Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2024 г. N 3337-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Байрамовой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки И.И. Байрамовой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданка И.И. Байрамова оспаривает конституционность положений статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в частности, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения (пункт 1) и транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (пункт 7).

Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, отказано в удовлетворении искового заявления И.И. Байрамовой и ее соистца к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан и Мишкинской центральной районной больнице, в котором они в связи с перепрофилированием в 2019 году Чураевской участковой больницы во врачебную амбулаторию с оказанием первичной медико-санитарной помощи по участковому принципу требовали отменить приказ главного врача Мишкинской центральной районной больницы в части перевода в нее восьми круглосуточных коек Чураевской участковой больницы и возложить на ответчиков обязанность восстановить нарушенное право путем принятия мер, направленных на восстановление работы круглосуточного стационара в селе Чураево и возвращение статуса Чураевской участковой больницы.

Суды указали, что перевод больницы во врачебную амбулаторию был произведен в соответствии с установленными требованиями и с учетом численности населения сельских поселений, относящихся к врачебной амбулатории, без изменения адреса местонахождения и при сокращении коек круглосуточного стационара было увеличено с восьми до тринадцати (до пятнадцати к 2022 году) количество коек дневного стационара, что подтверждает факт оказания медицинских услуг на прежнем уровне; с целью улучшения доступности специализированной медицинской помощи организована доставка пациентов, прикрепленных к Чураевской врачебной амбулатории, санитарным автотранспортом амбулатории на госпитализацию в стационары Мишкинской и Бирской центральных районных больниц; кроме того, истцами пропущен срок исковой давности, поскольку о нарушенном праве они узнали в декабре 2019 года, а с иском в суд обратились в апреле 2023 года.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют статье 41 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют признавать обеспечением доступности и качества медицинской помощи организацию доставления в круглосуточный стационар в населенном пункте, который находится на значительном удалении от населенного пункта, в котором проживают граждане, и не имеет с ним сообщения общественным транспортом.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", положения которого оспаривает заявительница, является базовым законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Данный Федеральный закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, права и обязанности граждан, медицинских работников, гарантии реализации этих прав, компетенцию органов публичной власти и медицинских организаций в сфере охраны здоровья (статья 1). В частности, его статья 10 устанавливает гарантии обеспечения доступности и качества медицинской помощи. К числу названных гарантий относятся организация оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения и транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, предусмотренные оспариваемыми законоположениями данной статьи. Сами по себе данные законоположения с учетом их содержания не могут расцениваться как нарушающие права заявительницы.

Доводы, приведенные в жалобе, свидетельствуют о том, что заявительница фактически ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос об установлении и оценке обстоятельств ее конкретного дела с точки зрения соблюдения закрепленных оспариваемыми нормами гарантий доступности и качества медицинской помощи и о проверке обоснованности вынесенных судебных решений, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Байрамовой Ирины Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин

 

Сельскую больницу перевели в ЦРБ, увеличив в селе количество коек дневного стационара. Жители возражали, так как круглосуточный стационар в райцентре находится на значительном удалении и не имеет с их селом сообщения общественным транспортом. Но добиться отмены оргштатных мероприятий они не смогли. Суды указали, что при необходимости пациентов доставят в ЦРБ медтранспортом.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу сельчан к рассмотрению. К числу гарантий доступности и качества медпомощи относятся организация ее оказания по принципу приближенности к месту жительства и транспортная доступность медорганизаций для населения. Оспариваемые нормы сами по себе не могут расцениваться как нарушающие права граждан, а давать оценку обстоятельствам конкретного дела КС не вправе.

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2024 г. N 3337-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Байрамовой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

Опубликование:

сайт Конституционного Суда Российской Федерации (ksrf.ru)

-