Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению Губернатора
Нижегородской области
от 20 декабря 2024 г. N 1929-р
"УТВЕРЖДЕН
распоряжением Губернатора
Нижегородской области
от 28 декабря 2021 г. N 1936-р
Перечень
товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Нижегородской области
N п/п |
Наименование рынка |
Обоснование включения товарного рынка в перечень |
Наименование ключевого показателя |
Плановые значения показателя |
Ответственные исполнители |
||||
|
|
|
31 декабря 2021 г. |
31 декабря 2022 г. |
31 декабря 2023 г. |
31 декабря 2024 г. |
31 декабря 2025 г. |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Товарные рынки для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации, предусмотренные приложением к стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. N 768-р (далее - Стандарт) | |||||||||
1. |
Рынок услуг дошкольного образования |
Текущая ситуация. На рынке услуг дошкольного образования Нижегородской области функционируют 1112 организации, реализующих программы дошкольного образования, из них 98,3% - государственной и муниципальной формы собственности, 1,7% - частные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность по программам дошкольного образования (услуги дошкольного образования оказывает также ряд общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования). По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 1 46% респондентов оценили уровень конкуренции на рынке как умеренный, 36% - как высокий, 18% находят конкуренцию слабой. Участники опроса отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. По результатам опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга основная масса опрошенных (77%) говорит о достаточном количестве организаций в сфере услуг дошкольного образования. Качеством услуг дошкольного образования удовлетворено 73% опрошенных потребителей, уровнем цен - 52%. Проблематика. Среди экономических барьеров предприниматели отмечают низкую рентабельность при высоком уровне первоначальных вложений, дополнительные затраты, обусловленные необходимостью соблюдения критериев по помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям, а также высокую стоимость их аренды / покупки. Обоснование выбора рынка. В Нижегородской области обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет, а также для детей до 3 лет. Доступность дошкольного образования обеспечивается в том числе посредством развития негосударственных форм дошкольного образования. Меры по развитию конкуренции. Предоставление государственной поддержки частным образовательным организациям. Повышение уровня квалификации руководителей и педагогов частных дошкольных образовательных организаций. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей, в том числе по вопросам лицензирования |
Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, % |
0,8 |
1 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
Министерство образования и науки Нижегородской области |
2. |
Рынок услуг общего образования |
Текущая ситуация. Рынок общего образования представлен 861 образовательной организацией, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, из которых основная часть - 97,3% - организации государственной и муниципальной формы собственности, 2,7% составляют частные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 44% считают уровень конкуренции высоким, треть опрошенных (33%) - умеренным, 22% - слабый. Большинство потребителей (77%) указали на достаточность числа организаций, оказывающих общеобразовательные услуги, 13% респондентов считают, что организаций на рынке недостаточно. Уровень цен не устраивает 25% потребителей. Качество образовательных услуг положительно оценили 68% опрошенных потребителей. Проблематика. Высокая стоимость родительской платы в частных общеобразовательных организациях ограничивает доступ учащихся к их услугам. Необходимость соблюдения критериев по помещениям, соответствующим современным санитарным и противопожарным требованиям, а также высокая стоимость их аренды / покупки. Обоснование выбора рынка. Недостаточное количество мест в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (наличие второй смены). Меры по развитию конкуренции. Предоставление государственной поддержки частным образовательным организациям. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей, в том числе по вопросам лицензирования |
Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, % |
1,5 |
1,6 |
2,2 |
2,5 |
2,5 |
Министерство образования и науки Нижегородской области |
3. |
Рынок услуг среднего профессионального образования |
Текущая ситуация. Рынок среднего профессионального образования представлен 73 организациями, из которых основная часть (94,5%) - организации государственной собственности, 5,5% составляют частные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды половина опрошенных считают уровень конкуренции на рынке высоким, половина - слабым. Участники опроса отметили отсутствие административных барьеров на рынке. По результатам опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга качество услуг положительно оценили 56% опрошенных (29% респондентов затруднились с ответом). Проблематика. Недостаточный уровень популяризации рабочих профессий в молодежной среде. Недостаточный уровень развития инфраструктуры системного образования для проведения Чемпионата по профессиональному мастерству "Профессионалы". По результатам опроса потребителей 33% респондентов считают, что на рынке недостаточное количество организаций, 26% не удовлетворены уровнем цен на данном рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения доступными качественными услугами в сфере среднего профессионального образования. Необходимость подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для диверсифицированной экономики Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Привлечение организаций частной формы собственности к созданию на их основе ресурсных центров подготовки кадров для промышленных организаций Нижегородской области. Вовлечение студентов частных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования во Всероссийскую линейку чемпионатного движения |
Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, % |
9 |
9,1 |
9,2 |
9,3 |
9,4 |
Министерство образования и науки Нижегородской области |
4. |
Рынок услуг дополнительного образования детей |
Текущая ситуация. Рынок услуг дополнительного образования детей представлен более 540 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть - 73% - образовательные организации государственной и муниципальной формы собственности, 27% составляют частные образовательные организации. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 43% респондентов считают конкуренцию на рынке умеренной, 14% - высокой и очень высокой, 36% - слабой или говорят об ее отсутствии. Большинство опрошенных предпринимателей (88%) отмечают отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Качеством услуг дополнительного образования детей удовлетворены 70% опрошенных потребителей. Проблематика. 21% опрошенных потребителей отметили недостаточность организаций на этом рынке, 29% не удовлетворены уровнем цен. Высокие требования по соответствию стандартам реализации программ дополнительного образования. Высокая стоимость аренды помещений. Обоснование выбора рынка. Высокая востребованность услуг дополнительного образования детей со стороны населения. Меры по развитию конкуренции. Развитие господдержки частных образовательных организаций. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей, % |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
