Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13311/12 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Пастуховой М.В.,
судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области Петрищева А.В. (доверенность от 08.11.2010 N 760), от общества с ограниченной ответственностью "Венжел Плюс" Саркисяна М.О. (доверенность от 26.10.2011),
рассмотрев 13.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 (судья Лебедев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А52-3697/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Венжел Плюс" (ОГРН 1066027044490; место нахождения: 180002, город Псков, улица Яна Райниса, дом 53; далее - ООО "Венжел Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (место нахождения: 180017, город Псков, улица Яна Фабрициуса, дом 2-а; далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.10.2011 N 1 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость в части требования возвратить 4 037 231 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 158 084 руб. 55 коп. процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Суд первой инстанции решением от 26.12.2011 удовлетворил заявление. С Инспекции в пользу заявителя взысканы 4 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением апелляционного суда от 20.03.2012 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, отказать в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, решение о возмещении налога может быть отменено только в полном объеме. Камеральная проверка по первичной декларации не была окончена в связи с подачей уточненной налоговой декларации, что свидетельствует об отсутствии у Инспекции оснований для возмещения налога по первичной налоговой декларации. Суммы налога, заявленные к возмещению в уточненной налоговой декларации, будут возмещены налогоплательщику по результатам ее проверки.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Венжел Плюс", считая решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ООО "Венжел Плюс" 20.07.2011 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 055 748 руб., и заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС в указанной сумме с приложением к нему необходимых документов.
Рассмотрев представленные документы, налоговый орган принял решение от 26.07.2011 N 15-05/4дсп о возмещении заявителю 4 055 748 руб. НДС.
ООО "Венжел плюс" 20.10.2011 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 037 231 руб. Разницу между суммами, указанными в первоначальной и уточненной налоговых декларациях, в размере 18 517 руб. Общество перечислило в бюджет платежным поручением от 19.10.2011 N 718, а также уплатило 770 руб. пеней по платежному поручению от 19.10.2011 N 719.
Решением от 21.10.2011 N 15-05/1 налоговый орган отменил в полном объеме решение от 26.07.2011 N 15-05/4 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС.
Инспекция 26.10.2011 направила ООО "Венжел плюс" требование N 1 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС, которым налогоплательщику предписано возвратить в бюджет излишне полученные 4 037 231 руб. НДС (с учетом добровольно уплаченных заявителем 18 517 руб.), а также 158 779 руб. 32 коп. процентов, начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ на возмещенную ранее сумму в размере 4 055 748 руб.
Не согласившись с направленным налоговым органом требованием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что в случае выявления налоговым органом факта необоснованного заявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению налоговый орган вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Согласно пункту 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.
Пунктом 8 статьи 176.1 Кодекса определено, что в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 настоящей статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В силу пункта 24 статьи 176.1 НК РФ после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 настоящей статьи.
На основании пункта 17 статьи 176.1 НК РФ одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Проанализировав приведенные нормы Кодекса, судебные инстанции сделали мотивированный вывод о том, что положения абзаца третьего пункта 24 статьи 176.1 НК РФ не могут применяться в отрыве от положений пункта 15 указанной статьи. При этом судебные инстанции исходили из того, что пункт 24 статьи 176.1 Кодекса содержит отсылку в части порядка возврата возмещенных сумм НДС и процентов, начисленных на них, к положениям пункта 17 той же статьи, а пункт 17 статьи 176.1 НК РФ предусматривает направление одновременно с принятием решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.
В соответствии с пунктом 15 статьи 176.1 Кодекса в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
С учетом изложенного следует признать правомерным вывод судов о том, что в случае выявления налоговым органом факта необоснованного заявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению налоговый орган вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Судебные инстанции обоснованно указали на то, что толкование Инспекцией положений пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию, поскольку ставит последнего в заведомо худшее положение в случае самостоятельного устранения выявленных ошибок в налоговой декларации путем подачи уточненной декларации по сравнению с выявлением недостоверно заявленных сведений самим налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки.
Основываясь на системном толковании положений пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ, суды пришли к правильному выводу о наличии у налогоплательщика обязанности возвратить только излишне полученные в заявительном порядке суммы и соответствующие проценты при описанных выше обстоятельствах.
Суды не усмотрели наличия противоречий между положениями статей 88 и 176.1 Кодекса, указав на то, что нормы статьи 88 НК РФ носят общий характер по сравнению с положениями статьи 176.1 Кодекса.
При этом суды руководствовались следующим.
Норма пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, согласно которой прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации означает прекращение всех действий налогового органа в отношении этой декларации, включая действия по возмещению НДС, не лишает налоговый орган права учесть налог, возмещенный по первоначальной налоговой декларации, при принятии решения по результатам проверки уточненной налоговой декларации. Статья 88 НК РФ не регламентирует действия налогового органа в случае принятия им решения о возмещении НДС до окончания налоговой проверки декларации, возможность которого предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом судов о том, что направление ООО "Венжел Плюс" требования о возврате в полном объеме (за вычетом добровольно уплаченных) суммы НДС, полученной в заявительном порядке, а также об уплате предусмотренных Кодексом процентов на всю сумму полученного возмещения противоречит положениям пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ в их системном толковании.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили требования заявителя.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены вынесенных по делу решения и постановления, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
Поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 по делу N А52-3697/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.