Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В.,
рассмотрев 15.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.11.2011 (судья Чередина Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 (судьи Моисеева И.Н., Журавлев А.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А13-8146/2011,
установил:
Администрация города Вологды, место нахождения: г. Вологда, ул. Каменный Мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к предпринимателю Колодкиной Людмиле Владимировне о взыскании 90 449 руб. 90 коп. процентов за период с 27.07.2010 по 31.08.2010 на основании договора купли-продажи муниципальных нежилых помещений от 26.07.2010 N 112.
Решением от 08.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2012, в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, проценты за рассрочку платежа подлежат начислению с даты заключения договора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации от 19.07.2010 N 3713 "Об условиях приватизации нежилых помещений по адресу: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 48" Администрация (продавец) и предприниматель (покупатель) заключили договор от 26.07.2010 N 112 купли-продажи нежилых помещений общей площадью 1467,8 кв. м, расположенных на первом этаже жилого дома по адресу: г. Вологда, Ленинградская ул., д. 48.
Цена договора и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 2 договора. Стоимость имущества без НДС составляет 35 499 152 руб. 54 коп. (пункт 2.1 договора). Покупатель оплачивает имущество (без НДС) в рассрочку в форме ежемесячных платежей до 10 числа каждого месяца, рассчитанных равными долями в течение всего срока рассрочки, включая проценты на сумму предоставляемой рассрочки согласно графику погашения платежей. Срок рассрочки 7 лет (пункт 2.2 договора).
График погашения основных платежей согласован сторонами в приложении N 2 к договору. Период оплаты - с сентября 2010 года по август 2017 года.
На каждый месяц предоставленной рассрочки начисляются проценты исходя из 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату опубликования объявления о продаже арендуемого имущества.
Ссылаясь на отказ ответчика в добровольном порядке уплатить сумму процентов, начисленных за период с 27.07.2010 по 31.08.2010, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не нашли правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Как правильно установили суды, отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 3 которого особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Указанные особенности определены Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ).
Так, согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты такого имущества, приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, устанавливается законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Закона N 159-ФЗ).
Субъект малого или среднего предпринимательства вправе выбрать порядок оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срок рассрочки в установленных в соответствии с данной статьей пределах при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (часть 2 статьи 5 Закона N 159-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 35 Закона N 178-ФЗ порядок оплаты имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании части 2 статьи 1 Закона Вологодской области от 25.09.2008 N 1832-ОЗ "Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты арендуемого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности Вологодской области и в собственности муниципальных образований Вологодской области" срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, приобретаемого его арендаторами при реализации преимущественного права на его приобретение, устанавливается в пределах 7 лет с даты заключения договора купли-продажи указанного имущества. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей определяются в договоре купли-продажи указанного имущества с учетом положений части 2 статьи 5 Закона N 159-ФЗ.
Спорный договор купли-продажи заключен 26.07.2010.
Согласно условиям договора оплата стоимости имущества и уплата процентов за рассрочку платежа осуществляются в период с 10.09.2010 по 10.08.2017, то есть в течение 7 лет. Согласованный сторонами график оплаты по договору сторонами не изменялся.
Платежным поручением от 07.09.2010 N 102 предприниматель уплатил по договору 497 983 руб. 87 коп. - первый платеж согласно графику платежей, включающий в себя 75 374 руб. 91 коп. процентов.
В дальнейшем предприниматель досрочно (09.09.2010) уплатил оставшуюся часть стоимости приобретенного имущества - 35 076 543 руб. 58 коп.
Учитывая данное обстоятельство и опираясь на указанные выше нормы права, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации правовых оснований требовать уплаты процентов за рассрочку платежа.
Доводы жалобы несостоятельны и противоречат положениям Закона N 159-ФЗ.
Тот факт, что предприниматель пользовался имуществом в спорный период, не имеет правового значения для правильного разрешения настоящего спора. Администрация не может требовать уплаты процентов за рассрочку платежа, не предусмотренных договором, тем более что предприниматель досрочно выполнил обязательства по оплате.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 08.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2012 по делу N А13-8146/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.