Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Республики Адыгея
Концепция
повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея на период до 2028 года
I. Общие положения
Концепция повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея на период до 2028 года (далее - Концепция) разработана в рамках совершенствования региональной системы повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея.
Концепция разработана в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
- Указом Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования";
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 250н "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)";
- Законом Республики Адыгея от 27 декабря 2013 года N 264 "Об образовании в Республике Адыгея";
- государственной программой Республики Адыгея "Развитие образования", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 ноября 2019 г. N 286 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие образования";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея в сфере образования.
Концепция основывается на анализе состояния системы повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея, определяет цели, задачи и принципы, а также основные направления и ожидаемые результаты ее реализации.
Реализация Концепции осуществляется в соответствии с дорожной картой. Такой подход способствует достижению высоких результатов и обеспечивает разграничение полномочий и зон ответственности исполнителей дорожной карты.
Реализация Концепции на муниципальном уровне осуществляется на основе соглашений, заключенных между Министерством образования и науки Республики Адыгея (далее - Минобрнауки Адыгеи) и главами администраций муниципальных образований Республики Адыгея.
С целью повышения результативности деятельности управленческих кадров системы образования Республики Адыгея и оценки эффективности принятых управленческих решений на республиканском и муниципальных уровнях в сфере образования создан и функционирует Экспертный совет по вопросам повышения эффективности деятельности руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций Минобрнауки Адыгеи (далее - Экспертный совет).
II. Анализ состояния системы повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея
В рамках реализации утвержденной в 2022 году Концепции повышения эффективности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея на период до 2025 года были организованы и проведены мероприятия для решения ее основных задач:
- повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций посредством развития внутренних механизмов управления качеством образования, направленных на обеспечение качества подготовки обучающихся путем функционирования объективной внутренней системы оценки качества образования, организации работы по профилактике учебной неуспешности обучающихся, выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у обучающихся, профессиональной ориентации, создания условий для реализации образовательных и воспитательных программ, включая осуществление сетевого взаимодействия с образовательными организациями различного типа и социальными партнерами;
- подготовка управленческих команд, способных разрабатывать и реализовать эффективные стратегии управления образованием и создание условий для профессионального роста перспективных кадров сферы образования;
- формирование, развитие и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
В качестве основного инструмента оценки эффективности руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций в Республике Адыгея используется программа мониторинга эффективности деятельности руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций в Республике Адыгея (далее - мониторинг).
С целью методического сопровождения организации и проведения мониторинга утверждена методика расчета значений показателей мониторинга эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея. Разработаны методические рекомендации для экспертов, участвующих в мониторинге, с целью их ознакомления с целями и задачами, принципами организации мониторинга, с особенностями организации работы экспертов и с технологией оценивания. Обеспечен отбор и подготовка экспертов по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Подготовка кандидатов для включения в состав экспертов, участвующих в мониторинге эффективности деятельности руководителей образовательных организаций в Республике Адыгея".
В рамках заключенных Минобрнауки Адыгеи соглашений о взаимодействии с главами муниципальных образований республики ведется работа по ключевым направлениям повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций:
- повышение качества и эффективности управленческой деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций;
- формирование муниципального резерва руководителей образовательных организаций;
- принятие мер и управленческих решений по итогам мониторинга эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций.
Ежегодно проводится мониторинг исполнения мероприятий дорожной карты по реализации Концепции.
Анализ результатов проведенных в 2022 - 2024 годах мониторинговых и диагностических мероприятий с участием педагогических работников и руководителей общеобразовательных организаций выявил следующие основные проблемы:
- у большей части руководителей школ установлен удовлетворительный уровень развития управленческих компетенций (у 76 человек, что составляет 58%), что требует дополнительного внимания как в части самообразования руководителей, так и в части развития профессиональных компетенций через систему дополнительного профессионального образования;
- недостаточно задействован потенциал инновационных площадок: только в одной школе тематика реализуемой на ее базе программы стажировочной площадки основывается на направлении инновационного проекта школы;
- не все педагогические работники школ охвачены систематическим повышением квалификации и (или) профессиональной переподготовкой;
- невысокая доля учителей общеобразовательных организаций, освоивших программы повышения профессионального мастерства и (или) квалификации, разработанные с учетом анализа результатов диагностики уровня профессиональных компетенций, в том числе по вопросам формирования функциональной грамотности учеников, от общего количества учителей в общеобразовательной организации, прошедших диагностику;
- низкая доля общеобразовательных организаций, обеспечивающих базовый и профильный уровни освоения основных образовательных программ по всем уровням образования, реализуемым в школе (начальное общее, основное общее, среднее общее образование);
- только в трети школ функционирует система профилактики школьной неуспешности;
- в большей части школ (62,8%) не реализуется комплексный подход к созданию и функционированию системы школьного благополучия (школьного климата);
- только в половине школ имеются работники, включенные в муниципальный или республиканский резерв управленческих кадров для замещения вакантной должности "руководитель";
- при наличии сформированных управленческих команд в половине школ только 15% из них документально подтвердили их функционирование (проведение управленческой командой мероприятий).
