Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Боглачевой Е.В. и Журавлевой О.Р.,
с ведением протокола помощником судьи Ильиной С.О.,
при участии индивидуального предпринимателя Гудель Тамары Ивановны (предъявлен паспорт) и представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области Полянина А.А. (доверенность от 16.01.2012 N04-193),
рассмотрев 02.03.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2011 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А66-5375/2011,
установил
Индивидуальный предприниматель Гудель Тамара Ивановна (свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 16.08.2000 N 1955-2000, ОГРНИП 304690120300012, далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 22.02.2011 N 13-18/696 о привлечении ее к ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за непредставление в установленный срок декларации по единому налогу на вмененный доход за III квартал 2010 года в виде взыскания 1000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2011 заявленное Предпринимателем требование удовлетворено частично. Суд, руководствуясь нормами статей 112 и 114 НК РФ, снизил до 100 руб. размер штрафа, наложенного Инспекцией на основании статьи 119 НК РФ, вследствие чего признал недействительным решение Инспекции в части, касающейся размера штрафа.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 решение суда от 10.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Предпринимателю в удовлетворении заявления полностью, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Инспекция считает, что минимальная сумма санкции, установленная статьей 119 НК РФ (1000 руб.), не может быть уменьшена судом или налоговым органом в связи с выявлением установленных статьей 112 НК РФ смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельств.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении, а Предприниматель просила жалобу отклонить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации Предпринимателя по единому налогу на вмененный доход за III квартал 2010 года Инспекция установила, что подлежащий внесению в бюджет налог в сумме 1 259 руб. уплачен Предпринимателем своевременно, 15.10.2010, однако декларация подана с нарушением установленного в пункте 3 статьи 346.32 НК РФ срока.
Согласно пункту 3 статьи 346.32 НК РФ декларация по единому налогу за налоговый период (квартал) подается не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (в данном случае - 20.10.2010), Предприниматель же представила декларацию 26.10.2010, то есть с просрочкой на 6 календарных дней.
По факту нарушения срока подачи декларации Инспекцией составлен акт от 11.01.2011 N 13-18/27/ДСП.
При рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки Предприниматель заявила Инспекции о наличии смягчающих ее ответственность обстоятельств. Инспекция признала их смягчающими ответственность, однако размер начисленного Предпринимателю штрафа не снизила, указав, что установленная в статье 119 НК РФ минимальная сумма налоговой санкции (1000 руб.) не может быть уменьшена даже при наличии установленных статьей 112 НК РФ смягчающих обстоятельств.
Решением Инспекции от 22.02.2011 N 13-18/696 Предприниматель привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб.
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области решением от 11.04.2011 N 11-11/89 оставило без изменения решение налогового органа, обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке. Вышестоящий налоговый орган признал соразмерным совершенному Предпринимателем налоговому правонарушению наложение на него штрафа в размере 1000 руб., предусмотренного статьей 119 НК РФ.
Предприниматель оспорила решение Инспекции от 22.02.2011 N 13-18/696 в арбитражном суде.
Суд первой инстанции подтвердил факт несвоевременного представления Предпринимателем декларации по единому налогу на вмененный доход за III квартал 2010 года и наличие у Инспекции правовых оснований для его привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Вместе с тем суд, исследовав обстоятельства несвоевременной сдачи декларации, пришел к выводу о необходимости снижения на основании статьей 112 и 114 НК РФ размера наложенного оспариваемым решением налогового органа штрафа до 100 руб.
Апелляционный суд признал уменьшение судом первой инстанции размера штрафа законным и обоснованным, отвечающим принципам разумности и справедливости.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции.
Согласно статье 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган влечет привлечение к ответственности в виде взыскания штрафа. Минимальный размер штрафа составляет 1000 руб.
В то же время в пункте 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение правонарушений, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. В названной пункте указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ суд или уполномоченный орган вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства.
Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или уполномоченным органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении финансовых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений в применении судом или налоговым органом правила, установленного пунктом 3 статьи 114 НК РФ в отношении минимальных размеров установленных Налоговым кодексом Российской Федерации штрафов, в том числе его статьей 119 НК РФ.
Инспекция же полагает, что в тех случаях, когда в отношении отдельных составов налоговых правонарушений в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена минимальная сумма штрафа, эта величина является максимальным пределом возможного снижения штрафа.
Однако такая позиция Инспекции не соответствует правилу, установленному в пункте 3 статьи 114 НК РФ, и разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации, данным в письме от 30.01.2012 N 03-02-08/7.
В пункте 3 статьи 114 НК РФ указано, что размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Статьей 119 НК РФ установлены следующее ограничение размеров штрафа, подлежащего взысканию за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган: не более 30 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании не представленной в срок декларации, и не менее 1000 руб.
Следовательно, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства суд или уполномоченный орган, рассматривающий дело, вправе уменьшить размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, не меньше, чем в два раза.
В данном случае судами установлено, что Инспекция в ходе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки выясняла наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Мотивировочная часть оспариваемого решения Инспекции подтверждает, что налоговым органом оценивались обстоятельства совершенного Предпринимателем правонарушения, характер допущенного нарушения, представленные налогоплательщиком документы, и сделан вывод о наличии смягчающих ответственность Предпринимателя обстоятельств. Однако эти обстоятельства не учтены Инспекцией при вынесении решения о привлечении Предпринимателя к ответственности по статье 119 НК РФ.
Между тем в силу прямого указания закона (пункта 5 статьи 101 и пункт 4 статьи 112 НК РФ) налоговый орган обязан не только выявлять наличие смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств, но и учитывать их при рассмотрении материалов проверки о налоговом правонарушении и принятии решения по ее результатам, определяя размер штрафа с учетом требований статьей 112 и 114 НК РФ.
Поскольку Инспекция при определении размера подлежащего взысканию с Предпринимателя штрафа не учла обстоятельства, смягчающие ее ответственность, суды, исходя из предоставленного им подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 112 НК РФ права, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами, с учетом положений статей 112 и 114 НК РФ обоснованно снизили размер наложенного по оспариваемому налогоплательщиком решению суммы штрафа до 100 рублей.
Смягчающими ответственность Предпринимателя обстоятельствами суды признали: явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа (1000 руб.) размеру своевременно уплаченного согласно декларации налога (1259 руб.); своевременную уплату налога (15.10.2010 при сроке 20.10.2010); совершение правонарушения впервые по неосторожности; незначительный период просрочки представления декларации (4 рабочих дня); тяжелое финансовое состояние налогоплательщика, вызванное семейными обстоятельствами (в том числе тяжелой болезнью 85-летней матери); отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причинения государству материального ущерба.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Правом на установление и оценку указанных обстоятельств, в том числе наличия (отсутствия) смягчающих или отягчающих ответственность, наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Из материалов дела видно, что решение об уменьшении размера штрафа судами принято на основании оценки конкретных обстоятельств дела в их совокупности, что не противоречит действующему законодательству.
Нормы права при разрешении спора применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушений процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется правовых оснований для признания незаконным снижения судами наложенной по оспариваемому налогоплательщиком решению Инспекции суммы штрафа до 100 руб. и отмены обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба налогового органа отклоняется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 10.08.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2011 по делу N А66-5375/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.