Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 января 2025 г. N 14
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики
1.1. Оценка текущего состояния, характеризующего сферу малого и среднего предпринимательства и туризма Республики Саха (Якутия)
Малое и среднее предпринимательство
Малое и среднее предпринимательство в Республике Саха (Якутия) приобретает все большее значение в экономике, становится одним из важных факторов социальной и политической стабильности, стратегическим ресурсом развития региона.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы (далее - единый реестр) по итогам 2023 года в республике действуют 41 794 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 29 869 индивидуальных предпринимателя, рост с начала года составляет 1 209 ед., то есть 2,9 процента.
По данным единого реестра численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - ЧЗМСП), включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, с учетом введенного с 1 июля 2020 года налога на профессиональный доход, по итогам 2023 года составляет 113 574 ед.
Численность занятых в организациях и индивидуальных предприятиях сократилась на три процента с начала года, показатель достиг количества 57 900 человек.
Наибольший вклад в увеличение показателя ЧЗМСП вносит "самозанятость": всего на территории Республики Саха (Якутия) зарегистрировано 44 710 ед. самозанятых, в том числе: физические лица - 42 159 ед., индивидуальные предприниматели - 2 551 ед.
Таким образом, показатель ЧЗМСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в 2023 году перевыполнен на 11 процентов.
В Законе Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. N 2077-З 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года" (далее - Стратегия) главными задачами развития малого и среднего предпринимательства в республике являются выравнивание условий работы бизнеса и дополнительная поддержка выхода компаний на корпоративные и внешние рынки, которые обеспечат занятость населения и устойчивый рост реальных доходов граждан республики.
Итоговыми индикаторами реализации Стратегии к 2032 году определены: численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, - 138 тыс. человек (рост в 1,5 раза к 2018 году), вклад малого и среднего предпринимательства в внутренний региональный продукт - 21 процент (рост на 1,4 процента).
Малое и среднее предпринимательство как межотраслевой сектор экономики способно эффективно использовать свои ресурсы, обеспечивать новые рабочие места и качественно влиять на уровень жизни населения, способствовать формированию рыночной инфраструктуры и вести поиск принципиально новых инновационных способов развития.
Производимая в республике продукция в настоящий момент является неконкурентоспособной по основным позициям на национальном рынке сбыта и ограниченно конкурентоспособной на глобальных рынках сбыта.
Кроме макроэкономических показателей, влияющих на потенциал развития предпринимательства в республике, к существующим ограничениям необходимо отнести:
низкую внутреннюю транспортную доступность, зависимость от сезонных факторов, которые во многих районах осложнены труднодоступностью и отдаленностью наслегов;
высокую степень монополизированности экономики при высокой себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства;
недостаток финансовых ресурсов для развития бизнеса;
недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
административные барьеры;
тарифную политику естественных монополий.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Январь - декабрь 2022 |
Январь - декабрь 2023 |
Динамика, % |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей)<1> |
ед. |
40 585 |
41 794 |
102,9 |
в том числе: | ||||
средние предприятия |
ед. |
45 |
44 |
97,7 |
малые предприятия |
ед. |
851 |
853 |
100,2 |
микропредприятия |
ед. |
39 689 |
40 897 |
111,5 |
Количество юридических лиц<1> |
ед. |
11 786 |
11 751 |
|
в том числе: | ||||
средние предприятия |
ед. |
43 |
42 |
97,6 |
малые предприятия |
ед. |
682 |
681 |
99,8 |
микропредприятия |
ед. |
11 061 |
11 028 |
99,7 |
Количество индивидуальных предпринимателей<1> |
ед. |
28 799 |
30 043 |
95,8 |
в том числе: | ||||
средние предприятия |
ед. |
2 |
2 |
100,0 |
малые предприятия |
ед. |
169 |
172 |
101,7 |
микропредприятия |
ед. |
28 628 |
29 869 |
104,3 |
Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей)<1> |
чел. |
59 579 |
57 900 |
97,2 |
в том числе: | ||||
средние предприятия |
чел. |
4 802 |
4 554 |
94,8 |
малые предприятия |
чел. |
22 515 |
21 170 |
94,0 |
микропредприятия |
чел. |
32 262 |
32 176 |
99,7 |
Оборот средних и малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей)<2> |
млн руб. |
268 298,5 |
330 709,6 |
123,3 |
в том числе: | ||||
средние предприятия |
млн руб. |
38 669,6 |
52 026,4 |
134,5 |
малые предприятия (с учетом микропредприятий) |
млн руб. |
229 628,9 |
278 683,2 |
121,4 |
Объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг индивидуальных предпринимателей (с учетом налогов и аналогичных платежей)<2> |
млн руб. |
282 558,8 |
336 897,2 |
119,2 |
------------------------------
<1> - данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы;
<2> - данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).
