В целях приведения нормативного правового акта Правительства Республики Бурятия в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в Государственную программу Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 N 272 (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.12.2013 N 713, от 07.03.2014 N 96, от 22.05.2014 N 229, от 23.06.2014 N 285, от 23.09.2014 N 461, от 04.12.2014 N 610, от 05.03.2015 N 99, от 21.04.2015 N 189, от 26.06.2015 N 322, от 30.12.2015 N 673, от 08.04.2016 N 138, от 11.08.2016 N 375, от 26.10.2016 N 497, от 28.12.2016 N 609, от 18.08.2017 N 411, от 01.12.2017 N 564, от 20.12.2017 N 597, от 23.03.2018 N 140, от 10.05.2018 N 240, от 15.06.2018 N 335, от 18.09.2018 N 509, от 27.09.2018 N 533, от 15.10.2018 N 576, от 24.10.2018 N 592, от 14.01.2019 N 7, от 26.03.2019 N 137, от 03.10.2019 N 533, от 21.11.2019 N 615, от 24.01.2020 N 34, от 18.06.2020 N 359, от 16.07.2020 N 426, от 23.07.2020 N 441, от 29.12.2020 N 826, от 21.04.2021 N 187, от 20.05.2021 N 230, от 22.09.2021 N 530, от 17.11.2021 N 645, от 04.02.2022 N 44, от 03.03.2022 N 86, от 17.06.2022 N 358, от 26.10.2022 N 657, от 28.12.2022 N 840, от 30.12.2022 N 853, от 30.06.2023 N 380, от 11.12.2023 N 750, от 07.03.2024 N 120, от 23.04.2024 N 230, от 04.06.2024 N 320, от 18.07.2024 N 417, от 23.10.2024 N 604):
1.1. В разделе I:
1.1.1. В подразделе 1 "Оценка текущего состояния экономического развития Республики Бурятия":
1.1.1.1. Абзацы третий - шестой изложить в следующей редакции:
"На протяжении последних двух лет экономика республики функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления, которое не ослабевает, а, наоборот, расширяется. При этом удалось сохранить темпы экономического роста, и обеспечить рост экономики значительно выше других субъектов Российской Федерации. Этому способствовали принятые меры как на федеральном, так и на региональном уровнях. По итогам 2022 года рост ВРП составил 110,3% и это 2 место среди субъектов России. С учетом высокой базы 2022 года, а также снижением экспортной активности в 2023 году рост экономики по оценке составит 100% к уровню 2022 года.
Сохранение положительной динамики ВРП обусловлено ростом добывающей промышленности на 9,2% относительно показателя 2022 года, сельского хозяйства на 2,7%, розничной торговли на 5,8%. Кроме того, положительное влияние оказало и сохранение высокого уровня инвестиционной активности. В экономику республики вложено более 165 млрд. рублей, что выше на 23,5% уровня 2022 года.
Вместе с тем, несмотря на высокие темпы роста ВРП показатель на душу населения все еще является самым низким в Дальневосточном федеральном округе (11 место в ДФО).
В 2024 году с учетом прогнозируемой динамики по основным отраслям экономики, а также высокой базы прошлых лет ожидается замедление роста экономики. По оценке, увеличится на 0,2% к предыдущему году в сопоставимых ценах.".
1.1.1.2. Абзац седьмой исключить.
1.1.1.3. Абзацы восьмой - десятый изложить в следующей редакции:
"Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета, как результат развития экономики республики, выросли по итогам 2023 года до 61,7 млрд. рублей, их прирост к уровню 2022 года составил 11,6%, за период с 2017 года - в 2,1 раза. Рост поступлений отмечается по основным налогам, которые формируются на территории региона и обеспечивают более 80% объема собственных доходов, - налогу на прибыль (17,2 млрд. руб., прирост к 2017 году в 3,2 раза), налогу на доходы физических лиц (24,1 млрд. руб., прирост в 1,9 раза), налогам от субъектов малого и среднего бизнеса по специальным налоговым режимам (3,5 млрд. руб., прирост в 2 раза), имущественным налогам (5,8 млрд. руб., прирост на 27%).
Дальнейшее развитие собственного доходного потенциала будет обеспечиваться ежегодным ростом экономики в результате увеличения объемов промышленного производства, уровня заработной платы, привлечения инвестиций в экономику и развития малого бизнеса, в том числе за счет реализуемых в республике мер поддержки бизнеса, направленных на стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В условиях действующего налогового, бюджетного законодательства и планируемых параметров социально-экономического развития Республики Бурятия значение показателя по уровню налоговых и неналоговых доходов на душу населения (как показателя, характеризующего экономическое благосостояние республики и уровень жизни населения) к 2035 году прогнозируется увеличить в сравнении с 2023 годом в 2 раза, что предполагает его среднегодовой рост в пределах 5,5%.".
