Решение Калининградского областного суда от 15 ноября 2024 г. N 3а-239/2024
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С." об оспаривании нормативного акта Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, установил:
ООО "С." (далее также - ООО "С.") обратилось с административным иском в суд, указав, что является собственником здания склада, площадью 2971,8 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, <адрес>, N:143, которое используется как производственно-складское. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250 указанное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год. Однако, здание N:143 не отвечает критериям, перечисленным в ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров, касающихся определения фактического использования объектов нежилого фонда при Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области (далее также - Комиссия). Согласно протоколу N 5 от 7 августа 2024 года Комиссией было принято решение отказать в удовлетворении заявления об исключении спорного объекта из Перечня - с учетом состоявшегося в мае 2023 года обследования здания, которым было выявлено размещение в нем помещений, используемых в качестве офисных, общественного питания, торговли, для оказания бытовых услуг, занимающих более 20% от его общей площади. На момент издания Приказа N 250 здание имело назначение "нежилое, склад", не использовалось для размещения офисов или магазинов, за исключением офиса администрации ООО "С.". Данные обследования, состоявшегося в мае 2023 года, на тот момент утратили актуальность. В соответствии со сведениями, содержащимися в документации технического учета, а также выявленными по результатам обследования, под офисы фактически используется 477,6 кв. м., или 16,07% от общей площади здания. Просит признать недействующим с даты принятия п. 8728 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Представитель административного истца ООО "С." Ч.М.В. заявленные административные исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям, указал на то, что часть помещений под офисы используется непосредственно компанией, часть сдается в аренду, при этом общая площадь этих помещений не превышает 20% от общей площади здания. Деятельность в области общественного питания, торговли, оказания бытовых услуг в 2024 году в здании N:143 не осуществляется. Перечисленные в ответе на запрос УФНС по Калининградской области от 29 октября 2024 года исх. N 24-08/08492дсп организации и ИП в налоговом периоде 2024 года в здании N:143 деятельность не осуществляют, в договорных отношениях с ООО "С." не состоят, предположительно данные лица осуществляют в иных корпусах (зданиях), имеющих адрес: г. Калининград, <адрес>
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Е.Д.Н. административные исковые требования не признал. Согласно письменному отзыву и данным им пояснениям, обследованием здания N :143, проведенным 23 мая 2024 года, установлено, что более 20% его площади используется для размещения офисов, торговли и оказания бытовых услуг, технические характеристики здания, вопреки его назначению "склад" согласно документации, позволяют использование его для размещения офисов, торговых объектов, в связи с чем оно отвечает требованиям, установленным пп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, заключение прокурора, полагавшего заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 373, 374 НК РФ ООО "С." является плательщиком налога на имущество организаций.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2).
Согласно п. 5 ст. 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.п. 10, 11 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 01 июля 2016 года N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Ф." по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, а также сведений из открытых источников информации. В случае недостаточности сведений, указанных в пункте 10 настоящего порядка, уполномоченный орган запрашивает у правообладателя объекта нежилого фонда следующие документы: правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения); копии технического плана (паспорта), кадастровых паспортов объекта нежилого фонда и земельного участка, на котором расположен объект нежилого фонда.
Согласно п. 13 этого же Порядка в случае непредставления правообладателем объекта нежилого фонда документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, а также в случае неполноты либо недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, уполномоченный орган проводит обследование объекта нежилого фонда (далее - обследование).
Установлено, что ООО "С." является собственником здания, площадью 2971,8 кв. м., расположенного по адресу: г. Калининград, <адрес>, N:143. Данное здание имеет наименование - склады, назначение - нежилое.
Согласно техническому паспорту, изготовленному по состоянию на 9 июня 2007 года, здание N:143 назначение - нежилое. Из экспликации следует, что в здании не имеется помещений, которые по данным технического учета можно было бы безальтернативно отнести к помещениям, предназначенным для торговли, офисов, общественного питания, оказания бытовых услуг. Помещения, поименованные как "кабинеты", не тождественны наименованию "офисные".
Здание N:143 расположено на земельном участке N:23, площадью 2942 кв. м., имеющем вид разрешенного использования - под реконструкцию существующего административного здания, под административные помещения, цех по изготовлению окон и цех хлебобулочных изделий.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250 указанное здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год (п. 8728).
