Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2025 г. N 310-ЭС24-18818 по делу N А64-8145/2023
Резолютивная часть определения объявлена 13 января 2025 г.
Полный текст определения изготовлен 14 января 2025 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,
судей Букиной И.А., Капкаева Д.В., -
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2024 г. по делу N А64-8145/2023 Арбитражного суда Тамбовской области.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" - Борисенко Е.С. (по доверенности от 16 августа 2023 г. N 80), Савватеев Э.Г. (по доверенности от 10 декабря 2024 г. N 382).
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителей истца, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "РКС-Тамбов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Золотой ключик" (далее - учреждение) о взыскании 123 815 руб. 18 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 1 января 2022 г. по 31 октября 2022 г.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10 октября 2023 г., оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2024 г., иск удовлетворен.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2024 г. решение от 10 октября 2023 г. и постановление от 4 апреля 2024 г. отменены, в удовлетворении иска отказано.
Общество 4 сентября 2024 г. обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2024 г. отменить, решение от 10 октября 2023 г. и постановление от 4 апреля 2024 г. оставить в силе (с учетом дополнения к кассационной жалобе от 21 октября 2024 г.).
В кассационной жалобе общество настаивает на ошибочности вывода суда округа о том, что деятельность учреждения по организации общественного питания в целях применения упрощенного порядка расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод должна носить самостоятельный коммерческий характер, указывая, что организация питания воспитанников тождественна деятельности по производству продуктов для дошкольного и школьного питания (код ОКВЭД 10.86). Кроме того, общество ссылается на толкование пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения), данное Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении аналогичного спора (определение от 17 октября 2024 г. N 305-ЭС24-14178).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба общества с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Представители общества в судебном заседании подтвердили доводы кассационной жалобы и просили обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций.
Учреждение в отзыве на кассационную жалобу возражало против доводов кассационной жалобы, обжалуемый судебный акт просило оставить без изменения как законный и обоснованный.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы общества, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в выступлениях представителей общества, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление от 15 июля 2024 г. подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 18 января 2022 г. между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждением (абонент) заключен государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 1274/К, по условиям которого общество, осуществляющее холодное водоснабжения и водоотведение, обязалось подавать учреждению через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Учреждение обязалось соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Дополнительным соглашением от 21 ноября 2022 г. стороны согласовали канализационный колодец в качестве места отбора проб.
В период с 1 января 2022 г. по 31 октября 2022 г. общество оказывало учреждению услуги по водоотведению.
Ссылаясь на наличие на объекте учреждения пищеблока, а также на то, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта учреждения не превышает 30 куб. метров, общество в спорном периоде ежемесячно выставляло учреждению счета на оплату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитанную в упрощенном порядке на основании пункта 203 Правил холодного водоснабжения, которые учреждением оплачены не были. Неполучение ответа на претензию от 7 декабря 2022 г. об оплате 123 815 руб. 18 коп. задолженности послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 12, 307, 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 14 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статьями 2, 23, 28, 37 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), пунктами 25, 35, 36, 124, 167, 203 Правил холодного водоснабжения и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности осуществления учреждением питания воспитанников путем приготовления пищи в пищеблоке, а также мойки посуды после приема пищи.
Возражения учреждения о неисполнении обществом своих обязанностей по отбору из канализационного колодца проб сточных вод и их анализу отклонены судами со ссылкой на то, что упрощенный способ расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод применен обществом в связи с тем, что учреждение не воспользовалось правом подачи декларации о составе и свойствах сточных вод на основании пункта 125 Правил холодного водоснабжения.
Отказывая в иске, суд округа руководствовался статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", "ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенным в действие приказом Росстандарта от 27 июня 2013 N 191-ст, Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, и пришел к выводу о том, что основным видом деятельности учреждения является дошкольное образование, ввиду чего сама по себе организация учреждением питания воспитанников не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду коммерческой деятельности, отвечающей признакам профессиональности, и учреждение, следовательно, не относится к числу абонентов, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод рассчитывается в упрощенном порядке в соответствии с пунктом 203 Правил холодного водоснабжения.
