Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Московской области от 29.05.2018 N 337/19 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Московской области от 04.12.2019 N 919/41, от 20.12.2023 N 1265-ПП).
2. Министерству информации и молодежной политики Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) настоящего постановления на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
Утверждены
постановлением Правительства
Московской области
от 15.01.2025 N 18-ПП
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Московской области от 29.05.2018 N 337/19 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области"
1. В преамбуле слова "Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Московской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.04.2011 N 611-р" заменить словами "Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Московской области о передаче Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмену такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 3244-р".
2. Дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Главному управлению гражданской защиты Московской области во взаимодействии с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области обеспечить разработку (корректировку) плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением.".
3. Пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Центральным исполнительным органам Московской области и государственным учреждениям Московской области:
по запросам Главного управления гражданской защиты Московской области предоставлять информацию, необходимую для разработки и корректировки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области;
обеспечить разработку (корректировку) планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организациям:
по запросам Главного управления гражданской защиты Московской области предоставлять информацию, необходимую для разработки и корректировки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области;
при планировании мероприятий в области защиты населения и работников организаций от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.".
4. Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области, утвержденный указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 29.05.2018 N 337/19
(в редакции
постановления Правительства
Московской области
от 15.01.2025 N 18-ПП)
Порядок
разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Московской области (далее - Порядок) определяет единые требования к разработке, согласованию, утверждению и корректировке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, муниципальных образований Московской области, организаций, указанных в подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.2.14-2023 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению" (далее соответственно - планы действий, организации, Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 22.2.14-2023) и инструкций по действиям работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не подпадающих под условия, перечисленные в подпункте 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.2.14-2023 (далее соответственно - инструкции по ЧС, иные организации).
2. Планы действий определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), снижению их негативных последствий, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые силы и средства для этого.
Планы действий отражают мероприятия, направленные на выполнение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Руководители центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций и иных организаций, осуществляют непосредственное руководство планированием мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
II. Организация разработки, согласования и утверждения планов действий и инструкций по ЧС
4. Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области осуществляет Главное управление гражданской защиты Московской области (далее - Главное управление) во взаимодействии с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области (далее - Главное управление МЧС России по Московской области), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Московской области, центральными исполнительными органами Московской области, государственными органами Московской области, государственными учреждениями Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
5. Планы действий центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, муниципальных образований Московской области и организаций разрабатываются в центральных исполнительных органах Московской области, государственных учреждениях Московской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Московской области и организациях во взаимодействии с Главным управлением и Главным управлением МЧС России по Московской области.
6. Иные организации разрабатывают инструкции по ЧС, в соответствии с полученными по запросу выписками из планов действий муниципальных образований Московской области, на территории которых функционируют иные организации (далее - Выписка).
На основании полученной Выписки иная организация в 30-дневный срок с момента ее получения разрабатывает соответствующую инструкцию по ЧС.
7. Разработка планов действий выполняется в три этапа:
1) на первом этапе осуществляется:
изучение и анализ нормативных правовых актов по организации и осуществлению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
сбор и обобщение данных:
выявление объектов и территорий, представляющих опасность для населения;
проведение анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов чрезвычайных ситуаций, которые имели место на территории (объекте), размера ущерба, сроков выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
получение сведений о территории и численности населения, которое может оказаться в зонах чрезвычайных ситуаций и пожаров;
получение сведений о наличии технических средств, необходимых для проведения эвакуационных мероприятий;
составление календарного плана по разработке плана действий;
2) на втором этапе осуществляется:
практическая разработка и оформление плана действий;
определение прогнозируемых сценариев развития чрезвычайных ситуаций, в том числе определяются:
возможные зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления, пожаров, взрывов, в том числе циклических (сезонных) явлений;
численность населения, объекты экономики, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов;
возможный причиненный ущерб (потери населения, материальный ущерб);
предстоящие мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий, объемы предстоящих мероприятий;
силы и средства, привлекаемые к ликвидации чрезвычайной ситуации, и порядок выполнения ими мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
подписание планов действий:
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области подписывает руководитель Главного управления в ранге министра;
планы действий центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, муниципальных образований Московской области и организаций подписывают заместители руководителей органов (учреждений, организаций), курирующие вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, и руководители структурных подразделений (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
согласование планов действий:
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области согласовывается вице-губернатором Московской области, курирующим вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, и начальником Главного управления МЧС России по Московской области;
планы действий центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, муниципальных образований Московской области и организаций, эксплуатирующих объекты, являющиеся источником чрезвычайных ситуаций межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера, согласовываются заместителем руководителя Главного управления и заместителем начальника Главного управления МЧС России по Московской области, курирующими вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСС или ПАСФ), которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
планы действий организаций, эксплуатирующих объекты, являющиеся источником чрезвычайных ситуаций локального и муниципального характера, согласовываются заместителем начальника Главного управления МЧС России по Московской области (по гражданской обороне и защите населения), органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, а также руководителями ПАСС или ПАСФ, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
3) на третьем этапе осуществляется утверждение планов действий:
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области утверждается Правительством Московской области;
планы действий центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, муниципальных образований Московской области и организаций утверждаются их руководителями (главами).
