Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 декабря 2024 г. N 426 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц"

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:

утвердить прилагаемое Руководство по безопасности "Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц".

 

Руководитель

А.В. Трембицкий

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 декабря 2024 г. N 426

 

Руководство по безопасности
"Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц"

 

I. Общие положения

 

1. Руководство по безопасности "Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц" (далее - Руководство) разработано в целях содействия соблюдению требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), а также требований, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, по предотвращению проникновения на опасный производственный объект (далее - ОПО) посторонних лиц.

2. Руководство рекомендовано к применению в отношении ОПО, указанных в приложении N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.

3. Руководство рекомендовано для использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими ОПО (далее - организации, эксплуатирующие ОПО).

4. Организациям, эксплуатирующим ОПО, рекомендуется реализовывать меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц таким образом, чтобы они не препятствовали выполнению требований промышленной безопасности, требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, требований к обеспечению физической защиты на ядерных и радиационных объектах, а также иных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), установленных актами Правительства Российской Федерации, изданными во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

5. Меры по предотвращению проникновения на ОПО посторонних лиц, принимаемые организациями, эксплуатирующими ОПО, могут отличаться от рекомендованных в Руководстве, в том числе дополнять их.

 

II. Общие рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц

 

6. В целях предотвращения проникновения на ОПО посторонних лиц руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется разработать направленные на предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц организационные меры, оборудовать ОПО инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты) и принять меры по охране ОПО (обеспечить создание системы физической защиты ОПО).

7. Система физической защиты ОПО может выполнять задачи, направленные не только на предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц, но и на своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность ОПО, на пресечение попыток совершения террористического акта на ОПО и на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на ОПО.

8. Создание и ввод системы физической защиты ОПО в действие рекомендуется обеспечивать до завоза на ОПО опасных веществ или начала эксплуатации ОПО.

9. При создании (совершенствовании созданной) системы физической защиты ОПО рекомендуется выполнять следующие этапы: проектирование (предварительная стадия и стадия непосредственной подготовки проектных решений по созданию системы физической защиты ОПО и проекта комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты)); реализация проектных решений; ввод системы физической защиты ОПО в действие.

Проектирование системы физической защиты ОПО рекомендуется осуществлять на этапе проектирования ОПО с учетом подпункта "к" пункта 26(1) и подпункта "б.1" пункта 32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

10. При проектировании системы физической защиты ОПО (на предварительной стадии) рекомендуется проводить аналитическую работу (анализ уязвимости ОПО), включающую документальное описание:

характеристик посторонних лиц (количество, вооружение и оснащение), предотвращение проникновения которых на ОПО должна обеспечивать система физической защиты ОПО (далее - нарушители) (в случае наличия для ОПО разработанных моделей нарушителей (например, типовых моделей нарушителей, направленных органами безопасности) рекомендуется использовать такие модели);

технических устройств, зданий и сооружений, применяемых на ОПО, несанкционированное воздействие на которые нарушителями может привести к инцидентам или авариям на ОПО (далее - уязвимые места ОПО);

возможных путей проникновения на ОПО нарушителей и способов их воздействия на уязвимые места, которые могут привести к авариям и инцидентам (в том числе дистанционного способа воздействия на ОПО, например, с помощью беспилотных воздушных судов или беспилотных надводных аппаратов (далее - БПЛА));

возможных последствий совершения в отношении уязвимых мест ОПО террористического акта или диверсии, в том числе с использованием БПЛА (при проведении оценки могут использоваться сведения, содержащиеся в декларации промышленной безопасности, технологических регламентах, паспортах безопасности машин и (или) оборудования, в том числе о количестве опасного вещества на ОПО, а также учитываться внутренние перемещения на площадке ОПО опасных веществ и грузов, несанкционированное воздействие на которые может привести к неблагоприятным последствиям), категорирование уязвимых мест по масштабам возможных последствий в случае воздействия нарушителей;

перечня уязвимых мест ОПО, подлежащих защите от действий нарушителей, документальное оформление границ размещения уязвимых мест ОПО и их утверждение руководителем организации, эксплуатирующей ОПО;

границ (периметра) площадки ОПО и отдельных зданий, помещений на площадке ОПО, подлежащих оснащению инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты) ОПО и охране, состава комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты) ОПО, мест размещения контрольно-пропускных пунктов для прохода людей и проезда автотранспорта, мест размещения сил охраны (караулов).

11. Руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется определить периодичность (например, не реже 1 раза в 5 лет) проведения оценки актуальности анализа уязвимости и достаточности мер, предусмотренных системой физической защиты. Кроме того, рекомендуется обеспечить проведение такой оценки при внесении в производственный процесс значительных изменений, влияющих на масштаб последствий несанкционированного воздействия на ОПО нарушителей, в случае изменения характеристик нарушителей, например, изменения типовых моделей нарушителей, а также по итогам проведенных тренировок (учений).

В случае определения по результатам оценки необходимости пересмотра анализа уязвимости и (или) совершенствования системы физической защиты рекомендуется разработать и утвердить соответствующий план мероприятий по пересмотру анализа уязвимости и (или) совершенствованию системы физической защиты.

 

III. Рекомендуемые организационные меры в системе физической защиты опасного производственного объекта

 

12. Руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, или уполномоченному им лицу рекомендуется обеспечить разработку и утверждение документов организации, эксплуатирующей ОПО, в которых отражаются следующие сведения:

а) об организации и обеспечении пропускного режима лиц и транспортных средств на ОПО, в охраняемые здания, сооружения и помещения ОПО, а также о видах пропусков, об их выдаче и использовании, о контроле за выполнением требований инструкции;

б) о предоставлении и разграничении доступа работников ОПО, сил охраны, командированных лиц, посетителей и лиц аварийных служб, не входящих в состав организации, эксплуатирующей ОПО, на территории ОПО, в охраняемые здания, сооружения и помещения, доступа к работам с опасными веществами и техническими устройствами на ОПО, с инженерными и техническими средствами охраны (физической защиты), а также к документам и сведениям ограниченного доступа;

в) о взаимодействии руководства организации, эксплуатирующей ОПО, с организациями и органами власти, участвующими в реагировании на проникновение (попытки проникновения) на ОПО нарушителей, на получение сообщения об угрозе террористического акта или возникновение чрезвычайной ситуации на ОПО (в плане рекомендуется определить порядок обмена информацией, проведения совместных учений (тренировок));

г) о действиях работников ОПО и иных лиц, находящихся на территории ОПО, сил охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях;

д) об организации проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты;

е) о проведении административного (объектового) контроля за выполнением мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа на ОПО нарушителей (рекомендуется предусматривать периодическое проведение административного (объектового) контроля, например, не реже 1 раза в 12 месяцев).

Приведенные в настоящем пункте рекомендуемые сведения могут включаться как в отдельные документы организации, эксплуатирующей ОПО, так и в один документ. В случае наличия указанных сведений в иных документах по антитеррористической защищенности, разработанных в организации, эксплуатирующей ОПО, в соответствии с законодательством в области противодействия терроризму, рекомендуется в документах, касающихся предотвращения проникновения на опасный производственный объект нарушителей, не дублировать такие сведения, а приводить реквизиты содержащих эти сведения документов по антитеррористической защищенности.

13. Руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется назначить работника или определить структурное подразделение, ответственное за организацию выполнения мероприятий по предотвращению проникновения на ОПО нарушителей.

В организации, эксплуатирующей ОПО I класса опасности, установленного в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ, в целях организации и выполнения мероприятий по предотвращению несанкционированного доступа на ОПО нарушителей может быть создано структурное подразделение - служба безопасности. В случае создания службы безопасности сведения о задачах и функциях, структуре и основных направлениях деятельности подразделений службы безопасности, правах и обязанностях начальника службы безопасности рекомендуется отражать в положении о службе безопасности, которое рекомендуется утверждать руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, или уполномоченным им лицом.

14. В целях обеспечения безопасности ОПО рекомендуется принять меры по защите информации, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами на ОПО от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий, а также исключить несанкционированный доступ к эксплуатационной документации.

15. В организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется определить порядок учета, хранения и контроля замков и ключей, использующихся в системе физической защиты ОПО, в котором рекомендуется предусмотреть: перечень лиц, имеющих право получения и сдачи ключей; учет замков и ключей (например, в журнале учета замков и ключей); регистрацию выдачи и сдачи ключей; меры по предотвращению несанкционированного использования ключей и замену в кратчайшие сроки замков и ключей при обнаружении фактов или попыток несанкционированных действий с ними.

