Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 26.09.2024 N 821-р
Отраслевая программа
"Развитие транспорта Красноярского края на 2025 - 2027 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие транспорта Красноярского края на 2025 - 2027 годы" (далее - программа) |
Исполнительный орган Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство транспорта Красноярского края |
Исполнительные органы Красноярского края, реализующие программу |
министерство транспорта Красноярского края |
Цель и задачи программы |
цель программы: комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах. Задачи программы: совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона; содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта; повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
деятельность железнодорожного транспорта (междугородные и международные пассажирские перевозки; грузовые перевозки): Красноярская железная дорога - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - филиал ОАО "РЖД", Красноярская железная дорога); акционерное общество "Краспригород" (далее - АО "Краспригород"); деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта; деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам: акционерное общество "Краевое автотранспортное предприятие" (далее - АО "Краевое АТП"); муниципальное предприятие города Красноярска "Городской транспорт" (далее - МП "ГОРТРАНС"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 5" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-5"); муниципальное предприятие города Красноярска "Красноярское пассажирское автотранспортное предприятие N 7" (далее - МП города Красноярска "КПАТП-7"); муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город Норильск "Норильский транспорт" (далее - МУП "Норильский транспорт"); общество с ограниченной ответственностью "Нортранс-Норильск" (далее - ООО "Нортранс-Норильск"); деятельность водного транспорта: акционерное общество "Енисейское речное пароходство" (далее - АО "ЕРП"); акционерное общество "ПассажирРечТранс" (далее - АО "ПассажирРечТранс"); деятельность воздушного и космического транспорта: акционерное общество "КрасАвиа" (далее - АО "КрасАвиа"); общество с ограниченной ответственностью "АэроГео" (далее - ООО "АэроГео"); акционерное общество "Норильск Авиа" (далее - АО "Норильск Авиа"); складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность: общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - ООО "Аэропорт Емельяново", аэропорт Красноярск); акционерное общество "КрасАвиаПорт" (далее - АО "КрасАвиаПорт"); общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт "Норильск" (далее - ООО "Аэропорт "Норильск", аэропорт Норильск); акционерное общество "Красноярский речной порт" (далее - АО "КРП"); акционерное общество "Лесосибирский порт" (далее - АО "Лесосибирский порт"); "Аэронавигация Центральной Сибири" - Федерального Государственного Унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
целевые показатели по виду экономической деятельности к 2027 году: объем выполненных транспортных услуг - 466 652,3 млн рублей; объем перевезенных грузов - 150,3 млн тонн; количество перевезенных пассажиров - 230,0 млн человек. Показатели развития отрасли по виду экономической деятельности к 2027 году: затраты на производство и продажу услуг - 234 092,4 млн рублей; прибыль (убыток) до налогообложения - 15 312,2 млн рублей; прибыль для целей налогообложения - 22 684,8 млн рублей; основные фонды по полной учетной стоимости на конец года - 572 576,6 млн рублей; объем инвестиций в основной капитал - 76 533,7 млн рублей; фонд начисленной заработной платы работников списочного состава - 117 677,2 млн рублей; среднемесячная заработная плата работников - 115 001,2 рубля; среднесписочная численность работников - 85 272 человека |
Сроки реализации программы |
2025 - 2027 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и людей обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс Красноярского края, сохраняя свое системообразующее значение и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий Красноярского края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории Красноярского края, а также отдаленные северные районы. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах являются существенными ограничителями в развитии Красноярского края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2023 год следующие:
среднесписочная численность работников в отрасли составила 83,3 тыс. человек, или 9,1 % краевого значения среднесписочной численности работников;
объем инвестиций в отрасли составил 59,6 млрд рублей, или 7,1 % от общих инвестиций в Красноярском крае по крупным и средним организациям.
Общий объем выполненных транспортных услуг в 2023 году составил 326 666,0 млн рублей. Индекс производства за 2023 год - 95,4 %.
