Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобразования Чувашии
от 19.12.2024 г. N 1556
Программа
Министерства образования Чувашской Республики по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2025 год
Программа Министерства образования Чувашской Республики (далее - Министерство, контрольный (надзорный) орган) по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2025 год (далее - программа профилактики) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 (далее - Правила).
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля в 2024 году
Министерство осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являлось:
1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
2) соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Объектом федерального государственного контроля (надзора) являлась образовательная деятельность контролируемых лиц.
Контролируемыми лицами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрированные на территории Чувашской Республики.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.
Порядок отнесения объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска установлены Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 997 (далее - Положение).
По состоянию на 01.09.2023 г. объектами контроля являются 1018 объектов (2023 г. -1032), которые отнесены к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
низкий риск - 969 объектов (2023 г. - 999);
средний риск - 48 объектов (2023 г. - 33);
высокий риск - 1 объекты (2023 г. - 0);.
Распределение объектов контроля с учетом типа контролируемого лица по средней категории риска по состоянию на 01.09.2024 по сравнению с 01.09.2023
В связи с отсутствием в перечне объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, объектов высокой категории риска и в соответствии с пунктом 11.3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2024 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2024 год не был составлен.
По состоянию на 1 сентября 2024 года проведено 300 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторингов безопасности), 65 выездных обследований, результаты которых представлены в таблицах 1-2 подраздела 3 настоящей программы.
2. Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа
В структуре Министерства функционирует управление по контролю (надзору) в сфере образования (далее - управление), осуществляющее федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования. Управление является ответственным исполнителями программы профилактики.
Организацию и координирование деятельности по реализации программы профилактики в целом осуществляет начальник управления.
Полномочия по осуществлению профилактической работы закреплены в должностных регламентах специалистов управления.
Министерством в 2024 году осуществлялось межведомственное взаимодействие с Прокуратурой Чувашской Республики, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Управлением Госавтоинспекции МВД по Чувашской Республике, Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике, БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования Чувашской Республики, БУ ЧР "Чувашский республиканский центр новых образовательных технологий" Министерства образования Чувашской Республики для проведения совместных публичных мероприятий, обмена документами и информацией.
Соотношение профилактических мероприятий в общем количестве профилактических мероприятий по состоянию на 01.09.2024 по сравнению с 01.09.2023, %
За 9 месяцев 2024 года проведено 98 профилактических визитов (за аналогичный период 2023 г. - 49). В процентном соотношении доля профилактических визитов составила 25,0 процентов от всех профилактических мероприятий. Это на 10,7 процента больше, чем в 2023 году (14,3 процента).
Распределение объектов контроля с учетом типа контролируемого лица по проведенным профилактическим визитам по состоянию на 01.09.2024 по сравнению с 01.09.2023
Из общего числа профилактических визитов проведено 25 обязательных (01.09.2023 - 27), 73 - по инициативе контролируемых лиц (01.09.2023 - 22).
Распределение объектов контроля с учетом типа контролируемого лица по проведенным обязательным профилактическим визитам и профилактическим визитам по инициативе контролируемого лица по состоянию на 01.09.2024
Профилактические визиты были проведены в форме профилактической беседы. Отказов от проведения профилактического визита не поступало. Во время проведения визитов непосредственной угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченным должностными лицами не выявлены.
Министерством за истекший период объявлено 187 предостережений (01.09.2023 - 266), из них 154 предостережения объявлено по итогам проведения наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторингов безопасности) (01.09.2023 - 262), 33 - по информации, полученной от государственных органов. (01.09.2023 - 3) Возражений в отношении предостережений не поступало.
Соотношение объектов контроля с учетом типа контролируемого лица по объявленным предостережениям по состоянию на 01.09.2024
На 1 сентября 2024 г. Министерством проведено 107 консультирований контролируемых лиц (01.09.2023-27):
в виде устных разъяснений на личном приеме - 45;
в виде устных разъяснений в ходе проведения профилактического визита - 54;
посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц - 8.
Соотношение объектов контроля с учетом типа контролируемого лица по проведенным консультированиям по состоянию на 01.09.2024
В рамках осуществления информирования контролируемых лиц управлением размещались соответствующие сведения на официальном сайте Министерства в разделе "Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования" и посредством баннера и информационных каналов в мессенджере Телеграм: "Управление по контролю (надзору) в сфере образования информирует" и "Чувобрнадзор автошколам". Для информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований специалисты управления участвуют в совещаниях, конференциях, в прямых эфирах, организованных Министерством.
Приказом Министерства от 28 февраля 2024 г. N 289 утвержден доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерством образования Чувашской Республики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2023 году. Указанный доклад прошел публичное обсуждение и размещен на официальном сайте Министерства.
Профилактическая работа Министерства активно развивается, так увеличилось количество профилактических визитов на 10,7 процента, консультирований - на 19,4 процента. Эффективность профилактической работы демонстрируют следующие показатели результативности:
- объявление предостережений снизилось по итогам 9 месяцев 2024 года на 30,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023 года;
- уменьшение на 159 количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении на 40 профилактических мероприятий по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Динамика профилактических мероприятий, шт.
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) за 9 месяцев 2024 года проведено:
- 17 наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторингов безопасности), в ходе которых охвачено: 176 общеобразовательных организаций, 81 профессиональная образовательная организация, реализующая программы профессионального обучения, 20 профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, 17 организаций дополнительного профессионального образования, 1 организация дополнительного образования, 1 индивидуальный предприниматель, 23 иных юридических лица. По итогам проведения мониторингов безопасности было объявлено 154 предостережения;
- 65 выездных обследований, в ходе которых охвачено: 45 общеобразовательных организаций, 1 организация дополнительного профессионального образования, 1 организация, осуществляющая лечение и оздоровление, 3 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 12 профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, 3 иных юридических лица.
Перечень
нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий
Таблица 1
Наименование нарушения, выявленного в ходе контрольных (надзорных) мероприятий |
Количество выявленных нарушений |
Нарушение требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации |
257 |
Нарушение обязательных требований законодательства в сфере образования, предъявляемых к содержанию локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций |
4 |
Нарушение порядка принятия локальных нормативных актов |
1 |
Нарушение порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования |
49 |
Несоответствие содержания образовательных программ общеобразовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам |
30 |
Несоблюдение порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования |
1 |
Итого |
342 |
Перечень
признаков нарушений обязательных требований, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий
Таблица 2
Наименование нарушения, выявленного в ходе контрольных (надзорных) мероприятий |
Количество выявленных нарушений |
Нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности |
26 |
Отсутствие локального нормативного акта предусмотренного законодательством в сфере образования |
6 |
Неполнота внесения данных в ФИС ФРДО |
39 |
Несоблюдение перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 июня 2022 г. N 582 |
17 |
При разработке основной общеобразовательной программы организации не предусмотрено непосредственное применение учителями при реализации обязательной части образовательной программы федеральных рабочих программ по учебным предметам, установленных частью 6.3 статьи 12 Федерального закона об образовании |
48 |
Несоответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, несоответствие применяемых средств обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; созданные материально-технических условия реализации общеобразовательных программ не обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов их освоения, требования к которым, установлены ФГОС |
16 |
Нарушение порядка принятия локальных нормативных актов |
4 |
Нарушение порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования |
1 |
Итого |
157 |
Такие меры реагирования как лишение государственной аккредитации образовательной деятельности, аннулирование действия лицензии на образовательную деятельность за 9 месяцев 2024 года не применялись.
Анализ причин нарушений показывает, что основными причинами, факторами и условиями, способствующими нарушению обязательных требований контролируемыми лицами, являются:
недостаточно сформированное понимание содержания обязательных требований и путей их исполнения;
не своевременное реагирование на изменения законодательства об образовании.
Программа профилактики будет направлена на повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, формирование единого понимания обязательных требований в сфере образования, изучение проблем, связанные с соблюдением контролируемыми лицами обязательных требований.
Основными мероприятиями для решения проблем, связанных с нарушениями обязательных требований в 2025 году будут информирование и профилактический визит. В случае необходимости - консультирование.