16. В организации, эксплуатирующей ОПО I-III классов опасности, рекомендуется каждому замку и ключу от зданий, сооружений и помещений с уязвимыми местами ОПО присваивать инвентарный номер и документировать информацию о нем (например, в журнале учета замков и ключей). Кроме того, при нанесении маркировки инвентарных номеров каждого ключа и замка рекомендуется применять способы, не позволяющие ее удалить или изменить без обнаружения такого факта.

17. В зданиях, сооружениях и помещениях с уязвимыми местами ОПО рекомендуется устанавливать режим самоохраны, предусматривающий меры, направленные на предупреждение и своевременное обнаружение работниками ОПО попыток несанкционированного доступа нарушителей, а также порядок действий работников ОПО в случае обнаружения посторонних лиц на территории ОПО. Порядок организации режима самоохраны рекомендуется определять в документе, утверждаемом руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, или лицом, им уполномоченным (например, в инструкции по самоохране в организации, эксплуатирующей ОПО).

18. С целью обеспечения готовности к локализации (ликвидации) последствий аварий, вызванных несанкционированным проникновением нарушителей на ОПО, рекомендуется:

осуществлять учет и контроль опасных веществ на ОПО, обеспечить своевременный учет их поступления, расходования, периодическую инвентаризацию, а также учет и контроль образующихся отходов;

организовать периодическую проверку состояния противоаварийной защиты, блокировок и охранной сигнализации помещений с уязвимыми местами ОПО;

оснастить ОПО сигнализаторами концентрации опасных веществ (например, довзрывной концентрации газов) в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

разработать и утвердить порядок расследования случаев проникновения нарушителей на ОПО.

 

IV. Рекомендации к комплексу инженерно-технических средств охраны (физической защиты) на опасном производственном объекте

 

19. В состав комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты) на ОПО рекомендуется включать инженерные средства охраны (физической защиты) ОПО и технические средства охраны (физической защиты) ОПО.

20. К инженерным средствам охраны (физической защиты) ОПО могут быть отнесены строительные конструкции ОПО (стены, перекрытия, ворота, двери), а также специально разработанные конструкции (ограждения, противотаранные устройства, решетки, контейнеры) и другие физические (в том числе естественные) препятствия.

21. К техническим средствам охраны (физической защиты) ОПО могут быть отнесены элементы и устройства, входящие в состав следующих основных функциональных систем: охранная сигнализация, тревожно-вызывная сигнализация, контроль и управление доступом, наблюдение (оптико-электронное, видеонаблюдение, радиолокационное или основанное на других технических принципах) и оценка ситуации, оперативная связь и оповещение (в том числе средства проводной связи и радиосвязи), защита информации, обеспечение электропитания, освещения, обнаружение запрещенных к проносу предметов (опасных веществ, взрывчатых веществ, предметов из металла), сбор, обработка и отображение информации.

22. Конкретный состав комплекса инженерно-технических средств охраны (физической защиты) ОПО рекомендуется определять на этапе проектирования системы физической защиты ОПО при её создании (совершенствовании) с учетом требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

При этом также рекомендуется учитывать возможное наличие отдельных требований у сил охраны (например, в случае охраны ОПО войсками национальной гвардии Российской Федерации применяются Требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2017 г. N 646).

23. При оснащении ОПО инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты) рекомендуется:

а) ограничивать доступ нарушителя на ОПО (в места размещения уязвимых мест ОПО) с помощью физического препятствия, создающего задержку проникновения нарушителя на ОПО (к уязвимым местам ОПО), например, устанавливать сплошное ограждение по периметру ОПО или здания, сооружения, помещения с уязвимыми местами ОПО либо использовать в качестве такого препятствия стены зданий, сооружений, помещений;

б) обеспечивать непрерывную зону обнаружения нарушителей на охраняемом периметре с использованием средств обнаружения системы охранной сигнализации, применять технические средства систем наблюдения и оценки ситуации, освещения, оперативной связи и оповещения, тревожно-вызывной сигнализации, контроля и управления доступом, обеспечения электропитания;

в) обеспечивать контроль за местами возможного несанкционированного проникновения (двери, калитки, ворота, окна) в здания, сооружения, помещения с уязвимыми местами ОПО с использованием технических средств охраны (физической защиты);

г) организовывать доступ людей и транспорта на площадку с ОПО через соответствующие контрольно-пропускные пункты (посты), на которых рекомендуется использовать средства системы контроля и управления доступом, а также оборудовать их средствами обнаружения проноса предметов из металла (стационарными или переносными) и иных запрещенных предметов (например, взрывчатых веществ);

д) организовывать дистанционный контроль за местами расположения запорной, регулирующей, отсекающей и предохранительной арматуры в соответствии со схемами коммуникаций технологического и энергетического обеспечения, несанкционированное воздействие на которую может привести к аварии на ОПО;

е) обеспечивать запирание в нерабочее время на замковые устройства и пломбирование входов (дверей, калиток, ворот) в здания, сооружения, помещения с уязвимыми местами ОПО.

