Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Воронежской области
от 28 декабря 2024 г. N 902
Бюджетный прогноз
Воронежской области на долгосрочный период до 2042 года
1. Общие положения
Бюджетный прогноз Воронежской области на долгосрочный период до 2042 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 39.1 Закона Воронежской области от 10 октября 2008 года N 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области", постановлением Правительства Воронежской области от 5 мая 2015 года N 343 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Воронежской области на долгосрочный период".
При подготовке Бюджетного прогноза учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года, стратегические цели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов и параметры прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период до 2042 года.
Основной целью разработки Бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости развития бюджетов бюджетной системы Воронежской области, выработка решений, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов в долгосрочном периоде.
Бюджетный прогноз определяет основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики, основные параметры консолидированного, областного и местных бюджетов Воронежской области на долгосрочный период, показатели финансового обеспечения государственных программ Воронежской области на период их действия.
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики области за предыдущие годы (таблица).
Таблица
Итоги
исполнения консолидированного бюджета Воронежской области
тыс. рублей
Наименование |
Отчетный год |
Текущий год |
|
план на 01.02.2024 |
оценка |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Консолидированный бюджет | |||
1. Доходы всего, в том числе: |
226 272 045,0 |
206 186 442,8 |
222 713 696,5 |
1.1. Налоговые и неналоговые доходы |
182 415 379,1 |
175 885 316,8 |
188 346 826,0 |
1.2. Безвозмездные поступления |
43 856 665,9 |
30 301 126,0 |
34 366 870,5 |
2. Расходы всего |
223 780 888,7 |
221 964 638,9 |
254 148 942,7 |
3. Дефицит/профицит |
2 491 156,3 |
-15 778 196,1 |
-31 435 246,2 |
Областной бюджет | |||
1. Доходы всего, в том числе: |
193 708 080,1 |
174 559 415,1 |
188 400 071,1 |
1.1. Налоговые и неналоговые доходы |
149 817 825,1 |
144 093 679,0 |
153 166 242,0 |
1.2. Безвозмездные поступления |
43 890 255,0 |
30 465 736,1 |
35 233 829,1 |
2. Расходы всего, из них |
188 656 553,7 |
186 557 142,4 |
213 235 477,7 |
- межбюджетные трансферты местным бюджетам |
68 863 669,4 |
60 056 486,4 |
77 794 796,6 |
3. Государственный долг субъекта Российской Федерации |
27 813 783,5 |
31 121 689,2 |
28 721 668,3 |
4. Размер госдолга, % |
18,6 |
21,6 |
18,8 |
5. Дефицит/профицит |
5 051 526,4 |
-11 997 727,3 |
-24 835 406,6 |
Местные бюджеты | |||
1. Доходы всего, в том числе: |
101 760 382,3 |
91 985 833,1 |
112 397 131,2 |
1.1. Налоговые и неналоговые доходы |
32 599 914,6 |
31 793 956,8 |
35 182 903,0 |
1.2. Безвозмездные поступления, из них: |
69 160 467,7 |
60 191 876,3 |
77 214 228,2 |
- за счет целевых средств областного бюджета |
65 397 732,1 |
55 864 240,4 |
73 602 550,6 |
2. Расходы всего, из них: |
104 320 752,4 |
95 766 301,9 |
118 996 970,9 |
- за счет целевых средств областного бюджета |
65 397 732,1 |
55 864 240,4 |
73 602 550,6 |
3. Дефицит/профицит |
-2 560 370,1 |
-3 780 468,8 |
-6 599 839,7 |
Доходы консолидированного бюджета области по итогам 2023 года составили 226,3 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 182,4 млрд рублей.
Поступление доходов консолидированного бюджета области в 2024 году оценивается в сумме 222,7 млрд рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов - 188,4 млрд рублей.
Приоритеты развития Воронежской области сосредоточены на сохранении экономического потенциала региона и дальнейшей адаптации экономики в условиях беспрецедентного внешнего санкционного давления.