------------------------------
В разрезе по видам деятельности за 2023 год в Республике Саха (Якутия) наибольший прирост субъектов малого и среднего предпринимательства наблюдается в предприятиях сферы образования - 72 ед. (20,99 процента), строительной отрасли - 420 ед. (7,2 процента), деятельности по операциям с недвижимым имуществом - 98 ед. (5,79 процента), деятельности в области информации и связи - 55 ед. (5,71 процента), транспортировке и хранении - 301 ед. (5,12 процента). В остальных отраслях увеличение не более пяти процентов. Наблюдается снижение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отраслях сельского и лесного хозяйства на 159 ед., (в том числе растениеводства и животноводства), охоты и предоставления соответствующих услуг в этих областях на 144 ед., рыболовства и рыбоводства на 16 ед., предоставления прочих видов услуг на 27 ед., обрабатывающих производств на 19 ед., деятельности профессиональной, научной и технической на четыре ед., водоснабжения на три ед. и деятельности домашних хозяйств на одну ед.
Следствием введения ограничительных мер и с учетом негативного санкционного влияния, продолжающегося с 2022 года, является сокращение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в самых уязвимых отраслях.
Всего индивидуальными предпринимателями производится около 44 видов промышленной продукции: большинство предпринимателей занимаются производством ювелирных изделий, мебели, воды минеральной природной питьевой и питьевой воды, колбасных изделий, блоков оконных пластиковых, хлеба и хлебобулочных изделий.
В Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), механизмы выявления и пресечения незарегистрированного предпринимательства отсутствуют. В связи с этим проведение проверок в отношении "представителей" незаконной предпринимательской деятельности невозможно.
На этом фоне сектор "теневого" бизнеса чувствует себя безнаказанно, что требует совершенствования организационного и нормативно-правового обеспечения деятельности в сфере предпринимательства.
Появление и развитие такого негативного явления как "незаконное предпринимательство" обусловлены критическими факторами государственного регулирования: высокие налоговые режимы, контрольные и проверочные мероприятия, требования разных нормативов к предоставляемым услугам и товарам предпринимателей и так далее. Данные требования обеспечивают защиту прав и интересов потребителей, но с другой стороны являются фактором перехода легальных предпринимателей в "теневой" сектор бизнеса, поскольку представители последнего являются слишком сильными конкурентами для добросовестных предпринимателей.
Внутренний и въездной туризм
На сегодняшний день туризм является одной из наиболее перспективных отраслей в Республике Саха (Якутия), развитие внутреннего туризма рассматривается как одна из задач импортозамещения, развитие въездного туризма является одним из перспективных путей решения задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта региона.
Отрасль туризма оказывает значительное мультипликативное воздействие на деятельность ряда секторов экономики республики, также напрямую способствует росту услуг в таких сферах, как услуги коллективных средств размещения, общественное питание, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции.