8. Инструкции по ЧС иных организаций подписываются заместителями руководителей иных организаций, курирующими вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, и руководителями структурных подразделений (работниками), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и направляются на согласование с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, на территории которых осуществляют деятельность иные организации.
9. Согласование планов действий и инструкций по ЧС осуществляется должностными лицами, указанными в пунктах 7 и 8 настоящего Порядка, в течение 30 календарных дней со дня представления всех экземпляров планов действий и инструкций по ЧС для согласования.
В случае принятия решения об отказе в согласовании плана действий или инструкции по ЧС заявителю предоставляются мотивированные замечания и предложения по их доработке.
Несогласованные планы действий и (или) инструкции по ЧС в течение 30 календарных дней после получения замечаний и предложений по доработке подлежат доработке и направлению на повторное согласование.
10. Планы действий и инструкции по ЧС подлежат утверждению в течение 10 календарных дней со дня их согласования.
III. Структура планов действий и инструкций по ЧС
11. Планы действий состоят из основной текстовой части, приложений и графических материалов, оформленных на карте.
12. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области и планы действий муниципальных образований Московской области состоят из 2 разделов и 10 приложений:
1) раздел I "Краткая географическая, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки";
2) раздел II "Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий";
3) перечень приложений к плану действий:
возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций (с графическими материалами, оформленными на карте);
календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (с графическими материалами, оформленными на карте);
расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
порядок проведения мероприятий по эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
план по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период на территории Московской области (муниципального образования Московской области);
план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами на территории Московской области (муниципального образования Московской области);
план предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период на территории Московской области (муниципального образования Московской области);
перечень организаций, которые могут привлекаться к работам по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (аварий, катастроф и т.п.).
13. Планы действий центральных исполнительных органов Московской области, государственных учреждений Московской области и организаций состоят из 2 разделов и 7 приложений:
1) раздел I "Краткая географическая, социально-экономическая характеристика и оценка возможной обстановки";
2) раздел II "Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий";
3) перечень приложений к плану действий:
возможная обстановка при возникновении чрезвычайных ситуаций (с графическими материалами, оформленными на карте);
календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (с графическими материалами, оформленными на карте);
расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
порядок проведения мероприятий по эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
перечень организаций, которые могут привлекаться к работам по восстановлению территорий, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (аварий, катастроф и т.п.).
14. Выписка состоит из 2 разделов:
1) раздел I "Краткие сведения о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях";
2) раздел II "Порядок действий при угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций. Способы защиты".
