Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 февраля 2013 г. N 13366/12 настоящее постановление в части удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Венжел Плюс" о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области о зачете от 26.10.2011 N 16204 в части зачета 158 084 рублей 55 копеек и N 1725 в полном объеме отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Блиновой Л.В. и Корабухиной Л.И.,
при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - Петрищева А.В. (доверенность от 25.01.2012 N 71), рассмотрев 18.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 (судья Лебедев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова А.А.) по делу N А52-3856/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Венжел плюс", место нахождения: 180002, город Псков, улица Яна Райниса, дом 53, ОГРН 1066027044490 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 26.10.2011 N 1725 "о зачете"; решения от 26.10.2011 N 16203 "о зачете" в части зачета в сумме 102 574 руб. 77 коп.; решения от 26.10.2011 N 16204 "о зачете" в части зачета в сумме 158 084 руб. 55 коп.
Решением суда первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 12.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций пункта 9.1 статьи 88 и пунктов 1, 7, 11 и 24 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В кассационной жалобе Инспекция указывает на то, что ее решение о возмещении налога может быть отменено только в полном объеме; камеральная проверка по первичной декларации не была окончена в связи с подачей уточненной налоговой декларации, что свидетельствует об отсутствии у налогового органа оснований для возмещения налога по первичной налоговой декларации; суммы налога, заявленные к возмещению в уточненной налоговой декларации, будут возмещены налогоплательщику по результатам ее проверки.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество 20.07.2011 представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2-й квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 055 748 руб. Одновременно ООО "Венжел плюс" представило заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС в указанной сумме, с приложением к нему необходимых документов.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция приняла решение от 26.07.2011 N 15-05/4дсп о возмещении Обществу НДС в сумме 4 055 748 руб.
ООО "Венжел плюс" 20.10.2011 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 2-й квартал 2011 года, в которой указало к возмещению из бюджета 4 037 231 руб. При этом разницу между суммами, указанными в первоначальной и уточненной налоговых декларациях в размере 18 517 руб. Общество перечислило в бюджет платежным поручением от 19.10.2011 N 718.
Решением Инспекции от 21.10.2011 N 15-05/1 отменено в полном объеме решение от 26.07.2011 N 15-05/4 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Обществу 26.10.2011 налоговым органом направлено требование N 1 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость, которым налогоплательщику предписано возвратить в бюджет излишне полученную сумму НДС в размере 4 037 231 руб. (с учетом добровольно уплаченных Обществом 18 517 руб.); а также сумму процентов в размере 158 779 руб. 32 коп., начисленных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 НК РФ на возмещенную ранее сумму - 4 055 748 руб.).
Инспекцией 26.10.2011 принято решение N 15-05/5дсп о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в соответствии с которым Обществу подлежал возмещению НДС за 3-й квартал 2011 года в сумме 18 020 818 руб. В тот же день налоговым органом приняты решения о зачете N 16202, 16203, 16204, 1725 которыми часть суммы, подлежащей выплате Обществу по решению от 26.10.2011 N 15-05/5дсп, ответчик зачел в счет погашения задолженности ООО "Венжел плюс", указанной в требовании N 1 от 26.10.2011 (решения от 26.10.2011 N 16204 и N 1725), а также задолженности по пеням (решение от 26.10.2011 N 16203).
Общество, считая ошибочным вывод налогового органа о необходимости возврата всей суммы возмещения в случае подачи уточненной декларации, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. Согласно пункту 7 статьи 176.1 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на применение заявительного порядка возмещения налога, реализуют данное право путем подачи в налоговый орган не позднее пяти дней со дня подачи налоговой декларации заявления о применении заявительного порядка возмещения налога, в котором налогоплательщик указывает реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств. Пунктом 8 статьи 176.1 НК РФ определено, что в течение пяти дней со дня подачи заявления о применении заявительного порядка возмещения налога налоговый орган проверяет соблюдение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктами 2, 4, 6 и 7 названной статьи, а также наличие у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и принимает решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке. О принятых решениях налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменной форме в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В силу пункта 24 статьи 176.1 НК РФ после подачи налогоплательщиком заявления, предусмотренного пунктом 7 названной статьи, до окончания камеральной налоговой проверки уточненная налоговая декларация представляется в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, то указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения. Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных пунктом 17 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 23 настоящей статьи.
На основании пункта 17 статьи 176.1 НК РФ одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 названной статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами.
Проанализировав приведенные нормы Налогового кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли в правомерному выводу о том, что положения абзаца третьего пункта 24 статьи 176.1 НК РФ не могут применяться в отрыве от положений пункта 15 указанной статьи. При этом судебные инстанции исходили из того, что пункт 24 статьи 176.1 НК РФ содержит отсылку в части порядка возврата возмещенных сумм НДС и процентов, начисленных на них, к положениям пункта 17 той же статьи, а пункт 17 статьи 176.1 НК РФ предусматривает направление одновременно с принятием решения, указанного в пункте 15 данной статьи, требования о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке.
В соответствии с пунктом 15 статьи 176.1 Кодекса в случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
С учетом изложенного следует признать правомерным вывод судов о том, что в случае выявления налоговым органом факта необоснованного заявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению налоговый орган вправе принять решение о возврате только излишне выплаченных сумм и соответствующих процентов.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что суд первой инстанции правомерно указал на то, что толкование Инспекцией положений пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ носит дискриминационный характер по отношению к налогоплательщику, представившему уточненную декларацию, поскольку ставит последнего в заведомо худшее положение в случае самостоятельного устранения выявленных ошибок в налоговой декларации путем подачи уточненной декларации по сравнению с выявлением недостоверно заявленных сведений самим налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки.
Суд кассационной инстанции не находит противоречий между положениями статей 88 и 176.1 НК РФ, поскольку нормы статьи 88 НК РФ носят общий характер по сравнению с положениями статьи 176.1 НК РФ, регулирующей уплату НДС. Норма пункта 9.1 статьи 88 НК РФ, согласно которой прекращение камеральной налоговой проверки первоначальной налоговой декларации означает прекращение всех действий налогового органа в отношении этой декларации, включая действия по возмещению НДС, не лишает налоговый орган права учесть налог, возмещенный по первоначальной налоговой декларации, при принятии решения по результатам проверки уточненной налоговой декларации. Статья 88 НК РФ не регламентирует действия налогового органа в случае принятия им решения о возмещении НДС до окончания налоговой проверки декларации, возможность которого предусмотрена статьей 176.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах следует согласиться с выводом судов о том, что направление ООО "Венжел Плюс" требования о возврате в полном объеме (за вычетом добровольно уплаченных) суммы НДС, полученной в заявительном порядке, а также об уплате предусмотренных Налоговым Кодексом Российской Федерации процентов на всю сумму полученного возмещения противоречит положениям пунктов 17 и 24 статьи 176.1 НК РФ в их системном толковании.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. Поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А52-3856/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.