Препятствиями для развития туризма в Республике Саха (Якутия) являются:
1) транспортная труднодоступность, отсутствие автодорог, высокая стоимость авиаперевозок. Республика Саха (Якутия) - самый крупный регион Российской Федерации, удаленность населенных пунктов (пунктов отправки к объектам туристского показа) и сложная транспортная схема (до места назначения многих туристских маршрутов необходимо использовать по несколько видов транспорта) приводят к значительному удорожанию туристских продуктов. Арктические и северные районы республики (Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район) в летнее время имеют только авиасообщение до районных центров. В центральных районах республики до большинства туристских объектов отсутствуют автодороги, что приводит к необходимости использования вездеходного транспорта;
2) низкий уровень туристской инфраструктуры, отсутствие инженерной инфраструктуры в туристских местностях. Существующие туристские объекты не отвечают мировым стандартам и требованиям зарубежных туристов. Отсутствие комфортных условий пребывания туриста оказывает негативное влияние на туристский имидж региона. Существующие туристские базы, в основном, работают только в летнее время вследствие отсутствия инженерных коммуникаций;
3) услуги, оказываемые физическими лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, а также услуги, оказываемые предпринимателями, сведения о которых не включены в единый федеральный реестр туристических операторов.
В настоящее время нелегальный туризм сильно развит в центральных и северо-восточных районах республики. Больше всего "нелегальные предприниматели" работают по маршруту в Национальный парк "Ленские столбы", вытесняя официальных туристических операторов с маршрутов, организовывая сплавы на реках Синяя, Буотама, Амга, Лена в летнее время, туры в Томпонский район. Ситуация усугубляется тем, что из-за невозможности установить цены, сравнимые с нелегальными предпринимателями, туристические операторы вынуждены уходить со своих наработанных маршрутов, уклоняться от уплаты налогов.
В 2020 - 2023 гг. государственная политика развития отрасли туризма осуществлялась на основе Стратегии развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 года во взаимодействии с федеральными и муниципальными органами, общественными организациями, исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), бизнесом. Сформированная за этот период нормативная правовая база и комплексные механизмы позволили закрепить туризм как одну из наиболее перспективных отраслей социально-экономического развития республики. Утверждены Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и Стратегия развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2025 года, в которых определено, что кластерный подход является наиболее оптимальным при развитии территории.
Ежегодно совокупный объем туристского потока на территории республики составляет около 200 тыс. человек, из которых более 190 тыс. человек - граждане Российской Федерации и трех тыс. человек - иностранные граждане.
За 2023 год по данным Росстат численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения гостиничного типа, составила 191 366 человек. На территории республики осуществляют деятельность 28 туроператоров и реализуется 171 туристический продукт.
Экспорт туристских услуг Республики Саха (Якутия) по данным Центрального банка России в 2023 году составил 0,07 млн долларов США (всего экспорт услуг - 38,95 млн долларов США), в 2022 году составил 0,02 млн долларов США (всего экспорт услуг - 66,32 млн долларов США).
Число коллективных средств размещения в 2023 году составило 218 ед., количество номеров в них - 2949 ед., количество мест - 6379 ед.
Общий объем платных услуг, оказанных населению, в 2022 году составил 1 014 300 тыс. рублей, в том числе объем услуг коллективных средств размещения - 1 221, 2 тыс. рублей.
В 2023 году зарегистрированы товарные знаки "Якутия твоя сила духа", "Чысхаан", "Алмазная столица" и географическое указание "Якутский нож". Также в целях защиты населения от контрафактной продукции свыше трех тысяч юридических лиц и предпринимателей промаркировали товары средствами идентификации.
К 2027 году планируется строительство гостиничного комплекса категории "четыре звезды" в г. Якутске под национальным брендом COSMOS на 148 номеров.
Традиционно проводятся событийные мероприятия: "Муус Устар", "Путешествие на Полюс Холода", "Зима начинается с Якутии".
На постоянной основе обеспечивается презентация туристских продуктов и участие в деловой программе международных и российских конгрессно-выставочных мероприятий. Регулярно модернизируется туристский портал visit-yakutia.com.
На сегодня актуально создание современного туристического комплекса, качественных туристских продуктов, что возможно только при условии государственного участия в создании благоприятных условий для развития туристской деятельности.
