В соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Республике Алтай.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения от 28 декабря 2015 г. N П/416 "Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2015, 29 декабря);
пункт 3 Изменений, которые вносятся в некоторые приказы Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, утвержденные приказом Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 24 июня 2019 г. N П/222 (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2019, 28 июня);
приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 9 июня 2021 г. N П/211 "О внесении изменений в Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2021,9 июня);
приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 14 июня 2023 г. N П-10-01/0161 "О внесении изменений в Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2023, 14 июня);
приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 12 июля 2023 г. N П-10-01/0211 "О внесении изменения в абзац второй пункта 5 Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости" официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2023,12 июля);
приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 14 марта 2024 г. N П-10-01/0070 "О внесении изменений в Порядок проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости" (официальный портал Республики Алтай в сети "Интернет": www.altai-republic.ru, 2024, 15 марта).
3. Настоящий Приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности министра |
А.И. Санаров |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда,
социального развития и занятости населения
Республики Алтай
от 22.01.2025 N П-10-01/0019
Порядок
осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Республике Алтай
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Республике Алтай (далее - Порядок) определяет механизм осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Республике Алтай в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 565-ФЗ).
2. Специальные мероприятия по содействию занятости инвалидов включают в себя:
1) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для инвалидов;
2) стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
3) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов (далее - ИПРА);
4) сопровождение при содействии занятости инвалидов;
5) создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности;
6) организацию прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей.
3. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке:
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности;
квота для приема на работу инвалидов - минимальное количество рабочих мест (в процентах от среднесписочной численности работников), которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов;
работодатели - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели либо юридические лица, вступившие в трудовые отношения с работником;
специальные рабочие места для инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
4. Казенное учреждение Республики Алтай "Центр занятости населения по Республике Алтай" и его филиалы (далее - Центр занятости) оказывают индивидуальную помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту жительства или месту пребывания, в подаче заявления и иных сведений в целях получения мер государственной поддержки в сфере занятости населения, а также по иным вопросам в сфере занятости населения.
5. В части содействия в трудоустройстве инвалидам Центр занятости осуществляют следующие мероприятия:
1) анализ потребности инвалидов в трудоустройстве;
2) учет квотируемых и специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, подбор работников из числа инвалидов для трудоустройства на такие рабочие места;
3) содействие работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов, в том числе содействие в подборе работников из числа инвалидов, информирование и консультирование работодателей по вопросам организации рабочего места для трудоустройства инвалида;
4) сбор и предоставление работодателям информации об организациях, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, и индивидуальных предпринимателях, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов, предусмотренным пунктом 2 части 6 статьи 38 Федерального закона N 565-ФЗ;
5) информационное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, в том числе представление им сведений о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
6) содействие в трудоустройстве инвалидов в государственные и муниципальные учреждения, на государственные и муниципальные унитарные предприятия, в юридические лица, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации или муниципального образования составляет более 50 процентов.
II. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для инвалидов
7. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии со статьей 38 Федерального закона N 565-ФЗ, Законом Республики Алтай от 3 декабря 2010 г. N 65-РЗ "Об установлении в Республике Алтай квоты для приема на работу инвалидов" (далее - Закон Республики Алтай N 65-РЗ).
Квота для приема на работу инвалидов в соответствии с Законом Республики Алтай N 65-РЗ определена:
работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек включительно, в размере двух процентов среднесписочной численности работников;
работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, в размере трех процентов среднесписочной численности работников;
филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек в размере двух процентов от среднесписочной численности работников;
филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников превышает 100 человек в размере трех процентов от среднесписочной численности работников.
Квота устанавливается работодателям, независимо от организационно правовых форм и форм собственности, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай
8. Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2024 г. N 709 "О порядке выполнения работодателями квоты для приема на работу инвалидов" (далее - Постановление N 709).
9. В соответствии с частью 7 статьи 53 Федерального закона N 565-ФЗ работодатель обязан информировать Центр занятости ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее - Отчет).
10. Отчет представляется работодателями в соответствии с Постановлением N 709 и по форме согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью I статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости".
11. В пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов составляет для организаций со среднесписочной численностью работников:
от 100 до 300 человек - не менее одного специального рабочего места;
от 301 до 500 человек - не менее двух специальных рабочих мест;
более 501 человека - не менее трех специальных рабочих мест.
12. Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности".
13. Министерством труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) осуществляет надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты путем проведения профилактических мероприятий, а также плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 23 декабря 2021 г. N 406.
14. За неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также за непредставление в Центр занятости предусмотренной информации работодатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
III. Стимулирование создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов
15. Меры финансового стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов осуществляются посредством предоставления субсидий на оборудование (оснащение) или создание рабочих мест для незанятых инвалидов, включая адаптацию рабочих мест к условиям жизнедеятельности инвалидов, в целях компенсации затрат работодателей, связанных с созданием рабочих мест для инвалидов.
16. В целях стимулирования создания работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов без выделения финансирования Министерством, Центром занятости реализуются следующие меры:
1) популяризация практики заключения соглашений о трудоустройстве инвалидов с общественными организациями;
2) организация участия работодателей Республики Алтай во Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов "Абилимпикс", в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 927 "О Всероссийском рейтинге лучших работодателей, обеспечивающих трудоустройство участников чемпионатов "Абилимпикс".