Из изложенного выше следует, что ни назначение, разрешенное использование или наименование помещений, находящихся в здании, ни вид разрешенного использования земельного участка не позволяют отнести объект N к офисным зданиям делового, административного и коммерческого назначения. При таких обстоятельствах включение данного здания в Перечень правомерно лишь при установлении фактического использования не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, либо для оказания бытовых услуг, торговли, общественного питания.
23 мая 2024 года было проведено обследование здания N:143 на предмет фактического использования, по результатам которого составлен акт от указанной даты. Из акта следует, что 63,6% от общей площади здания используется в качестве офисных помещений, объектов торговли, объектов бытового обслуживания, из них 374,2 кв. м. ООО "К." для размещения бытовой техники; 57,4 кв. м. ООО "С.", оказывающего услуги по дезинсекции, дератизации; 21 кв. м. - ФИО9., торговля аудио - и видеотехникой; 823,6 кв. м. ООО "К.", имеющим ОКВЭД 47.43 "Т."; 17,3 кв. м. ООО "Те.", ОКВЭД 47.43; 17,3 кв. м. складское помещение арендатор ООО "Д."; 243,1 кв. м. ООО "К." для размещения бытовой техники; 104,9 кв. м. ООО "К." для размещения склада, помещений с рабочими местами.
Согласно представленным ООО "С." договорам аренды, в 2024 году в здании N в качестве офисов в аренду сдавались помещения общей площадью 162,5 кв. м.: по договору N 23/0112/1 - 17,1 кв. м.; по договору N 23/0112/3 - 81,6 кв. м.; по договору N 23/0102/1 - 26,1 кв. м.; по договору N 23/0103-2 - 19,4 кв. м.; по договору N 23/0103-1 - 5 кв. м. Данных о том, что иные помещения использовались в качестве офисов, для оказания бытовых услуг, в качестве торговых объектов, для оказания услуг общественного питания, не имеется.
В частности, как пояснил представитель административного истца, ООО "К." в 2024 году помещения площадью 374,2 кв. м., 823,6 кв. м., 243,1 кв. м., то есть составлявшей более 20% от общей, не арендовало. Это обстоятельство подтверждается договорами аренды N 22/0108/2 от 1 августа 2022 года, действовавшего до 1 июля 2023 года; N 22/0108/1 от 1 августа 2022 года - до 1 июля 2023 года. Факт аренды этих помещений для использования в качестве офисов, торговых объектов, общественного питания, для оказания бытовых услуг в 2024 году административным ответчиком не доказан. Акт обследования от 23 мая 2024 года таковым не является, поскольку, как указано выше, в эту дату договоры аренды с ООО "К." являлись действующими, и истекли позднее.
Согласно сообщению УФНС по Калининградской области от 29 октября 2024 года исх. N 24-08/08492дсп, по адресу: г. Калининград, <адрес>, зарегистрировано 5 субъектов, пользующихся в периоде 2024 года контрольно-кассовой техникой. Стороной административного истца указано на то, что указанные в сообщении организации размещаются в иных корпусах по этому же адресу, а не в здании N 143; сведениями о деятельности ИП З.Ю.И собственник спорного здания не располагает. Данный довод суд находит заслуживающим внимания, поскольку, согласно публичным сведениям, по данному адресу действительно размещается несколько зданий; шиномонтажная мастерская, баня, АЗС в здании N:143 достоверно не располагаются. В этой связи нельзя сделать вывод об осуществлении коммерческой деятельности перечисленных в ответе на запрос УФНС по Калининградской области от 29 октября 2024 года исх. N 24-08/08492дсп в спорном здании. Доказательств обратного не представлено и стороной административного ответчика.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области не доказано фактическое использование более 20% от общей площади здания N:143 для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, либо для оказания бытовых услуг, торговли, общественного питания.
Следовательно, включение спорного объекта в Перечень на 2024 год в данном случае не обосновано, противоречит положениям ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем п. 8728 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250, подлежат отмене.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления об оспаривании нормативного акта (полностью или частично) ООО "С." уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, которая подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "С." удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия:
- п. 8728 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2024 г., утв. Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2023 года N 250.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в пользу ООО "С." в возмещение судебных расходов 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным пункт перечня объектов недвижимости, включающий здание, поскольку не было доказано, что более 20% его площади используется для офисов или торговли. Суд установил, что фактическое использование здания не соответствует критериям, установленным Налоговым кодексом, и удовлетворил исковые требования о признании приказа об этом недействительным. Взысканы судебные расходы с ответчика.
Решение Калининградского областного суда от 15 ноября 2024 г. N 3а-239/2024
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании