Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 19.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2011 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-9475/2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель Меликов Михаил Юрьевич, ОГРНИП 304290207900186, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области, место нахождения: 164522, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, д. 105, ОГРН 1022900838168 (далее - Фонд), о признании недействительным решения от 30.08.2011 N 13.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012, заявленные требования предпринимателя удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый, не передавая дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы ссылается на нарушение судами норм статей 1, 5, 7 и 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и статей 114, 126 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению Фонда, в 2010 году денежная компенсация, выплачиваемая за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, подлежала обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общем порядке.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Предприниматель просил рассмотреть жалобу без участия своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд в июле 2011 года провел выездную проверку предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены Фондом в акте от 03.08.2011 N 15. Так, в ходе проверки Фондом установлено, что предприниматель не включил в базу для начисления страховых взносов суммы компенсаций за неиспользованный отпуск, превышающий 28 календарных дней, которые не связаны с увольнением, выплаченные его работникам в 2010 году. По мнению проверяющих, компенсация, выплачиваемая работнику за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, не является возмещением работнику конкретных затрат, связанных с непосредственным исполнением трудовых обязанностей, поэтому спорные суммы компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.
Решением Фонда от 30.08.2011 N 13, принятым на основании акта с учетом представленных страхователем возражений, предпринимателю начислено и предложено уплатить 71 640 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование и 6 764,92 руб. пеней за нарушение срока уплаты этих взносов. Предприниматель также привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов, в виде взыскания 14 328 руб. штрафа и к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде взыскания 111 887 руб. 75 коп. штрафа.
Полагая указанное решение Фонда неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявление предпринимателя, пришли к выводу, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, превышающий 28 календарных дней, предусмотренная статьями 126, 129 и 164 ТК РФ, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому не подлежит включению в базу при начислении страховых взносов за 2010 год. При рассмотрении дела суды приняли во внимание, что Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд, Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 339-ФЗ), дополнивший подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи Закона N 212-ФЗ и исключивший компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанный с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, вступил в силу с 01.01.2011.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Фонда на основании следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Закона N 212-ФЗ поименованы суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Из подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Таким образом, обложению страховыми взносами не подлежат те виды компенсаций, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Из положений статей 114 и 122 ТК РФ следует, что работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Согласно статье 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами.
В силу положений статьи 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.
Под компенсацией согласно статье 164 ТК РФ понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом Российской Федерацией и другими федеральными законами.
Согласно абзацу первому статьи 129 ТК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Проанализировав вышеуказанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу, что компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск (свыше 28 календарных дней) предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается физическому лицу - работнику работодателем в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Следовательно, суды обоснованно указали, что с учетом нормы подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 году) компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск (свыше 28 календарных дней), как предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Довод Фонда о том, что пункт 2 части 1 статьи 9 Закона 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов компенсационных выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, и в него не включена компенсация за часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающего 28 календарных дней, что подтверждается также внесенными Законом N 339-ФЗ дополнениями в подпункт "и" пункта 2 части 1 статьи Закона N 212-ФЗ, исключившими компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанный с увольнением работников, из числа выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, не принимается судом кассационной инстанции.
Компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренная статей 126 ТК РФ, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому в 2010 году согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорном периоде) не подлежит обложению страховыми взносами.
Дополнение в норму подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, исключившее из необлагаемых выплат компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников, внесено Законом N 339-ФЗ и применяется к отношениям, возникшим с 01.01.2011.
Поскольку произведенные предпринимателем выплаты компенсаций не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов в 2010 году, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у Фонда правовых основания для начисления и предложения предпринимателю уплатить спорную сумму страховых взносов за 2010 год и пеней.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены фактические обстоятельства дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, поэтому предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А05-9475/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.