Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
при участии индивидуального предпринимателя Салтыкова А.В. (паспорт 4102534268, выдан 21.06.2002 УВД Гатчинского района Ленинградской области), от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области Васильева Б.М. (доверенность от 10.01.2012 N 47/Д-01-2-НД),
рассмотрев 11.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Салтыкова Анатолия Валерьевича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2012 (судья Александрова Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 (судьи Загараева Л.П., Абакумова И.Д., Семиглазов В.А.) по делу N А56-55763/2011,
установил:
Индивидуальный предприниматель Салтыков Анатолий Валерьевич ОГРНИП 304470535700306, (далее также - ИП Салтыков А.В., предприниматель), обратился в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Гатчина и Гатчинском районе Ленинградской области, место нахождения: 188330, Гатчина, ул. Рощинская, д. 2-в (далее - Фонд), от 29.07.2011 N 05700590020379, а также о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Гатчинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области место нахождения: 188330, Гатчина, ул. Чехова, д. 9 (далее также - Гатчинский отдел УФССП по Ленинградской области) о возбуждении исполнительного производства N 48246/11/23/47 на основании оспариваемого постановления Фонда.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленинградской области, место нахождения: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр., В.О., д. 80, лит. "Б" (далее - УФССП по Ленинградской области).
Решением суда первой инстанции от 30.01.2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе Салтыков А.В., ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Как указывает податель жалобы, постановление Фонда от 29.07.2011 N 05700590020379 является незаконным, поскольку предприниматель в спорном периоде какую-либо деятельность (в том числе предпринимательскую) не осуществлял, а наличие у него статуса индивидуального предпринимателя не является основанием для начисления ему страховых взносов и пеней. Возбуждение на основании оспариваемого постановления исполнительного производства N 48246/11/23/47 также, по мнению заявителя, незаконно.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако, представители Фонда в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании ИП Салтыков А.В. поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель УФССП по Ленинградской области представил возражения на них.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной камеральной проверки по РСВ 057 005 11 РС 0255094, Фонд выявил наличие у ИП Салтыкова А.В. 12 002 руб. 76 коп. недоимки по страховым взносам за 2010 год, из них:
- 10 392 руб. - на обязательное пенсионное страхование;
- 1610 руб. 76 коп. - на обязательное медицинское страхование
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов Фонд начислил предпринимателю 275 руб. 85 коп. пеней.
Общая сумма задолженности составила 12 278 руб. 61 коп.
Фонд 29.03.2011 направил в адрес предпринимателя требование N 05700540130111, которым предложил ИП Салтыкову А.В. уплатить имеющуюся задолженность в срок до 19.04.2011.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов и пеней в срок, установленный в требовании, плательщиком не исполнена, а также в связи с отсутствием сведений о наличии у предпринимателя банковских счетов, Фонд вынес постановление от 29.07.2011 N 05700590020379 о взыскании страховых взносов и пеней в пределах сумм, указанных в требовании от 29.03.2011 N 05700540130111, за счет имущества плательщика страховых взносов.
На основании названного постановления (представленного в службу судебных приставов 08.08.2011) судебным приставом-исполнителем Гатчинского отдела УФССП по Ленинградской области 11.08.2011 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 48246/11/23/47 и взыскания с ИП Салтыкова А.В. в пользу Фонда 12 278 руб. 61 коп. страховых взносов и пеней.
Полагая, что принятие Фондом постановления от 29.07.2011 N 05700590020379 и возбуждение судебным приставом-исполнителем Гатчинского отдела УФССП по Ленинградской области на основании этого постановления исполнительного производства N 48246/11/23/47не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ИП Салтыков В.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая заявителю в удовлетворении его требований, правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 2 статьи 14 этого же Закона предусмотрено, что страхователи обязаны, в том числе, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 этого же Закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется на 01 января текущего года исходя из тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 1 статьи 57 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.07.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". На 2010 год стоимость страхового года утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 в размере 10 392 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 19.06.2000"
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
При взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов также применяются положения статей 19 и 20 Закона N 212-ФЗ.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемое постановление Фонда от 29.07.2011 N 05700590020379 принято в соответствии с нормами Закона N 167-ФЗ и Закона N 212-ФЗ.
Доводы подателя жалобы о том, то в спорном периоде он не осуществлял предпринимательскую деятельность, в связи с чем у Фонда отсутствовали основания для начисления ему страховых взносов, уже являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и правомерно ими отклонены.
В силу пункта 3 статьи 2 Закона N 212-ФЗ, пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
При этом фактическое осуществление предпринимательской деятельности не является обязательным условием для признания гражданина индивидуальным предпринимателем, равно как и отсутствие таковой деятельности не влечет автоматического прекращения статуса индивидуального предпринимателя.
Физическое лицо является индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации, и при этом может не вести деятельность, направленную на получение прибыли. Вместе с тем, статус индивидуального предпринимателя предполагает возложение на такое лицо соответствующих законодательно закрепленных обязанностей, в том числе по ведению учета и отчетности, уплате налогов, сборов, взносов, в том числе и страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования в виде фиксированного платежа.
Согласно пункту 9 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации от 22.12.2004 серия 47 N 001581461 (том 1, лист 24), в соответствии с которым Салтыков А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О разъяснено, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью. Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства".
Как правомерно отмечено судебными инстанциями, в рассматриваемом случае Салтыков В.А. не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о наличии объективно существующих обстоятельств непреодолимого характера, которые препятствовали ему заявить в установленном законом порядке о прекращении предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели нарушения норм федерального законодательства при принятии Фондом постановления от 29.07.2011 N 05700590020379 и дальнейшем направлении его на исполнение в соответствующую службу судебных приставов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, если исполнительный документ соответствует требованиям статьи 13 Закона N 229-ФЗ и предъявлен в срок, предусмотренный статьей 21 этого же закона.
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства перечислены в пункте 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, постановление Фонда от 29.07.2011 N 05700590020379 является исполнительным документом, оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и предъявлено по месту совершения исполнительных действий в соответствии с нормами Закона N 229-ФЗ.
Исполнительное производство возбуждено в соответствии с требованиями статей 6, 12 - 14, 30, 67 и 112 Закона N 229-ФЗ (том 1, лист 13).
Основания для отказа в возбуждении исполнительного производства в рассматриваемом случае у судебного пристава-исполнителя отсутствовали. Постановление о возбуждении исполнительного производства вынесено обоснованно, без нарушений законодательства об исполнительном производстве.
В силу пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (пункт 3 статьи 201 АПК РФ).
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели нарушения ответчиками по делу норм материального права при принятии оспариваемых ненормативных правовых актов и осуществлении предусмотренных законом действий по взысканию с ИП Салтыкова А.В. страховых взносов и пеней во внебюджетные фонды, а соответственно, и нарушения прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно, в соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, отказали предпринимателю в удовлетворении его требований.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает законных оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы ИП Салтыкова В.А.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А56-55763/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Салтыкова Анатолия Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.