Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Славяне" Тененбаума В.А. (доверенность от 15.05.2012),
рассмотрев 04.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2012 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Шульга Л.А., Абакумова И.Д., Есипова О.И.) по делу N А42-1519/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Славяне" (место нахождения: город Мурманск, улица Траловая, дом 51; ОГРН 1095190001939; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Мурманской области (далее - Управление) от 25.02.2011 N 2109/100/11 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 01.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.04.2012, постановление Управления признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества имеется состав вмененного ему административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе осуществления контрольных мероприятий выявлено, что в период с 21.44 мск 25.12.2010 по 14.52 мск 26.12.2010 принадлежащее Обществу судно М-0438 "Фортуна" при следовании от Государственной границы Российской Федерации в место укрытия от шторма производило маневрирование в территориальном море Российской Федерации (Баренцево море).
Усмотрев в действиях Общества нарушение порядка следования судна от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Управление составило в отношении него протокол от 21.02.2011 N 2109/100/11 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 25.02.2011 N 2109/100/11 Общество признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, придя к выводу о недоказанности Управлением наличия в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, заявление удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2, пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
Согласно части седьмой статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о госгранице) при следовании от пунктов пропуска через Государственную границу до Государственной границы (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) судам запрещается остановка (пункт "в").
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
В данном случае согласно протоколу об административном правонарушении объективная сторона вмененного Обществу административного правонарушения выражается в том, что в период с 21.44 мск 25.12.2010 по 14.52 мск 26.12.2010 судно М-0438 "Фортуна" при следовании от Государственной границы Российской Федерации в место укрытия от шторма маневрировало в территориальном море и могло выполнять траление, поскольку скорость маневрирования соответствовала скорости буксировки донного трала.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что упомянутые нормы Закона N 155-ФЗ и Закона о госгранице не содержат ограничений по количеству маневрирований, а проход судном территориальных вод со скоростью, отличной от спецификационной (наибольшей расчетной), не образует события административного правонарушения. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Кроме того, как установлено судами, маневрирование в территориальном море было вызвано необходимостью укрытия судна от шторма, о чем капитаном судна, который в силу статьи 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации обязан принимать меры по обеспечению безопасности плавания судна, подана в Управление соответствующая радиограмма.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения. При этом суды указали, что выполнение судном траления при маневрировании в территориальном море носит предположительный характер ввиду отсутствия в деле каких-либо доказательств такового.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по делу N А42-1519/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Пограничного управления Федеральной службы безопасности по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.