Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Власовой М.Г.,
судей Кадулина А.В., Кужаровой Н.И.,
рассмотрев 13.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2011 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-2266/2010,
установил:
Индивидуальный предприниматель Кочерин Юрий Леонидович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом уточнения требований) к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее - Администрация) о признании незаконным оформленного письмом от 25.02.2010 N 1182/1-19 отказа в выкупе земельных участков, об обязании Администрации предоставить в собственность заявителю земельные участки общей площадью 4 768 980 кв.м, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 10:22:000000:0010, предоставленного в аренду, за плату по рыночной стоимости, определенной отчетом N 311 "Об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, земельных участков, входящих в состав единого землепользования", и об обязании Администрации заключить с заявителем договор купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Совет Рыборецкого вепсского сельского поселения, администрация Рыборецкого вепсского сельского поселения, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия, общество с ограниченной ответственностью "Корпорация Гранит", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2011 отменены решение от 20.08.2010 и постановление от 25.04.2011. Суд кассационной инстанции признал не соответствующим пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оформленный письмом от 25.02.2010 N 1182/1-19 отказ Администрации в выкупе земельных участков общей площадью 4 768 980 кв.м, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 10:22:00 00 00:0010, а также обязал Администрацию принять решение о предоставлении земельных участков общей площадью 4 768 980 кв.м, с кадастровыми номерами: 10:22:03 03 01:236, 10:22:03 03 01:228, 10:22:03 03 01:229, 10:22:03 03 01:235, 10:22:03 03 01:231, 10:22:03 03 01:234, 10:22:03 03 01:230, 10:22:03 03 02:154, 10:22:03 03 02:155, 10:22:03 03 02:156, 10:22:03 03 02:148, 10:22:03 03 02:0017, 10:22:03 03 02:143, 10:22:03 03 03 02:144, 10:22:03 03 02:153, 10:22:03 03 02:157, 10:22:03 03 02:150, 10:22:03 03 02:152, 10:22:03 03 02:159, 10:22:03 03 02:146, 10:22:03 03 02:147, 10:22:03 03 02:160, 10:22:03 03 02:161, 10:22:03 03 02:158, 10:22:03 03 02:145, 10:22:03 03 03:61, 10:22:03 03 03:76, 10:22:03 03 03:75, 10:22:03 03 03:73, 10:22:03 03 03:65, 10:22:03 03 03:77, 10:22:03 03 03:74, 10:22:03 03 03:72, 10:22:03 03 03:69, 10:22:03 03 03:78, 10:22:03 03 03:79, 10:22:03 03 03:60, 10:22:03 03 03:82, 10:22:03 03 03:80, 10:22:03 03:71, 10:22:03 03 03:59, 10:22:03 03 03:67, 10:22:03 03 03:81, 10:22:03 03 03:64, 10:22:03 03 03:63, 10:22:03 03 03:66, 10:22:03 03 03:68, 10:22:03 03 03:62, 10:22:03 03 03:70, 10:22:03 03 04:110, 10:22:03 03 04:109, 10:22:03 03 04:113, 10:22:03 03 04:117, 10:22:03 04:115, 10:22:03 03 04:119, 10:22:03 03 04:112, 10:22:03 03 04:116, 10:22:03 03 04:114, 10:22:03 03 04:120, 10:22:03 03 04:121, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 10:22:00 00 00:0010, в собственность индивидуальному предпринимателю Кочерину Ю.Л. в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Администрация обратилась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения постановления суда кассационной инстанции от 15.08.2011 до 01.11.2011.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, просит отменить определение от 26.10.2011 и постановление от 22.03.2012 и удовлетворить заявление Администрации об отсрочке исполнения судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу индивидуальный предприниматель Кочерин Ю.Л. просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявления об отсрочке исполнения судебного акта Администрация сослалась на то, что в силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность индивидуальному предпринимателю Кочерину Ю.Л. необходимо провести оценку стоимости земельного участка.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Конкретного перечня оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта данная норма не содержит, устанавливая лишь общий критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
В связи с этим, решая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд в каждом конкретном случае устанавливает наличие обстоятельств, затрудняющих его исполнение, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель, ходатайствующий о предоставлении отсрочки судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Как на обстоятельство, затрудняющее исполнение судебного акта, Администрация ссылалась на необходимость проведения оценки земельных участков.
Кассационная инстанция полагает, что обращаясь в суд с заявлением об отсрочке исполнения постановления от 15.08.2011, Администрация не представила доказательств затруднительности исполнения этого судебного акта, в связи с чем в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Довод Администрации о нарушении апелляционным судом норм процессуального права подлежит отклонению, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит ни запрета на предоставление судами отсрочки исполнения решения, ни перечня оснований и критериев определения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду в каждом конкретном случае право самостоятельно устанавливать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, и предоставлять отсрочку исполнения решения суда.
Кроме того, в заявлении Администрация просила предоставить отсрочку исполнения постановления суда кассационной инстанции от 15.08.2011 до 01.11.2011. Данный срок истек на момент рассмотрения апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу N А26-2266/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.