Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Владимирской области
от 25.12.2024 N 845
Стратегические приоритеты
государственной программы Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области"
1. Оценка текущего состояния малого и среднего предпринимательства Владимирской области
Развитие малого и среднего предпринимательства - важнейшее направление экономических реформ Правительства Российской Федерации, способствующее развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников.
Малые и средние предприятия (далее - МСП) реализуют две важнейшие цели - экономическую: производство товаров и услуг и социальную: обеспечение занятости.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.
Обеспечение в 2024 - 2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта, является одним из целевых показателей национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика", установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
С начала 2022 года в связи со сложившимися внешними условиями функционирование экономики России осуществляется в условиях внешнего санкционного давления.
В этой связи развитие российского сектора предпринимательства во многом определяется экономическими последствиями введенных и корректируемых с учетом оценки результатов применения санкций недружественных государств. Задачи снижения действенности ключевых факторов сдерживания социально-экономического развития требуют целенаправленных усилий по укреплению существующих и формированию новых внутри- и внешнеэкономических связей, укреплению существующих и выстраиванию новых производственно - технологических коопераций.
В целях оказания поддержки субъектам МСП приняты областные законы, снижающие ставки по ряду налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов; установлен понижающий коэффициент к размеру арендной платы по договорам аренды земельных участков с субъектами малого и среднего предпринимательства; организациями инфраструктуры поддержки снижены процентные ставки по договорам; предоставлена отсрочка платежей по микрозаймам, лизингу, гарантиям на срок до 6 месяцев.
Реализация мер по поддержке экономики была направлена на сохранение занятости и позволила бизнесу максимально высвободить ресурсы на выплату заработной платы работникам.
В результате удалось сохранить положительную тенденцию в сфере МСП.
На начало октября 2024 года во Владимирской области зарегистрировано 52 249 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 140 средних предприятий, 1,6 тысячи малых предприятий, 13,4 тысячи микропредприятий и 37,1 тысячи индивидуальных предпринимателей. Число субъектов МСП увеличилось по сравнению с началом 2022 года на 2677 единиц.
За 9 месяцев 2024 года создано 6340 новых субъектов МСП, что на 493 субъекта или на 8,4% больше, чем за 9 месяцев 2021 года. 64 451 физическое лицо являются плательщиками налога на профессиональный доход, их число увеличилось за год на 42,5%.
Общее число занятых в сфере МСП во Владимирской области, с учетом самозанятых, составило 225,2 тыс. чел., рост по сравнению с началом года на 4,5%.
Оборот малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в 2023 году составил 545,8 млрд руб. Объем выручки индивидуальных предпринимателей за 2023 год достиг 188,5 млрд рублей.
Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности.
Более половины средних предприятий сосредоточено в обрабатывающих производствах (51,4%), оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (17,1%) и сельском хозяйстве (12,1%). Основная доля оборота средних предприятий в 2023 году приходилась на предприятия обрабатывающих производств (61,5%), торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (19,8%), сельского хозяйства (7,8%).
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах обрабатывающей промышленности, торговли и предоставления услуг населению.
Наибольшее количество малых организаций (без микропредприятий) осуществляло деятельность в обрабатывающих производствах и сфере торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов, соответственно 28,3 и 23,6 процента действовавших хозяйствующих субъектов. Занимались деятельностью по операциям с недвижимым имуществом и строительством соответственно 8,6 и 6,8 процента малых предприятий. В обороте малых предприятий 33,7 процента принадлежало обрабатывающим производствам, 32,1 процента - торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 5,8% - деятельностью по операциям с недвижимым имуществом.
Наиболее привлекательной для микропредприятий являлась сфера торговли и ремонта автотранспортных средств и мотоциклов: в ней функционировали 28,6 процента указанной категории предприятий, в обрабатывающих производствах осуществляли деятельность 14,4 процента микропредприятий, в строительстве - 12,6 процента, по операциям с недвижимым имуществом - 9,9 процента. В обороте микропредприятий 40,8 процента принадлежало торговле и ремонту автотранспортных средств и мотоциклов, 19,0 процента - обрабатывающим производствам, 14,9% -строительству.
Рост оборота малых и средних предприятий в 2023 году составил 10,8% к уровню предыдущего года. За 6 месяцев 2024 года оборот малых (без микро) и средних предприятий составил 199,5 млрд руб., что на 18,8% больше, чем в 2023 году.