6,4 |
6,5 |
Министерство образования и науки Нижегородской области |
5. |
Рынок услуг детского отдыха и оздоровления |
Текущая ситуация. В системе загородного отдыха детей Нижегородской области работает 48 загородных детских оздоровительных лагерей и 7 санаторно-оздоровительных лагерей, из них частных - 14 организаций. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 75% опрошенных предпринимателей оценили уровень конкуренции на рынке как слабый, 25% - как умеренный. Участники опроса отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Проблематика. 43% потребителей не удовлетворены количеством организаций, оказывающих услуги детского отдыха и оздоровления. 34% респондентов не удовлетворены ценами на услуги. Обоснование выбора рынка. Недостаточность количества организаций, оказывающих услуги детского отдыха и оздоровления (по мнению потребителей). Меры по развитию конкуренции. Развитие материально-технической базы загородных детских оздоровительных учреждений на основе государственно-частного партнерства. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности, % |
20 |
20,2 |
20,4 |
20,6 |
20,8 |
Министерство образования и науки Нижегородской области |
6. |
Рынок медицинских услуг |
Текущая ситуация. На рынке медицинских услуг Нижегородской области функционируют 1 401 хозяйствующий субъект, из которых основная часть (90,3%) частные организации, остальные - организации государственной формы собственности. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 54% опрошенных организаций считают конкуренцию на данном рынке умеренной, 23% - высокой или очень высокой, 18% - слабой либо отмечают ее отсутствие. Большая часть предпринимателей (84%) отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Среди опрошенных в рамках ежегодного мониторинга потребителей 46% отмечают недостаточное количество организаций на рынке. Нехватка медицинских организаций ощущается в большинстве муниципалитетах Нижегородской области, особенно в сельской местности. Проблематика. 58% респондентов не устраивает уровень цен на услуги, качеством медицинских услуг не удовлетворено 50% опрошенных потребителей. Обоснование выбора рынка. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. Меры по развитию конкуренции. Поддержка частных медицинских организаций за счет вовлечения их в реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, % |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Министерство здравоохранения Нижегородской области, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области (по согласованию) |
7. |
Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами |
Текущая ситуация. Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями представлен 390 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть 98,2% - частные организации (1,8% - организации государственной и муниципальной формы собственности). По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды треть опрошенных предпринимателей считают, что конкуренция на данном рынке высокая или очень высокая, 39% отмечают умеренную конкуренцию. 88% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Большинство потребителей (86%) отметили достаточное (даже избыточное) количество организаций на данном рынке. Положительно оценили качество товаров 78% участников опроса. Проблематика. Уровнем цен на данном рынке не удовлетворены 48% потребителей. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения доступными и качественными услугами розничной торговли лекарственными препаратами. Меры по развитию конкуренции. Повышение информированности предпринимателей, в том числе по вопросам действующих мер государственной поддержки и лицензирования |
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, % |
92,5 |
92,6 |
92,7 |
92,8 |
92,9 |
Министерство здравоохранения Нижегородской области (по компетенции), министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
8. |
Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья |
Текущая ситуация. Услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Нижегородской области оказывают более 50 организаций, из которых основная часть 77% - организации государственной формы собственности, 23% - частные организации. Кроме того, на базе дошкольных образовательных организаций открыто более 240 консультативных пунктов, оказывающих детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь |
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, % |
3 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
Министерство образования и науки Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области (по компетенции) |
|
|
По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 43% респондентов оценили уровень конкуренции на рынке как умеренный, 57% - как слабый или отметили отсутствие конкуренции на рынке. 86% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Проблематика. По результатам опроса потребителей 39% респондентов считают, что на данном рынке действует недостаточное количество организаций. 22% респондентов не устраивает уровень цен на услуги. Обоснование выбора рынка. Недостаточность организаций на данном рынке (определена потребителями). Меры по развитию конкуренции. Государственная поддержка частных организаций, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение специалистов, работающих с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Реализация обучающих программ для родителей с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе социально-ориентированных некоммерческих организаций. Информирование населения о возможностях получения в Нижегородской области услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического со-провождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, % |
10 |
10,2 |
10,4 |
10,6 |
10,8 |
|
9. |
Рынок социальных услуг |
Текущая ситуация. На рынке услуг социального обслуживания населения действуют 228 хозяйствующих субъектов, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, из них 69 - негосударственные организации. В рамках ежегодного мониторинга 40% опрошенных предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке социальных услуг умеренным, 43% - слабым или отметили отсутствие конкуренции на рынке. В результате опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга 31% респондентов отметили недостаточность организаций, работающих в сфере социального обслуживания населения. Качество услуг положительно оценили 51% респондентов. Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством на рынке социальных услуг. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью увеличения доступности и повышения качества социальных услуг. Меры по развитию конкуренции. Государственная поддержка негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги. Проведение независимой оценки качества социальных услуг. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, % |
62,3 |
62,5 |
62,6 |
62,7 |
62,8 |
Министерство социальной политики Нижегородской области, министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
10. |
Рынок ритуальных услуг |
