Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Самсоновой Л.А. и Клириковой Т.В.,
рассмотрев 21.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.07.2011 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А13-3965/2011 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.),
установил
Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области, место нахождения: 162130, Вологодская область, город Сокол, Советская улица, дом 73, ОГРН 1023502494938, (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области, место нахождения: 160000, город Вологда, улица Мальцева, дом 41, (далее - Управление), от 18.04.2011 N 302/4/302-1.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2011, в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые по делу судебные акты отменить и признать недействительным предписание Управления от 18.04.2011 N 302/4/302-1. Податель жалобы ссылается на то, что Управление необоснованно обязало Администрацию создать единую дежурную диспетчерскую службу (далее - ЕДДС) на муниципальном уровне в срок до 01.01.2012, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" (далее - Указ Президента N 1632) срок завершения создания ЕДДС определен 31.12.2012. Также заявитель считает, что Управлением при проведении проверки были нарушены положения, закрепленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц).
Администрация и Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем она рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых по настоящему делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление провело внеплановую выездную проверку деятельности Администрации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по результатам которой составлен акт от 18.04.2011 N 302 и вынесено предписание от 18.04.2011 N 302/4/302-1.
Указанным предписанием Администрации указано в срок до 01.01.2012: создать на муниципальном уровне ЕДДС, разработать документацию, определяющую работу ЕДДС: порядок взаимодействия ЕДДС района с городскими и сельскими поселениями и привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций службами; инструкции для действия ЕДДС в случае чрезвычайных ситуаций, нормативно-технические и справочные документы; документацию по обеспечению создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Не согласившись с вынесенным предписанием административного органа, Администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд. Заявитель считает необоснованным требование Управления создать эту службу в срок до 01.01.2012. Податель жалобы указывает на то, что создание ЕДДС муниципального района является обязанностью субъекта Российской Федерации, а также на допущенное нарушение административным органом правил проведения внеплановой проверки, предусмотренных Законом о защите прав юридических лиц.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 794), пунктом 2 которого определено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (далее - Закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
Пунктами 3, 5 и 6 Положения N 794 предусмотрено, что единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На основании пункта 11 Положения N 794 органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Постановлением правительства Вологодской области от 31.01.2011 N 65 утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 65).
Данным постановлением определено, что территориальная подсистема строится по территориальному принципу и состоит из муниципальных звеньев. Муниципальные звенья создаются в муниципальных образованиях области на уровне муниципальных районов и городских округов для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на их территориях (пункт 1.3 Положения N 65).
Органами повседневного управления территориальной подсистемы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (пункт 2.5 Положения N 65).
Постановлением администрации Сокольского муниципального района от 15.04.2011 N 210 утверждено Положение о Сокольском районном звене Вологодской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение N 210), пунктом 1.3 которого предусмотрено, что районное звено создается для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Сокольского муниципального района.
Органами повседневного управления районного звена территориальной подсистемы является единая дежурно-диспетчерская служба района (пункт 2.5 Положения N 210).
Как видно из оспариваемого ненормативного правового акта, заявителю фактически предписано разработать и утвердить соответствующие документы, инструкции, направленные на организационное создание ЕДДС.
Кассационная инстанция полностью согласна с выводом судов первой и апелляционной инстанций, что структура, порядок создания и функционирования, задачи ЕДДС, в том числе требования к оборудованию средств и каналов связи, оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, установлены ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба", утвержденным постановлением Госстандарта России от 09.11.1999 N 400-ст (далее - ГОСТ Р 22.7.01-99), который является обязательным для исполнения заявителем.
Между тем, как следует из акта проверки от 18.04.2011 N 302 и не оспаривается подателем жалобы, в Сокольском районе ЕДДС не создана, порядок взаимодействия этой службы с городскими и сельскими поселениями, инструкции для действия в случае чрезвычайной ситуации, нормативно-технические и справочные документы не разработаны. Функции ЕДДС выполняет диспетчер федеральной противопожарной службы.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что вынесенное в адрес Администрации предписание Управления о создании на муниципальном уровне ЕДДС и о разработке необходимой документации, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов двух инстанций о том, что установление административным органом срока для создания ЕДДС не противоречит нормам действующего законодательства.
Срок создания ЕДДС, определенный Указом N 1632, предусматривает завершение создания единой системы (территориальных подсистем и ее звеньев на территории Российской Федерации) в целях ее дальнейшего функционирования как единой службы.
В связи с этим факт установления Управлением более ранних сроков создания документального обеспечения деятельности ЕДДС на местном уровне и этапов формирования такой службы в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 и Положением N 794 не противоречит названному нормативному акту.
Кассационная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что основанием для проведения внеплановой проверки послужило решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Вологодской области от 16.03.2011 N 3 (пункт 4), которым Управлению поручено провести надзорные мероприятия по проверке готовности Администрации к прохождению весеннего половодья, и что согласование проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры в данном случае не требуется.
Оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.07.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А13-3965/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Сокольского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.