Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Курганской области
от 26 декабря 2024 г. N 490
"О внесении изменений в постановление
Правительства Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 443"
"Приложение 1
к постановлению
Правительства Курганской области
от 29 декабря 2023 года N 443
"О государственной программе
Курганской области "Развитие
культуры в Курганской области"
Стратегические приоритеты
в сфере реализации государственной программы Курганской области "Развитие культуры в Курганской области"
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Курганской области "Развитие культуры в Курганской области"
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития. Курганская область богата огромным культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития. Сфера культуры объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного дела, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, музыкального), современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры.
Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Реализация мероприятий национального проекта "Культура" на территории региона оказала заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению.
С сентября 2021 года регион участвует в федеральной программе "Пушкинская карта", направленной на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.
По состоянию на 1 января 2024 года посещаемость мероприятий организаций культуры возросла по сравнению с уровнем 2021 года на 17% и в 2023 году составила 13 036,5 тысячи посещений.
По состоянию на 2023 год в Курганской области сфера культуры представлена сетью государственных и муниципальных учреждений культуры (1123 единицы), в число которых входят: курганское областное театрально-концертное объединение (4 учреждения культуры), областное музейное объединение (5 учреждений культуры), областной Дом народного творчества, 2 средних профессиональных учебных заведения, 491 библиотека, 568 муниципальных культурно-досуговых учреждений, учебно-методический центр по художественному образованию, 35 детских школ искусств, 16 муниципальных музеев.
С 2018 года расходы консолидированного бюджета Курганской области на культуру выросли в 1,4 раза (с 1808,4 млн. рублей в 2018 году до 2586,9 млн. рублей в 2022 году). Расходы консолидированного бюджета области на культуру за 2022 год, по сравнению с 2021 годом, увеличились на 20,28%. Финансирование программ и проектов в сфере культуры осуществляется не только за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных источников. Удельный вес расходов на культуру в общих расходах консолидированного бюджета области в 2022 году составил 3,4%.
В последние годы на территории Курганской области осуществляется внедрение новых технических средств коммуникации для возникновения на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам Курганской области доступа к знаниям, информации и культурным ценностям учреждениями культуры Курганской области осуществляется информационное наполнение портала культурного наследия, традиций народов России "Культура.РФ", в частности размещение региональных онлайн-трансляций, проводимых учреждениями культуры Курганской области.
Государственные библиотеки Курганской области принимают участие в формировании Национальной электронной библиотеки, обеспечивающей широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
Заметную роль в развитии цифровых технологий сыграла пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам Курганской области в сфере культуры в 2021 году составило около 3 млн. единиц, превысив при этом уровень 2019 года почти в 2 раза.
Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:
отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;
значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;
здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;
низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);
недостаток квалифицированных кадров в сфере культуры.
Решение указанных проблем обеспечит развитие сферы культуры в соответствии с приоритетами и целями государственной политики и окажет существенное влияние на достижение национальных целей развития Курганской области.
Раздел II. Приоритеты и цель государственной политики в сфере реализации государственной программы Курганской области "Развитие культуры в Курганской области"
Приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
Законом Российской Федерации 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры";
Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2024 года N 2501-р.
Требования к государственной политике на территории Курганской области в сфере культуры определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере культуры, в том числе Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле", Федеральным законом от 17 июня 1996 года N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", а также законами и иными правовыми актами Курганской области.
Государственная программа Курганской области "Развитие культуры в Курганской области" (далее - государственная программа) оказывает влияние на достижение показателей, установленных для Курганской области, в рамках национальной цели развития Российской Федерации "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" (далее - национальная цель) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие в качестве основы экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепление общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества, повышение качества жизни в Российской Федерации.
Такой подход базируется на положениях Основ государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, согласно которым:
государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России;
государственная культурная политика понимается как широкое межотраслевое явление, охватывающее все виды культурной деятельности, социальные и гуманитарные науки, образование, межнациональные отношения, вопросы поддержки и продвижения российской культуры за рубежом, международного гуманитарного и культурного сотрудничества, воспитания и самовоспитания граждан, просвещения, развития детского и молодежного движения, информационного пространства страны.
В связи с этим на современном этапе развития региона государственная культурная политика будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
продвижение статуса культуры как национального приоритета, укрепление позиций государства в сфере культуры;
сохранение единого культурного пространства на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций народа России как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
формирование и реализация ценностно-ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
продвижение в культурном пространстве нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;
стимулирование повышения качества и разнообразия культурной жизни в малых, удаленных, сельских населенных пунктах, разработка и реализация программ поддержки их культурной инфраструктуры;
создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
цифровая трансформация сферы культуры, обеспечение инновационного развития сферы культуры, усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного и исторического наследия;
осуществление мер государственной поддержки современного изобразительного искусства;
развитие гастрольной деятельности учреждений культуры;
расширение спектра возможностей и доступных гражданам услуг в сфере культуры посредством введения и развития новых организационных форм и методов работы (разработка и реализация комплексных культурных программ, предусматривающих вовлечение групп детей, подростков, молодежи и родителей, в том числе культурных олимпиад, добровольческих движений в сфере культуры, поддержка культурных стартапов и др.);
содействие развитию творческих (креативных) индустрий, создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора;
модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
повышение социального статуса работников культуры;
совершенствование системы подготовки кадров в сфере культуры.