В сложившихся условиях стратегической целью развития региона является сохранение устойчивого роста реального сектора экономики области, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры, обеспечение инвестиционной привлекательности региона.
Реализация Правительством Российской Федерации и Правительством Воронежской области антикризисных мер, направленных на поддержку бизнеса и населения, позволяет прогнозировать сохранение положительных тенденций развития экономики области в долгосрочном периоде.
Расходы консолидированного бюджета Воронежской области за 2023 год составили 223,8 млрд рублей. Ожидаемое исполнение расходов консолидированного бюджета Воронежской области в 2024 году составит 254,2 млрд рублей. Наибольшую долю в расходах бюджета в 2024 году занимают отрасли социальной сферы: здравоохранение, образование, социальная защита, культура, физическая культура и спорт.
В соответствии с подходами, определенными на федеральном уровне, предусмотрены и проиндексированы все социально значимые расходы, обеспечено повышение оплаты труда категорий работников, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", минимального размера оплаты труда. Все меры социальной поддержки сохранены и проиндексированы.
В полном объеме предусмотрены средства на мероприятия в рамках национальных проектов и обеспечено софинансирование федеральных средств, выделяемых на другие мероприятия.
Предусмотрены средства на бюджет развития региона: областную адресную инвестиционную программу, поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта, предпринимательства, областную адресную программу капитального ремонта.
Консолидированный бюджет Воронежской области в 2023 году исполнен с профицитом в сумме 2,5 млрд рублей.
Объем государственного долга Воронежской области по итогам 2023 года составил 27,8 млрд рублей.
Государственный долг Воронежской области остается на экономически безопасном уровне в пределах параметров заключенных с Министерством финансов Российской Федерации соглашений.
Воронежская область, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, отнесена к группе субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости.
По состоянию на 1 ноября 2024 года в структуре государственного долга полностью отсутствуют кредиты от кредитных организаций. В то же время сохраняется возможность их использования благодаря наличию открытых возобновляемых кредитных линий.
2. Основные направления налоговой политики Воронежской области на долгосрочный период
Основной целью налоговой политики Воронежской области на долгосрочный период является сохранение и увеличение доходного потенциала региона для обеспечения сбалансированности бюджетной системы области в долгосрочной перспективе.
Достижение поставленной цели будет обеспечено за счет максимального использования всех имеющихся ресурсов для укрепления собственной налоговой базы и создания условий для устойчивого экономического роста. Основные направления налоговой политики Воронежской области включают:
- создание благоприятного инвестиционного климата, поддержку малого бизнеса, стимулирование самозанятости и предпринимательской инициативы, туризма;
- реализацию инфраструктурных проектов на территории Воронежской области;
- реализацию мер по вовлечению в хозяйственный оборот неучтенных объектов недвижимости;
- повышение эффективности управления областной и муниципальной собственностью;
- совершенствование налогового администрирования, повышение ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование и исполнение бюджетных назначений.
В числе мер, направленных на обеспечение роста налогового потенциала области, основными являются:
- мониторинг налоговых ставок и льгот, установленных по региональным и местным налогам, ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности, и повышение их эффективности;
- проведение мероприятий по повышению налоговой дисциплины и увеличению налоговой базы за счет легализации теневых доходов;
- проведение работы с налогоплательщиками по сокращению задолженности по налогам во все уровни бюджетов;
- проведение информационной работы с населением по своевременной и полной уплате имущественных налогов с физических лиц;
- совершенствование механизмов налогового стимулирования в рамках реализации инвестиционной политики региона, создание условий для инфраструктурного развития;
- проведение в установленные сроки в соответствии с федеральным законодательством переоценки кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.
Реализация планируемых мероприятий позволит увеличить доходный потенциал региона, поступление доходов в областной и муниципальные бюджеты Воронежской области и уровень бюджетной обеспеченности.