Результатом реализации программа профилактики должно стать снижение нарушений и достижение ключевых показателей государственного контроля (надзора), установленных Положением.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Цель программы профилактики:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи программы профилактики:
выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и (или) нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и (или) нарушению обязательных требований;
сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
развитие системы информирования и консультирования контролируемых лиц с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Положением предусмотрено проведение следующих профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит. Планы проведения профилактических мероприятий, сроки (периодичность), иные сведения, предусмотренные Правилами, представлены в таблицах 3-8 раздела III настоящей программы профилактики.
1. Информирование
Информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - официальный сайт Министерства, сеть "Интернет"), а также через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах.
На официальном сайте Министерства создан раздел "Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования", где размещается информация в соответствии с положениями статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (https://obrazov.cap.ru/action/activity/nadzor-i-kontrolj-v-sfere-obrazovaniya/gosudarstvennaya-akkreditaciya-obrazovateljnoj-dey/profilaktika-riskov-pricheneniya-vreda-uscherba-oh).
Сведения, размещенные на официальном сайте Министерства доступны пользователям ежедневно, 24 часа в сутки, за исключением случаев, связанных с проведением технических работ.
План
проведения профилактического мероприятия посредством информирования контролируемых лиц
таблица 3
N |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения мероприятия |
Ответственные за реализацию мероприятия |
I. Информирование посредством размещения на официальном сайте Министерства следующих сведений: | |||
1. |
текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) |
в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта |
специалисты отдела профилактической работы и информационного сопровождения контрольной (надзорной) деятельности |
2. |
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу |
в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу изменений, внесенных в нормативные правовые акты |
|
3. |
перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень нормативных правовых актов |
|
4. |
утвержденные проверочные листы |
в течение 5 рабочих дней со дня утверждения проверочного листа |
|
5. |
руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
в течение 5 рабочих дней со дня размещения руководства на официальном сайте Рособрнадзора в сети "Интернет" |
|
6. |
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, утверждающего перечень индикаторов риска; в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
|
7. |
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
не позднее 1 сентября |
|
8. |
программу профилактики |
до 1 октября - проект программы профилактики не позднее 20 декабря - утвержденная программа профилактики |
|
9. |
план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - план) |
в течение 5 рабочих дней со дня утверждения; в течение 2 рабочих дней со дня внесения изменений в план |
|
10. |
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица (далее - перечень сведений) |
в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень сведений |
|
11. |
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
в течение 3 рабочих дней со дня изменения места, дней и времени консультирования |
|
12. |
сведения о применении контрольным (надзорным) органом мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц |
в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в порядок оценки добросовестности, в том числе видов мер стимулирования добросовестности |
|
13. |
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц (далее - порядок) |
в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в порядок |
|
14. |
доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике) |
не позднее 1 марта - проект доклада о правоприменительной практике не позднее 15 марта - утвержденный доклад о правоприменительной практике |
|
15. |
доклад о государственном контроле (надзоре) |
до 1 марта |
|
II. Информирование через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах | |||
16. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании |
в течение года |
все специалисты управления |
III. Информирование в иных формах | |||
17. |
Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании посредством участия специалистов управления в конференциях, совещаниях, семинарах, курсах повышения квалификации |
в течение года |
все специалисты управления |
18. |
Ведение информационного Телеграм-канала "Управление по контролю (надзору) в сфере образования информирует", "Чувобрнадзор автошколам" |
в течение года |
специалисты управления |
19. |
Информирование контролируемых лиц по актуальным вопросам соблюдения требований законодательства об образовании путем направления писем Министерства информационно-разъяснительного характера |
в течение года |
специалисты отдела профилактической работы и информационного сопровождения контрольной (надзорной) деятельности |
20. |
Разработка и предоставление контролируемым лицам для применения на добровольной основе информационных карт, выполнение которых гарантирует соблюдение соответствующих обязательных требований |
в течение года |
специалисты отдела профилактической работы и информационного сопровождения контрольной (надзорной) деятельности |
2. Обобщение правоприменительной практики
Планируется обобщение правоприменительной практики Министерства за предшествующий календарный год, подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики и организация публичного обсуждения доклада посредством его размещения на официальном сайте Министерства.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
План
проведения профилактического мероприятия посредством обобщения правоприменительной практики
таблица 4
N |
Наименование мероприятия |
Сроки проведения мероприятия |
Ответственные за реализацию м |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.