IV. Создание инвалидам условий труда в соответствии с ИПРА
17. Центр занятости в целях содействия инвалидам в трудоустройстве на вакансии в соответствии с ИПРА осуществляет:
1) профессиональную ориентацию инвалидов, в том числе путем проведения профессиональных тестов и диагностики с использованием разнообразных методик и инструментов для профессиональной диагностики инвалида;
2) индивидуальные консультации инвалидов с назначением персональных консультантов, которые работают с инвалидами в целях разработки индивидуальных карьерных планов. Консультанты помогают определить сильные стороны, потенциальные карьерные пути и шаги для их достижения, а также дают рекомендации по повышению квалификации;
3) проведение групповых тренингов, направленных на развитие навыков самопрезентации, составления резюме и сопроводительных писем, а также подготовку к собеседованиям (использование различных форматов тренингов, например, ролевые игры, моделирование собеседований и обратную связь по результатам тренингов);
4) ознакомление инвалидов с информационными ресурсами: соответствующим разделом на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", региональными сайтами и мобильными приложениями, предоставляющими инвалидам информацию о доступных вакансиях, образовательных возможностях, программах социальной поддержки и правовых аспектах трудоустройства.
18. Министерство, Центр занятости в целях содействия работодателям в создании условий труда в соответствии с ИПРА осуществляют:
1) консультирование работодателей, в том числе с привлечением компетентных по отдельным вопросам партнеров службы занятости (по оценке условий труда, по медицинским вопросам и т.д.), в части создания и организации процесса по адаптации рабочих мест в соответствии с потребностью инвалидов, включая установку специализированного оборудования, изменение рабочего графика, организацию безбарьерной среды;
2) индивидуальные консультации по вопросам подбора кадров из числа незанятых инвалидов;
3) разработку по запросам работодателей, принимающих на работу инвалида, индивидуального плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида при оформлении его трудоустройства, профессиональной адаптации на рабочем месте, формирования пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя;
4) содействие в организации программ наставничества, в рамках которых опытные сотрудники помогают инвалидам адаптироваться к новым условиям работы, освоить профессиональные задачи и интегрироваться в коллектив;
5) проведение тренингов и семинаров для работодателей по вопросам организации рабочего места для инвалидов, их адаптации и эффективного взаимодействия, в том числе в части разъяснений требований законодательства и обмена лучшими практиками;
6) организацию взаимодействия работодателей с общественными организациями в части предоставления информации об инвалидах, нуждающихся в трудоустройстве.
V. Сопровождение при содействии занятости инвалидов
19. Под сопровождением при содействии занятости инвалидов понимаются оказание индивидуальной помощи инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве, сопровождение инвалида на рабочем месте, в том числе создание условий для ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
20. Мероприятие по сопровождению при содействии занятости инвалидов осуществляет Центр занятости с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".
21. Центр занятости оказывает индивидуальную помощь инвалиду, ищущему работу, при его трудоустройстве с учетом рекомендаций, содержащихся в ИПРА, об имеющихся у него ограничениях жизнедеятельности.
22. При обращении инвалида в Центр занятости за ним закрепляется персональный карьерный консультант, который сопровождает инвалида на всех этапах поиска подходящей работы, получения мер поддержки в сфере занятости населения, дополнительных услуг, предоставляемых Центром занятости населения.
23. Требования к порядку осуществления полномочия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий) при предоставлении меры поддержки установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
24. Центр занятости в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалида, ищущего работу, осуществляет обмен сведениями с федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, по форме и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
25. Центр занятости содействует работодателю в формировании плана мероприятий, рекомендуемых при сопровождении инвалида на рабочем месте (при обращении работодателя).
VI. Создание условий для осуществления инвалидами предпринимательской деятельности
26. Создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется в рамках предоставления Центром занятости мер государственной поддержки в сфере занятости населения по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
27. Инвалидам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется единовременная финансовая помощь в соответствии с Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению Центра занятости.
28. Порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости осуществляется в соответствии с приказом Министерства от 8 апреля 2019 г. N П/116 "Об утверждении порядков, условий и размеров, связанных с реализацией на территории Республики Алтай отдельных полномочий в области содействия занятости населения, и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай".
VII. Организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования инвалидами в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, специальностей
29. Организация обучения инвалидов новым профессиям осуществляется в рамках предоставления Центром занятости меры государственной поддержки в сфере занятости населения по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан.
30. Министерством и Центром занятости в целях повышения эффективности организации профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования реализуются следующие мероприятия:
1) проведение регулярного анализа рынка труда для выявления наиболее востребованных профессий и навыков в целях составления регионального перечня наиболее востребованных профессий;
2) проведение анкетирования, интервью и консультаций с инвалидами для определения их профессиональных интересов и потребностей в обучении;
3) создание планов обучения инвалидов с учетом рекомендаций ИПРА (как долгосрочных, так и краткосрочных);
4) содействие в оформлении документов и направлении их в образовательные учреждения;
5) организация оплачиваемых стажировок инвалидов в организациях- партнерах для получения практического опыта и повышения шансов на трудоустройство;
6) создание системы регулярного мониторинга и оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению инвалидов в части их дальнейшего трудоустройства по полученной профессии и закрепляемости на рабочем месте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о статусе документа, его связях с информационным банком и другая полезная аналитическая информация о данном документе будут представлены в одном из ближайших выпусков системы ГАРАНТ
Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 22 января 2025 г. N П-10-01/0019 "Об утверждении Порядка осуществления специальных мероприятий по содействию занятости инвалидов в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай"
Опубликование:
-