В 2023 году объем перевезенных грузов составил 145,6 млн тонн, со снижением на 0,5 % к уровню 2022 года, из них основные объемы грузовых перевозок в Красноярском крае приходятся на автомобильный (60,8 %) и железнодорожный (35,5 %) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2023 году количество перевезенных пассажиров составило 228,0 млн человек, с увеличением на 6,2 % к уровню 2022 года, из них 199,6 млн человек (87,6 %) перевезено автомобильным транспортом, 16,5 млн человек (7,2 %) - городским электрическим транспортом, 7,4 млн человек (3,2 %), 3,8 млн человек (1,7 %) и 0,7 млн человек (0,3 %) железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
Предприятиями транспортной отрасли проводятся мероприятия по корректировке программ перевозок пассажиров в части изменения расписаний, количества рейсов, а также модернизации маршрутной сети в целях улучшения качества пассажирских перевозок.
К основным предприятиям отрасли относятся:
филиал ОАО "РЖД";
АО "Краспригород";
АО "Краевое АТП";
МП "ГОРТРАНС";
МП города Красноярска "КПАТП-5";
МП города Красноярска "КПАТП-7";
МУП "Норильский транспорт";
ООО "Нортранс-Норильск";
АО "ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
ООО "Аэропорт Емельяново";
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "КРП";
АО "Лесосибирский порт";
филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Железнодорожный транспорт представлен филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Красноярская железная дорога осуществляет свою деятельность на территории 4 субъектов: Красноярского края, Республики Хакасия, Кемеровской и Иркутской областей, эксплуатационная длина - 3 158 км. Протяженность железной дороги по Красноярскому краю - 2 078,4 км.
Всего в границах Красноярской железной дороги располагается 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск-Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На Красноярской железной дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 8 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги, 5 производственных участков по ремонту тягового подвижного состава, 3 эксплуатационных вагонных депо.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Назарово, Ачинск-1 - Красная Сопка - Кия-Шалтырь (к Красноярскому краю относится участок Ачинск-1 - Красная Сопка - 144 км), Красноярск - Уяр, Иланская - Уяр, Иланская - Решоты, Красноярск - Иланская, Уяр - Мана, Красноярск - Дивногорск, Красноярск - Красноярск-Северный, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-летне-осенний период.
АО "Краспригород" реализует мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
Все пункты продажи пригородных проездных документов оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета, имеется возможность расчета по СБП (система быстрых платежей). Аналогичные способы оплаты проезда имеются и в пригородных поездах. Кроме того, у пассажиров имеется возможность приобретения электронных билетов через мобильное приложение "РЖД Пассажирам".
Особая роль в транспортном обеспечении отведена проекту "Городская электричка", реализация которого предусмотрена в соответствии с соглашением между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и филиалом ОАО "РЖД" от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска" (далее - проект "Городская электричка").
По итогам 6 месяцев 2024 года по железнодорожным маршрутам, входящим в проект "Городская электричка", перевезено 1,084 млн пассажиров, что на 3 % больше уровня соответствующего периода 2023 года.
На участке Красноярск - Дивногорск за 6 месяцев 2024 года перевезено 266,3 тыс. человек, что больше на 13,3 % аналогичного периода 2023 года, и составляет 24,5 % от общего числа перевезенных пассажиров во внутригородском сообщении.
Следует отметить, что развитию проекта "Городская электричка" способствует целый ряд факторов. Это и установление единого тарифа на всем пути следования, и развитие железнодорожной инфраструктуры, и обновление подвижного состава (по мере окончания срока эксплуатации подвижного состава производится его плановая замена, в период с 2016 года из 30 составов поездов, используемых для перевозки пассажиров в пригородном сообщении в границах Красноярской железной дороги, заменено 14 электропоездов).
В целях достижения обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения продолжается предоставление субсидий в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении из краевого бюджета, при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 3,0-3,5 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот пароходства составляет более 400 судов общей грузоподъемностью около 600 тыс. тонн.
АО "ЕРП" располагает судоремонтными предприятиями и рядом других структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности компании.
География перевозок значительна: несколько тысяч километров, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
АО "ПассажирРечТранс", начиная с 2006 года, является основным перевозчиком пассажиров на водном транспорте в Красноярском крае, исполнителем программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, субсидируемой из бюджета Красноярского края.