Текущая ситуация. Рынок ритуальных услуг представлен 238 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть (97,1%) - частные организации, 2,9% - организации муниципальной формы собственности. По результатам ежегодного опроса предпринимателей в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 37% опрошенных предпринимателей оценивают уровень конкуренции на рынке как умеренный, 24% респондентов характеризуют конкуренцию как высокую и очень высокую, 33% считают, что конкуренция слабая или ее нет совсем. 88% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. По результатам опроса потребителей 74% говорит о достаточном и даже избыточном количестве организаций в сфере ритуальных услуг. Качество ритуальных услуг положительно оценили 53% респондентов, 39% затруднились с ответом. Проблематика. По результатам опроса потребителей 30% не удовлетворены уровнем цен. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке в целях обеспечения населения доступными и качественными услугами. Меры по развитию конкуренции. Повышение прозрачности процедуры получения земельных участков. Регламентирование процедур предоставления мест для захоронений на муниципальном уровне. Проведение инвентаризации действующих мест погребения (кладбищ) |
Доля организаций частной формы собственности в сфере ритуальных услуг, % |
52,3 |
52,4 |
52,5 |
52,6 |
52,7 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
11. |
Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии) |
Текущая ситуация. Рынок теплоснабжения представлен 318 хозяйствующими субъектами, из которых основная часть - 90% - частные организации и 10% составляют организации государственной и муниципальной формы собственности. По результатам ежегодного опроса в рамках мониторинга состояния конкурентной среды 23% опрошенных предпринимателей считают уровень конкуренции на рынке умеренным, 65% - слабым или отметили отсутствие конкуренции на рынке. Качество услуг положительно оценили 55% потребителей (28% затруднились с ответом). Проблематика. Высокий уровень износа основных фондов. По результатам опроса потребителей 39% не удовлетворены уровнем цен. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции на рынке (по мнению предпринимателей). Неудовлетворенность потребителей уровнем цен, недостаточно высокая удовлетворенность качеством услуг. Меры по развитию конкуренции. Передача в управление частным операторам на основе концессионных соглашений объектов теплоснабжения |
Доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии), % |
72,8 |
72,9 |
73 |
73,1 |
73,2 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
12. |
Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (далее ТКО) |
Текущая ситуация. В Нижегородской области работают 6 региональных операторов, с каждым из которых заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (все являются организациями частной формы собственности). Региональные операторы заключили на конкурсной основе договоры на транспортировку ТКО с операторами по обращению с ТКО. По мнению 21% опрошенных организаций конкуренция на данном рынке умеренная, 71% опрошенных назвали конкуренцию слабой или отмечают ее отсутствие. 88% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. 36% опрошенных потребителей не устраивает количество организаций на рынке. Не удовлетворены уровнем цен на предоставляемые услуги 38% опрошенных. 32% респондентов не удовлетворены качеством предоставляемых услуг. Проблематика. Низкий уровень развития конкуренции на рынке по оценке предпринимателей. Недостаточно высокая удовлетворенность потребителей уровнем цен и качеством услуг. Ограниченный доступ к закупкам малых и средних предприятий ввиду размещения лотов с большими объемами услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Обоснование выбора рынка. Обеспечение равных условий всем участникам рынка в целях недопущения монополизации рынка; повышение качества услуг. Меры по развитию конкуренции. Обеспечение равного доступа к конкурсным процедурам |
Доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
13. |
Рынок выполнения работ по благоустройству городской среды |
Текущая ситуация. На территории Нижегородской области действуют более 360 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по благоустройству, из которых более 80% - частные организации. Также присутствуют на рынке муниципальные организации. В рамках мониторинга 42% опрошенных предпринимателей считают конкуренцию умеренной, 41% отметили, что конкуренция на данном рынке слабая или вовсе отсутствует. 91% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. 38% потребителей, участвующих в опросе, отметили недостаток организаций на данном рынке. 57% опрошенных потребителей удовлетворены качеством услуг по благоустройству, 40% - уровнем цен на рынке. Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей уровнем цен и качеством услуг. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции по оценке предпринимателей. Недостаточное количество хозяйствующих субъектов на данном рынке, по мнению потребителей. Благоустройство городской среды является приоритетным направлением развития в рамках реализации национальных проектов (НП "Жилье и городская среда"). Меры по развитию конкуренции. Обеспечение прозрачности и равноправного доступа к закупкам для всех участников рынка. Вовлечение населения в процесс определения и реализации приоритетных проектов по благоустройству городской среды. Консультационная поддержка предпринимателей. |
Доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по благоустройству городской среды, % |
60,4 |
60,5 |
60,6 |
60,7 |
60,8 |
Органы местного самоуправления городских и муниципальных округов Нижегородской области (далее - ОМСУ) (по согласованию) |
14. |
Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме |
Текущая ситуация. Всего на данном рынке действуют 2 167 хозяйствующих субъектов, из них большинство частных (98,4%), остальные муниципальные. В рамках ежегодного мониторинга состояния конкуренции 47% опрошенных предпринимателей отметили умеренный уровень развития конкуренции на рынке, 42% респондентов отметили, что конкуренция на данном рынке слабая или вовсе отсутствует. 94% предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По результатам опроса потребителей, не удовлетворены качеством услуг 36% потребителей, уровнем цен на рынке - 42% потребителей. Проблематика. Недостаточный уровень развития конкуренции по оценке самих предпринимателей. Низкий уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг и уровнем цен на данном рынке. Обоснование выбора рынка. Обеспечение равных условий участникам рынка. Повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг. Меры по развитию конкуренции. Усиление мер по более тщательной проверке домоуправляющих компаний при получении лицензий. Недопущение необоснованного укрупнения лотов при организации и проведении конкурсов по отбору управляющей организации, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 |
Доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, % |
98,4 |
98,5 |
98,6 |
98,7 |
98,8 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
15. |
Рынок поставки сжиженного газа в баллонах |