Торговля
Розничная торговля играет важную роль в социально-экономическом развитии национальной и региональной экономики. Торговля является одной из самых динамичных и востребованных сфер национальной экономики с наиболее конкурентной средой, самым широким представительством всех форматов предпринимательства, стимулирует предпринимательскую инициативу и постоянное вовлечение в предпринимательство всех групп населения.
Современный потребительский рынок отличается высокой концентрацией товаров различного назначения, большим количеством производителей. Изменилась система поступления товаров на рынок, стремительно завоевывает популярность у населения интернет-торговля.
По состоянию на 1 января 2024 года на территории Республики Саха (Якутия) функционируют 11 322 розничных и оптовых торговых объекта, общая торговая площадь которых составляет 606 781 кв. м. Фактическая обеспеченность населения Республики Саха (Якутия) площадью розничных торговых объектов составляет 607 кв. м на 1000. Имеет место наличие диспропорции в уровне обеспеченности торговыми площадями городских и сельских населенных пунктов, муниципальных образований и городского округа "город Якутск". Так, обеспеченность сельского населения площадью розничных торговых объектов составляет 312,9 кв. м.
Свою деятельность на рынке услуг розничной торговли осуществляют 1 153 юридических лица и 7 655 индивидуальных предпринимателей. За период с 2021 по 2023 год количество организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, увеличилось на 23 единицы.
Оборот розничной торговли в Республике Саха (Якутия) за 2023 год составил 353 311 570,3 тыс. рублей (104,5 процента к 2022 году в сопоставимых ценах). Оборот розничной торговли на душу населения составил 354 174 рублей (104,4 процента к 2022 году в сопоставимых ценах).
В 2023 году оборот розничной торговли Республики Саха (Якутия) на 71,1 процента формировался организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок - три процента.
Наибольший объем оборота розничной торговли сформировался в городе республиканского значения Якутске, а также в промышленных муниципальных образованиях: в Нерюнгринском, Мирнинском, Алданском, Ленском районах, а также в Мегино-Кангаласском районе. Доля их участия в формировании оборота розничной торговли республики в 2023 году составила 76 процентов, из них 55,7 процента приходилось на город республиканского значения Якутск.
Степень различия оборота розничной торговли на душу населения среди муниципальных образований достаточно высока и связана как с уровнем их экономического развития и соотношением городского и сельского населения, так и с характером размещения и доступностью объектов розничной торговли.
За 2021 - 2023 годы сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговли за счет субъектов малого предпринимательства.
Значительную роль среди субъектов малого бизнеса играли индивидуальные предприниматели, формируя более 70 процентов оборота розничной торговли республики.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Исходя из основных направлений развития, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, целями программы являются формирование благоприятных условий для развития предпринимательства, повышение уровня конкурентоспособности продукции субъектов малого и среднего предпринимательства и комплексное развитие внутреннего и въездного туризма.
Государственная программа направлена на реализацию следующих стратегических целей Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с определением целевого видения до 2050 года:
1) развитие малого и среднего предпринимательства как ключевого механизма обеспечения занятости населения;
2) ускоренная трансформация бизнес-процессов в цифровой и дистанционный формат (эквайринг, логистика, маркетинг, коммуникации с клиентами и другое);
3) комплексное развитие внутреннего и въездного туризма.
Также одной из основных целей реализации государственной программы является реализация целей и задач национальных проектов "Эффективная и конкурентная экономика" и "Туризм и индустрия гостеприимства".
Для достижения целей программы поставлены следующие задачи:
1) формирование благоприятного климата для развития предпринимательской инициативы, популяризация предпринимательства, формирование положительного образа предпринимателя, развитие предпринимательского мышления;
2) обеспечение доступного туристско-рекреационного комплекса; создание комфортной среды пребывания туриста на уровне мировых стандартов; продвижение республиканских туристических продуктов на межрегиональный и международный уровни; совершенствование системы управления и подготовки кадров в сфере туризма, создание эффективной системы учета показателей туристской отрасли;
3) системное стимулирование повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, формирование бренда "Сделано в Якутии - лучшее в мире".
Государственная программа разделена на разделы, в каждом предусмотрены мероприятия в соответствии с направлениями.
Приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания государственной поддержки определены:
деятельность в сфере производства;
социальное предпринимательство;
туристско-рекреационная деятельность;
деятельность в арктических и северных районах;
деятельность в сельских населенных пунктах Республики Саха (Якутия).
Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в соответствии с положениями Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 279-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки".
Региональный проект N 1 "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы"
Целью регионального проекта является достижение показателя "Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, превысивших предельные значения для определения категорий субъектов малого и среднего предпринимательства (микро-, малые, средние)" в Республике Саха (Якутия).
Региональный проект направлен на достижение следующих задач:
1. Задача "Расширен доступ к финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях", для достижения задачи предусмотрены следующие результаты (мероприятия):
1.1. Результат "Субъектами малого и среднего предпринимательства обеспечено привлечение финансирования за счет поручительств (независимых гарантий) фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств)".
1.2. Результат "Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечен льготный доступ к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций".
2. Задача "Увеличен охват субъектов малого и среднего предпринимательства услугами и мерами инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" для достижения задачи предусмотрены следующие результаты (мероприятия):
2.1. Результат "Увеличен объем внебюджетных инвестиций основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям помещениям индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, бизнес-парков, технопарков, промышленных технопарков".
2.2. Результат "Субъектам малого и среднего предпринимательства обеспечен льготный доступ к производственным площадям и помещениям индустриальных (промышленных) парков, агропромышленных парков, бизнес-парков, технопарков, промышленных технопарков в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний".
2.3. Результат "Субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим вести бизнес, обеспечено оказание услуг и мер поддержки организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства".
Региональный проект N 2 "Развитие туристической инфраструктуры"
В рамках регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" предусмотрены мероприятия по поддержке общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма (грантовая поддержка), обеспечению прироста количества туристических поездок.
Мероприятия реализуются по итогам конкурсного отбора для поддержки (стимулирования) предпринимательских инициатив по развитию инфраструктуры туризма с целью расширения предложений сервисов и услуг, повышению качества туринфраструктуры и расширению туристического сезона. Развитие инфраструктуры туризма включает в себя такие мероприятия, как:
субсидирование на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма;
субсидирование на осуществление поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры;
субсидирование на осуществление поддержки общественных инициатив на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов);
субсидирование мероприятий по финансовому обеспечению создания инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров;
субсидирование на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения;
субсидирование на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма".
Результат 1 "Обеспечено предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в целях предоставления грантов на развитие инфраструктуры туризма".
На достижение результата направлено мероприятие "Субсидирование на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма".
Результат 2 "Введены в эксплуатацию номера в модульных некапитальных средствах размещения".
На достижение результата направлено мероприятие "Субсидирование на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных некапитальных средств размещения".
Результат 3 "Обеспечено увеличение числа туристских поездок".
На достижение результата направлено мероприятие "Единая субсидия на достижение показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма".
Ведомственный проект 1 "Мероприятия, направленные на укрепление имиджа предпринимательской деятельности"
В ведомственный проект входит мероприятие "Награждение знаком "Лидер перемен" предпринимателей, общественных объединений, журналистов, представителей законодательной и исполнительной власти, организаций и учреждений, внесших наибольший вклад в развитие и поддержку предпринимательства в Республике Саха (Якутия)", которое направлено на повышение престижности предпринимательской деятельности в республике.
Ведомственный проект 2 "Стимулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства"
В ведомственный проект входят следующие мероприятия:
1) субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых производством местной продукции;
2) субсидирование части затрат субъектов социального предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
Ведомственный проект 3 "Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Саха (Якутия)"
В ведомственный проект входят следующие мероприятия:
1) организация событийных мероприятий, направленных на развитие туризма;
2) формирование положительного имиджа и продвижение туристского потенциала Республики Саха (Якутия) в федеральных средствах массовой информации;
3) проект цифровой трансформации "Развитие туристического портала Республики Саха (Якутия)";
4) субсидии на софинансирование на реализацию проектов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма.