Предприятие осуществляет перевозки на пригородных маршрутах Торговый центр - Усть-Мана, Торговый центр - Боровое, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка, а также обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 45 единиц флота, 6 из которых - арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки/высадки пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизов, прогулочных рейсов), напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных и безопасных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В целях обновления флота на АО "Средне-Невский судостроительный завод" в 2020 - 2021 годах заложено два пассажирских судна проекта А 45-90.2. Для них выбраны имена - "Андрей Дубенский" и "Виктор Астафьев". По прибытии в г. Красноярск новые теплоходы будут эксплуатироваться на социально значимой пассажирской линии Красноярск - Дудинка взамен устаревших теплоходов "Александр Матросов", "Валерий Чкалов".
Прочий сухопутный пассажирский транспорт представлен МП города Красноярска "КПАТП-5"; МП города Красноярска "КПАТП-7"; АО "Краевое АТП"; МУП "Норильский транспорт"; МП "ГОРТРАНС"; ООО "Нортранс-Норильск".
АО "Краевое АТП" является крупнейшим автотранспортным предприятием и основным перевозчиком на территории Красноярского края, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на городских, пригородных и междугородных маршрутах в 22 муниципальных образованиях Красноярского края, а также перевозки по заказам сторонних организаций. В АО "Краевое АТП" входит 13 филиалов и 6 производственных участков, 9 пунктов продажи билетов и 2 крупных автовокзала (г. Канск и пгт Шушенское). Предприятие обслуживает 375 маршрутов, в том числе 49 городского, 93 междугородного и 233 пригородного сообщения. Предприятие регулярно осуществляет обновление подвижного состава, средний возраст эксплуатируемого автопарка составляет 5 лет.
МП "ГОРТРАНС" города Красноярска осуществляет регулярные перевозки в городском сообщении трамваями, троллейбусами и электробусами.
Инвентарное число пассажирского подвижного состава на 2024 год - 234 единицы, в том числе:
71 трамвай, из них 40 единиц (57,1 %) эксплуатируется более 25 лет;
143 троллейбуса, из них 19 единиц (13,3 %) со сроком эксплуатации 25 лет и более;
20 электробусов, полученных в декабре 2023 года.
Предприятие осуществляет перевозку пассажиров по 10 трамвайным и троллейбусным маршрутам, а также по новому маршруту N 1 "мкр. Северный - Тихие зори", который обслуживается электробусами.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием, оказывающим услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделений Заполярного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" и РОКС ПАО "ГМК "Норильский никель", а также внешним потребителям и физическим лицам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных пассажирских перевозок, обслуживают 141 маршрут, из них 84 междугородного сообщения и 57 пригородного сообщения.
Перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 48 перевозчиков: 9 - государственных (муниципальных) перевозчиков, 39 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 81,3 %.
Министерством ежегодно принимаются меры по обновлению общественного транспорта краевых перевозчиков. За период 2021 - 2023 годов в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги", федерального проекта "Чистый воздух" национального проекта "Экология" и государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п (далее - региональная программа), приобретено 753 единицы подвижного состава, в том числе 20 электробусов и 5 ультрабыстрых зарядных станций для г. Красноярска.
В 2024 году в рамках региональной программы приобретено 10 автобусов на газомоторном топливе для улучшения экологической обстановки в городе Ачинске.
Приоритет отдан дизельным автобусам, так как в большинстве своем они будут эксплуатироваться в сельской местности. Кроме того, сейчас в территориях отсутствует необходимая инфраструктура для эксплуатации общественного транспорта на газомоторном топливе, а первая опытная эксплуатация электробусов осуществляется в краевом центре.
Работа по обновлению общественного транспорта будет продолжена в 2025 - 2027 годах, на данные цели в краевом бюджете предусмотрено 100 млн рублей ежегодно.
Вместе с тем 04.09.2024 в Минтранс России направлена заявка на участие в реализации инвестиционного проекта "Приобретение подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта для последующей передачи в лизинг" в целях обновления автопарка муниципальных предприятий г. Красноярска, г. Ачинска и АО "Краевое АТП" (всего 233 единицы большого класса).
Обновление подвижного состава позволит повысить уровень безопасности и качества предоставляемых услуг, в том числе обеспечит транспортное сообщение до медицинских и социальных учреждений, а также позволит снизить себестоимость перевозок и увеличить прибыль предприятий.