1.1.1.4. Абзацы двадцать четвертый - двадцать восьмой изложить в следующей редакции:
"В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на развитие территории опережающего развития с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности "Бурятия" . С начала ее создания количество резидентов увеличилось с 2 до 16 с общим объемом инвестиций почти 24,1 млрд. руб. и созданием 1775 рабочих мест.
Ведется целенаправленная работа по привлечению инвестиций, созданию благоприятной деловой среды и обеспечению условий для реализации инвестиционных проектов, осуществляемая Фондом регионального развития Республики Бурятия (далее - Фонд).
В целях организации работы по привлечению потенциальных инвесторов всего за 2023 год оказано 153 консультации потенциальным инвесторам по различным вопросам государственной поддержки. В 2023 году при содействии Фонда три проекта получили статус приоритетного инвестиционного проекта с предоставлением налоговых льгот и земельных участков в аренду без торгов, также два проекта получили статус масштабного инвестиционного проекта с предоставлением земельных участков в аренду без торгов.
В рамках Программы реализовались 13 мероприятий Плана социального развития центра экономического роста Республики Бурятия, субсидированных по президентской дальневосточной "Единой субсидии", которая в свою очередь направлена на достижение цели государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" - реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В 2023 году в Республике Бурятия объем финансирования президентской дальневосточной "Единой субсидии" составил 3106,6 млн. руб., в том числе 3080,5 млн. руб. за счет средств федерального бюджета. В сравнении с 2022 годом объем финансирования из федерального бюджета 2023 года выше уровня 2022 года в 3 раза.".
1.1.1.5. Абзац тридцатый исключить.
1.1.1.6. Абзацы тридцать первый - сорок шестой изложить в следующей редакции:
"Для стимулирования технологического развития и повышения производительности труда с 2019 года участниками национального проекта "Производительность труда" стали 22 предприятия республики.
В сентябре 2020 года запущена первая в Дальневосточном федеральном округе сертифицированная учебно-производственная площадка "Фабрика процессов" на базе АО "Улан-Удэнский авиационный завод". На Фабрике обучено порядка 1500 сотрудников предприятий - участников национального проекта, а также государственных и муниципальных служащих.
В рамках регионального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" прошли обучение и получили дипломы по программе "Лидеры производительности" более 160 человек.
По программе "Акселераторы экспортного роста" обучено 20 сотрудников предприятий: ОАО "Селенгинский ЦКК", АО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", ООО "Бурятмяспром".
В регионе действуют налоговые преференции для участников нацпроекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости". Законом Республики Бурятия от 28.06.2019 N 531-VI организациям - участникам национального проекта предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, направленного на повышение производительности труда. За 2020 - 2023 годы предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество трем предприятиям на сумму более 183,1 млн. руб.
В 2023 году в Республике Бурятия динамика снижения производственного травматизма имеет положительную тенденцию. Так, численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом по данным Федеральной службы государственной статистики в 2023 году составила 11 человек, что на 1 человека меньше, чем в 2022 году. Абсолютный уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился по отношению к аналогичному периоду 2022 года на 8%.
В целях сохранения сложившейся динамики снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
По итогам проведенного в 2024 году опроса работодателей с учетом экспертной оценки исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия установлена потребность в кадрах на 2025 - 2030 годы, которая составляет 97 тыс. человек:
- в специалистах с высшим образованием - 34 тыс. чел.;
- со средним образованием - 39 тыс. чел.;
- в рабочих - 24 тыс. чел.
Основная цель кадрового обеспечения экономики - удовлетворение потребности рынка труда Республики Бурятия в оптимально сбалансированных по количеству и качеству кадрах, способных обеспечить дальнейшее развитие Республики Бурятия, а также совершенствование взаимодействия сторон социального партнерства, повышения уровня и эффективности оплаты труда, создание условий для формирования культуры безопасного труда.
Для этого на территории республики формируется потребность организаций в профессиональных кадрах среднего профессионального образования с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, высшего образования, в квалифицированных кадрах с присвоением рабочей квалификации.
Темп роста реальной среднемесячной заработной платы в % к 2020 году исчисляется как отношение индекса среднемесячной номинальной заработной платы к индексу потребительских цен на товары и услуги в Республике Бурятия.
