Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Морозовой Н.А.,
Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО" Дивногорцевой И.Ф. (доверенность от 20.10.2012 N 10с/212), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга Михайлова А.В. (доверенность от 13.09.2011 N 25), от Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитриева Ю.Г. (доверенность от 28.12.2011 N 09-36/112),
рассмотрев 04.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Загараева Л.П., Дмитриева И.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-43406/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 3, а/я 43, ОГРН 1107847110161 (далее - ООО ФПГ "РОССТРО", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 193318, Санкт-Петербург, ул. Джона Рида, д. 2, корп. 2, литер А (далее - Управление фонда), о признании недействительным решения от 18.04.2011 N 12 и к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73 (далее - Отделение фонда), о признании недействительным решения от 07.07.2011 N 53.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2011 (судья Ресовская Т.М.) заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 решение суда отменено, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 01.02.2012 и оставить в силе решение суда от 31.10.2011.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на отсутствие в действиях Общества состава правонарушения и указывает, что оно создано путем реорганизации, которая возможна только при универсальном правопреемстве, в связи с чем Общество приняло на себя обязательство по уплате соответствующих взносов только в том объеме, в каком оно было у правопредшественника - центральной комиссии инвестиционно-строительной финансово-промышленной группы "РОССТРО" открытого акционерного общества "РОССТРО" (далее - ЦК ИС ФПГ "РОССТРО"). Между тем Общество сделало пересчет и уплатило недостающую сумму 15.10.2010, то есть до представления уточненного расчета, что исключает его вину в совершенном правонарушении и не противоречит закону.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение фонда просит оставить постановление апелляционной инстанции от 01.02.2012 без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО ФПГ "РОССТРО" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Управления фонда и Отделения фонда возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле материалов, ООО "ФПГ "РОССТРО" было образовано 08.04.2010 в результате реорганизации ЦК ИС ФПГ "РОССТРО" - ОАО "РОССТРО" в форме преобразования.
В соответствии с требованиями части 16 статьи 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212 - ФЗ) Общество 28.07.2010 представило в Управление фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года.
В журнале "Нормативные акты для бухгалтера" было опубликовано письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.05.2010 N 1375-19, в соответствии с которым при реорганизации юридического лица в форме преобразования вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации. Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.
В соответствии с указанными разъяснениями Общество 29.10.2010 представило в Управление фонда уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года, на основании которого 15.10.2010 Общество произвело уплату дополнительных сумм страховых взносов.
Как следует из материалов дела, Управлением фонда в отношении Общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки Управлением фонда составлен акт от 16.03.2011 N 12 и с учетом возражений Общества принято решение от 18.04.2011 N 12, согласно которому оно привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 76 341 руб. 40 коп.
Решением Отделения фонда от 07.07.2011 N 53 жалоба Общества на решение Управления фонда от 18.04.2011 N 12 оставлена без удовлетворения, а решение - без изменения.
Полагая оспариваемые решения неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что в действиях Общества отсутствует вина в нарушении законодательства о страховых взносах, следовательно, привлечение заявителя к ответственности неправомерно.
Апелляционная инстанция не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменила решение и указала на наличие в действиях Общества вины в форме неосторожности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, считает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
В пункте 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ указано, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации плательщики страховых взносов представляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования (пункт 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу части 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ). Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно части 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.
При обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном пунктом 1 статьи 17 Закона N 212-ФЗ.
Если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
2) представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Таким образом, при обнаружении ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, приводящих к занижению сумм страховых взносов, организация (плательщик страховых взносов) обязана внести необходимые изменения в первоначальный расчет и представить уточненный расчет в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 17 Закона N 212-ФЗ уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов по форме, действовавшей в расчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.
Из положений пункта 4 статьи 17 Закона N 212-ФЗ следует, что плательщик страховых взносов, представивший уточненный расчет после истечения срока подачи первоначального расчета и срока уплаты страховых взносов, но до того, как он узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за период, в котором совершена ошибка, освобождается от ответственности при условии: доплаты недостающей суммы страховых взносов до представления уточненного расчета; доплаты соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности до представления уточненного расчета.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (пункт 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 28.07.2010 Общество представило в Управление фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года, рассчитав страховые взносы с применением регрессивной шкалы нарастающим итогом с 01.01.2010.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Общество 29.10.2010 представило в Управление фонда уточненный расчет по начисленными уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 года, в котором сумма начисленных страховых взносов превышает суммы, указанные в первичном расчете.
Недостающая сумма страховых взносов уплачена страхователем до представления уточненного расчета.
Пени за неполную уплату страховых взносов уплачены Обществом 22.12.2010 на основании требования Управления фонда от 20.12.2010 N 088 010 10 ТН 0231870.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы, установил, что Управление фонда правомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое этим Федеральным законом установлена ответственность.
Статьей 42 Закона N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
В статье 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо сказано в пункте 4 части 1 статьи 43 Закона N 212-ФЗ.
Обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что в нарушение положений пункта 1 статьи 65 АПК РФ Обществом не представлено обстоятельств, исключающих его вину во вмененном ему правонарушении. Не установлено таких обстоятельств Управлением фонда и Отделением фонда, а также не приведено и в решении суда первой инстанции.
Ссылка Общества на то, что основанием для представления им уточненного расчета по начисленными уплаченным страховым взносам за полугодие 2010 послужило письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.05.2010 N 1375-19, что исключает его вину в совершении правонарушения, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что никаких неясностей по вопросу порядка определения базы для начисления страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, которые созданы после начала календарного года, названный Федеральный закон не содержит.
Из материалов дела следует и не оспаривается Обществом, что уточненный расчет им был представлен на основании положений частей 1, 3, 4 статьи 8 и части 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ. Никаких дополнительных разъяснений применение названных норм законодательства не требовало.
Кроме того, письмо Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 28.05.2010 N 1375-19 не является разъяснением в смысле, придаваемом этому понятию частью 5 статьи 1 Закона N 212-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 N 731 "Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать по месту своего учета от органов контроля за уплатой страховых взносов бесплатно информацию (в том числе в письменной форме, в форме электронного документа) о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также получать формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения; получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В данном случае Общество не обращалось в Управление фонда за информацией по вопросу применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Кассационная инстанция соглашается также с выводом суда апелляционной инстанции о наличии в действиях Общества вины в форме неосторожности. Отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения и его совершение по неосторожности не является основанием для признания данного обстоятельства смягчающим, поскольку условием привлечения к ответственности является наличие равно как неосторожной, так и умышленной формы вины.
Факт уплаты (доплаты) страховых взносов за полугодие 2010 года после истечения срока их уплаты установлен Управлением фонда и Обществом не оспаривается.
Таким образом, Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов, а не соответствующих пеней. При этом материалами дела подтверждено, что ООО "ФПГ "РОССТРО" не соблюдены условия для освобождения от ответственности - на момент представления уточненного расчета в Управление фонда не произведена доплата соответствующих пеней на сумму образовавшейся задолженности.
Кассационная инстанция считает, что фактические обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для переоценки доказательств, отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы Общества не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А56-43406/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Финансово-промышленная группа "РОССТРО", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 3, а/я 43, ОГРН 1107847110161 из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.