15. Инструкции по ЧС состоят из разделов, определяющих действия работников иных организаций при:
транспортных авариях (на автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном видах транспорта);
радиационных авариях, авариях с выбросом опасных химических веществ, на потенциально опасных объектах, авариях с выбросом патогенных для человека микроорганизмов;
авариях на системах жизнеобеспечения (объектах теплоснабжения, водоснабжения, электроэнергетики и газораспределительных системах);
гидродинамических авариях (катастрофических затоплениях, в том числе в паводкоопасный (половодный) период);
взрывы (в том числе с последующим горением) и (или) разрушения (обрушения) в зданиях и сооружениях;
ландшафтных (природных) и лесных пожарах;
опасных геофизических, геологических, метеорологических и гидрологических явлениях (землетрясения, оползни, овражная (плоскостная) эрозия, ураган, очень сильный дождь, град, очень сильный снег, ледяной дождь, сильный мороз (жара));
биологических факторах, способных привести к возникновению и (или) распространению заболеваний с развитием эпидемий и массовых отравлений;
террористических акциях (обнаружение взрывчатых веществ, бесхозных вещей, применение беспилотных авиационных систем, захват заложников).
IV. Введение в действие планов действий и инструкций по ЧС
16. Планы действий и инструкции по ЧС вводятся в действие при введении режима "повышенная готовность" или "чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
V. Сроки действия и периодичность корректировки планов действий и инструкций по ЧС
17. Планы действий и инструкции по ЧС разрабатываются на 5 лет и начинают действовать со дня их утверждения.
По истечении 5 лет со дня их утверждения планы действий и инструкции по ЧС утрачивают силу и разрабатываются новые планы действий и инструкции по ЧС в соответствии с настоящим Порядком.
18. Разработка новых планов действий и инструкций по ЧС начинается не менее чем за 30 календарных дней до окончания сроков действия предыдущих планов действий и инструкций по ЧС.
19. Корректировка планов действий и инструкций по ЧС производится ежегодно до 10 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций или в случаях:
изменения организационно-штатной структуры;
реконструкции, технического перевооружения, ввода новых или закрытия старых опасных производственных объектов (технологий) и (или) критически важных и потенциально опасных объектов;
на основании актов технического расследования причин возникших аварий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в случае выявления новых факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
по результатам учений и тренировок с органами управления, силами и средствами Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
по предписаниям, выданным Главным управлением МЧС России по Московской области и (или) Министерством по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области, в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане действий или инструкции по ЧС, информации, полученной в ходе осуществления федерального и регионального государственного надзора.
20. Корректировка планов действий и инструкций по ЧС производится в том же порядке, как их разработка и утверждение.
При корректировке вносятся изменения во все экземпляры соответствующих планов действий и инструкций по ЧС.
21. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области разрабатывается в 3 экземплярах:
первый экземпляр плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в Правительстве Московской области (в Главном управлении);
второй экземпляр плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в Главном управлении МЧС России по Московской области;
третий экземпляр плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся на запасном пункте управления Правительства Московской области.
22. Планы действий центральных исполнительных органов Московской области и государственных учреждений Московской области разрабатываются в 2 экземплярах:
первый экземпляр плана действий центрального исполнительного органа Московской области и государственного учреждения Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в структурном подразделении (у работника) центрального исполнительного органа Московской области и государственного учреждения Московской области, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
второй экземпляр плана действий центрального исполнительного органа Московской области и государственного учреждения Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в Главном управлении МЧС России по Московской области.
23. Планы действий муниципальных образований Московской области разрабатываются в 3 экземплярах:
первый экземпляр плана действий муниципального образования Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в структурном подразделении органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
второй экземпляр плана действий муниципального образования Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в Главном управлении МЧС России по Московской области;
третий экземпляр плана действий муниципального образования Московской области на бумажном носителе и его электронная копия хранятся на запасном пункте управления органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.
24. Планы действий организаций разрабатываются в 2 экземплярах:
первый экземпляр плана действий организации на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в структурном подразделении (у работника) организации, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
второй экземпляр плана действий организации на бумажном носителе и его электронная копия хранятся в органе местного самоуправления муниципального образования Московской области, на территории которого организация осуществляет свою деятельность.
25. Инструкции по ЧС иных организаций на бумажном носителе и их электронные копии разрабатываются в 1 экземпляре и хранятся в структурном подразделении (у работника) иной организации, уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 15 января 2025 г. N 18-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 29.05.2018 N 337/19 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Московской области"
Вступает в силу с 17 января 2025 г.
Опубликование:
Интернет-портал Правительства Московской области (mosreg.ru) 16 января 2025 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 17 января 2025 г. N 5000202501170001