В 2023 году данный показатель составил 107,8% к 2020 году, достигнут благодаря индексации заработных плат, в том числе отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации, прочих категорий работников бюджетной сферы, индексации минимального размера оплаты труда (да-лее - МРОТ) и пенсий для неработающих граждан на 6,3%, прожиточного минимума на 3,3%.
В 2024 году планируется достичь темпов роста до 106,7%, благодаря сдерживанию индекса потребительских цен и росту доходов населения, за счет индексации заработных плат, МРОТ с 1 января 2024 года на 18,5%, увеличения прожиточного минимума на 7,5%, содействия занятости, развития среднего и малого предпринимательства, развития системы социальной помощи нуждающимся и системы социального контракта.".
1.1.2. В подразделе 2 "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы":
1.1.2.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы сформированы на основе Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года, утвержденной Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI.".
1.1.2.2. Абзац одиннадцатый исключить.
1.1.2.3. В абзаце двенадцатом слова "Цель 4." заменить словами "Цель 3.".
1.1.2.4. В абзаце тринадцатом слова "Цель 5." заменить словами "Цель 4.".
1.1.2.5. В абзаце четырнадцатом слова "Цель 6." заменить словами "Цель 5.".
1.1.3. Подраздел 3 "Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для достижения целей Программы предполагается решение следующих задач:
1) задачи, направленные на достижение объема инвестиций в основной капитал в 2035 году до 154,4 млрд. руб.:
- привлечение инвестиций и продвижение инвестиционного потенциала Республики Бурятия;
- развитие и продвижение территории опережающего развития "Бурятия" (ТОР).
Для достижения уровня 100% значений показателей планов социального развития центров экономического роста (в части мероприятий, источником финансового обеспечения которых является консолидированная субсидия) предусмотрена задача - обеспечение развития центра экономического роста Республики Бурятия.
Решение данных задач будет достигнуто организационными мерами по снижению административных барьеров, государственной поддержке, продвижению инвестиционных проектов и реализации мероприятий Плана социального развития центра экономического роста Республики Бурятия;
2) реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта направлена на достижение объема экспорта товаров до 2639,2 млн. долл. США к 2035 году. Указанная задача будет достигнута путем выполнения мероприятий, обусловленных внедрением Регионального экспортного стандарта 2.0;
3) решением задачи - проведение общественно-просветительской кампании, направленной на популяризацию охраны труда и сохранение здоровья на работе, будет достигнуто снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций всех форм собственности, расположенных на территории Республики Бурятия, до 1,6 промилле;
4) на достижение к 2035 году темпа роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы в % к 2020 году уровня 138,5% предусматривается решение задачи - совершенствование взаимодействия сторон социального партнерства, обеспечивающего развитие кадрового потенциала.
Для решения данной задачи будут реализованы мероприятия, направленные на развитие социального партнерства, путем осуществления отдельных государственных полномочий по уведомительной регистрации коллективных договоров, прогнозирование потребности организаций в профессиональных кадрах.
Ключевые задачи регионального проекта "Производительность труда" направлены на достижение доли предприятий, достигших ежегодный 5% прирост производительности труда на предприятиях - участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет, на уровне не ниже 50%:
- комплексная поддержка предприятий - участников национального проекта;
- представление предприятиям - участникам национального проекта возможности по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда.
Реализация поставленных задач позволит к 2024 году обучить не менее 281 сотрудника предприятий и представителей региональных программ инструментам повышения производительности труда;
5) на достижение показателя уровня реализации мероприятий по развитию общественной инфраструктуры не менее 85% предусматривается решение задачи - комплексное развитие общественной инфраструктуры.
На достижение показателя поощрения не менее 9 муниципальных образований за счет комплексной оценки уровня развития муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия предусматривается задача - стимулирование органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на достижение наилучших результатов социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия, комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Бурятия.
В рамках данных задач будут реализованы мероприятия, направленные на улучшение социальной, инженерной, транспортной, жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства территорий и улучшение жилищных условий специалистов, работающих в сельской местности, а также на повышение эффективности работы деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.".
1.2. Приложение N 1 к Порядку предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в Республике Бурятия на развитие общественной инфраструктуры дополнить строкой следующего содержания:
"Доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, % |
30,7 |
30,7 |
30,7 |
30,7 |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия" |
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
Е. Луковников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 января 2025 г. N 22 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.05.2013 N 272 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика"
Вступает в силу с 16 января 2025 г.
Опубликование:
официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 16 января 2025 г.
сетевое издание "Информационное агентство "Буряад унэн" от 16 января 2025 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 17 января 2025 г. N 0300202501170003