Текущая ситуация. В Нижегородской области природный газ присутствует в 45 муниципальных и городских округах Нижегородской области из 51, уровень газификации населения природным и сжиженным газом в соответствии с паспортом газового хозяйства Нижегородской области по состоянию на 1 января 2024 г. составляет 82,5%. На территории Нижегородской области 6 организаций осуществляют заправку бытовых баллонов сжиженным углеводным газом (все организации частные). В качестве уполномоченных газораспределительных организаций по поставке сжиженных углеводородных газов для бытовых нужд населения Нижегородской области выступают две из них: ООО "Газэнергосеть - Нижний Новгород", ЗАО "Реал-Инвест". В рамках ежегодного мониторинга половина опрошенных предпринимателей отмечают, что конкуренция на рынке слабая, 50% затруднились с ответом. Об отсутствии существенных административных барьеров на рынке говорят 83% предпринимателей. При опросе 18% потребителей отметили нехватку организаций на рынке (при этом более 50% затруднились с ответом). Уровнем цен удовлетворены 29% отпрошенных потребителей, качество устраивает 34% (порядка 60% респондентов затруднились оценить уровень цен и качество услуг на данном рынке). Проблематика. Недостаточное, по мнению потребителей, число организаций на данном рынке. Невысокий уровень удовлетворенности потребителей уровнем цен на рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке в целях обеспечения потребностей населения в поставках сжиженного газа в баллонах. Меры по развитию конкуренции. Мониторирование рынка поставки сжиженного газа в баллонах |
Доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
16. |
Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) |
Текущая ситуация. На территории Нижегородской области осуществляют деятельность на розничном рынке по продаже электрической энергии (мощности) более 25 сбытовых организаций, включающих четыре гарантирующих поставщика и независимые сбытовые организации (все являются частными организациями). По результатам опроса предпринимателей 47% респондентов отмечают, что конкуренция слабая или ее вообще нет, 12% участников опроса считают уровень конкуренции на рынке умеренным, 29% затруднились оценить. Качеством услуг на рынке удовлетворены 53% опрошенных потребителей (37% затруднились с ответом). Уровень цен на данном рынке устраивает 37% респондентов (32% - не устраивает). Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей уровнем цен и качеством услуг на данном рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции необходимо в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения и организаций Нижегородской области. Исключение возможностей для тарифной дискриминации. Меры по развитию конкуренции. Внедрение института лицензирования энергосбытовой деятельности. Осуществление государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками |
Доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, региональная служба по тарифам Нижегородской области |
17. |
Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации |
Текущая ситуация. На розничном рынке производства электрической энергии Нижегородской области осуществляют деятельность 3 организации, имеющие частную форму собственности. В Нижегородской области дефицит электрической энергии отсутствует. Требуемая для потребителя электрическая энергия поступает в энергосистему Нижегородской области в полном объеме по развитым магистральным электрическим сетям. По результатам опроса предпринимателей в рамках ежегодного мониторинга респонденты считают уровень развития конкуренции на рынке слабым или говорят об ее отсутствии. Участники опроса отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Проблематика. Высокий уровень капиталовложений на этапе открытия бизнеса. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции необходимо в целях обеспечения бесперебойного энергоснабжения населения и организаций Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Осуществление государственного контроля (надзора) в части соблюдения стандартов раскрытия информации. Поддержка инвестиционных проектов, направленных на внедрение новых современных технологий, в том числе энергосберегающих |
Доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
18. |
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок |
Текущая ситуация. На территории Нижегородской области действуют более 130 организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, из которых около 100 - организации частной формы собственности (76%), четверть организаций на рынке - муниципальной формы собственности (24%). По результатам ежегодного мониторинга 40% опрошенных предпринимателей считают конкуренцию на рынке умеренной, 40% - слабой или говорят об ее отсутствии, 20% отмечают высокий и очень высокий уровень конкуренции. 72% предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По итогам ежегодного опроса 47% потребителей отметили недостаточное количество организаций, предоставляющих услуги на данном рынке. 34% респондентов высказали неудовлетворение качеством услуг по перевозке, 35% опрошенных потребителей не удовлетворены уровнем цен. Проблематика. Наличие нелегальных перевозчиков в муниципальных образованиях Нижегородской области. Недостаточно высокая удовлетворенность потребителей качеством услуг и уровнем цен. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения Нижегородской области качественными транспортными услугами. Обеспечение равных условий для участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Усиление контроля за нелегальными перевозчиками. Обеспечение прозрачности конкурсов на право осуществления перевозок. Мониторинг пассажиропотока |
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, % |
53 |
53,5 |
54 |
54,5 |
55 |
ОМСУ (по согласованию) |
19. |
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок |
Текущая ситуация. На рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок работают 46 перевозчиков частной формы собственности, что составляет 2/3 от общего числа перевозчиков, работающих на межмуниципальных маршрутах, остальные - муниципальные перевозчики. В рамках ежегодного мониторинга предпринимателей 53% опрошенных считают уровень конкуренции на рынке умеренным, треть - слабым или говорят об отсутствии конкуренции на рынке. 80% предпринимателей отметили, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. В рамках ежегодного мониторинга 42% потребителей отметили недостаточность организаций, предоставляющих услуги на данном рынке. 35% опрошенных потребителей не устраивает уровень цен на данном рынке, качеством услуг не удовлетворены 29% респондентов. Проблематика. Неудовлетворенность потребителей уровнем цен и качеством услуг на рынке. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению предпринимателей. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции на рынке с целью обеспечения населения области доступными и качественными транспортными услугами. Меры по развитию конкуренции. Создание равных условий для всех участников рынка, в том числе за счет повышения информированности об условиях конкурсного отбора перевозчиков. Снижение недобросовестной конкуренции |
Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, % |
64 |
64,1 |
64,2 |
64,3 |
64,4 |
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области |
20. |
Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области |
