Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Асмыковича А.В.
(с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Воловой Ю.Д.),
при участии от Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области Романовой О.С. (доверенность от 12.01.2012 N 60/Д-13-1), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области Ковалева В.И. (доверенность от 03.10.2011 N 6437-ОТ/02),
рассмотрев 19.07.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи (при содействии Арбитражного суда Псковской области) кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2012 (судья Леднева О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 (судьи Пестерева О.Ю., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А52-3003/2011,
установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области, место нахождения: 180019, город Псков, Текстильная улица, дом 3, ОГРН 1046000329275 (далее - Управление, УФССП), обратилось в Арбитражный суд Псковской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, место нахождения: 180001, город Псков, улица Гоголя, дом 4, ОГРН 1096027012597 (далее - ТУ ФАУГИ), с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии на реализацию арестованного по исполнительному производству N 32048/09/18/60-СД имущества по месту его хранения по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4, и о возложении обязанности принять на реализацию имущество в указанном месте.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.04.2012, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
ТУ ФАУГИ в отзыве на жалобу просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, а жалобу - без удовлетворения.
На основании ходатайства УФССП кассационная жалоба рассмотрена в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (далее - ВКС); ВКС осуществлялась Арбитражным судом Псковской области.
В судебном заседании приняли участие посредством использования систем ВКС находившиеся в Арбитражном суде Псковской области представители УФССП и ТУ ФАУГИ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ТУ ФАУГИ - доводы отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.03.2011 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов города Пскова и Псковского района Управления в рамках сводного исполнительного производства N 32048/09/18/60-СД описано и арестовано имущество должника - общества с ограниченной ответственностью "Псков-Зил-Сервис". Арестованное имущество оставлено на ответственное хранение по месту нахождения должника по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4, без права пользования имуществом.
Судебный пристав-исполнитель 14.04.2011 вынес постановление о результатах оценки данного имущества, а 26.04.2011 - о передаче арестованного имущества на реализацию в ТУ ФАУГИ.
УФССП 23.05.2011 направило в адрес ТУ ФАУГИ уведомление N 231/11-А о готовности к реализации арестованного имущества.
Письмом от 30.05.2011 N 3868-АА/04 ТУ ФАУГИ сообщило о готовности принять имущество на реализацию.
Судебный пристав-исполнитель 18.07.2011 направил ТУ ФАУГИ требование N 65-2011 о принятии на реализацию имущества, указав, что данное имущество находится по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4.
Письмом от 19.07.2011 N 5086-АА/04 ТУ ФАУГИ, сославшись на протокол рабочей встречи от 09.08.2010, сообщило о готовности принять имущество по своему месту нахождения: город Псков, улица Гоголя, дом 4.
Актом совершения исполнительных действий от 21.07.2011 зафиксирован факт неявки представителей ТУ ФАУГИ по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4, указанному в требовании от 18.07.2011 N 65-2011.
Судебный пристав-исполнитель 26.07.2011 направил ТУ ФАУГИ уведомление N 210 о явке 29.07.2011 в 15 часов 00 минут по адресу: город Псков, улица Гоголя, дом 4 для передачи в натуре арестованного имущества по акту о наложении ареста от 30.03.2011.
Актом совершения исполнительных действий от 29.07.2011 зафиксировано, что судебному приставу-исполнителю не представляется возможным изъять имущество для передачи ТУ ФАУГИ, поскольку имущество является крупногабаритным.
Судебный пристав-исполнитель повторно 04.08.2011 направил ТУ ФАУГИ требование N 459 о явке для принятия арестованного имущества на реализацию 11.08.2011 в 16 часов 00 минут по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4.
Письмом от 10.08.2011 N 5535-АА/04 ТУ ФАУГИ, повторно сославшись на протокол рабочей встречи от 09.08.2010, сообщило о готовности принять имущество в месте нахождения ТУ ФАУГИ: город Псков, улица Гоголя, дом 4.
Актом совершения исполнительных действий от 11.08.2011 зафиксирован факт неявки представителей ТУ ФАУГИ по адресу: город Псков, Морозовская ветка, дом 4, указанному в требовании от 04.08.2011 N 459.
УФССП обжаловало бездействие ТУ ФАУГИ по принятию на реализацию имущества, арестованного в ходе сводного исполнительного производства N 32048/09/18/60-СД.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований, обязывающих ТУ ФАУГИ принимать имущество для дальнейшей реализации по адресу, указанному судебным приставом-исполнителем.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (статья 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 87 Закона N 229-ФЗ реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями.
О передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель выносит постановление (часть 6 статьи 87 Закона N 229-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 87 названного Закона передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника.
Пунктом 4.5 Положения о ТУ ФАУГИ в Псковской области, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, установлено, что территориальное управление организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче; а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности реализации указанного имущества в силу утраты потребительских свойств - организует его утилизацию (уничтожение).
Приказом ФССП России от 25.07.2008 N 347 и ФАУГИ от 25.07.2008 N 149 утвержден Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество (далее - Порядок).
На основании пункта 2.1 названного Порядка территориальное управление в течение пяти рабочих дней после даты получения уведомления о готовности к реализации арестованного имущества и постановления (заверенных копий постановления) о передаче имущества должника на реализацию (в качестве организатора реализации арестованного имущества в постановлении указывается Росимущество) принимает решение о самостоятельной реализации арестованного имущества либо о реализации арестованного имущества через специализированные организации, о чем письменно извещает территориальный орган ФССП России.
Одним из принципов исполнительного производства согласно статье 4 Закона N 229-ФЗ является принцип законности.
Принцип законности предполагает, что принудительное исполнение судебных и приравненных к ним законом актов может осуществляться только в порядке, предписанном законом. Это означает, что в законе закреплены как виды исполнительных документов, по которым может проводиться принудительное взыскание, так и исчерпывающий перечень принудительных мер, которые могут применяться в ходе исполнительного производства.
Субъекты исполнительного производства, в первую очередь судебные приставы-исполнители, не имеют права применять иные принудительные меры, не прописанные в законе, и исполнять исполнительные документы с нарушением условий их применения.
Как обоснованно указали суды, действующим законодательством об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю не предоставлено право самостоятельно, без согласования с ТУ ФАУГИ, определять место и время приема-передачи имущества на реализацию.
Следовательно, у Управления отсутствовали законные полномочия по направлению ТУ ФАУГИ требований о явке для принятия арестованного имущества на реализацию по определенному судебным приставом-исполнителем адресу.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, правильно применив нормы материального и процессуального права, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворении требований Управления.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А52-3003/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.