Комплекс процессных мероприятий N 1 "Обеспечение деятельности Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия) и его подведомственных организаций"
Руководство и управление в сфере установленных функций осуществляет финансовое обеспечение и выполнение функций Министерства предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия):
расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами;
расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
иные бюджетные ассигнования.
Обеспечение деятельности государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр "Мой бизнес" включает:
финансовое обеспечение выполнения функций государственным акционерным учреждением;
расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций казенными учреждениями;
расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
иные бюджетные ассигнования.
Обеспечение деятельности государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство развития туризма и территориального маркетинга" включает:
финансовое обеспечение выполнения функций государственным акционерным учреждением;
расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций казенными учреждениями;
расходы на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
иные бюджетные ассигнования.
Комплекс процессных мероприятий N 2 "Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства"
В целях стимулирования и вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в экспортную деятельность, содействия выходу субъектов предпринимательства на иностранные рынки товаров, работ, услуг и технологий, содействия повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства создана автономная некоммерческая организация "Центр поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)" (далее - Центр поддержки экспорта), которая выполняет функции регионального Центра поддержки экспорта. Центр поддержки экспорта оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для продвижения своей продукции на международные рынки. Финансирование данного мероприятия осуществляется путем предоставления субсидий автономной некоммерческой организации "Центр поддержки экспорта Республики Саха (Якутия)" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией деятельности центра.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)
Развитие малого и среднего предпринимательства должно обеспечить занятость населения и устойчивый рост реальных доходов граждан. В целях обеспечения опережающего роста сектора предпринимательства необходимы выравнивание условий работы бизнеса и дополнительная поддержка выхода компаний на корпоративные и внешние рынки. Сектор предпринимательства должен гибко адаптироваться к изменению внешних условий и бизнес-моделей, находиться в постоянном поиске новых рыночных ниш для удовлетворения потребительских предпочтений.
В целях обеспечения занятости населения и устойчивого роста реальных доходов граждан необходимо создать условия для развития предпринимательской инициативы. Для этого предусмотрены следующие задачи:
снижение административных барьеров по созданию бизнеса, обеспечение упрощенного доступа в электронном виде к мерам поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры поддержки бизнеса и сбыта товаров и услуг;
проведение гибкой налоговой политики;
повышение уровня информированности и доступности комплекса услуг, сервисов и мер государственной поддержки для предпринимателей;
повышение качества закупочной деятельности крупнейших заказчиков, развитие факторинга;
оказание услуг финансовой и нефинансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в формате "одного окна" путем реструктуризации институтов развития поддержки малого и среднего предпринимательства;
реализация механизмов предоставления финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в сельской местности;
вовлечение бизнес-сообщества в решение актуальных вопросов улучшения инвестиционного климата, борьбы с незаконным предпринимательством и применение принципа открытости между органами власти и бизнесом;
поддержка выхода компаний на корпоративные и внешние рынки.
В целях популяризации предпринимательства, формирования положительного образа предпринимателя, развития предпринимательского мышления необходимы:
реализация информационной кампании по продвижению позитивного образа предпринимателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, социальных сетях; пропаганда, популяризация, поддержка и развитие молодежного, семейного и женского предпринимательства, популяризация личных примеров построения успешных компаний;
внедрение инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса с одновременным участием в этой работе представителей ведущих предпринимательских объединений;
внедрение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников малых предприятий, инфраструктуры поддержки бизнеса и государственных служащих, сопричастных к развитию малого и среднего предпринимательства;
тиражирование лучших практик по поддержке малого и среднего предпринимательства.
Системное стимулирование повышения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, формирование бренда "Сделано в Якутии - лучшее в мире" - это постоянный поиск новых рыночных ниш в связи с изменениями потребительских предпочтений и глобальных трендов, выпуск новых видов продукции и оказание новых услуг, в том числе на экспорт.
Ожидаемым результатом ускоренной трансформации бизнес-процессов в цифровой и дистанционный формат (эквайринг, логистика, маркетинг, коммуникации с клиентами и другое) является численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, - 138 тысяч человек.