Целью государственной программы является повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры, в том числе поддержка к концу 2028 года не менее 238 творческих инициатив и проектов.
Раздел III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения
Задачами государственного управления являются:
1) развитие деятельности организаций культуры:
обеспечение деятельности организаций культуры;
развитие гастрольной и выставочной деятельности региональных и муниципальных учреждений культуры;
поддержка творческой деятельности региональных и муниципальных театров, в том числе детских, учреждений культурно-досугового типа;
государственная поддержка лучших муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений;
поддержка непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры для обеспечения организаций культуры высокопрофессиональными кадрами.
Обеспечение отношения средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации на уровне 100 процентов;
2) повышение вовлеченности граждан в деятельность в сфере культуры (создание условий для реализации творческого потенциала, воспитания на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей):
продвижение талантливой молодежи в сфере искусства;
поддержка реализации проектов, направленных на возрождение духовных традиций и сохранение национального культурного наследия, содействие реализации талантливых и перспективных проектов в области культуры и искусства;
поддержка творческих проектов в области культуры и искусства, поддержка развития добровольческой (волонтерской) деятельности в сфере культуры;
содействие развитию творческих (креативных) индустрий (создание школ креативных индустрий).
К концу 2026 года планируется увеличение числа посещений культурных мероприятий до 21505 тысяч единиц;
3) развитие инфраструктуры в сфере культуры:
переоснащение муниципальных библиотек (создание модельных муниципальных библиотек);
проведение реновации муниципальных организаций сферы культуры;
реконструкция и капитальный ремонт региональных театров кукол;
создание и модернизация учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
строительство центров культурного развития в субъектах Российской Федерации в городах с численностью жителей до 300 тыс. человек;
обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. человек;
модернизация и оснащение музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств по видам искусств и училищ);
реконструкция и капитальный ремонт региональных и муниципальных театров;
модернизация региональных и муниципальных библиотек. К концу 2026 года планируется повысить уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры до 63,2 процента нормативного уровня обеспеченности, увеличить долю зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 87,1 процента в общем количестве зданий таких учреждений;
4) внедрение цифровых технологий в сфере культуры:
создание виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях для трансляции знаковых культурных мероприятий.
Раздел IV. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
В рамках государственной программы реализуются мероприятия, направленные на достижение национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" и ее целевых показателей и задач:
создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
обеспечение к 2030 году функционирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию 100 процентов обучающихся;
обеспечение продвижения и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей в рамках не менее 70 процентов проектов в сфере культуры, искусства и народного творчества, финансируемых государственными институтами развития, к 2030 году и не менее 80 процентов таких проектов к 2036 году;
повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества.
В рамках указанной национальной цели государственная программа направлена на достижение следующих целевых показателей:
доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений;
доля региональных и муниципальных театров, учреждений культурно-досугового типа, в которых созданы новые постановки и (или) обеспечено развитие в укреплении материально-технической базы и созданию новых постановок, по отношению к запланированной к 2030 году;
количество новых книг, поступивших в фонды библиотек муниципальных образований и государственных общедоступных библиотек субъектов Российской Федерации;
количество региональных и муниципальных театров, учреждений культурно-досугового типа, в которых созданы новые постановки и (или) обеспечено развитие и укрепление материально-технической базы, а также учреждений культуры и образовательных организаций в сфере культуры, получивших государственную символику Российской Федерации;
отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) субъектов Российской Федерации;
увеличение книговыдачи в субъектах Российской Федерации;
уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры;
число посещений культурных мероприятий;
число посещений мероприятий организаций культуры.
Достижение указанных целевых показателей осуществляется в рамках реализации региональных проектов "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры" ("Культурная среда") (Курганская области)", "Создание условий для реализации творческого потенциала нации" ("Творческие люди") (Курганская область), "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры" ("Цифровая культура") (Курганская область)", предусматривающих мероприятия по следующим направлениям:
переоснащение муниципальных библиотек по модельному стандарту;
оснащение образовательных учреждений в сфере культуры (детские школы искусств по видам искусств) музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами;
строительство и (или) капитальный ремонт культурно-досуговых учреждений в сельской местности;
капитальный ремонт региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств;
реконструкция и (или) капитальный ремонт муниципальных музеев;
техническое оснащение муниципальных музеев;
оказание государственной поддержки лучшим работникам сельских учреждений культуры;
оказание государственной поддержки лучшим сельским учреждениям культуры;
создание виртуальных концертных залов на площадках организаций культуры, в том числе в домах культуры, библиотеках, музеях, для трансляции знаковых культурных мероприятий;
модернизация муниципальных библиотек;
создание школ креативных индустрий.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Курганской области от 26 декабря 2024 г. N 490 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.