Между тем, судебная коллегия полагает, что судом округа не учтено следующее.
Судами установлено и ответчиком не оспаривается, что на объекте ответчика, среднесуточный объем водоотведения от которого не превышает 30 куб. метров, осуществляется питание воспитанников. Следовательно, в силу абзаца третьего пункта 167 Правил холодного водоснабжения на объект учреждения распространяется нормативы состава сточных вод, устанавливаемые в порядке главы XIII Правил холодного водоснабжения. При этом деятельность, с осуществлением которой на объектах абонентов пункт 167 Правил холодного водоснабжения связывает необходимость установления нормативов состава сточных вод, может осуществляться, в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ.
Следовательно, на основании подпункта "ж" пункта 35 Правил холодного водоснабжения такой абонент обязан вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определяются в соответствии с названными Правилами.
Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод урегулирован в главе XV Правил холодного водоснабжения.
По общему правилу, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации о составе и свойствах сточных вод (далее - декларация), представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение.
В этих случаях плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм.сост.) исчисляется в соответствии с пунктом 197 Правил холодного водоснабжения и представляет собой произведение массы сбросов загрязняющих веществ по каждому загрязняющему веществу (М баз) на ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) (Н) и соответствующие дополнительные коэффициенты к ставкам такой платы (k 1, k 2, k 3, k 4), к которой прибавляется компенсация абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, на возмещение вреда, причиненного водному объекту (У аб).
Наряду с общим порядком, пунктом 203 Правил холодного водоснабжения предусматривается исчисление платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в упрощенном порядке - без осуществления контроля и применения результатов анализа контрольных проб сточных вод. В этом случае плата (П норм.сост.) определяется как произведение коэффициента компенсации, равного 2, тарифа на водоотведение (Т) и объема сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента (Q пр1). Указанный упрощенный порядок исчисления платы применяется для объектов абонентов при наличии любого из перечисленных в абзацах втором - пятом пункта 203 Правил холодного водоснабжения условий.
В соответствии с абзацем вторым пункта 203 Правил холодного водоснабжения к указанным объектам относятся объекты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров, используемые (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ) в целях осуществления, в частности, деятельности предприятий общественного питания.
Поскольку объект учреждения соответствуют условию, предусмотренному абзацем вторым пункта 203 Правил холодного водоснабжения, общество предъявило учреждению требование о внесении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, рассчитав ее размер в упрощенном порядке.
Отказывая в иске, суд округа исходил из того, что деятельность, перечисленная в абзаце втором пункта 203 Правил холодного водоснабжения, должна осуществляться соответствующим абонентом на своих объектах как профессиональная коммерческая деятельность субъектов предпринимательства, направленная на получение прибыли. Приведенный вывод не соответствует тексту указанной нормы, из которой следует, что для осуществления перечисленных в ней видов деятельности в целях исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод достаточно использования объектов абонента фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или ЕГРЮЛ.
Таким образом, поскольку на спорном объекте фактически осуществляется питание воспитанников при среднесуточном объеме водоотведения в пределах 30 куб. метров, судебная коллегия не усматривает оснований для отказа в иске со ссылкой на то, что соответствующие виды экономической деятельности не указаны в учредительных документах ответчика и в ЕГРЮЛ.
Поскольку судом округа допущено ошибочное толкование условий взимания платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, постановление от 15 июля 2024 г. подлежит отмене с оставлением в силе судебных актов первой и апелляционной инстанций, выводы которых основаны на вышеизложенном толковании пункта 203 Правил холодного водоснабжения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15 июля 2024 г. по делу N А64-8145/2023 Арбитражного суда Тамбовской области отменить, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10 октября 2023 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2024 г. по тому же делу оставить в силе.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судья |
И.А. Букина |
Судья |
Д.В. Капкаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2025 г. N 310-ЭС24-18818 по делу N А64-8145/2023
Опубликование:
-