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
В рамках национальной цели "Устойчивая и динамичная экономика" определены следующие задачи:
обеспечение в 2024 - 2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта;
увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до пяти процентов;
увеличение к 2030 году экспорта туристских услуг в три раза по сравнению с уровнем 2023 года.
1.5. Сведения о налоговых расходах Республики Саха (Якутия)
Для достижения целей государственной программы установлены следующие налоговые льготы:
1. В соответствии с пунктом 1 части 5.1. статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" вычет из налогооблагаемой базы величины кадастровой стоимости 1000 кв. метров площади этого объекта недвижимого имущества - в отношении одного объекта.
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года включительно.
2. В соответствии с пунктом 2 и 3 части 5.1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" освобождение от уплаты налога на имущество организации с кадастровой стоимости (далее - НИО) в отношении объектов недвижимого имущества организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, находящихся на территориях муниципальных образований Республики Саха (Якутия), указанных в пункте 6 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации".
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2029 года включительно.
3. В соответствии с пунктом 4 части 5.1. статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная (12,5 процента - 2024 - 2025 гг.; 25 процентов - 2026 г., 37,5 процента - 2027 г.) сумма НИО, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году"
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года включительно.
4. В соответствии с пунктом 5 части 5.1. статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная (на 50 процентов) сумма налога НИО для организаций, применяющих общий режим налогообложения, за исключением организаций, являющихся банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, организаций, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр, организаций, осуществляющих закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции.
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2027 года включительно.
5. В соответствии с частью 2. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (10 процентов) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (объект налогообложения "доходы-расходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2009 года по 31 декабря 2029 года включительно.
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой за 2022 год - 1 162 ед.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит - 5 027 784 тыс. рублей.
6. В соответствии с частью 3. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (пять процентов) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих следующие виды деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; обрабатывающие производства; разработка компьютерных программ; информационные технологии; туризм (объект налогообложения "доходы-расходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2012 года по 31 декабря 2027 года включительно.
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой за 2022 год - 135 ед.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит - 1 378 355 тыс. рублей.
7. В соответствии с пунктом 3 части 4.1. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" пониженная налоговая ставка (четыре процента) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территориях 2-4 групп муниципальных образований, указанных в части 1.1 статьи 7 настоящего Закона (объект налогообложения "доходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2027 года включительно.
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой за 2022 год - 626 ед.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит 2 054 959 тыс. рублей.
8. В соответствии с пунктом 4 части 4.1. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (два процента) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории пятой группы муниципальных образований, указанных в части 1.1 статьи 7 настоящего закона (объект налогообложения "доходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2016 года по 31 декабря 2027 года включительно.
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой за 2022 год - 214 ед.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит 2 032 542 тыс. рублей.
9. В соответствии с частью 4.2. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (один процент) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих следующие виды деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; рыболовство, рыбоводство; разработка компьютерных программ; информационные технологии; обрабатывающие производства; туризм (объект налогообложения "доходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года включительно.
Численность плательщиков налогов, воспользовавшихся налоговой льготой за 2022 год - ноль ед., в связи с действовавшей льготой в 2022 году, установленной частью 4.8. статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)".
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит 1 494 153,05 тыс. рублей.
10. В соответствии с частью 4.9 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (6,7 процента в 2023 году, 8,4 процента в 2024 году) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность финансовую и страховую (коды ОКВЭД2 64 - 66) (объект налогообложения "доходы-расходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года включительно.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы составляет 2 607 903,8 тыс. рублей.
11. В соответствии с пунктом 1 части 4.10 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" пониженная налоговая ставка (2,7 процента в 2023 году, 4,4 процента в 2024 году, 4 процента с 2025 по 2029 годы) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории первой группы муниципальных образований, указанных в части 1.1 статьи 7 настоящего Закона, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции (объект налогообложения "доходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2028 года включительно.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит 5 777 193 тыс. рублей.