24. При организации контрольно-пропускных пунктов (постов) также рекомендуется реализовывать следующие меры:

а) обеспечить возможность беспрепятственного выхода людей через контрольно-пропускные пункты в случае аварии;

б) оборудовать контрольно-пропускные пункты (посты) средствами связи с силами охраны, а транспортные контрольно-пропускные пункты (посты) - противотаранными устройствами и специализированными площадками для досмотра транспорта, въезжающего на территорию ОПО и выезжающего с территории.

в) оборудовать рабочие места контролеров контрольно-пропускного пункта (если эта функция не выполняется непосредственно силами охраны) средствами тревожно-вызывной сигнализации, а также средствами связи (на ОПО I класса опасности - не менее двух видов связи).

25. В случае наличия угрозы применения нарушителями БПЛА рекомендуется определить мероприятия по противодействию данной угрозе (в том числе активные и пассивные методы защиты).

При принятии мер по противодействию БПЛА рекомендуется не допускать негативного влияния разрабатываемых организационных и технических решений по защите ОПО на:

установленный режим технологического процесса на ОПО и работу систем противоаварийной защиты, автоматизированных систем управления технологическим процессом (при использовании установок для радиоэлектронной борьбы с БПЛА);

проведение технического обслуживания и ремонта на ОПО;

мероприятия по аварийному реагированию (предусмотренные планами мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, а также планами по эвакуации персонала и иных лих, находящихся на территории организации, эксплуатирующей ОПО, в случае аварии).

26. При оснащении ОПО пассивными средствами защиты от БПЛА (металлическими сетками, тросами и т.п.) рекомендуется оценивать нагрузку, создаваемую этими средствами защиты на конструкции, элементы ОПО при их монтаже и эксплуатации, а также возможные последствия, связанные с падением отдельных элементов этих средств защиты на здания, сооружения ОПО при попадании в них БПЛА.

 

V. Рекомендации к организации охраны опасного производственного объекта

 

27. Руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется организовать охрану ОПО. При выборе вида и способа охраны рекомендуется учитывать ведомственную принадлежность организации, эксплуатирующей ОПО (например, возможность организации ведомственной охраны ОПО), а также ограничения на осуществление частной охранной деятельности (например, установленные приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности").

28. При организации охраны руководителю организации, эксплуатирующей ОПО, рекомендуется обеспечить взаимодействие с руководством сил охраны, по результатам которого:

а) определить и задокументировать порядок охраны ОПО (в том числе численность сил охраны, количество и тип постов охраны, техническое оснащение, вооружение сил охраны, максимальное время реагирования в случае поступления сигнала о попытке несанкционированного проникновения на ОПО);

ГАРАНТ:

Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником

в) обеспечить в рамках административного (объектового) контроля периодические проверки готовности сил охраны к выполнению возложенных на них задач;

г) обеспечить проведение периодических тренировок (учений) в целях отработки действий работников организации, эксплуатирующей ОПО, и сил охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях.

 

Для предотвращения проникновения посторонних лиц на опасный производственный объект Ростехнадзор рекомендует:

- разработать меры для предотвращения проникновения;

- оборудовать объект инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты),

- обеспечить создание системы физической защиты.

Руководителю организации, эксплуатирующей объект, рекомендуется определить периодичность (например, не реже 1 раза в 5 лет) проведения оценки актуальности анализа уязвимости и достаточности мер, предусмотренных системой физической защиты.

Контрольно-пропускные пункты (посты) следует оборудовать средствами связи с силами охраны, а транспортные КПП - противотаранными устройствами и специализированными площадками для досмотра транспорта. Места контролеров должны быть оснащены средствами связи и тревожно-вызывной сигнализацией (на объект I класса опасности - не менее двух видов связи).

 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 декабря 2024 г. N 426 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по предотвращению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц"

 

Опубликование:

-