Решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2024 г. N АКПИ24-737
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниной Ольги Анатольевны о признании частично недействующим пункта 4 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 мая 2020 г. N П/0145 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации",
установил:
приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее также - Росреестр) от 13 мая 2020 г. N П/0145 (далее также - Приказ) утверждены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации (приложение N 1) и размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (приложение N 2). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 21 июля 2020 г., регистрационный номер 59040, и опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 июля 2020 г.
В соответствии с пунктом 4 Приказа тарифы 1-5, предусмотренные приложением N 2 к Приказу, предоставляют возможность получения в течение одного года сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения ЕГРН способом, выбранным в соответствии с порядком предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.
Мунина О.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 4 Приказа в части ограничения времени получения оплаченных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, - в течение одного года, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает её права, свободы и законные интересы как участника гражданского оборота, имеющего право на получение оплаченных государственных услуг.
В обоснование требования административный истец указывает, что приобрела пакет услуг по формированию электронного документа, содержащего сведения ЕГРН, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав, по тарифу 2 в количестве 1000 штук за 11 940 рублей, однако о том, что данный пакет услуг должен быть использован в течение одного года, её не известили. 7 мая 2023 г. по уникальному идентификатору начисления осуществлён перенос неизрасходованных средств в обновлённый сервис. По истечении года (8 мая 2024 г.) выполнено автоматическое списание неизрасходованных средств (компенсирующая операция "количество 194").
Административный ответчик Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в письменных возражениях и заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве на административный иск указали, что Приказ издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы, вида, порядка его принятия и введения в действие, оспариваемое положение не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Административный истец Мунина О.А. в судебное заседание, о котором извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представители Росреестра Зайцева Ю.А. и Трафимова А.В. возражали против удовлетворения административного иска.
Заинтересованное лицо Министерство юстиции Российской Федерации письменно заявило о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя.
Обсудив доводы административного истца Муниной О.А., выслушав возражения представителей Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Зайцевой Ю.А. и Трафимовой А.В., обсудив письменный отзыв Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, подлежащего такому учёту, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулирует Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 названной статьи, аналитическая и иная информация предоставляются за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы за предоставление указанных сведений и информации (за исключением аналитической информации) устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществления государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровой деятельности и кадастровых отношений, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (пункт 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457).
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях реализации требований федерального закона и в пределах предоставленных такому органу полномочий. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Вопреки доводам административного истца пункт 4 Приказа не содержит предписаний, противоречащих действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, об основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с поименованным федеральным законом сведений.
Частью 1 статьи 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 3 1 этого федерального закона, по запросам любых лиц, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Данный закон в статье 62 определяет порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что является государственной услугой, и устанавливает платность предоставления соответствующей информации по запросам ряда субъектов (часть 2 статьи 63).
По смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Исходя из положений части 9 статьи 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", подпункта "г" пункта 4 Положения о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2023 г. N 683, предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Поименованным федеральным законом установлен заявительный порядок и платность предоставления государственных услуг.
Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждённый приказом Росреестра от 27 сентября 2019 г. N П/0401 (далее - Регламент), определяет стандарт предоставления указанной государственной услуги, устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН (пункты 1, 36).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно порядку взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации, утверждённому приказом Росреестра от 13 мая 2020 г. N П/0144, внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется после представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 приведённого порядка (пункт 2); в случае подачи запроса в электронном виде, в том числе с целью получения сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, орган регистрации прав в момент обращения направляет заявителю сообщение с указанием уникального идентификатора начисления на адрес электронной почты, указанный в запросе, или веб-сервис, посредством которого подан запрос, для осуществления оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (пункт 8); выбор необходимого тарифа осуществляется заявителем в личном кабинете заявителя, размещённом на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечивающем хранение обращений заявителя, ранее направленных в орган регистрации прав (пункт 9); полученная органом регистрации прав плата подлежит возврату полностью в случае, если заявителем не представлялся запрос о предоставлении сведений ЕГРН или внесения её в большем размере, при этом возврату подлежат средства в размере, превышающем размер установленной платы (пункт 11).
В целях предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН не позднее дня, следующего за днём осуществления платы, заявителю предоставляется возможность поиска сведений ЕГРН в отношении объектов недвижимого имущества по установленным пунктами 13, 14 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утверждённого приказом Росреестра от 8 апреля 2021 г. N П/0149 (далее - Порядок N П/0149), критериям и просмотра таких сведений без формирования электронного документа или с формированием документа в виде выписки из ЕГРН: об объекте недвижимости; об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; о переходе прав на объект недвижимости; о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; о зоне с особыми условиями использования территории, территориальной зоне, публичном сервитуте, территории объекта культурного наследия, территории опережающего развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, особо охраняемой природной территории, лесопарковом зелёном поясе, особой экономической зоне, охотничьем угодье, Байкальской природной территории и её экологических зонах, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населённого пункта; об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости (пункт 15).
Выбор способа предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, объёма предоставляемых сведений либо вида выписки из ЕГРН осуществляется самостоятельно заявителем в личном кабинете или посредством веб-сервиса.
Предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется на основании запроса, форма которого установлена Порядком N П/0149. Согласно пункту 33 данного порядка запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН представляется в электронной форме путём заполнения формы запроса, размещённой в личном кабинете и на едином портале.
Сведения, содержащиеся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН предоставляются заявителям, получившим уникальные коды. Предоставление ключей доступа осуществляется в электронной форме посредством личного кабинета, размещённого на официальных сайтах и обеспечивающего хранение ранее направленных обращений, заявителям, зарегистрированным в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (пункт 3 Порядка N П/0149).
Таким образом, плата за предоставление сведений из ЕГРН вносится до получения результата государственной услуги вне зависимости от способа получения такой услуги. Заявитель самостоятельно, исходя из своих потребностей, выбирает способ предоставления услуги, форму получения услуги, количество предоставляемых выписок из ЕГРН в соответствии с установленными тарифами. Если заявитель не воспользовался предоставленным ему правом на получение сведений или воспользовался им не в полном объёме, плата не подлежит возврату.
В силу пункта 36 Регламента государственная услуга считается оказанной в момент предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.
Следовательно, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН является результатом оказания государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
В зависимости от способа получения сведений посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН, заявителя, объектного состава предоставления сведений, объёма получаемых сведений приложением N 2 к Приказу установлены размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.
Тарифы 1-5 установлены в зависимости от количества получаемых сведений.
Пунктом 4 Приказа предусмотрено, что тарифы 1-5 предполагают размер оплаты за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством доступа к ФГИС ЕГРН, в зависимости от выбранного способа получения сведений, типа заявителя и максимального количества получаемых единиц сведений (операций), которые доступны в течение года.
Информация о Приказе, а также периоде использования оплаченных операций по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН, доводится до сведения заявителей и доступна им в личном кабинете, размещённом на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из пояснений представителей Росреестра, данных в ходе судебного заседания, доступность оказываемой услуги периодом - в течение одного года - обусловлена в том числе техническими требованиями к сроку действия уникального кода (ключа доступа).
В системе действующего правового регулирования оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца в указанных им аспектах, соответствует требованию правовой определённости и по своему содержанию не допускает неоднозначного толкования.
Подлежит отклонению, как ошибочное, утверждение административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного положения статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку данная норма не регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Кроме этого, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приказ в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечёт принятие судом решения об отказе в удовлетворении заявленного требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Муниной Ольги Анатольевны о признании частично недействующим пункта 4 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 мая 2020 г. N П/0145 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2024 г. N АКПИ24-737
Опубликование:
-