12. В соответствии с пунктом 2. части 4.10 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", пониженная налоговая ставка (2,7 процента в 2023 году) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, осуществляющих деятельность на территориях 2-4 групп муниципальных образований, указанных в части 1.1 статьи 7 настоящего закона (объект налогообложения "доходы").
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года включительно.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы оценочно составит 958 718 тыс. рублей.
13. В соответствии с частью 5 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" пониженная налоговая ставка (ноль процентов) для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, впервые зарегистрированных и осуществляющих установленные данной частью настоящего закона виды предпринимательской деятельности.
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 19 июня 2015 года по 31 декабря 2026 года включительно.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы составляет 367 150 тыс. рублей.
14. В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)" пониженная налоговая ставка (ноль процентов) для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных и осуществляющих установленные данной частью настоящего закона виды предпринимательской деятельности.
Данная налоговая льгота способствует достижению целевых показателей "Число субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.", "Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), % к предыдущему году".
Налоговая льгота действует с 19 июня 2015 года по 31 декабря 2026 года включительно.
Объем выпадающих доходов за 2023 - 2027 годы составляет 2 141 тыс. рублей.
Раздел 2. Информация о направлениях и параметрах реализации стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия)
Государственная программа направлена на реализацию задач, предусмотренных стратегическими указами Главы Республики Саха (Якутия):
1) от 28 сентября 2023 г. N 2 "О мерах по борьбе с бедностью в Республике Саха (Якутия)":
увеличить численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 150 тысяч человек;
увеличить численность субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства, не менее чем в четыре раза.
2) от 28 марта 2024 г. N 269 "О развитии местного производства и туризма в Республике Саха (Якутия)":
внедрить комплекс мер по продвижению и развитию региональных кузнечных производств;
создать центры предоставления бытовых услуг (Мои услуги) в не менее 15 муниципальных районах;
увеличить поток туристов в республику, приезжающих для посещения туристических мест и достопримечательностей, в три раза по сравнению с 2023 годом;
обеспечить интеграцию не менее 30 отечественных сервисов в единую онлайн-платформу для развития туристической индустрии региона;
увеличить номерной фонд объектов размещения в регионе до 4 500 ед., в том числе с категорией не ниже "четыре звезды" не менее 600 ед.;
обеспечить доступность не менее 90 процентов классифицированных коллективных средств размещения в общедоступных агрегаторах;
разработать и запустить не менее 10 продуктов промышленного туризма на территории республики;
запустить комплекс услуг и мер по непрерывному циклу продвижения и защите региональных брендов "защита-маркетинг-упаковка-сбыт".
Раздел 3. Общая информация о направлениях и параметрах реализации арктического раздела
В рамках реализации программы на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) предусмотрено проведение следующего мероприятия:
Субсидирование части расходов субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых производством местной продукции.
Результатом реализации мероприятия является количество сохраненных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получателями государственной поддержки в виде субсидирования части затрат.
Раздел 4. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении отрасли на 2025 - 2029 годы в сферах торговли, туризма и бытовых услуг в среднем составляет 69 297,6 человек. Источником восполнения потребности в кадрах планируется привлечение местной рабочей силы.
Прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках ее закрытия
человек
N |
|
в том числе: |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
||
1 |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении отрасли, всего: |
67 325 |
68 769 |
69 528 |
70 532 |
70 334 |
1.1. |
в том числе, замещающая кадровая потребность |
4 201 |
4 860 |
3 679 |
4 093 |
2 740 |
2 |
Восполнение потребности в кадрах - всего: |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2.1. |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
2.2. |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
х |
х |
х |
х |
х |
2.3. |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия): |
х |
х |
х |
х |
х |
3=1.1-2 |
Дополнительная потребность |
4 191 |
4 850 |
3 669 |
4 083 |
2 730 |
4 |
Источники восполнения дополнительной потребности: |
4 191 |
4 850 |
3 669 |
4 083 |
2 730 |
4.1 |
Привлечение местной рабочей силы |
4 191 |
4 850 |
3 669 |
4 083 |
2 730 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2025 г. N 14 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.