Воздушный транспорт представлен АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
перевозка пассажиров регулярными и чартерными рейсами;
перевозка грузов и почты;
авиационные работы;
выполнение срочных санитарных рейсов.
В настоящее время ООО "АэроГео" занимает одну из лидирующих позиций на территории Красноярского края по оказанию услуг с использованием вертолетов и легких самолетов. Приоритетными направлениями деятельности авиакомпании являются выполнение авиационных работ (санитарные рейсы, лесоавиационные работы, воздушные съемки), а также коммерческие воздушные перевозки пассажиров, грузов (на нерегулярной основе). География полетов ООО "АэроГео" на сегодняшний день охватывает территорию Красноярского края (преимущественно Богучанский, Енисейский, Эвенкийский, Таймырский Долгано-Ненецкий районы) и Ханты-Мансийский автономный округ. Услугами авиакомпании регулярно пользуются предприятия нефтегазодобывающей, строительной и лесной отраслей, энергетики и здравоохранения.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района, выполняет перевозку пассажиров и грузов на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.
АО "КрасАвиа" выполняет социально значимые пассажирские и грузовые перевозки, авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, а также на межрегиональных регулярных маршрутах.
В настоящее время активно реализуется проект реновации вертолетного парка, используемого для выполнения социально значимых перевозок пассажиров, выполнения санитарных заданий. В период 2021 - 2027 годов предусмотрено получение 10 новых вертолетов по схеме финансового лизинга при софинансировании федерального, краевого бюджетов и собственных средств АО "КрасАвиа".
В 2021 - 2023 годах уже получены 6 вертолетов Ми-8МТВ1 в рамках договора финансовой аренды с АО "ГТЛК". К концу 2024 года планируется поступление седьмого вертолета. В 2025 - 2027 годах в рамках договора финансового лизинга с финансированием за счет средств Фонда национального благосостояния планируется получение по одному вертолету Ми-8МТВ1 ежегодно.
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность представлена: ООО "Аэропорт Емельяново", ООО "Аэропорт "Норильск", АО "КрасАвиаПорт", филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", АО "КРП", АО "Лесосибирский порт".
Международный аэропорт Красноярск находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющих огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт Красноярск оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием/выпуск воздушных судов по II категории Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает все виды и категории пассажиров: внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
Эксплуатант аэропорта Красноярск - ООО "Аэропорт Емельяново".
За 6 месяцев 2024 года в аэропорту Красноярск обслужено 1 942,4 тыс. человек, или 118,3 % к уровню соответствующего периода 2023 года. Количество взлет-посадок - 9 370 единиц (6 месяцев 2023 года - 7 760 единиц).
АО "КрасАвиаПорт", созданное в 2018 году путем приватизации государственного предприятия Красноярского края "Авиапредприятие Черемшанка", имеет филиалы - аэропорты Богучаны, Игарка, Черемшанка.
Филиалы АО "КрасАвиаПорт" оказывают услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов и пассажиров.
Аэропорт Черемшанка расположен в 24 км от города Красноярска и в 3 км от аэропорта Красноярск. Обслуживает региональные и внутрирегиональные пассажирские, грузовые авиаперевозки.
Аэропорты Богучаны и Игарка обслуживают внутрирегиональные и районные пассажирские, грузовые, вахтовые авиаперевозки.
Аэропорт Норильск (Алыкель) расположен за Северным Полярным кругом в 52 км от промышленного и индустриального центра города Норильска, является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. В аэропорту осуществляется аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов и пассажиров.
Эксплуатант аэропорта - ООО "Аэропорт "Норильск". Базовая авиакомпания - акционерное общество "Авиакомпания "НордСтар".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2023 N 169-р аэропорт Норильск (Алыкель) открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установления воздушного грузо-пассажирского работающего на нерегулярной основе многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В настоящее время ведется подготовка проектно-сметной документации с внесением изменений в части строительства нового пассажирского терминала для обслуживания международных линий. Получение положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза" планируется в 1-м квартале 2025 года.