Доля МСП в ВРП области по итогам 2022 года составила 29,5%, что больше уровня предыдущего года на 3,5 процентных пункта.
В консолидированный бюджет Владимирской области за 9 месяцев 2024 года по данным Минфина Владимирской области от налогов по специальным налоговым режимам (УСН и патент) и налога на профессиональный доход поступило 7,74 млрд руб., что на 43,7% больше, чем в аналогичном периоде 2023 года.
В регионе создана и развивается инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, деятельность которой способствует и направлена на комплексное развитие малого и среднего предпринимательства. В этих же целях на территории области реализуется государственная программа Владимирской области "Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - Программа).
В текущем периоде в инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства области входят:
- микрокредитная компания "Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области" (далее - МКК ФСРМСП (фонд));
- Гарантийный фонд Владимирской области (далее - ГФ ВО);
- Фонд "ВладимирЛизинг";
- государственное автономное учреждение Владимирской области "Бизнес-инкубатор" (далее - ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор");
На базе МКК ФСРМСП (фонд) функционирует Центр прототипирования.
На базе ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" осуществляют деятельность Центр поддержки предпринимательства, Региональный центр инжиниринга, на ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" возложены функции единого органа управления инфраструктурой поддержки МСП и Центров "Мой бизнес". В 5
муниципальных образованиях региона открыты и функционируют центры "Мой бизнес" (в городах Владимир, Ковров, Кольчугино, Александров, Петушки).
С участием федерального и областного финансирования реализованы инвестиционные проекты по развитию технологического парка "ИКСЭл" и индустриального парка "Ставровский", обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест.
В ряде муниципальных образований действует муниципальная инфраструктура поддержки МСП: в г. Владимире действует МБУ "Центр поддержки предпринимательства", на территории муниципального образования округ Муром действует муниципальный бизнес-инкубатор.
Государственная поддержка МСП сыграла важную роль в финансовом обеспечении реализации мероприятий по минимизации кризисных явлений в экономике. Были предоставлены льготные займы уже действующим субъектам малого и среднего бизнеса, самозанятым гражданам, а также субъектам МСП, только начинающим свою деятельность.
В 2024 году в рамках Программы осуществляются дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих рост численности занятых и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
К основному инструментарию государственной поддержки, успешно применяемому на территории Владимирской области, относятся:
- предоставление поручительств Гарантийного фонда;
- предоставление займов субъектам предпринимательства;
- оказание услуг ГАУ ВО "Бизнес-инкубатор" при выполнении государственного задания в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством предпринимательства и туризма Владимирской области;
- оказание услуг региональным центром инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание услуг региональным Центром поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) развития малого и среднего предпринимательства, в том числе монопрофильных муниципальных образований;
- оказание Фондом "ВладимирЛизинг" лизинговых услуг субъектам малого и среднего предпринимательства;
- оказание Центром прототипирования услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
В сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации в целом и региона в частности от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
- рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности на фоне сложной эпидемиологической ситуации;
- падение цен на сырьевые товары и разрыв "цепочек поставок", обусловленные замедлением темпов роста мировой экономики;
- ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики и др.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
- низкая инвестиционная активность;
- не достаточная восприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
- низкие темпы роста потребительского спроса и др.
Основные негативные факторы, затрудняющие развитие малого и среднего предпринимательства Владимирской области:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Владимирской области определены цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы сформирована с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2024 N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации".
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года - "Устойчивая и динамичная экономика".
Для достижения указанной цели в рамках Программы будут реализовываться, в том числе, мероприятия федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", входящего в состав национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика".
3. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Мероприятия Программы на региональном уровне направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, что в свою очередь оказывает косвенное влияние на повышение конкурентоспособности российской экономики и создания условий для экономического роста Российской Федерации в целом.
Развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства.
В этих целях ключевыми задачами Программы являются:
- создание благоприятной деловой среды;
- совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию;
- обеспечение реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;
- увеличение охвата субъектов МСП услугами и мерами инфраструктуры поддержки субъектов МСП;
- расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам;
- создание комплексной системы поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуры для комфортной работы и развития субъектов МСП.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Владимирской области от 25 декабря 2024 г. N 845 "О внесении изменений в постановление Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.