По итогам анкетирования органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - МОУО), по реализации муниципальной системы назначения руководителей образовательных организаций, проведенного в 2022 и 2024 годах в рамках мониторинга эффективности руководителей школ, выявлены следующие проблемы:
- конкурсная система назначения руководителей подведомственных образовательных организаций сформирована и функционирует только в 4 муниципальных образованиях Республики Адыгея;
- в 4 муниципальных образованиях при проведении аттестации кандидатов в руководители и руководителей подведомственных образовательных организаций используются оценочные процедуры: диагностика уровня профессиональных компетенций и (или) собеседование в форме защиты управленческого проекта (программы);
- в 3 муниципальных образованиях при назначении на должность руководителя подведомственной образовательной организации используется резерв управленческих кадров системы образования Республики Адыгея;
- только в 1 муниципальном образовании обеспечен охват всех лиц, включенных в муниципальный резерв управленческих кадров системы образования Республики Адыгея, мероприятиями муниципального уровня по развитию их личностно-профессиональных ресурсов.
III. Цели, задачи и принципы Концепции
Получаемая по результатам мероприятий, проводимых в рамках реализации региональной системы повышения эффективности руководителей образовательных организаций, информация служит основой проведения регионального анализа эффективности руководителей образовательных организаций и выработки на его основе адресных рекомендаций, проведения мероприятий, принятия управленческих решений.
Результаты реализации направлений работы по повышению эффективности руководителей образовательных организаций, анализ выявленных проблем, анализ принятых мер и управленческих решений, направленных на повышение эффективности руководителей образовательных позволяют сделать вывод о необходимости продолжения работы по решению ранее поставленных задач, направленных на повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций, подготовку управленческих команд образовательных организаций, а также формирование и развитие резерва руководителей образовательных организаций.
Учитывая выявленные проблемы необходимо продолжить решение задач, направленных на достижение цели настоящей Концепции.
Цель: совершенствование региональной системы повышения эффективности деятельности руководителей образовательных организаций Республики Адыгея.
Задачи:
- повышение качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций посредством развития внутренних механизмов управления качеством образования;
- подготовка управленческих команд образовательных организаций и создание условий для профессионального роста перспективных кадров сферы образования;
- формирование, развитие и использование кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
В основу Концепции положены следующие принципы:
- цикличность процесса осуществления целостной системы управленческих функций, выполняемых одновременно или в некоторой логической последовательности;
- взаимное влияние управляющей и управляемой подсистем на основе систематического обмена информацией между ними, позволяющей оперативно вносить коррективы в цели, содержание, формы и методы управления;
- адаптивность системы управления эффективности руководителей к изменяющимся целям и условиям образовательной системы;
- объективность, достоверность, полнота и системность информации по оценке деятельности руководителей организаций;
- реалистичность показателей эффективности деятельности руководителей образовательных организаций;
- открытость и прозрачность процедур, направленных на оценку и развитие уровня эффективности деятельности руководителей образовательных организаций и претендентов на должность руководителя;
- единство подходов к формированию требований и критериев отбора в кадровый резерв, к подготовке и личностно-профессиональному развитию лиц, включенных в резерв управленческих кадров, направлениям эффективного использования резерва управленческих кадров;
- единство правовых и организационных подходов к принятию решений в отношении руководителей, влекущих для них юридически значимые последствия.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 13 декабря 2024 г. N 1661 "О внесении изменений в приказ Министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.