На сегодняшний день аэропорт Норильск (Алыкель) является одним из самых современных северных аэропортов России и перспективным с точки зрения развития транспортной системы Заполярья и Арктики.
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярского края обеспечивает филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3 500 км, с запада на восток - 1 250 км. Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыва.
В настоящее время филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из наиболее динамично развивающихся предприятий и перспективных в части освоения новой техники и технологий.
Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс. Кроме того, в зону ответственности филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" входят более 290 местных воздушных линий.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в АО "Лесосибирский порт" и АО "КРП".
Основной специализацией АО "Лесосибирский порт" являются погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Пропускная способность порта составляет около 1 200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
АО "Лесосибирский порт" добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "КРП" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт АО "КРП" расположен в промышленном центре региона - городе Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт АО "КРП" является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
АО "КРП" является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов, следуемых в северные районы Красноярского края, с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, и грузов, прибываемых с Севера, - на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта АО "КРП" составляет 1 280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1 958,7 погонного метра, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1) недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 5,9 км/1 000 кв. км. Данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа. Среди регионов России Красноярский край по данному показателю находится на 77-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на конец 2023 года составила 14,0 тыс. км. Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на конец 2023 года составила 72,35 %, что выше уровня соответствующей даты 2022 года на 0,9 процентного пункта;
2) износ подвижного состава и недостаточное обновление.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли Красноярского края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона;
2. Содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта;
3. Повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки.
Необходимость достижения вышеуказанных задач обусловлена наличием аналогичных задач в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р, и государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
К рискам, препятствующим развитию транспортной отрасли, относятся:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране, в том числе снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, возникновение бюджетного дефицита и сокращение объемов финансирования отрасли;
возможные изменения налогового законодательства Российской Федерации, приводящие к ухудшению финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов;
повышение уровня автомобилизации населения;
повышение стоимости проезда на общественном транспорте;
износ пассажирского флота внутреннего водного транспорта; моторвагонного подвижного состава, задействованного в перевозках пассажиров в пригородном сообщении; подвижного состава общественного автомобильного и городского электрического транспорта;
сокращение набора в образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов по отрасли транспорта, снижение качества профессиональной подготовки кадров.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
обновление подвижного состава организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным, городским наземным электрическим, водным и воздушным транспортом;
повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг;
обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта за счет предоставления государственной поддержки транспортным предприятиям отрасли;
повышение уровня экономической связанности Красноярского края воздушным транспортом с другими субъектами Российской Федерации;
развитие безналичной системы оплаты проезда банковскими картами на территории Красноярского края.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
мониторинг хода реализации проекта по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в городе Красноярске (первый этап);
мониторинг хода реализации мероприятий по развитию аэродромной инфраструктуры в международном аэропорту Красноярск;
реализация мероприятий в сфере воздушного транспорта для обеспечения повышения уровня экономической связанности Красноярского края с другими субъектами Российской Федерации;
реализация мероприятий по развитию дорожной отрасли;
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории Красноярского края в целях внедрения новых сервисов и распространения их на территории Красноярского края.
Задача 2. Содействие в обновлении подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
реализация мероприятий по обновлению подвижного состава организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным, городским наземным электрическим, водным и воздушным транспортом.
Задача 3. Повышение эффективности деятельности организаций транспортной отрасли, осуществляющих пассажирские перевозки:
реализация мер государственной поддержки, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной работы организаций транспортной отрасли в сфере автомобильного, внутреннего водного, воздушного и пригородного железнодорожного транспорта.
В целях обеспечения транспортной доступности населения:
1. Предоставляются субсидии на:
1.1. Компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на:
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
1.2. Возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока;
1.3. Финансовое обеспечение части затрат на:
уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
ремонт флота;
поддержание летной годности воздушных судов;
уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) автобусов, приобретаемых АО "Краевое АТП" в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров;
уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) автобусов на газомоторном топливе, приобретаемых муниципальными образованиями Красноярского края;
1.4. Возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети";
1.5. Возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского классификационного общества "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга);
1.6. Реализацию мероприятий по строительству линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске (первый этап);
1.7. Реализацию мероприятий по обновлению и эксплуатации системы городского электротранспорта г. Красноярска.
