности профилактики, скрининга и раннего выявления наиболее распространенных заболеваний;
дальнейшая организация выездной работы в соответствие с территориальной программой обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения;
комплексные мероприятия по охране здоровья детей и женщин, в том числе с целью сохранения репродуктивного здоровья;
реализация комплекса мер, направленных на охрану здоровья работающего населения, для снижения заболеваемости и смертности населения трудоспособного возраста;
реализация комплекса мер, направленных на развитие системы оказания медицинской помощи лицам старших возрастных групп, том числе межведомственное взаимодействие в данном направлении;
совершенствование лекарственного обеспечения населения;
развитие медицинской инфраструктуры, в том числе реализация региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, с учетом реализации мастер-планов развития опорных населенных пунктов Арктической зоны РФ;
реализация комплекса мер, направленных на привлечение и закрепление медицинских кадров первичного звена здравоохранения;
дальнейшее развитие цифрового здравоохранения с качественным обеспечением медицинских организаций каналами связи, в том числе внедрение технологических инноваций для улучшения доступа к качественной медицинской помощи.
Раздел 4. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
В здравоохранении Республики Саха (Якутия) всего работает 5 243 врача, 11 694 среднего медицинского работника. Укомплектованность врачами составляет 78,5 процента, средним медицинским персоналом - 92 процента.
Отмечается положительная динамика по численности врачей и среднего медицинского персонала. По сравнению с 2019 годом она увеличилась на 296 и 650 врачей и среднего медицинского персонала соответственно. Обеспеченность врачами выросла с 51,1 до 52,6 на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом с 114,1 до 117,2 на 10 тыс. населения.
Подготовка медицинских кадров осуществляется в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова и других образовательных учреждениях. Целевой прием студентов организован с 2018 по 2024 годы, включая 1 469 студентов по программам специалитета, 518 по ординатуре и 1435 по программам среднего профессионального образования.
На 2025/2026 учебный год запланирована подготовка 361 врача по целевому набору (по программам специалитета - 234 места и ординатуры - 127 мест), 1 037 медиков по образовательным программам среднего профессионального образования по специальностям в области образования "Здравоохранение и медицинские науки".
Важным направлением в развитии кадрового потенциала остается применение широкого спектра мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе имеющих материальных характер.
Отдельное место занимает реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".
В целях закрепления врачей в арктических и северных районах республики в рамках государственной программы "Обеспечение качественным жильем на 2020 - 2024 годы" предоставляется социальная выплата в размере 50 процентов от стоимости типовой однокомнатной благоустроенной квартиры медицинским работникам в возрасте до 40 лет на приобретение жилья с условием обязательной работы в медицинской организации в течение пяти лет.
Ниже в таблице представлен прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия для отрасли здравоохранения Республики Саха (Якутия) на период с 2025 по 2029 годы. Общий прогноз потребности в кадровом обеспечении составляет более 128 тысяч человек на весь период. В 2025 году потребность составит 25 111 человек, а в 2029 году - 26 257 человек. Замещающая кадровая потребность за этот же период составит 6 578 человек, причем наибольшая потребность ожидается в 2028 году - 1 472 человека.
Для восполнения потребности в кадрах планируется трудоустроить выпускников учреждений профессионального образования, что составит 4 410 человек за весь период. Также предполагается реализация ведомственных проектов и проектов стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия), таких как "Формирование кадрового потенциала - залог эффективности отрасли здравоохранения". Дополнительная потребность в кадрах составит 1 859 человек, большая часть которой приходится на 2026 год - 494 человека.
Источниками закрытия дополнительной потребности будут медицинские кадры из других субъектов Российской Федерации, врачи-стажеры. Всего планируется привлечь 1 265 человек, из которых 105 человек прибудут из других регионов России.
Предполагается, что реализуемые меры позволят к 2028 году увеличить до 56,3 процента и 122,8 процента обеспеченность врачами/средним медицинским персоналом государственных и муниципальных медицинских организаций республики.
Прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия в 2025 - 2029 годы
человек
N |
|
Всего на 2025 - 2029 гг. |
в том числе: |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|||
1 |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении отрасли, всего |
Х |
25111 |
25395 |
25520 |
26107 |
26257 |
1.1 |
в том числе, замещающая кадровая потребность |
6578 |
1102 |
1348 |
1400 |
1472 |
1256 |
2 |
Восполнение потребности в кадрах всего: |
4719 |
690 |
854 |
1027 |
1104 |
1044 |
2.1 |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
4410 |
581 |
754 |
927 |
1104 |
1044 |
2.2 |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3 |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы РС (Я): |
309 |
109 |
100 |
100 |
- |
- |
2.3.1 |
Формирование кадрового потенциала - залог эффективности отрасли здравоохранения |
309 |
109 |
100 |
100 |
- |
- |
3=1.1-2 |
Дополнительная потребность |
1859 |
412 |
494 |
373 |
368 |
212 |
4 |
Источники закрытия дополнительной потребности: |
1265 |
263 |
267 |
264 |
259 |
212 |
4.1 |
медицинские кадры из других субъектов |
105 |
7 |
14 |
21 |
28 |
35 |
4.2 |
врачи-стажеры |
1160 |
256 |
253 |
243 |
231 |
177 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2024 г. N 672 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.