Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2011 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-10629/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Северное морское пароходство", ОГРН 1022900513679, место нахождения: г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 36 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Теруправление Росимущества), выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении Обществу в собственность земельного участка общей площадью 16 515 кв.м с кадастровым номером 29:22:080202:7, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Архангельск, Исакогорский территориальный округ, ул. Дрейера, д. 10; обязании Теруправления Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность Общества указанного земельного участка, подготовки и направления Обществу проекта договора купли-продажи названного земельного участка.
Решением от 20.12.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 данное решение оставлено без изменения.
Теруправление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неверную оценку судами полномочий Теруправления Росимущества по вопросу о продаже земельных участков, указывая, что основанием для заключения Теруправлением Росимущества с заинтересованным лицом договора купли-продажи земельного участка является поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, соглашаясь с выводами судов о незаконности бездействия Теруправления Росимущества, указывая, что после вступления в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции земельный участок был передан в собственность Общества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности шесть объектов недвижимости.
Данные объекты расположены на земельном участке общей площадью 16 515 кв.м с кадастровым номером 29:22:080202:7, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: г. Архангельск, Исакогорский территориальный округ, ул. Дрейера, д. 10. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В июне 2011 года Общество обратилось в Теруправление Росимущества с заявкой на приватизацию указанного земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования. К заявке приложен пакет документов.
Письмом от 30.06.2011 N 5599 Теруправление Росимущества сообщило Обществу о невозможности направить документы в Росимущество ввиду непредставления Обществом доказательств отсутствия на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц.
Общество, ссылаясь на то, что в нарушение установленного срока до настоящего времени не принято решение о приватизации земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью первой статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Вводного закона юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 36 названного Кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков предоставлено гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках.
Согласно пункту 5 той же статьи (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в июне 2011 года) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент обращения Общества с заявкой на приватизацию земельного участка действовал приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (в редакции приказов от 20.07.2009 N 282, от 29.11.2010 N 584) об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень документов).
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришли к правильному выводу, что Общество, имеющее право на выкуп спорного земельного участка как обладатель права постоянного (бессрочного) пользования участком и собственник объектов недвижимости, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Теруправление Росимущества полный пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, а Теруправление Росимущества в нарушение требований пункта 6 названной статьи в установленный срок не приняло решение по заявке Общества о предоставлении земельного участка на праве собственности и не направило в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить такой договор.
Довод Теруправления Росимущества об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества суды, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, обоснованно признали несостоятельным, указав, что в любом случае ответчиком был нарушен установленный для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность срок, который не может превышать одного месяца со дня поступления заявления заинтересованного лица независимо от того, находится ли земельный участок в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Апелляционный суд также обоснованно отметил, что внутриведомственные отношения между Росимуществом и его территориальными органами не могут служить препятствием для реализации Обществом права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами и находящегося у него в постоянном (бессрочном) пользовании, и обоснованием нарушения данного права.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы соответствующими нормам права и имеющимся в деле доказательствам, не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А05-10629/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.