3. Основные направления бюджетной политики Воронежской области на долгосрочный период
Основные направления бюджетной политики Воронежской области на долгосрочный период разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Воронежской области от 10 октября 2008 года N 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области".
Приоритетной задачей бюджетной политики Воронежской области является обеспечение долгосрочной сбалансированности и сохранение устойчивости бюджетной системы Воронежской области. Для ее решения в новом бюджетном цикле необходимо осуществление эффективного управления государственными финансами Воронежской области с ориентацией на достижение национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов социально-экономического развития Воронежской области.
В рамках достижения цели основными задачами и направлениями бюджетной политики станут:
- безусловное исполнение всех первоочередных и социально значимых обязательств;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях для достижения национальных целей развития;
- выполнение мер и обязательств, предусмотренных соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов;
- осуществление взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
- совершенствование нормативной и методической базы реализации государственных программ Воронежской области, повышение качества планирования и эффективности их реализации;
- развитие системы межбюджетных отношений, повышение эффективности предоставления и использования межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления;
- реализация инвестиционных и инфраструктурных проектов, осуществляемых в том числе за счет средств инфраструктурных и бюджетных кредитов из федерального бюджета и специальных казначейских кредитов;
- обеспечение высокого уровня открытости бюджетных данных, прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о государственных финансах.
4. Основные направления долговой политики Воронежской области на долгосрочный период
Долговая политика является производной от бюджетной политики Воронежской области и определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Целью долговой политики является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Воронежской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
Данная цель долговой политики в долгосрочном периоде будет достигаться посредством решения следующих задач:
- формирование показателей долговой устойчивости Воронежской области на уровне, обеспечивающем отнесение субъекта к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
- исполнение долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
- поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение;
- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, обеспечение равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Воронежской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 13 декабря 2017 года N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28 июня 2021 года N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- обеспечение выполнения обязательств, установленных постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов", от 5 мая 2022 года N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год", от 31 марта 2023 года N 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12 1 Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации";
- обеспечение целевого направления высвобождаемых средств в результате списания задолженности по бюджетным кредитам на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Основные риски, влияющие на сбалансированность областного бюджета
Бюджетное планирование на долгосрочный период учитывает риски неопределенности и вероятности изменения бюджетных показателей под влиянием внешних и внутренних факторов. В связи с этим необходимо предусматривать мероприятия по минимизации негативного влияния таких рисков на финансовые показатели региона.
Основными рисками реализации бюджетного прогноза являются:
- снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Воронежской области, приводящее к сокращению поступлений доходов в бюджет;
- ухудшение условий для заимствований и сокращение доступности или увеличение стоимости кредитных ресурсов;
- рост государственного и муниципального долга;
- изменение системы межбюджетных отношений, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перераспределение источников доходов бюджетов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
- передача отдельных полномочий Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации без их должного финансового обеспечения;
- принятие на федеральном уровне решений, приводящих к снижению поступлений налоговых и неналоговых доходов.
В целях минимизации бюджетных рисков планируется:
- реализация мероприятий, направленных на развитие экономического потенциала Воронежской области и максимальное наполнение доходной части консолидированного бюджета региона;
- реализация мероприятий по оптимизации и сдерживанию роста расходов и повышению их эффективности;
- поддержание экономически безопасного уровня государственного долга и минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств;
- проведение контроля за исполнением бюджета Воронежской области и местных бюджетов Воронежской области.
Прогноз основных показателей консолидированного бюджета Воронежской области, областного бюджета и местных бюджетов представлен в приложении N 1 к настоящему Бюджетному прогнозу.
Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета на долгосрочный период по государственным программам Воронежской области на период их реализации и непрограммным мероприятиям представлено в приложении N 2 к настоящему Бюджетному прогнозу.
При формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период расходы бюджета, включая расходы на реализацию государственных программ Воронежской области, могут корректироваться с учетом изменения параметров, определяющих объем и структуру бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств региона, а также решений Правительства Воронежской области по их оптимизации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.