Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Скреблово" Егоровой Е.В. (доверенность от 07.07.2012), от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Шевцовой Е.Н. (доверенность от 16.03.2012 N 05-06/03266), Жигаловой А.Ю. (доверенность от 11.10.2011 N 05-06/15670),
рассмотрев 26.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2012 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Сомова Е.А.) по делу N А56-66568/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "Скреблово", место нахождения: 188273, Ленинградская область, Лужский район, п. Скреблово, ИНН 4710003596 (далее - ЗАО "Скреблово", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 17.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.05.2012, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые судебные акты отменить. По мнению налогового органа, им законно произведено начисление налогов и соответствующих пеней исходя из кадастровой стоимости всего земельного участка.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ЗАО "Скреблово" проведена повторная выездная налоговая проверка, по итогам которой вынесено решение от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к ответственности. Этим же решением налоговый орган доначислил Обществу земельный налог за 2008 год в сумме 1 139 739 руб., за 2009 год в сумме 759 826 руб., а также предложил уплатить пени в сумме 210 498 руб.
Основанием для доначисления земельного налога послужило то, что ЗАО "Скреблово" исчислило налог с участка площадью 194 га, тогда как на основании постановления Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 Обществу предоставлен земельный участок общей площадью 5287 га.
Общество обжаловало решение Управления путем подачи апелляционной жалобы в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, решением ФНС РФ от 30.11.2011 N СА-4-9/2093@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения, а апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с ненормативным актом налогового органа, ЗАО "Скреблово" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 05.08.2011 N 22 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что остальная часть земельного участка, имеющего кадастровый номер 47:29:00-00-0002, используется налогоплательщиком в сельскохозяйственном назначении. Суды также указали, что Управлением не представлены доказательства принятия органом исполнительной власти Ленинградской области акта об отнесении земель общей площадью 5287 га, переданных Обществу в бессрочное (постоянное) пользование, в полном объеме к землям сельскохозяйственного назначения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что принятые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, который устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Ставки, порядок и сроки уплаты налога определяются представительными органами муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктами 1 и 3 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Судами установлено, что постановлением Главы администрации Лужского района Ленинградской области от 29.11.1993 N 579/1 "О перерегистрации права на землепользование АОЗТ "Скреблово" в Лужском районе" Обществу передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок в размере 5287 га, которому присвоен кадастровый номер 47:29:00-00-000:0002.
Как следует из пункта 3 названного постановления, Обществу в составе 5287 га переданы мелкоконтурные естественные сельскохозяйственные угодья - 194 га, лесные площади - 4185 га, кустарники - 246 га и прочие - 662 га.
Налоговый орган указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" площадь земельного участка с кадастровым номером 47:29:00-00-000:0002 составляет 52 870 000 кв.м., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 7,33 руб./кв.м., кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009 составляет 387 537 100,00 руб.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о правомерности исчисления земельного налога лишь в отношении 194 га сельскохозяйственных угодий подлежат отклонению, поскольку налогоплательщики не вправе самостоятельно расчетным путем определять кадастровую стоимость земельного участка. В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке (пункт 12).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.
Между тем в материалах дела отсутствует кадастровый паспорт (выписка из государственного кадастра недвижимости) в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:29:00-00-000:0002.
При таких обстоятельствах выводы налогового органа об отнесении всех полученных налогоплательщиком земель к категории земель сельскохозяйственного назначения, равно как и возражения Общества об отнесении 4185 га к землям лесного фонда и 908 га к землям запаса, следует признать преждевременными.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель и земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 16720/11, никакие иные документы (в том числе письма государственных органов и органов местного самоуправления) помимо сведений государственного кадастрового учета не являются доказательствами, подтверждающими включение земельного участка в состав земель лесного и водного фонда.
В связи с изложенным выводы судов об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога с площади, превышающей 194 га сельскохозяйственных угодий, сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, возражая против доначисления налога, ЗАО "Скреблово" заявляло о том, что сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка не были доведены ни до сведения налогоплательщика, ни до сведения налогового органа, в сроки, установленные статьи 396 НК РФ.
Согласно пункту 11 названной статьи, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Сведения, указанные в перечисленных пунктах, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (пункт 13).
Пунктом 14 статьи 396 НК РФ определено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Обжалуемые судебные акты не содержат оценки данных доводов Общества.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не установлены в полной мере обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а истребование и рассмотрение доказательств по делу выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты следует отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, исследовать представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, дать правовую оценку доводам сторон и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по делу N А56-66568/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.