Текущая ситуация. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области представлен 937 хозяйствующими субъектами (все частной формы собственности). По итогам ежегодного мониторинга 41% опрошенных предпринимателей оценивают уровень конкуренции на данном рынке как умеренный, 27% - как высокий или очень высокий. Большинство (93%) предпринимателей отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. Среди опрошенных в рамках ежегодного мониторинга потребителей большинство (61%) отмечают достаточное количество организаций на рынке. Уровнем цен на данном рынке удовлетворены 37% опрошенных (37% - не удовлетворены), качеством услуг - 55%. Проблематика. Сложность процедуры получения лицензии. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей качеством услуг и уровнем цен на рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях обеспечения населения качественными услугами легкового такси. Меры по развитию конкуренции. Консультирование участников рынка по вопросам получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке и получения государственной поддержки за счет средств областного бюджета |
Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Нижегородской области, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области |
21. |
Рынок оказания услуг по ремонту автотранспортных средств |
Текущая ситуация. Рынок ремонта автотранспортных средств представлен 2643 хозяйствующими субъектами. Все они являются частными. 45% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, оценивают общее состояние конкуренции на рынке как умеренное, еще 28% оценили уровень конкуренции на данном рынке как высокий и очень высокий. Большинство предпринимателей (89%) при опросе отметили отсутствие существенных административных барьеров на рынке. По результатам опроса потребителей, качеством работ, предоставляемых на рынке, удовлетворены около 52% опрошенных. При этом уровень цен не устраивает 29% респондентов. Проблематика. Неравномерное распределение объектов по ремонту автотранспортных средств на территории Нижегородской области. Среди основных административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса на данном рынке, предприниматели отметили сложность процедур получения государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью обеспечения населения доступными и качественными услугами авторемонтных организаций. Меры по развитию конкуренции. Содействие реализации инвестиционных проектов в сфере ремонта автотранспортных средств (по созданию современных объектов на территории муниципальных и городских округов Нижегородской области). Консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по ремонту автотранспортных средств, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
22. |
Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
Текущая ситуация. На рынке услуг, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" присутствуют 59 хозяйствующих субъектов. Все они являются частными. Треть (43%) опрошенных предпринимателей оценивают уровень конкуренции на рынке как умеренный, 7% отмечают высокий уровень конкуренции, вместе с тем 43% считают, что конкуренция на данном рынке слабая либо отсутствует. 79% респондентов отметили, что за последние 3 года уровень конкуренции на данном рынке не изменился, 14% заявили об увеличении числа конкурентов |
Увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, % по отношению к показателям 2021 года |
0 |
+5 |
+10 |
+15 |
+20 |
Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) |
|
|
В рамках ежегодного мониторинга развития конкуренции, большинство опрошенных потребителей (69%) говорит о достаточном выборе организаций на рынке. 48% опрошенных потребителей удовлетворены уровнем цен на рынке, при этом 34% респондентов высказали неудовлетворенность. Качество услуг устраивает 64% респондентов (не устраивает - 20%). Проблематика. Высокие затраты на строительство объектов связи. Среди административных барьеров часть предпринимателей указали на сложность процедур участия в государственных закупках, получения лицензий. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью снижения цифрового неравенства территорий Нижегородской области и обеспечения населения качественным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Меры по развитию конкуренции. Оказание содействия операторам связи в реализации инвестиционных проектов по строительству объектов связи на территории Нижегородской области, в том числе в размещении оборудования базовых станций на землях и объектах государственной и муниципальной собственности на территории Нижегородской области. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области |
23. |
Рынок жилищного строительства |
Текущая ситуация. Рынок жилищного строительства представлен 4569 хозяйствующими субъектами, основная часть которых - частные организации, 2 организации имеют региональную форму собственности, 1 - муниципальную форму собственности. По результатам опроса половина респондентов считают конкуренцию на рынке умеренной, 21% - высокой или очень высокой, при этом около четверти (24%) респондентов считают конкуренцию слабой или отмечают ее отсутствие. Большинство предпринимателей (86%) считают, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Проблематика. По результатам опроса в рамках ежегодного мониторинга среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, предприниматели отметили сложность процедур получения лицензий. По результатам опроса потребителей в рамках ежегодного мониторинга 46% респондентов не удовлетворены уровнем цен на рынке жилищного строительства, качеством не удовлетворены 22% опрошенных потребителей. Обоснование выбора рынка. Создание условий для развития рынка с целью повышения обеспеченности населения жильем и сдерживания роста цен на него. Меры по развитию конкуренции. Мониторинг фактических сроков прохождения процедур, необходимых для сбора документов, предъявляемых в уполномоченный орган для оформления разрешения на строительство. Информационная и консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства, % |
90,3 |
90,4 |
90,6 |
90,8 |
91 |
Министерство строительства Нижегородской области |
24. |
Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования) |
Текущая ситуация. На рынке дорожного строительства присутствуют 492 хозяйствующих субъекта. Все организации являются частными. По результатам ежегодного опроса 4% предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 13% - как высокую и очень высокую, при этом 44% респондентов считают конкуренцию слабой или отмечают ее отсутствие. По результатам ежегодного опроса большинство предпринимателей (89%) отметили, что существенные административные барьеры, препятствующие ведению бизнеса на рынке, отсутствуют. Проблематика. Ограниченный доступ малых и средних организаций к крупным строительным проектам. Часть респондентов среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, отметили сложность процедуры участия в государственных закупках. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития (по мнению самих предпринимателей) конкуренции на рынке. Развитие конкуренции на рынке с целью развития дорожной инфраструктуры Нижегородской области и повышения транспортной доступности всех населенных пунктов Нижегородской области. Развитие транспортной инфраструктуры является приоритетным направлением пространственного развития региона, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889. Меры по развитию конкуренции. Повышение прозрачности, открытости процедуры торгов, в том числе повышение информированности участников рынка - субъектов малого и среднего предпринимательства. Консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по процедурам участия в государственных закупках |
Доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, государственное казенное учреждение Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (по согласованию) |
25. |
Рынок архитектурно-строительного проектирования |
Текущая ситуация. На данном рынке присутствуют 592 хозяйствующих субъекта, в том числе 581 - частные организации, 8 - муниципальные, 3 - государственные. По результатам опроса 39% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 52% - как слабую или отмечают ее отсутствие. Большинство участников опроса (80%) считают, что существенные административные барьеры на рынке отсутствуют. Часть предпринимателей указали на сложность процедур участия в государственных и муниципальных закупках, получения доступа к земельным участкам (по 5%). Проблематика. Ограниченный доступ малых и средних организаций к архитектурно-строительному проектированию крупных проектов. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению самих предпринимателей. Обоснование выбора рынка. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Консультирование предпринимателей по вопросам получения разрешения на строительство и земельных участков под строительство, а также предоставления государственной поддержки, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства |
Доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования, % |
80,3 |
80,4 |
80,5 |
80,6 |
80,7 |
Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области (по компетенции) |
26. |
Рынок лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов |
Текущая ситуация. Рынок представлен 8 государственными ветеринарными лабораториями и 11 частными лабораториями. 67% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, при этом треть респондентов считают конкуренцию высокой. Среди административных барьеров предприниматели указали: сложность процедуры получения лицензии и сертификации, получения региональной поддержки. Проблематика. Недостаточное количество частных организаций по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Недостаточно оптимальная схема размещения организаций по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на территории Нижегородской области. Обоснование выбора рынка. Создание равных условий для участников рынка. Развитие конкуренции в целях создания благоприятных условий для развития агропромышленных организаций Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационной и информационной поддержки участникам рынка |
Доля организаций частной формы собственности в сфере лабораторных исследований для выдачи ветеринарных сопроводительных документов, % |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
57,9 |
Комитет ветеринарии Нижегородской области |
27. |
Рынок племенного животноводства |
Текущая ситуация. Всего на данном рынке 34 хозяйствующих субъекта, все они являются частными. В рамках ежегодного мониторинга 42% опрошенных предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 12% как высокую, при этом 42% респондентов считают конкуренцию слабой или говорят о ее отсутствии. Проблематика. Необходимость увеличения видового и породного разнообразия племенного скота и птицы, разводимых на территории Нижегородской области. Доля племенного поголовья коров от общего поголовья дойного стада сельскохозяйственных организаций - 34%. Ограниченный спрос на производимую продукцию, обусловленный отсутствием у производителей сельскохозяйственных товаров средств для закупки высокопродуктивного скота и птицы. Обоснование выбора рынка. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики Нижегородской области. Обеспечение сельскохозяйственных организаций Нижегородской области высокопродуктивными породами скота и птицы в целях повышения конкурентоспособности животноводческой отрасли. Недостаточно высокий уровень племенного поголовья в общем поголовье дойного стада. Меры по развитию конкуренции. Поддержка развития племенного животноводства в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 280. Оказание содействия в регистрации организаций Нижегородской области в государственном племенном регистре Российской Федерации |
Доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
28. |
Рынок семеноводства |
Текущая ситуация. Всего на данном рынке действуют 28 хозяйствующих субъектов, из них 27 частные организации, 1 - государственная. В рамках ежегодного мониторинга 42% опрошенных предпринимателей считают, что конкуренция на данном рынке умеренная, 46% говорят, что конкуренция на рынке слабая или отсутствует, при этом 8% отметили высокую конкуренцию на данном рынке. Проблематика. Ограниченный спрос на производимую продукцию, обусловленный отсутствием у производителей сельскохозяйственных товаров средств для закупки высококачественного посевного материала. Обоснование выбора рынка. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики региона. Обеспечение нижегородских сельскохозяйственных производителей качественным семенным материалом. По мнению предпринимателей, недостаточный уровень развития конкуренции на данном рынке. Меры по развитию конкуренции. Поддержка развития элитного семеноводства в рамках государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. N 280, в том числе компенсация части затрат на приобретение элитных семян. Содействие быстрому и своевременному включению новых сортов в госреестр. Консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, % |
97 |
97 |
97 |
97 |
97 |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
29. |
Рынок вылова водных биоресурсов |
Текущая ситуация. Рынок представлен 20 хозяйствующими субъектами (все организации частные). Из них в настоящее время 4 хозяйствующих субъекта не осуществляют промышленное рыболовство на территории Нижегородской области в связи с окончанием срока действия договора на рыболовный участок. По результатам опроса предпринимателей (в рамках ежегодного мониторинга) 44%) опрошенных предпринимателей говорят об отсутствии конкуренции, 33% отмечают умеренную конкуренцию на рынке, при этом 22% респондентов считают, что конкуренция на данном рынке высокая. Проблематика. Наличие организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. Обоснование выбора рынка. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции (по оценке предпринимателей). Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в области организации промышленного рыболовства. Обеспечение равных условий участия рыбодобывающих организаций при распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов |
Доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области |
30. |
Рынок переработки водных биоресурсов |
Текущая ситуация. Рынок представлен 49 хозяйствующими субъектами (частные организации). Большинство (82%) респондентов говорят, что конкуренция на рынке слабая или отсутствует, 18% считают конкуренцию на рынке умеренной. Проблематика. Среди административных барьеров часть предпринимателей указали на сложность процедур участия в государственных закупках. Обоснование выбора рынка. Слабая конкуренция по оценке предпринимателей. Необходимость создания равных условий для всех участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Консультирование предпринимателей по вопросам предоставления государственной поддержки. Обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных закупок продукции переработки водных биоресурсов |
Доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области |
31. |
Рынок товарной аквакультуры |
Текущая ситуация. Рынок товарной аквакультуры представлен 28 хозяйствующими субъектами (все организации частные). 55% опрошенных в рамках ежегодного мониторинга предпринимателей говорят о слабой конкуренции, 30% считают конкуренцию на рынке умеренной. Проблематика. Наличие организации, занимающей доминирующее положение на рынке. Значительные затраты на обновление материально-технической базы и расширение производства. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции (по оценке предпринимателей). Развитие конкуренции с целью расширения собственного производства товарной аквакультуры. Меры по развитию конкуренции. Оказание государственной поддержки рыбоводным хозяйствам. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере развития товарной аквакультуры |
Доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области |
32. |
Рынок добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения |
Текущая ситуация. На рынке присутствуют 143 хозяйствующих субъекта (все организации частные). Более половины предпринимателей (53%) считают конкуренцию на рынке слабой или говорят об ее отсутствии, 32% - умеренной Проблематика. Среди административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, часть предпринимателей отметили сложность получения доступа к земельным участкам, процедур участия в государственных и муниципальных закупках. Недостаточная информированность участников рынка об участках недр, предлагаемых для предоставления в пользование с целью добычи полезных ископаемых. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции на рынке (по мнению предпринимателей). Создание равных условий для участников рынка. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам лицензирования, получения государственной поддержки. Обеспечение открытости аукционов на право пользования участками недр местного значения. Информирование участников рынка об участках недр, предлагаемых для предоставления в пользование с целью добычи полезных ископаемых, о проводимых аукционах на право пользования недрами местного значения |
Доля организаций частной формы собственности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения, % |
99,8 |
99,8 |
99,8 |
99,8 |
99,8 |
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области |
33. |
Рынок нефтепродуктов |
Текущая ситуация. На розничном рынке нефтепродуктов на территории Нижегородской области осуществляют свою деятельность дочерние структуры крупных вертикально интегрированных нефтяных организаций (ПАО "НК "ЛУКОЙЛ", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Татнефть"). Однако более 50% доли рынка занимают самостоятельные операторы. 41% организаций, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга, считают конкуренцию на розничном рынке нефтепродуктов умеренной, 36% - высокой или очень высокой, при этом 22% - слабой или отмечают ее отсутствие. Проблематика. Сложность входа на рынок для малых и средних предприятий ввиду осуществления на рынке деятельности крупных вертикально интегрированных компаний. Наличие организации, занимающей доминирующее положение на рынке. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью обеспечения населения качественными услугами автозаправочных станций. Обеспечение равных условий для участников рынка. Недостаточный уровень развития конкуренции по мнению предпринимателей. Меры по развитию конкуренции. Оказание мер господдержки собственникам автозаправочных комплексов, относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса. Консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области |
34. |
Рынок легкой промышленности |
Текущая ситуация. Общее число хозяйствующих субъектов (по полному кругу организаций, включая индивидуальных предпринимателей) в легкой промышленности составляет 1074 (все, за исключением одного муниципального предприятия 2, являются частными). 44% опрошенных предпринимателей отметили умеренный уровень развития конкуренции на рынке, 26% считают конкуренцию на рынке слабой или отмечают ее отсутствие, 17% - высокой или очень высокой. Проблематика. В ходе опроса среди основных административных барьеров развития конкуренции часть предпринимателей отметили сложность процедур получения региональной государственной поддержки. Обоснование выбора рынка. Недостаточный уровень конкурентоспособности нижегородских организаций в условиях высокой доли импорта на рынке. Меры по развитию конкуренции. Консультирование по вопросам предусмотренной государственной поддержки предприятий легкой промышленности и предоставление ее в рамках государственных программ. Содействие продвижению продукции нижегородских предприятий легкой промышленности |
Доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
35. |
Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева |
Текущая ситуация. Общее число хозяйствующих субъектов по обработке и производству изделий из дерева составляет 1182 (за исключением одного предприятия региональной формы собственности (2)). 36% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, оценивают уровень состояния конкуренции на данном рынке как умеренный, как высокий и очень высокий - 30%, 20% считают конкуренцию слабой или отмечают ее отсутствие. 81% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. В ходе опроса предприниматели среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке, отметили сложность процедуры получения государственной поддержки, участия в государственных закупках. Недостаточная загруженность мощностей организаций. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции в целях расширения собственного производства глубокой переработки. Меры по развитию конкуренции. Повышение уровня загрузки мощностей предприятий деревообработки и производства изделий из дерева. Консультационная поддержка предпринимателей |
Доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
36. |
Рынок производства кирпича |
Текущая ситуация. Рынок производства кирпича представлен 15 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). Более половины (57%) опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды оценивают уровень состояния конкуренции как умеренный. Вместе с тем, 43% считают конкуренцию на данном рынке слабой или отмечают ее отсутствие. 86% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Вместе с тем, часть респондентов указали на сложность процедур участия в государственных закупках. Проблематика. Существенные затраты на производство при высоком потреблении энергетических ресурсов, незначительные темпы модернизации основных фондов предприятий промышленности строительных материалов. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью технологического развития нижегородских производителей и расширения собственного производства. Меры по развитию конкуренции. Содействие реконструкции, модернизации действующих производств, в том числе путем информирования организаций отрасли о действующих мерах государственной поддержки технического перевооружения предприятий промышленности. Консультации по вопросам участия в государственных и муниципальных закупках, получения: лицензий |
Доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство строительства Нижегородской области |
37. |
Рынок производства бетона |
Текущая ситуация. Рынок производства бетона представлен 64 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). 59% опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды предпринимателей оценивают конкуренцию на данном рынке как умеренную, 30% - как слабую или отмечают ее отсутствие, при этом 11% считают конкуренцию высокой. 67% предпринимателей при опросе отметили отсутствие административных барьеров на рынке. Проблематика. Существенные затраты на производство при высоком потреблении энергетических ресурсов, незначительные темпы модернизации основных фондов предприятий промышленности строительных материалов. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции с целью технологического развития нижегородских производителей и расширения собственного производства. Меры по развитию конкуренции. Содействие реконструкции, модернизации действующих производств. Консультирование предпринимателей по вопросам получения государственной поддержки |
Доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Министерство строительства Нижегородской области |
38. |
Сфера наружной рекламы |
Текущая ситуация. Сфера наружной рекламы представлена 1762 хозяйствующими субъектами (все организации - частные). 49% опрошенных считают уровень развития конкуренции на рынке умеренным, 8% - высоким и очень высоким, при этом 36% оценивают конкуренцию на данном рынке как слабую или отмечают ее отсутствие. Проблематика. В ходе опроса часть предпринимателей среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в сфере наружной рекламы, отметили сложность процедуры участия в государственных закупках (1,5%). Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции за счет создания безбарьерной среды. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг предпринимателям по существующим мерам поддержки бизнеса |
Доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
ОМСУ (по согласованию) |
39. |
Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства |
Текущая ситуация. Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, представлен 8388 организациями, из них 3 - муниципальной формы собственности. 36% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга состояния конкурентной среды, считают уровень развития конкуренции на рынке высоким и очень высоким, 35% - умеренным, 19% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. Проблематика. В ходе опроса предприниматели среди основных административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции на рынке, отметили сложность процедур получения региональной государственной поддержки, участия в региональных закупках. Обоснование выбора рынка. Развитие конкуренции за счет создания безбарьерной среды. Меры по развитию конкуренции. Оказание консультационных услуг предпринимателям по вопросам получения земельных участков и разрешения на строительство, по вопросу участия в закупках |
Доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, % |
99,9 |
99,9 |
99,9 |
99,9 |
99,9 |
Министерство строительства Нижегородской области |
Иные рынки | |||||||||
40. |
Рынок деятельности в сфере туризма, в том числе рынок гостиничных услуг |
Текущая ситуация. На рынке деятельности в сфере туризма, в том числе гостиничных услуг, присутствуют 1198 хозяйствующих субъектов (из них в сфере гостиничных услуг - 379). В основном это частные организации (в сфере туризма действуют 2 муниципальные организации, в сфере гостиничных услуг - 5 муниципальных организаций). По рынку деятельности в сферу туризма. 49% предпринимателей, опрошенных в рамках ежегодного мониторинга, указывают на умеренный уровень конкуренции на рынке, 9% - на высокий и очень высокий, при этом 24% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. 84% респондентов отметили отсутствие существенных административных барьеров. По рынку гостиничных услуг. 38% опрошенных указывают на умеренный уровень конкуренции на рынке, 12% - на высокий и очень высокий, при этом 38% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. Большинство респондентов (85%) отметили отсутствие существенных административных барьеров. Оценка потребителями по рынкам деятельности в сфере туризма, в том числе рынок гостиничных услуг различна, например: 52% оценили количество организаций на рынке как достаточное, 27% - как недостаточное. Это связано с неравномерностью предоставления услуг по территории Нижегородской области. Согласно опросу, 35% потребителей удовлетворены ценами на услуги на данном рынке, при этом 27% уровень цен не устраивает. Качеством удовлетворены около половины потребителей (не удовлетворены 13%). Проблематика. Недостаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей количеством организаций и уровнем цен на рынке в сфере туристских услуг. Обоснование выбора рынка. Развитие туристской отрасли в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889, является приоритетом Правительства Нижегородской области. Развитие туриндустрии необходимо для обеспечения стабильного развития гостиничного бизнеса. Меры по развитию конкуренции. Повышение информированности хозяйствующих субъектов о мерах по развитию туристской отрасли. Содействие созданию объектов туриндустрии |
Количество разработанных маршрутов / экскурсий (нарастающим итогом, начиная с 2021 г.), ед. |
9 |
12 |
15 |
18 |
21 |
Министерство туризма и промыслов Нижегородской области |
41. |
Рынок автомобильных компонентов |
Текущая ситуация. На территории Нижегородской области зарегистрировано 143 хозяйствующих субъекта, производящих автокомпоненты. Все организации частные. В рамках ежегодного мониторинга 50% опрошенных предпринимателей оценили конкуренцию на рынке автокомпонентов как умеренную, 26% - как высокую и очень высокую, 21% считают, что на рынке слабая конкуренция или вовсе отсутствует. 83% опрошенных предприятий считают, что на данном рынке отсутствуют существенные административные барьеры. Проблематика. Существенная доля импорта автокомпонентов, используемых предприятиями автомобилестроения области. Обоснование выбора рынка. Развитие автопрома, в том числе производство автокомпонентов, является одним из стратегических приоритетов Правительства Нижегородской области. Меры по развитию конкуренции. Оказание государственной поддержки участникам рынка, направленной на стимулирование импортозамещения, расширение собственного производства |
Количество реализуемых совместных кластерных проектов участников промышленных кластеров Нижегородской области (нарастающим итогом, начиная с 2021 г.), ед. |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области |
1 В соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2019 г. N 768-р, министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежегодно организует мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках Нижегородской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "19 апреля" имеется в виду "17 апреля"
2 Зарегистрировано по данному виду деятельности, но фактически деятельность по этому виду не ведет.".
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 20 декабря 2024 г. N 1929-р "О внесении изменений в распоряжение Губернатора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.