2. Предоставляются субвенции бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим населенные пункты, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа с их административными центрами, находящимися на территориях соответствующих городских округов (в соответствии с Законом Красноярского края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок").
3. Выделяются средства на приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2025 - 2027 годов в отрасли планируется реализация инвестиционного проекта "Строительство линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в г. Красноярске. Первый этап".
В период с 2023 по 2024 год выполнены следующие виды работ:
этап 1.2 "Монтажный котлован о/п "Площадь Революции". Подготовка территории строительства".
Проведены археологические раскопки для обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Поселение Новобазарная площадь", выполнено 9 850 м 2 из 15 181 м 2 (1-го этапа раскопа), 3 200 м 2 из 5 440 м 2 (2-го этапа раскопа), предусмотренных проектной документацией. Выполнены планировка строительной площадки, укладка плит, устройство временных зданий и сооружений в объеме 40 %. Выполняется сварка каркасов под сваи в количестве 250 шт. Выполненный объем работ по данному этапу составляет 31 %;
этап 1.3 "Монтажный котлован о/п "Улица Шахтеров". Подготовка территории строительства".
Выполнены работы на ул. Молокова (о/п "Улица Шахтеров") по устройству 1-й очереди временных дорог, северный и южный боковой проезды. С 22.01.2023 выполнено перекрытие основного хода по ул. Молокова, в районе устройства стартового котлована, и открытие движения автотранспорта по временным дорогам. Завершены работы по переустройству электрических сетей (за исключением восстановления покрытий из асфальтобетона и брусчатки), по устройству наружного освещения (очередь строительства 1.1, 1.2), работы по переустройству сетей связи (1-я очередь), работы по разработке грунта траншеи для выноса сетей канализации - 55 метров, устройству днищ колодцев - 3 штуки. Выполнены работы по планировке площадки, устройству временных зданий и сооружений. Выполненный объем работ по данному этапу составляет 50 %;
этап 2.3 "Монтажный котлован о/п "Улица Шахтеров".
Завершены работы по устройству ограждения монтажного котлована, устройству бетонного пригруза, устройству крепления котлована (распорной системы), устройству бетонной подготовки (теплоизолирующего слоя) лотка монтажного котлована из полистиролбетона, бетонированию лотков для старта щита. Выполнены устройство стартовых колец, бетонирование торцевых стен. Завершена разработка грунта монтажного котлована в полном объеме, разработка грунта котлована отвального бункера - 700 м 3. Выполнен монтаж ТПМК, завершена пусконаладка комплекса, выполнены работы по устройству ЛВТ под рельсовый ход, завершен монтаж конвейера, завершены работы по приемке ложа ТПМК, устройство адаптерного кольца, ниппельного уплотнителя. Выполненный объем работ по данному этапу составляет 95 %;
этап 2.4 "Монтажный котлован о/п "Площадь Революции".
Осуществлено устройство форшахты монтажного котлована - 70 метров, работы выполнены на 10 %.
Завершить реализацию проекта планируется в конце 2026 года.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
В рамках выполнения поставленных задач в 2027 году планируется достижение показателей развития транспортной отрасли (по отношению к 2023 году):
увеличение объема выполненных транспортных услуг до 466 652,3 млн рублей (142,9 %);
увеличение объема перевезенных грузов до 150,3 млн тонн (103,3 %);
увеличение количества перевезенных пассажиров до 230,0 млн человек (100,9 %);
увеличение затрат на производство и продажу услуг до 234 092,4 млн рублей (122,5 %);
увеличение прибыли (убытка) до налогообложения до 15 312,2 млн рублей (100,0 %);
увеличение прибыли для целей налогообложения до 22 684,8 млн рублей (100,0 %);
увеличение основных фондов по полной учетной стоимости на конец года до 572 576,6 млн рублей (125,6 %);
увеличение объема инвестиций в основной капитал до 76 533,7 млн рублей (128,3 %);
увеличение фонда начисленной заработной платы работников списочного состава до 117 677,2 млн рублей (133,3 %);
увеличение среднемесячной заработной платы работников до 115 001,2 рубля (130,2 %);
увеличение среднесписочной численности работников до 85 272 человек (102,4 %).
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.